ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7582017 от 09.03.2017 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-7582017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 марта 2017 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: С.А. Сухаревой,

при секретаре: В.В. Цын,

с участием прокурора: О.А Ануфриевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Республики Алтай к ООО «ЧОО»Исполин» о возложении обязанности привести проект освоения лесов в соответствие с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Республики Алтай к ООО «ЧОО»Исполин», в котором просит обязать ООО «Частная охранная организация «Исполин» в срок до 01.07.2017 разработать ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов арендуемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка, площадью 9,6501 га, расположенного на территории Турочакского лесничества, Иогачского участкового лесничества, Телецкого урочища, в квартале № 257, части выделов №№10, 14, 16, в квартале № 259, части выделов №№ 2, 5, 12, 15, в квартале № 260, части выделов №№ 1, 29.

В обоснование исковых требований прокурор указал на то, что при проведении проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что для ведения хозяйственной деятельности ответчиком с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай заключен договор аренды лесного участка.

Территории, в пределах которых ответчиком производится использование лесного участка, являются охотничьими угодьями, средой обитания животного мира.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение ч. 2 ст. 88 ЛK РФ Федеральным агентством лесного хозяйства России принят приказ от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Приказ № 69).

Приказом № 69 установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

Разделом 10 Приказа № 69 установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Во исполнение требований Лесного кодекса РФ и вышеуказанного договора ответчик разработал проект освоения лесов. Как следует из получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендуемый лесной участок рассматривается как составная часть среды обитания для большого количества видов животного мира.

Факт того, что указанный проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы уполномоченного органа, не предполагает (не презюмирует), что проект освоения лесов в полном объеме содержит в себе все сведения, которые должны быть в нем в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Так, непосредственное исследование содержания проекта освоения лесов свидетельствует о том, что последний не содержит ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения.

Отсутствие в проекте освоения лесов ведомости лесотаксационных выделов и тематической лесной карты не соответствует требованиям Приказа № 69, устанавливающего обязательные для исполнения органами государственной власти и лицами, составляющими проект освоения лесов, требования к составу проекта освоения лесов.

Действующее российское законодательство исходит из принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), означающего, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

Из содержания проекта освоения лесов следует, что при освоении лесопользователем территории земель лесного фонда презюмируется наличие факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние животного мира.

Приведенные требования к составу проекта освоения лесов являются частью установленного государством правового механизма, обеспечивающего охрану объектов животного мира и сохранение среды их обитания, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и лицами, осуществляющими освоение лесов.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В связи с указанными обстоятельствами, прокурор вправе обратиться в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, Республики Алтай.

Участвующий в деле прокурор Ануфриева О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «ЧОО»Исполин» по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против заявленных прокурором требований, однако указал, что в настоящее время ответчиком принимаются меры к исполнению требований прокурора.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в судебное заседание не явился, суду представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай заключен договор аренды лесного участка площадью 9,6501 га, расположенного на территории Турочакского лесничества, Иогачского участкового лесничества, Телецкого урочища, в квартале № 257, части выделов №№10, 14, 16, в квартале № 259, части выделов №№ 2, 5, 12, 15, в квартале № 260, части выделов №№ 1, 29.

Территории, в пределах которых ответчиком производится использование лесного участка, являются охотничьими угодьями, средой обитания животного мира.

Во исполнение требований Лесного кодекса РФ и вышеуказанного договора ответчик разработал проект освоения лесов.

Как следует из проекта освоения лесов, арендуемый лесной участок рассматривается как составная часть среды обитания для большого количества видов животного мира.

Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

1) организация использования лесов;

2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки утверждены приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 года № 32, а с 01.08.2012 года регулируются приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года № 69.

Как указано в п. 3 данного Приказа, проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение №25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Содержание проекта, разработанного ответчиком в силу указанных положений закона, не содержит ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного и растительного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Приведенные требования к составу проекта освоения лесов являются частью установленного государством правового механизма, обеспечивающего охрану объектов животного мира и сохранение среды их обитания, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и лицами, осуществляющими освоение лесов.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Надлежащее исполнение предполагает, что обязательство должно быть исполнено надлежащими субъектами, в надлежащее время, надлежащим предметом.

В силу ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь положениями ст. 88 Лесного кодекса РФ и вышеприведенных норм закона, условиями договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 45 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости их удовлетворения путем возложения на ответчика соответствующей обязанности.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанностей, суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 1 июля 2017 года.

В силу требований ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Республики Алтай к ООО «ЧОО «Исполин» удовлетворить.

Возложить на ответчика - ООО «Частная охранная организация«Исполин» обязанность в срок до 1 июля 2017 года разработать ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов арендуемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка, площадью 9,6501 га, расположенного на территории Турочакского лесничества, Иогачского участкового лесничества, Телецкого урочища, в квартале № 257, части выделов №№10, 14, 16, в квартале № 259, части выделов №№ 2, 5, 12, 15, в квартале № 260, части выделов №№ 1, 29.

Взыскать с ООО «Частная охранная организация«Исполин» государственную пошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в сумме 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) представление прокурора в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Председательствующий С.А. Сухарева