ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7586/18 от 01.11.2018 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2-7586/2018

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 ноября 2018 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи А.Ф. Гильмутдиновой

при секретаре судебного заседания Л.Н. Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" к ФИО1 ФИО7 об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков,

установил:

ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" обратилась в суд с иском к ФИО1 об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

В обоснование заявленных требований указано, что при проведении работ по постановке на кадастровый учет земельных участков полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, была выявлена реестровая ошибка в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> принадлежащего ответчику. В частности при межевании данного земельного участка были внесены недостоверные сведения о местоположении его границ, а именно, его границы имеют пересечение с полосой отвода федеральной автомобильной дороги, следовательно, имеет место несоответствие сведений о местоположении границ земельного участка его фактическому местоположению.

Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан как объект капитального строительства, существовала с момента ввода в эксплуатацию, а именно с 1998 года.

Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> был поставлены на государственный кадастровый учет в 2017 году, а автомобильная дорога на тот момент уже существовала (реконструкция автомобильной дороги на данном участке не проводилась, отвод дороги и её границы не менялись), в связи с этим данный земельный участок содержит недостоверные сведения в местоположении границ и был поставлен на учет с нарушением норм земельного законодательства.

При формировании границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> не было учтено местоположение автомобильной дороги федерального значения, а также ее конструктивных элементов, что повлекло наложение сведений о части границ земельного участка на автомобильную дорогу общего пользования Федерального значения и ее полосу отвода.

Земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе, посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Нарушение прав ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» как правообладателя дороги, препятствует проведению работ по обслуживанию и содержанию дороги, так как недостоверные сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> создают препятствия для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан.

На основании вышеизложенного, истец просит признать реестровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, в местоположении ранее установленных границ смежного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, принадлежащего на праве собственности ФИО1 ФИО8, в части координат поворотных точек согласно заключений кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненных в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17.

Признать недействительными и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения части границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, принадлежащего на праве собственности ФИО1 ФИО9, в части координат поворотных точек согласно заключению кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненных в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17.

Внести изменения в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, принадлежащего на праве собственности ФИО1 ФИО10, путем замены существующих координат поворотных точек, указанных в ЕГРН и заключении кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненного в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17, на координаты поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненного в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17.

Считать границы земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан, полученные в результате проведения геодезических работ, согласованными без подписания акта согласования границ с правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>.

Истец неоднократно свои требования уточнял, в окончательном виде просит суд признать реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в местоположении ранее установленных границ смежного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, принадлежащий на праве собственности ФИО1 ФИО11, в части координат поворотных точек согласно заключению кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненных в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о части границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, принадлежащий на праве собственности ФИО1 ФИО12 путем замены существующих координат поворотных точек, указанных в ЕГРН и в заключении кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненного в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17, на координаты поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненного в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17.

Считать границы земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан, полученные в результате проведения геодезических работ, согласованными без подписания акта согласования границ с правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>.

Представитель истца ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" ФИО3 в судебном заседании иск в уточненном виде поддержал, на рассмотрение дела в порядке заочного производства не возражал.

Ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, не сообщив при этом об уважительных причинах своей неявки, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, суд, с учетом мнения представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со статьями 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан своего представителя в судебное заседание не направил.

Представитель третьего лица ООО "Геоцентр" в судебное заседание не явился, извещен, представил пояснения по исковому заявлению, против удовлетворения искового заявления не возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности на момент проведения ответчиком кадастровых работ регулировались Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из положений статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.

В соответствии с частью 9 статьи 38 этого же Федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из смысла и содержания приведенных норм материального права, регулирующих вопросы кадастрового учета объектов недвижимости, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристики земельного участка.

Как следует из совокупности положений, предусмотренных частями 3, 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них, по решению суда. При этом данный Федеральный закон различает два вида ошибок в сведениях: технические и кадастровые. Техническими признаются ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенные органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшие к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; а те ошибки, что были воспроизведены в государственном кадастре недвижимости на основе документов, признаются кадастровыми. Оба вида ошибок подлежат исправлению, но в разном порядке.

Кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

По смыслу вышеприведенных норм, спор, связанный с исправлением кадастровой ошибки, подлежит разрешению с участием непосредственных правообладателей земельных участков и ее исправление, влекущее изменения в сведениях о местоположении границ земельных участков и их площади, ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости, возможно только с участием собственников объектов недвижимости в заявительном порядке.

С 1 января 2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 3 статьи 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

В соответствии с абзацем 3 пунктом 3 Распоряжения Минтранса Российской Федерации от 13 августа 2002 года № ИС-682-р установлено, что одними из основных функций ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» являются выполнение функций государственного заказчика по содержанию, ремонту, обустройству, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, заключение подрядных договоров и контроль за их выполнением, взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти и управления Волго-Вятского региона, координация и решение вопросов развития сети автомобильных дорог общего пользования, а также разработки региональных и территориальных программ развития дорожного хозяйства.

Из материалов дела следует, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан, согласно реестровой записи № <номер изъят> от 2 февраля 2012 года (свидетельство о регистрации от 2 февраля 2012 года) находится в собственности Российской Федерации и реестровой записи № <номер изъят> от 1 марта 2012 года (свидетельство о регистрации от 1 марта 2012 года) закреплена на праве оперативного управления за ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:

выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства - реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и Гили) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Между ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Геоцентр» заключен государственный контракт от 2 мая 2017 года № Т-42-17.

В процессе выполнения работ ООО «Геоцентр» в целях устранения реестровых ошибок в сведениях местоположения границ земельных участков полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, либо сведениях о границах смежных земельных участков (пункт 2.3 государственного контракта), были выявлены нарушения в отношении сведений о границах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в отношении смежных с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения, указанной выше, земельных участков.

В ходе работ по постановке на кадастровый учет земельных участков в границах установленной полосы отвода, кадастровым инженером ООО «Геоцентр» ФИО2 проведен анализ сведений из ЕГРН, документов на автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан, произведен натурный осмотр объекта с использованием высокоточного измерительного оборудования геодезического класса (свидетельство о проверке № 010792 от 18 августа 2017 года, свидетельство о проверке № 010793 от 18 августа 2017 года).

В рамках указанного выше государственного контракта ООО «Геоцентр» даны заключения кадастрового инженера ФИО2, по земельному участку с кадастровым номером <номер изъят>, принадлежащему на праве собственности ответчику.

На основании землеустроительной, проектной и исполнительной документации, геодезической съемки с использованием сертифицированного геодезического измерительного оборудования, а также сведений, полученных из ЕГРН, была установлена существующая полоса отвода федеральной автомобильной дороги. По результатам анализа имеющихся данных и результатам натурного осмотра с использованием измерительного оборудования (вынос точек) следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, накладывается на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан и его полосу отвода. Причем имеет место частичное наложение земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан и его полосу отвода, площадь наложения на участке км 817+031 - км 817+046, км 817+076 - км 817+150 составляет 102 кв.м.

Судом установлено, что при межевании земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> были внесены недостоверные сведения о местоположении его границ, а именно, границы данного участка имеют пересечение с полосой отвода федеральной автомобильной дороги, следовательно, имеет место несоответствие сведений о местоположении границ земельного участка его фактическому местоположению.

Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан как объект капитального строительства, существовала с момента ввода в эксплуатацию, а именно с 1998 года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости № <номер изъят> от 16 октября 2017 года).

Земельный участок, принадлежащий ответчику был поставлен на государственный кадастровый учет в 2017 году, а автомобильная дорога на тот момент уже существовала (реконструкция автомобильной дороги на данном участке не проводилась, отвод дороги и её границы не менялись), в связи с этим данный земельный участок содержит недостоверные сведения в местоположении границ и был поставлен на учет с нарушением норм земельного законодательства.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей в момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> ошибками в ГКН являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ГКН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН; воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В связи с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», утратили силу статья 21 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьи 28, 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу.

Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Со дня вступления в силу данного Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со статьями 61, 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Кроме этого, в силу части 9 и 10 статьи 38 (действующая редакция на момент постановки земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> на кадастровый учет - утратила силу 1 января 2017 года) Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе, посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Статья 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которая регулирует порядок учета и регистрации при образовании объекта недвижимости и не содержит требований о необходимости наличия акта согласования с собственником смежного земельного участка.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Одним из способов защиты права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку при формировании границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> не было учтено местоположение автомобильной дороги федерального значения, а также ее конструктивных элементов, части границ данных земельных участков пересекают границы полосы отвода автомобильной дороги общего пользования Федерального значения.

Пунктами 2.1. и 2.2. Устава ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» предусмотрено, что управление наделено имуществом, находящимся в федеральной собственности, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и -ответчика в судах Российской Федерации.

В адрес ответчика направлено требование от 23 мая 2018 года № 427 о необходимости проведения кадастровых работ в целях устранения выявленных нарушениях, которое получено ответчиком 7 июня 2018 года, однако оставлено без ответа.

Нарушение прав ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» как правообладателя дороги, в виде реестровой ошибки, допущенной при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка ответчика, препятствует проведению работ по обслуживанию и содержанию дороги, так как недостоверные сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> создают препятствия для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в местоположении ранее установленных границ смежного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, принадлежащего на праве собственности ФИО1 ФИО13, имеется реестровая ошибка, которая подлежит исправлению путем внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о части границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, отношении смежной границы с полосой отвода автомобильной дороги, путем замены существующих координат поворотных точек, указанных в ЕГРН на координаты поворотных точек смежной границы, указанных в заключении кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненного в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" к ФИО1 ФИО14 об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, удовлетворить.

Признать реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят> принадлежащего на праве собственности ФИО1 ФИО15.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о части границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, принадлежащего на праве собственности ФИО1 ФИО16 путем замены существующих координат поворотных точек, указанных в ЕГРН в отношении смежной границы с полосой отвода автомобильной дороги, на координаты поворотных точек, указанных в заключение кадастрового инженера ООО «Геоцентр» ФИО2 от 2017 года, выполненного в рамках государственного контракта от 2 мая 2017 года № Т-42-17, который является неотъемлемой частью данного решения.

Считать границы земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 735+204 - км 1040+476; км 1041+776 - км 1166+710 в границах Республики Татарстан, полученные в результате проведения геодезических работ, согласованными без подписания акта согласования границ с правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>

Ответчик вправе подать в Советский районный суд г. Казани заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

Решение может быть также обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Советского

районного суда города Казани /подпись/ А.Ф. Гильмутдинова

Копия верна.

Судья А.Ф. Гильмутдинова

Мотивированное заочное решение изготовлено 6 ноября 2018 года.

Судья А.Ф. Гильмутдинова