ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-758/2016 от 05.07.2016 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело №2-758/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Забайкальского края

Петровск-Забайкальскийгородской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Балбаровой А.В., при секретаре Поздеевой А.М.

с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Жигмитдоржиевой А.Б., представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО1, представителя третьего лица ООО «Надежда» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО3 к ОАО «МРСК-Сибири» - «Читанэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт»о признании действий незаконными,

установил:

Обращаясь в суд в защиту интересов ФИО3, заместитель Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора ссылался на результаты проведенной прокуратурой района проверки по факту обращения ФИО3 о несогласии с размером взимаемой оплаты за электроэнергию. Истец проживает в квартире, расположенной по адресу<адрес>. Проверкой установлено, что размер платы за общедомовые нужды жителям многоквартирного <адрес> начисляется исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии – ЦЭ 6803 , установленного 18.12.2012 филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на границе раздела централизованных сетей и внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности, актом замены. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что фактически указанный прибор учета в установленном постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 порядке не допущен в эксплуатацию, что подтверждается актом проверки от 15.03.2016. Данный прибор допущен в эксплуатацию на основании акта технической проверки работы приборов учета № 150 от 18.12.2012, составленного представителями ответчиков, без участия представителей собственников жилья в указанном многоквартирном доме, что подтверждается актом замены, актом технической проверки, актом проверки. Между тем, проверка приборов учета и измерительных трансформаторов не является тождественной процедурам установки и допуска прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем, указанные акты не могут быть правовым основанием допуска приборов учета в эксплуатацию. При изложенных обстоятельствах, определение задолженности за одн со стороны «Читаэнергосбыт» на основании показаний прибора учета, допущенного ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» как сетевой организацией, установившей указанный прибор учета с существенными нарушениями, является незаконным, нарушающим права жильцов многоквартирного дома, в котором проживает материальный истец.

На основании изложенного, заместитель межрайонного прокурора просит суд признать незаконными действия сетевой организации ОАО «МРСК Сибири» -«Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной ЦЭ 6803 , установленного 18.12.2012 по адресу: <адрес>; признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам указанного многоквартирного дома, в том числе ФИО3

В судебном заседании помощник прокурора Жигмитдоржиева А.Б. исковые требования поддержала в полном объеме.

В письменных возражениях на исковые требования представитель ответчика ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО1 указала, что ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края, основным обязательством которого является поставка электрической энергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставке электрической энергии). Поставку электрической энергии в квартиру дома по адресу <адрес> ОАО «Читаэнергосбыт» осуществляет по договору энергоснабжения. Согласно условиям, которого энергоснабжающая организация подают абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент оплачивает принятую энергию, а также соблюдает предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении до 01.07.2012 обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами используемых воды тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении). Таким образом, по ее мнению, законодатель императивно закрепил норму, обязывающую собственников производить установку коллективных приборов учета используемой электрической энергии. Собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу<адрес>, требование Закона об энергосбережении не выполнили и не обеспечили оснащение дома общедомовым прибором учета. Поскольку законодательство исходит из принципа обязательности учета всех потребленных ресурсов (ст. 13 Закона об Энергосбережении), то система нормативных актов предполагает обязанность сетевых компаний по установке приборов учета в том случае, когда сами собственники не исполнили добровольно требования закона по установке приборов учета. Считает, что установка прибора учета сетевой компанией не носят разрешительного характера. Закон не предоставляет собственникам жилых и не жилых помещений многоквартирных домов право выбора - устанавливать или не устанавливать коллективный прибор учета. Норма в данном случае, как указано выше, носит императивный характер, следовательно, обязательна для всех и не требует заключения какого-либо договора между сбытовой организацией и потребителем. Процедура допуска прибора учета, предусмотренная Основами положениями Акционирования розничных рынков, а так же Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354) предоставляет потребителям право давать возражения на предмет соответствия отбиваемого прибора учета требованиям законодательства о единстве измерений, а также требованиям, предъявляемым п. 154 Основных положений функционирования розничных рынков. Руководствуясь указанными нормами права, сетевая организация ОАО «МРСК-Сибирь» - «Читаэнерго» установила на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, - коллективный прибор учета, который принят в качестве расчетного на основании акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 18.12.2012. При допуске ОДПУ в эксплуатацию в многоквартирном жилом доме <адрес> - коллективный прибор учета электрической энергии ЦЭ 6803 ВМ, , введен и допущен в эксплуатацию актом допуска прибора учета электрической энергии № 150 от 18.12.2012. Прибор учета допущен в эксплуатацию в присутствии представителя сетевой организации ОАО «МРСК Сибирь» - «Читаэнерго», представителя ОАО «Читаэнергосбыт», представителя управляющей организацией ООО «Надежда». Установленные приборы учета электрической энергии приняты без возражений и в отсутствие замечаний, что следует из актов допусков прибора учета электрической энергии в эксплуатацию. В данных актах зафиксированы данные начальных показаний вводимых в эксплуатацию прибора учета. Таким образом, общедомовые приборы учета были введены в эксплуатацию надлежащим образом, в соответствии с действующим Жилищным законодательством. Исковые требования о признании действий ОАО «Читаэнергосбыт» по расчету оплаты электроэнергии потребленной на общедомовые нужды, произведенных на основании показаний ОДПУ недействительным не подлежат удовлетворению в связи со следующим.Законодатель четко определил, что расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае: отсутствия ОДПУ, выхода из строя раннее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ. Расширенному толкованию указанный перечень не подлежит. Установленный ОДПУ технически пригоден, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию, следовательно, у ОАО «Читаэнергосбыт» отсутствовали законные основания не принимать значений указанного приборов учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Начисление же платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды без применения показаний приборов учета, т.е. по нормативам противоречит нормам Жилищного законодательства РФ. Кроме того, в просительной части искового заявления, прокурор не указывает период, за который, по его мнению, должен быть произведен перерасчет по нормативу. Просит суд в удовлетворении исковых требований Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 изложенные в письменном отзыве на исковое заявление доводы поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири-Читаэнерго» представил в суд отзыв на иск, из которого следует, что исковое заявление считает не законным, не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в части признания незаконными действия по установке обще домового прибора учета, по следующим основаниям. Довод процессуального истца о том, что начисление ОДН собственникам жилых помещений в многоквартирном <адрес> напрямую зависит от показаний ОДПУ противоречит нормам жилищного законодательства при наличии управляющей компании, отсутствия непосредственного управления и решения общего собрания собственников об оплате ОДН свыше норматива. Порядок оплатыкоммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранногожильцами способа управления, а право начисления и взимания платы запредоставленные собственникам,нанимателямпомещениймногоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). На основании изложенного, процессуальным истом не представлено причинно-следственной связи между незаконными действиями ОАО «Читаэнергосбыт» по начисления платы ОДН исходя изпоказаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета инезаконной установкой общедомового прибора учета. Вне зависимости отналичия либо отсутствия общедомового прибора учета, собственникимногоквартирного <адрес> обязаны нести расходы напотребление электрической энергии по нормативу ввиду наличияуправляющей компании, отсутствия непосредственного управления ирешения общего собрания собственников об оплате ОДН свыше норматива. Требования ОАО «Читаэнергосбыт» о взыскании платы за ОДН ссобственников и нанимателей МКЖД № 13 является законным. Общедомовой прибор учета установлен в ВРУ -0,4 кВ многоквартирного <адрес>. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.01.2013 на балансе ООО «Надежда» находятся: вся распределительная сеть 0,4 кВ (и. 2.2 акта от 14.01.2013). Исходя из данного акта от 14.01.2013 ВРУ -0,4 кВ (распределительное устройство), прибор учета находится на балансе потребителя (п.2.1 и 2.2 акта от 11.01.2013). Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.01.2013 подписан сторонами без замечаний, на сегодняшний день не оспорен. Согласно ФЗ «Об энергосбережении» (действовавшего до ноября 2009) весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений. Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета. При этом собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении). В силу п. 11 ст. 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом. Управлением многоквартирным домом № 13 осуществляется ООО «Надежда». В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ «Об энергосбережении..») до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, веденных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил 491. Управляющая организация и собственники спорного дома не предпринимали, каких либо мер к тому, чтобы в установленный законом срок приборы учета установить. ПАО «МРСК Сибири», в силу императивной нормы ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ, установило прибор учета № 009072060001015 тип ЦЭ6803ВМ на имуществе собственников, а ООО «Надежда» указанный прибор учета приняло на баланс. В дальнейшем, собственники жилых помещений о неправомерности действий Ответчика по установке приборов учета не заявляли, используют спорные приборы учета с момента ввода их в эксплуатацию но настоящее время. Так норма п. 12 ст. 13 ФЗ №261-ФЗ императивно закрепляет за сетевой организацией обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми (коллективными) приборами учета, в целях соблюдения принципа обязательности учета потребленных энергоресурсов с применением приборов учета. ПАО «МРСК Сибири» производило только монтажные работы связанные с установкой ОДПУ. В действиях ответчика по установке общедомовых приборов учета не усматривается признаков злоупотребления правом. Согласно актам проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от, технической проверки/допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в отношении прибора учета неоднократно проводились технические проверки, результатом которых является заключение о допуске прибора учета в эксплуатацию. Таким образом, акты содержат все необходимые реквизиты, в нем в полной мере отражена требуемая законом информация об установленных и введенных в эксплуатацию приборах учета, подтверждающая возможность использования общедомового (коллективного) прибора учета в качестве расчетного.

Просит суд в удовлетворении исковых требований Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах ФИО3 к ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконными действия сетевой организации по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, установленного по адресу <адрес> отказать.

Представитель третьего лица ООО «Надежда» ФИО2 с исковыми требованиями прокурора района полностью согласилась, представив письменный отзыв на исковое заявление, пояснив в судебном заседании, что полностью поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что управляющая компания ООО «Надежда» организована и работает с 01 июня 2006года. Основной целью ООО «Надежда» является надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирных домах, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан. В декабре 2011года на <адрес> проведено внеочередное общее собрание в форме заочного голосования, собственники помещений <адрес> избрали непосредственный способ управления домом, с 01.03.2012 заключили договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома с ООО «Надежда». 1 мая 2015 года собственники помещений <адрес> избрали способ управление – управление управляющей компанией и в качестве управляющей компании выбрали ООО «Надежда». Договор энергоснабжения между ООО «Надежда» по <адрес> не заключен, в связи с чем, считает, что действия ОАО «Чтаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жителям дома незаконными.

Определением суда от 16 июня 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский».

Материальный истец ФИО3, ответчик ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», третье лицо Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали. Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» просила дело рассмотреть в отсутствии его представителя, о чем представила письменное заявление. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборамиучета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442).

По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года. В противном случае в период с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.

В данном случае, при отсутствии сведений о том, что собственники жилого помещения самостоятельно обеспечили установку общедомового прибора учета, действия ресурсоснабжающей организации по установке данного прибора законны, в данной части действия ресурсоснабжающей организации прокурором района не оспариваются.

Вместе с тем, нельзя признать законными действия ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии исходя из следующего.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений).

В силу пункта 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается и не отрицается представителем ответчика, акты о допуске ОДПУ не составлялись, представитель собственников жилья не присутствовал.

Так, 21 ноября 2011 года по адресу: <адрес> произведена проверка работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии при участии Петровск-Забайкальского РЭС К, о чем составлен акт (л.д.42). Представителя жильцов дома, а также представителя «МРСК-Сибири»-«Читаэнерго» не было.

6 апреля 2012 года проведена проверка работы приборов учета и схемы электрической энергии комиссией в составе представителя энергоснабжающей организации ОАО«МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» Б и ОАО«Читаэнергосбыт» - КМВ (л.д.43), при участии представителя ООО «Надежда» ФИО2

Согласно акта замены прибора учета № 145 от 18.12.2012 годакомиссией в составе представителя энергоснабжающей организации ОАО«МРСК-Сибири» - «Чтаэнерго» Б и ОАО«Читаэнергосбыт» - КМВ установлен прибор учета электроэнергии ЦЭ 6803 ВМ № 009072060001015 (л.д.44). Также в указанном акте имеется подпись представителя потребителя УК ООО «Надежда», однако, как следует из представителя управляющей компании, представитель УК ООО «Надежда» при замене приборе учета ОДН не присутствовал, акт был подписан после его установки по требованию ресурсоснабжающей организации позднее.

Вместе с тем, представителем ответчика не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО2 была делегирована собственниками жилья, выбравшими с 01.03.2012 непосредственный способ управления многоквартирным домом, для представления их интересов.

Напротив, исходя из протокола собрания собственников жилья от 13.12.2011 года их представителем была избрана ИСГ

13 августа 2013 года по адресу: <адрес> произведена проверка работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии при участии представителя ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», представителя ОАО «Читаэнергосбыт» и представителя потребителя о чем составлен акт № 374 (л.д.45). Представителем собственников выступила ЯДН

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО4 была делегирована собственниками жилья для представления их интересов суду не представлено.

13 августа 2014 года представителем ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго», представителем ОАО «Читаэнергосбыт», представителя потребителя УК ООО «Надежда» составлен акт технической проверки (л.д.46) и акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.

19 августа 2015 года по адресу: <адрес> произведена проверка работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии при участии Петровск-Забайкальского РЭС К, о чем составлен акт № 373 (л.д.48). Представителя жильцов дома, а также представителя «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» не было.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически при установке в 2012 году и проверке работы прибора учета, а также при разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон и при вводе прибора учета в эксплуатацию, представителя собственников жилья либо делегированного ими представителя не было.

То обстоятельство, что в актах содержатся сведения о присутствии ООО «Надежда», не подтверждает присутствие представителя потребителя, поскольку в судебное заседание не представлено доказательств, что лицо, от имени ООО «Надежда», расписавшееся в акте, имело правовые основания для представления интересов потребителей, фактически выбравших управление многоквартирным домом - непосредственное управление.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что прибор учета установлен сетевой организацией самовольно, без уведомления потребителей.

Кроме того, исходя их смысла действующего законодательства, акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности, акты проверки работы приборов учета, акты технической проверки, к тому же, не подписанные собственниками либо уполномоченными ими лицами (иное не доказано), не подтверждают соблюдение требований вышеприведенных норм.

Как правильно указал заместитель прокурора в исковом заявлении, проверка приборов учета и измерительных трансформаторов не является тождественной процедурам установки и допуска прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем, указанные акты не могут быть правовым основанием допуска приборов учета в эксплуатацию.

При таком положении и установленныхподелуобстоятельствах, следует признать, что легитимность используемых при расчете платы на ОДН показаний счетчиков не подтверждена, а поэтому при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды потребителям, проживающих в указанном доме, не подлежат применению показания ОДПУ. Начисление истцам платы за электроэнергию на основании ОДПУ не соответствует закону.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора района о признании незаконными действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии ЦЭ 6803 № 009072060001015, установленного 18.12.2012по адресу: <адрес>, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ссылку представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»на определение Верховного суда РФ, апелляционные определения Забайкальского краевого суда и решения судов края суд не принимает во внимание, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому делу, вынесено при иных обстоятельствах.

Также суд признает обоснованными требования прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе ФИО3

Вместе с тем, указанные требования подлежат в части.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1)непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2)управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3)управление управляющей организацией.

В соответствии с п. 7, 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Как следует из п. 3 ст. 161 ЖК РФ, п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: в том числе перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (п. п. 1, 2, 3 ст. 162 ЖК РФ).

Как следует из указанных норм права, для определения исполнителя коммунальных услуг собственниками жилых домов необходимо выражение воли на общем собрании всех собственников многоквартирного дома, относительно способа управления, с последующим заключением договора на управление многоквартирным домом, а для определения исполнителя коммунальных услуг, где собственником всех помещений многоквартирного дома является муниципальное образование требуется заключение со стороны муниципального образования договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

При этом, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 155 ЖК РФ).

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Из вышеизложенного следует обязанность управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды.

При таком положении, правовой статус управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов, обязанности перед ресурсоснабжающей организацией по внесению платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, в жилых домах (домовладениях)

По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.

18 марта и 18 апреля 2015 года решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выбран способ управления многоквартирным домом – управление домом управляющей организацией с 1 мая 2015 года, в качестве которой утверждено выбрать ООО Управляющая компания «Надежда», решено заключить договор с управляющей организацией.

При этом, принято решение, что жители дома против распределения объема коммунальных услуг на ОДН в размере превышения пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, решено оплату коммунальных услуг производить непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Итоги заочного решения общего собрания собственников помещений названного дома и протокол общего собрания от 18 апреля 2015 года недействительными в установленном законом порядке не признавались.

30 апреля 2015 года ООО Управляющая компания «Надежда» и ФИО3, являющаяся представителем жильцов дома, заключили договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

До этой даты дом находился на непосредственном управлении.

Учитывая, что многоквартирный жилой дом находится на управлении ООО Управляющая компания «Надежда» с 1 мая 2015 года, действия ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» в лице ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению к оплате платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, жильцам названного дома, в том числе ФИО3, являются незаконными с 1 мая 2015 года.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора лишь в части, поскольку ОАО «Читаэнергосбыт» производило расчет и требовало от материального истца, проживающего в вышеуказанном многоквартирном доме, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством через управляющую компанию, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды в отсутствие правовых основанийв период с 1 мая 2015 года.

Кроме того, суд отмечает, что после 30 июня 2015 года собственники и наниматели помещений в данном доме не принимали решение о внесении платы за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, а до 30 июня 2015 года такое решение не имело юридической силы.

Поскольку прокурор, материальный истец ФИО3, освобождены от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчиков ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт», на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, по 300 рублей с каждого ответчика.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителяПетровск-Забайкальского межрайонногопрокурора в защиту интересов ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконными действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии ЦЭ 6803 , установленного 18.12.2012 по адресу: <адрес>.

Признать незаконными действия ОАО « Читаэнергосбыт» в лице ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе ФИО3, до 01 мая 2015 года.

Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в лице ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт» в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Балбарова

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2016 года.