Дело №2-757/2020
76RS0008-01-2020-000654-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2020г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Грачевой Н.Л, при секретаре Кузьминой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ФИО1 по доверенности – ФИО2, обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области, просит признать за ФИО1 право собственности на жилой дом общей площадью 147 кв.м., расположенный по адресу: <адрес скрыт>
В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес скрыт>
<дата скрыта> истец обратился с уведомлением в Администрацию округа г. Переславля-Залесского Ярославской области о планируемых строительстве или реконструкции объекта жилищного строительства или садового дома на указанном земельном участке.
<дата скрыта> администрацией г.Переславля-Залесского И.Г. за <номер скрыт> принято решение об отказе в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Решением Переславского районного суда от 16 января 2020г. по делу №2а-110/2020 данное уведомление признано законным в части признании не действующими Правил Землепользования и застройки Пригородного сельского поселения в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны и нахождением земельного участка истца в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро».
Работа по подготовке новых Правил землепользования и застройки, территориального зонирования, градостроительных регламентов администрацией городского округа г. Переславля-Залесского не окончена, время окончания работ не известно.
Таким образом, в досудебном порядке оформить право собственности на жилой дом не представляется возможным. Согласно заключению ООО «Архитектура» от <дата скрыта><номер скрыт> работы по строительству дома соответствуют действующим конструктивным нормам, характеристикам надежности и безопасности в целом, соответствуют нормам проживания не причиняя вреда здоровью. Выполненные работы не превышают параметров разрешённого строительства, реконструкции установленных градостроительным регламентом. Жилое здание, возведенное истцом, соответствует действующим строительным, противопожарным и экологическим нормам для эксплуатации жилых зданий.
В судебном заседании истец ФИО1 не участвовала, извещена надлежащим образом, каких-либо заявлений не направила.
Представитель истицы ФИО1 по доверенности ФИО2 требование поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что хозяйственной деятельностью ФИО1 на земельном участке с видом разрешенного использования – для ИЖС не занимается и не может заниматься, соответственно с ее стороны нет негативного воздействия на территорию охранной зоны. Министерством природы не разработаны порядок, формы согласования с ними строительства жилых домов на земельных участках в населенных пунктах, поэтому истица не обращалась к ним.
Представитель ответчика администрации городского округа города Переславля-Залесского по доверенности ФИО3 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, оставляет решение на усмотрение суда, представила отзыв в письменном виде (л.д.37-39)
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро", Министерство природных ресурсов РФ (л.д. 1).
В судебном заседании представитель ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро" не участвовал, извещен надлежаще ( уведомление). Ранее представитель по доверенности ФИО4 просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила отзыв в письменном виде, которым просит в иске отказать. Указывает, что объект недвижимости – жилой дом построен с нарушением градостроительного законодательства РФ без получения на это необходимых разрешений в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации (л.д.53-54)
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов РФ не участвовал, извещен надлежаще ( уведомление). Ранее представитель по доверенности ФИО5 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, представила отзыв в письменном виде, которым просила в иске отказать ( л.д. 44-48). Возражения обосновывает следующим :
Постановлением Совета Министров РСФСР от 26.09.1988 №400 создан Переславский государственный природно-исторический национальный парк.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1998 № 177 Переславский государственный природно-исторический национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Плещеево озеро».
Следовательно, границы Национального парка «Плещеево Озеро» были окончательно установлены в 1998 году и остаются неизменными.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 № 551 «О создании охранной зоны национального парка «Плещеево озеро» установлена охранная зона национального парка «Плещеево озеро», границы которой отражены в Приложении. №.1 к данному постановлению.
При сопоставлении сведений Публичной кадастровой карты с указанным Приложением № 1 усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> расположен в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро».
Таким образом, строительство спорного объекта осуществлено в охранной зоне национального парка «Плещеево озеро».
В соответствии пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничением прав на землю является также ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Как следует из пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий создаются, в том числе в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В силу статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона национального парка является видом зоны с особыми условиями использования территорий.
Как следует из пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 №. 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны национальных парков устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Режим охранной зоны установлен в Положении об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро», являющимся приложением № 2 к постановлению Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 № 551 (далее -Положение).
Как следует из Положения, оно распространяется на все земли, включенные в состав охранной зоны национального парка, в том числе на земли населенных пунктов.
На территории охранной зоны запрещается деятельность, которая может нанести невосполнимый ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам национального парка.
Таким образом, осуществление деятельности на спорном участке возможно при соблюдении режима охранной зоны национального парка «Плещеево озеро».
Пунктом 4 статьи 15 Закона об ООПТ для хозяйствующих субъектов, находящихся на территории национального парка и их охранных зонах установлена обязанность по согласованию вопросов социально-экономической деятельности с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк.
Предметом такого согласования является установление соответствия планируемой хозяйственной деятельности режиму особой охраны национального -арка и определение допустимого уровня антропогенной нагрузки такой деятельности на природные комплексы национального парка.
Задачами согласования социально-экономической деятельности является оценка уровня потенциального негативного воздействия конкретного вида хозяйственной деятельности на природные комплексы национального парка с учетом природных особенностей его территории (особенности рельефа, климата, почвенного покрова, флоры и растительности, животного мира, характеристик гидрологической сети) и существующих на его территории экосистем.
На территории Переславского района создан и функционирует Национальный парк «Плещеево озеро». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008г. № 2055-р Национальный парк «Плещеево озеро» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее – Минприроды). Положение о национальном парке утверждено приказом Минприроды от 15.03.2012г. №60.
В силу пункта 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон относится к полномочиям Минприроды России.
Таким образом, социально-экономическая деятельность хозяйствующих субъектов в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро» подлежит обязательному согласованию с Минприроды России.
Соответственно, строительство в границах охранной зоны национального парка допускается при соблюдении режима охранной зоны и при наличии согласования социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с Минприроды России.
Вместе с тем, ФИО1 за согласованием осуществления строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> в Минприроды России не обращалась.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к е легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель. Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Доказательств того, что ФИО1 не имела возможности обратиться в Минприроды России с заявлением о согласовании осуществления строительства спорного жилого дома до начала осуществления строительства, в материалы дела не представлено.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из документов, представленных в материалы дела, установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, площадью 2985 кв.м., расположенного по адресу: <адрес скрыт>. Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок имеет вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, категория земель – земли населенных пунктов (л.д. 22).
<дата скрыта> ФИО1 обратилась с уведомлением в Администрацию городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области о планируемых строительстве или реконструкции объекта жилищного строительства или садового дома на указанном земельном участке. Уведомлением <номер скрыт> от <дата скрыта> истец был уведомлена о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям:
Так как земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> расположен в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро», осуществить проверку соответствия указанных в уведомлении параметров ОКС параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным Правилами землепользования и застройки Пригородного сельского поселения, утвержденными решением Собрания представителей ПМР от 17.12.2009 № 226 (далее - Правила) не представляется возможным, поскольку решением Ярославского областного суда от 04.10.2018 дело №3а-84/2018, вступившим в законную силу 27.02.2019 (определение Верховного суда Российской Федерации № 8-АПГ18-32), данные Правила признаны недействующими в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны. (л.д. 9).
Из содержания ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в том числе об отступах от границ земельного участка. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории; направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
По смыслу ч. 16 ст. 55 ГрК РФ, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства).
В силу п. 5 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства, направляет застройщику уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Сведения об ограничении, обременении права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> в ЕГРН отсутствуют. Земельный участок расположен в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро».
Согласно подп. «б» п.2 ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особых охраняемых природных территориях» (далее – Закон №33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> не входит в границу самого национального парка, а располагается в его охранной зоне.
Вместе с тем, Федеральным законом от 27.12.2019 N 453-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", в частности, в ст. 52 данного закона, которая ранее предполагала установление охранных зон. Новая редакция ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вступила в силу с 01.01.2020г. и говорит о том, что установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В силу ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в охранной зоне национального парка, не изъяты из оборота. По смыслу ст. 39.15 ЗК РФ, ограничения по использованию земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, могут иметь место быть, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст.83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В состав указанных земель входят земельные участки, отнесенные к жилым зонам. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки (ст.85).
Таким образом, земельный участок предназначен для индивидуальной жилой застройки, как расположенный в границах населенного пункта. В силу чего в отношении земельного участка истец имеет права, допускающие строительство на нем жилого дома.
Функционирование населенного пункта предполагает использование в целях застройки земельных участков, входящих в границы населенного пункта, строительство новых, капитальный ремонт и реконструкцию существующих жилых домов, предназначенных для постоянного (временного) проживания граждан. В связи с чем, доводы Минприроды, ФГБУ «Национальный парк « Плещеево озеро»» о противоречии выстроенного объекта режиму особой охраны национального парка судом отклоняются.
Из возражений Минприроды РФ следует, что регламент, определяющий основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, для земельных участков, расположенных в границах национального парка «Плещеево озеро», не разработан, отсутствует.
Обязанность разработать соответствующие нормы и включить их в положения об особо охраняемых территориях предусмотрена п.14 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу с 01 сентября 2018г.
В силу ст.26 Федерального закона от 03.08.2018г. №342-ФЗ положения об особо охраняемых территориях, которые утверждены до 01.09.2018г., должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 01.06.2020г.
Таким образом, на сегодняшний день предельные параметры разрешенного строительства для д. <адрес скрыт>, как входящего в границы зоны хозяйственного назначения национального парка «Плещеево озеро», не установлены. В связи с чем, доводы о противоречии выстроенного объекта режиму использования особо охраняемой территории, признается судом необоснованным.
Сведения об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро» в ЕГРН не внесены.
В силу ст. 95 ЗК РФ, охранная зона национального парка не относится к землям особо охраняемых природных территорий с соответствующими ограничениями.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что само по себе нахождение земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> не является препятствием к строительству на нем и эксплуатации жилого дома.
Согласно техническому плану здания от <дата скрыта>., составленному кадастровым инженером <И> в границах земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> находится жилой дом общей площадью 147 кв.м., который выстроен без получения разрешительной документации( л д 83-90).
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Таким образом, жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> по адресу: <адрес скрыт>, является самовольной постройкой.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" обращено внимание на необходимость выяснения при рассмотрении споров того, нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, создает ли постройка угрозу жизни и здоровью граждан. При этом допущенное при строительстве объекта нарушение градостроительных и строительных норм и правил должно иметь существенный характер.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению ООО «Архитектура» <номер скрыт> от <дата скрыта>., Жилое здание расположенное по адресу : <адрес скрыт> соответствует действующим строительным, противопожарным, санитарным и экологическим нормам для эксплуатации жилых зданий. Данное здание рекомендуется к признанию его жилым зданием общей площадью 147 м.кв. (л.д.11-21)
Представитель ответчика, иные лица, данное заключение не оспаривают.
Категория земли, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> допускает возведение спорного объекта на земельном участке.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что совокупность условий, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ, имеет место быть; право собственности на жилой дом может быть признано за истцом. Приходя к такому выводу, суд учитывает, что ФИО1 является собственником земельного участка <номер скрыт>, вид разрешенного использования земельного участка допускает строительство жилого дома, здание соответствует установленным требованиям, суду не заявлено, что строение ставит под угрозу права и охраняемые законом интересы других лиц, жизнь и здоровье граждан. Отсутствие Правил землепользования и застройки в части установления охранной зоны национального парка «Плещеевой озеро» препятствием к признанию права собственности на жилой дом в данном случае не является.
Суд полагает, что в данном указанные разъяснения нельзя применить как основание для отказа в иске. Действительно нет доказательств, что истец обратился за разрешением на строительство. Но суд, удовлетворяя иск, учитывает, что истец незамедлительно по завершению строительства принял меры к легализации объекта, объект возведен на земельном участке с разрешенным использованием для ИЖЗ, принадлежащем истцу на праве собственности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом общей площадью 147 кв.м., расположенный по адресу: <адрес скрыт>
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца с дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 22.07.2020 г.
Судья: Н.Л. Грачева