ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-758/20 от 06.10.2020 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-758/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области 06 октября 2020 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Елистарховой Е.Н.,

при секретаре Миховой О.Н.,

с участием:

председателя СНТ «Родничок» ФИО1,

представителя истца по доверенности ФИО2,

представителя ответчика по доверенности ФИО3,

представителя третьего лица ПАО «Россети Юг» по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску садоводческого некоммерческого товарищества «Родничок» к ФИО5 о возложении обязанности перенести прибор учета электроэнергии на границу земельного участка, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

садоводческое некоммерческое товарищество «Родничок» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО5 о возложении обязанности перенести прибор учета электроэнергии на границу земельного участка, взыскании судебных расходов.

В обоснование исковых требований истец указал, что ответчик ФИО5 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Полагает, что в соответствии с п. 144 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 года № 1351 «О внесении изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей» приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачного хозяйства в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного хозяйства – на границах земельных участков. При этом прибор учета, подлежит использованию для определения объемов потребления электрической энергии.

21 декабря 2019 года в адрес ответчика была направлена претензия, в которой было указано на обязанность ФИО5, как собственника земельного участка в СНТ «Родничок», перенести прибор учета на границу садоводческого участка после получения претензии. Письмо было получено ответчиком 29 декабря 2019 года, однако по настоящее время прибор учета электроэнергии не перенесен и не установлен.

СНТ «Родничок» в составе комиссии был обследован садоводческий участок № 870 по факту переноса прибора учета электроэнергии на границу участка. Так, 08 января 2020 года составлен акт № 06, в котором отражено, что прибор учета не перенесен и доступа к прибору нет. Аналогичные акты составлены 18 января 2020 года за № 19 и 26 января 2020 года за № 26.

В связи с чем, просит обязать ФИО5 перенести прибор учета электроэнергии на границу земельного участка № 870 в СНТ «Родничок» Городищенского района Волгоградской области, взыскать с ФИО5 в пользу СНТ «Родничок» судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей, почтовые расходы в размере 232 рублей 06 копеек.

Председатель СНТ «Родничок» ФИО1 и представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

Представитель ответчика ФИО5 по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. Суду пояснил, что прибор учета электроэнергии на принадлежащем ответчику земельном участке по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, СНТ «Родничок», земельный участок № 870, установлен в 2013 году по согласованию с председателем СНТ «Родничок» ФИО1 в месте, указанном энергетиком садоводческого товарищества. Установка прибора учета электроэнергии ответчиком оплачена в СНТ «Родничок». Полагает, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, а потому просил отказать истцу в полном объеме.

Представитель третьего лица ПАО «Россети Юг» по доверенности ФИО4 в судебном заседании при разрешении спора полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ПАО «Волгоградэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных ч. 11 ст. 12 настоящего ФЗ, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 5 Закона № 217-ФЗ лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.

В силу ч.2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Судом установлено, что ФИО5 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

В соответствии с условиями договора энергоснабжения № 3030593/18 от 01 ноября 2017 года гарантирующий поставщик (ПАО «Волгоградэнергосбыт») осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а «Потребитель» (СНТ «Родничок») оплачивает приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказывает услуги на условиях, предусмотренных договором.

Из материалов дела следует, что на основании личного заявления ФИО5 согласовала и оплатила подключение электроэнергии к участку в <адрес><адрес>, данные обстоятельства подтверждены заявлением от 25 июня 2013 года, адресованным Правлению СНТ «Родничок» и имеющим отметки о согласовании и оплате подключения.

Из пояснений представителя ответчика – ФИО3 в судебном заседании, следует, что после согласования подключения электроэнергии к земельному участку ответчика, прибор учета электроэнергии был установлен на земельном участке <адрес><адрес> в месте, указанном энергетиком по согласованию с председателем СНТ «Родничок» ФИО1, что не оспорено стороной истца.

Согласно пояснениям председателя СНТ «Родничок» ФИО1, данным в ходе судебного разбирательства, акт допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию на земельном участке <адрес><адрес> был составлен, однако в настоящее время утерян.

Энергоснабжение принадлежащего ответчику ФИО5 земельного участка осуществляется с 2013 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от 4 мая 2012 года № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

Пунктом 136 Основных положений установлено, что сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.

Под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.

Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по демонтажу ранее установленного прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) и работы по установке прибора учета.

Под утратой прибора учета для целей настоящего постановления понимается отсутствие результатов измерений и информации о состоянии такого прибора учета по истечении 180 дней с даты последнего снятия показаний с прибора учета, в том числе вследствие двукратного недопуска сетевой организации (гарантирующего поставщика - в отношении коллективного (общедомового) прибора учета) к месту установки прибора учета в целях исполнения возложенных на соответствующего субъекта обязанностей.

Расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в настоящем разделе, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.

Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета.

Согласно п.144 Основных положений энергопринимающие устройства потребителя, объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке считаются оборудованными приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в случае если такими приборами учета оборудованы все точки поставки в границах балансовой принадлежности потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, кроме тех точек поставки, по которым в соответствии с настоящим пунктом допускается использование интегральных приборов учета.

Использование интегральных приборов учета допускается по точкам поставки на объектах электросетевого хозяйства напряжением 10 кВ и ниже при условии, что суммарная максимальная мощность по этим точкам поставки не превышает 2,5 процента максимальной мощности всех точек поставки в границах балансовой принадлежности потребителя. В этом случае при формировании почасовых объемов потребления электрической энергии учет объемов потребления электрической энергии по точкам поставки, оборудованным интегральными приборами учета, производится следующим образом. Суммарный объем потребления электрической энергии за расчетный период по точкам поставки, оборудованным интегральными приборами учета, распределяется по часам расчетного периода пропорционально доле объема потребления электрической энергии за каждый час расчетного периода, определенного суммарно по всем точкам поставки, оборудованным приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, в суммарном объеме потребления электрической энергии за расчетный период по всем точкам поставки, оборудованным приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии.

В случае если в отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, не выполнено требование об использовании приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, то вплоть до выполнения указанного требования во всех точках поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств такого потребителя, которые оборудованы интегральными приборами учета, почасовые объемы потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода полагаются равными минимальному значению объема потребления электрической энергии, определенного на основании показаний интегрального прибора учета за расчетный период, распределенного равномерно по указанным часам, и объема электрической энергии, соответствующего величине максимальной мощности энергопринимающих устройств этого потребителя в соответствующей точке поставки, а почасовые объемы потребления электрической энергии в остальные часы расчетного периода определяются исходя из равномерного распределения по этим часам объема электрической энергии, не распределенного на плановые часы пиковой нагрузки.

При этом в случае если к энергопринимающим устройствам указанного потребителя технологически присоединены энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики, а также в случае если объем потребления электрической энергии (мощности) энергопринимающими устройствами такого потребителя в соответствии с договорами энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) определяется за вычетом объема электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики, то объем потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя, подлежащий распределению по часам суток в порядке, установленном настоящим пунктом, определяется как разность объема электрической энергии, определенного на основании показаний прибора учета потребителя за расчетный период, и объема электрической энергии, отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики за соответствующий расчетный период.

В случае отсутствия показаний расчетного прибора учета для определения объема электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов за соответствующий расчетный период, такой объем для целей определения объема потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя (покупателя в отношении такого потребителя) определяется исходя из показаний контрольного прибора учета, а в случае его отсутствия объем электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов за соответствующий расчетный период, для целей определения объема потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя (покупателя в отношении такого потребителя), подлежащий распределению по часам суток, принимается равным нулю.

При этом указанный порядок определения почасовых объемов потребления электрической энергии применяется в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт.

Пунктом 145 Основных положений установлено, что для учета электрической энергии (мощности) в отношении точек поставки розничных рынков электрической энергии, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям Правил оптового рынка для субъектов оптового рынка.

Собственник (владелец) энергопринимающего оборудования (объекта по производству электрической энергии (мощности) и (или) энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, осуществляющие в отношении точек поставки розничного рынка, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке и не входящими в группу точек поставки гарантирующего поставщика, куплю-продажи электрической энергии (мощности) на оптовом рынке в отношении соответствующего энергопринимающего оборудования (объекта по производству электрической энергии (мощности), вправе обеспечить установку (замену) приборов учета в таких точках самостоятельно. В таком случае указанные лица самостоятельно организовывают их допуск в эксплуатацию, а также осуществляют их дальнейшую эксплуатацию.

Реализация обязанностей сетевой организации, предусмотренных пунктом 136 настоящего документа, в отношении точек поставки, входящих в состав групп точек поставки на оптовом рынке, осуществляется не ранее получения уведомления от собственника (владельца) энергопринимающего оборудования (объекта по производству электрической энергии (мощности) и (или) энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, осуществляющих куплю-продажу электрической энергии (мощности) по соответствующей точке поставки на розничном рынке электрической энергии, об отказе в дальнейшем осуществлять приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности). Указанное уведомление должно быть направлено в адрес сетевой организации не позднее 6 месяцев до истечения срока межповерочного интервала прибора учета или срока его эксплуатации и не позднее 5 рабочих дней с даты возникновения иных оснований для установки (замены) прибора учета, предусмотренных настоящим разделом.

В соответствии с п.146 Основных положений, если иное не установлено в настоящем пункте, сетевая организация, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки (группы точек) поставки, с использованием которых на оптовом рынке приобретает электрическую энергию гарантирующий поставщик, обслуживающий потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации, обязана обеспечить оснащение таких точек (групп точек) поставки приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки. Гарантирующий поставщик обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка. Порядок выполнения сетевой организацией и гарантирующим поставщиком указанных обязанностей подлежит определению в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а в случае отсутствия договора оказания услуг по передаче электрической энергии подлежит определению в соглашении, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.

Такая сетевая организация несет перед гарантирующим поставщиком ответственность за невыполнение указанной обязанности и должна возместить гарантирующему поставщику расходы, понесенные им на оптовом рынке в связи с невыполнением ею указанной обязанности. Расходы гарантирующего поставщика на оптовом рынке, возникшие вследствие невыполнения гарантирующим поставщиком обязательств по разработке документов, предусмотренных договором о присоединении к оптовому рынку, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка, несет сам гарантирующий поставщик.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком может быть предусмотрено, что обязанность по оснащению точек (групп точек) поставки, с использованием которых гарантирующий поставщик приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки, принимает на себя гарантирующий поставщик. В этом случае приборы учета и измерительные трансформаторы, компоненты, связанные со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета, установленные гарантирующим поставщиком, по соглашению между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией передаются в собственность сетевой организации с возмещением гарантирующему поставщику понесенных им экономически обоснованных расходов на проектирование, приобретение и установку приборов учета и измерительных трансформаторов, а также компонентов, связанных со сбором и обработкой показаний приборов учета.

Пунктом 165 Основных положений предусмотрено, что сетевая организация в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по предоставлению показаний расчетного прибора учета другой стороне договора оказания услуг по передаче электрической энергии в сроки, предусмотренные настоящим документом, в течение 6 расчетных периодов подряд обязана начиная с седьмого расчетного периода, за который не представлены показания, уплачивать другой стороне договора, в отношении которой нарушены соответствующие обязанности, неустойку в размере 50 процентов стоимости услуг по передаче по соответствующей точке поставки за каждый месяц вплоть до начала представления показаний расчетного прибора учета другой стороне договора оказания услуг по передаче электрической энергии в сроки, предусмотренные настоящим документом. Указанная неустойка учитывается при определении стоимости услуг по договору на оказание услуг по передаче электрической энергии начиная с расчетного периода, в котором получена претензия о неисполнении соответствующих обязанностей. В случае заключения потребителем электрической энергии договора энергоснабжения гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) учитывает указанную неустойку при определении обязательств по договору энергоснабжения в том же расчетном периоде и в том размере, в котором неустойка была учтена сетевой организацией при определении стоимости услуг по передаче.

Гарантирующий поставщик в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения в течение 6 расчетных периодов подряд обязанностей по представлению показаний расчетного коллективного (общедомового) прибора учета другой стороне договора оказания услуг по передаче электрической энергии в сроки, предусмотренные настоящим документом, начиная с 7-го расчетного периода, за который не представлены показания, уплачивает сетевой организации неустойку по договору в размере 50 процентов стоимости услуг по передаче по соответствующей точке поставки в объеме потребления электрической энергии на общедомовые нужды, определенном как максимум из 2 значений - объема потребления электрической энергии на указанные цели, определенного исходя из норматива потребления электрической энергии в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, и фактического среднемесячного потребления электрической энергии на указанные цели исходя из имеющихся показаний коллективного (общедомового) прибора учета за последние 12 месяцев, за каждый месяц вплоть до начала предоставления показаний расчетного прибора учета другой стороне договора оказания услуг по передаче электрической энергии в сроки, предусмотренные настоящим документом. Указанная неустойка учитывается при определении стоимости услуг по передаче в отношении соответствующей точки поставки.

Проверка правильности снятия показаний расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний), не включенных в интеллектуальную систему учета гарантирующего поставщика или сетевой организации осуществляется не чаще одного раза в месяц.

В отношении расчетных приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), контрольное снятие показаний осуществляется сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Для проведения контрольного снятия показаний сетевая организация вправе привлекать третьих лиц, в этом случае ответственность за действия таких третьих лиц, в том числе перед гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), несет сетевая организация.

Сетевая организация проводит контрольное снятие показаний приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с разработанным ею планом-графиком проведения контрольного снятия показаний. Такой план-график сетевая организация составляет в отношении точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации. План-график проведения контрольного снятия показаний сетевая организация доводит до сведения гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в отношении тех точек поставки потребителей, обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация).

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены контрольные снятия показаний в соответствии с планом-графиком проведения контрольного снятия показаний, контрольные снятия показаний в отношении соответствующих точек поставки вправе осуществить гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что контрольное снятие показаний осуществляет гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении всех или части точек поставки.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет контрольное снятие показаний в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для его проведения сетевой организацией.

Из пункта 144, изложенного в Постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2017 года № 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей» следует, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы России, изложенной по вопросу места установления прибора учета в разъяснениях от 06 мая 2014 года, при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование истца о возложении обязанности на ответчика перенести прибор учета электроэнергии на границу земельного участка <адрес>, может негативно сказаться на охраняемых законом интересах и правах ответчика, поскольку повлечет для него дополнительные затраты.

Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не исключает установку прибора учета электрической энергии (мощности) в пределах принадлежащего гражданину земельного участка.

При этом, судом достоверно установлено и не оспорено стороной истца, что прибор учета электрической энергии на земельном участке <адрес><адрес> установлен и введен в эксплуатацию в 2013 году по согласованию с председателем СНТ «Родничок» ФИО1 и с энергетиком садоводческого товарищества, указавшим место для установки прибора. Установка прибора учета электроэнергии ответчиком оплачена.

Доказательств, подтверждающих, что истец вносил в повестку дня на обсуждение общего собрания СНТ «Родничок» вопрос о возложении обязанности на граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ «Родничок» за свой счет переносить приборы учета электроэнергии на границу принадлежащих им земельных участков, и по данному вопросу общим собранием принято положительное решение, суду не представлено.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая приведенные правовые нормы и анализируя совокупность исследованных по делу доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности перенести прибор учета электроэнергии на границу земельного участка в <адрес><адрес>.

Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения основного требования о возложении на ответчика обязанности перенести прибор учета электроэнергии на границу земельного участка, то и производные от него требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей, почтовых расходов в размере 232 рублей 06 копеек, также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований садоводческого некоммерческого товарищества «Родничок» к ФИО5 о возложении обязанности перенести прибор учета электроэнергии на границу земельного участка в <адрес><адрес>, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей, почтовых расходов в размере 232 рублей 06 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 09 октября 2020 года.

Судья Е.Н. Елистархова