ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-758/2022 от 15.07.2022 Ордынского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Ордынский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Роговой О.В.,

при секретаре Пашкевич О.В.,

с участием помощника прокурора Огневой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к МИФНС России по <адрес> о взыскании денежной компенсации и морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к МИФНС России по <адрес> о взыскании денежной компенсации, указывая, что в нарушение ст. 11, 127, 140 ТК РФ ФИО1 при увольнении не произведена выплата полного окончательного расчета. В связи с оптимизацией штатной структуры МИФНС России сокращены государственные гражданские служащие, в том числе ФИО1, работавшая в должности инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками. В соответствии с приказами ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, № ЕД-7-4/226 «О структуре Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>» УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ@ «Об утверждении структур инспекций ФНС России по <адрес>» произведена реорганизация УФНС России по <адрес>. МИФНС по НСО включена в состав МИФНС России по <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по 0ДД.ММ.ГГГГ работникам МИФНС России - государственным гражданским служащим выплачивались средства материального стимулирования (за 2 квартал 2020 года, июль-сентябрь 2020 года, 3 квартал 2020 года, октябрь-декабрь 2020 года, 4 квартал 2020 года, январь-апрель 2021 года, май-июнь 2021 года, 1 квартал 2021 года), которые в нарушение законодательства не учтены работодателем при исчислении и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Согласно произведенного расчета сумма недоначисленной и невыплаченной компенсации ФИО1 составляет <данные изъяты> руб.. Обстоятельства не произведенных выплат, факта трудоустройства и увольнения подтверждаются расчетом сумм, не включенных в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсацию за неиспользованный отпуск 1/12 премирования (материального стимулирования), приказом о назначении на должность, копией служебного контракта, копией приказа об увольнении. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоением ему классных чинов, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функции государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Учитывая, что права работника при увольнении МИФНС были нарушены, ему причинен моральный вред. Прокурор просит взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> в пользу ФИО1 сумму недоначисленной денежной компенсации при увольнении в размере <данные изъяты>

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Огнева О.А. поддержала исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что в прокуратуру <адрес> с письменным заявлением обратилась ФИО1, которая просила разобраться и обязать ответчика произвести перерасчет и выплаты за не начисленные суммы компенсаций. По обращению ФИО1 была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что ФИО1 работала в должности государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками межрайонной ИФНС России по <адрес>, была уволена с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ФИО1, ей не была учтена компенсация за неиспользованный отпуск, не учтены выплаты по день увольнения – премирование в виде материального стимулирования. В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Расчет сумм, не включенных в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсацию за неиспользованный отпуск предоставлен, согласно которого: 68966 рублей – компенсация при увольнении, 14 122 рубля – за неиспользованный отпуск, итого недоплаченная сумма <данные изъяты> рублей, в связи с чем, просит взыскать с Межрайонной ИФНС России по НСО в пользу ФИО1 сумму недоначисленной денежной компенсации при увольнении в размере <данные изъяты> рублей, госпошлину.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что работала в должности государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками межрайонной ИФНС России по <адрес>. В день увольнения – ДД.ММ.ГГГГ, из р.<адрес> привезли трудовую книжку, расчетный листок, справу 2-НДФЛ, в этот же день получила выплаты, чуть позже решила проверить правильности исчисления окончательных выплат, сколько мне было начислено. В Интернете нашла правила исчисления денежного содержания федеральных, государственных, гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ, поняла, что не были выплачены денежные средства в размере 1/12 со средств материального стимулирования. Средства материального стимулирования – это были премии, которые распределялись в зависимости от проведенной работы между инспекциями, а потом уже между отделами, каждым работником, их получали не все одинаково, всё зависело от результатов работы. Поэтому обратилась в прокуратуру <адрес> за разъяснениями. Расчет, произведенный прокуратурой <адрес> поддерживает, не выплачена денежная сумма в размере <данные изъяты>

Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России по <адрес>ФИО2 с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что прокуратура со ссылкой на положения статей 50 и 51 Закона № 79-ФЗ, а также пункты 2 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила) пришла к выводу, что средства материального стимулирования относятся к иным дополнительным выплатам и входят в состав денежного содержания госслужащих. В связи с чем, по мнению прокуратуры, должны учитываться при расчете месячного денежного содержания. В ходе проверки прокуратурой установлено, что при исчислении ФИО1 месячного денежного содержания и расчете компенсации Межрайонной ИФНС России по <адрес> не было учтено полученное ей материальное стимулирование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что привело к занижению её месячного денежного содержания и, как следствие, недополучению компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Инспекция не согласна с приведенными в исковом заявлении прокуратуры доводами, считает, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <адрес> не допущено нарушений норм трудового законодательства, а также законодательства о государственной гражданской службе, расчет месячного денежного содержания произведен корректно и с соблюдением правовых норм, истцом правовые обоснования для удовлетворения заявленных исковых требований не приведены. Применение норм трудового законодательства ФЗ № 79-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. В силу ст. 73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом. Частью 1 ст. 11 ТК РФ также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Из приведенных нормативных законодательства распространяется гражданской службой, только законодательством. Статьей 50 Закона № 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих регламентирован входящим в систему законодательства о государственной гражданской службе специальным нормативным актом, а именно Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных, гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Из чего следует, что при рассмотрении настоящего дела должны применяться положения Закона № 79-ФЗ и Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. Оплата труда гражданского служащего в соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона № 79-ФЗ производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Статья 52 Закона № 79-ФЗ закрепляет гарантируемое право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Согласно положениям статьи 50 данного Закона оплата труда гражданского служащего выглядит следующим образом: денежное содержание, оклад месячного денежного содержания, должностной оклад, оклад за классный чин, дополнительные выплаты, надбавка к ДО за выслугу лет, надбавка к ДО за особые условия, надбавка к ДОР за работу со сведениями гос. тайны, премии за особо важные и сложные задания, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата к отпуску и материальная помощь за счет средств ФОТ, другие выплаты. Денежное содержание гражданского служащего, гарантируемое ему аконом № 79-ФЗ, состоит из оклада месячного денежного содержания и дополнительных выплат, исчисляемых в процентном соотношении от должностного оклада. В соответствии с ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ «гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами». Применительно к данной норме следует обратить внимание, что она не содержит словосочетаний «иные выплаты», «иные дополнительные выплаты», а закрепляет возможность осуществления гражданским служащим других выплат (помимо тех дополнительных выплат, которые определены в ч. 5 ст. 50 Закона), а также такие другие выплаты должны быть предусмотрены законами и иными нормативно правовыми актами. Отнесение других выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено. По мнению истца, материальное стимулирование относится к выплатам, о которых идет речь в ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, однако для обоснования своей позиции истцу необходимо указать и приобщить к материалам настоящего дела нормативно-правовые акты, где закреплено, что гражданским служащим в установленный срок в определенном размере выплачивается материальное стимулирование. В нарушение ст. 56 ГПК РФ это истцом не сделано. По мнению ответчика, выплаты материального стимулирования не могут быть отнесены к ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, поскольку указанные выплаты не носят обязательный, гарантированный характер и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, о чем свидетельствуют приобщенные к материалам дела ведомственные приказы о материальном стимулировании и письма ФНС России о бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование (разные сроки, разные суммы). Кроме того, такая позиция ответчика подтверждается судебными актами кассационных судов: 8 КСОЮ от ДД.ММ.ГГГГ и 1 КСОЮ от ДД.ММ.ГГГГ¬12074/2021. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила), которые определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (пп. «д», п. 1 Правил). В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил. Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктом 8 Правил не предусмотрены. Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Законом № 79-ФЗ. Следует отметить, что до настоящего момента указанные Правила - не претерпели никаких изменений, предусмотренный перечень выплат ни расширен, ни дополнен. Исчисляя сумму денежного содержания, налоговый орган руководствовался указанными Правилами. Относительно применения пунктов 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ/В-5300 отметило, что в состав денежного содержания входят только выплаты по ч. 2 и 5 ст. 50 Закона о госслужбе, их же предусматривают правила расчета денежного содержания для федеральных служащих. Никакие другие суммы учитывать нельзя, в том числе выплаты по ч. 10 ст. 50 Закона -¬ФЗ. Таким образом, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации пришло к выводу, основанному на нормах действующего законодательства о том, что из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ. В соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ¬03-03/32289, выплачиваемое в соответствии ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством РФ не предусмотрены. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты, а также взаимосвязь с выполнением определенных заданий, достижением утвержденных в конкретном государственном органе показателей эффективности и результативности качеством исполнения гражданским служащим своих служебных обязанностей и т.д. Таким образом, как разъясняет Минфин РФ в указанном письме, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты). Фонд оплаты труда гражданских служащих (далее - ФОТ) формируется в соответствии со ст. 51 Закона № 279-ФЗ и пунктами 8 и 9 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Указ Президента РФ ). Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение данного Указа Президента РФ, не содержат отсылочных либо иных норм, взаимоувязанных с порядком формирования ФОТ, следовательно, даже включение каких-либо, по мнению истца, выплат в ФОТ не может изменить порядок исчислен денежного содержания, определенный Правительством РФ. Понятие ФОТ шире, поскольку за счет средств фонда выплачивается и денежное содержание (ч. 2 и 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ), и другие выплаты (ч. 10 ст. 50 Закона ¬-ФЗ), о чем свидетельствует, например, ч. 3 и 5 1 ст. 55 Закона № 79-ФЗ. В обоснование своей позиции об отнесении материального стимулирования гражданских служащих к средствам, формирующим ФОТ, истец указывает на части 2 и 3 ст. 51 Закона № 79-ФЗ. Так, в соответствии с ч. 2 при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющие государственную тайну в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного омачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания. Очевидно, что материальное стимулирование не может быть отнесено ни к одной из перечисленных выплат, поскольку не является обязательной выплатой с фиксированным размером. Помимо указанных норм, истец ссылается на пункты 8 и 9 Указа Президента РФ , из которых, по его мнению, следует, что ФОТ формируется также за счет средств, направляемых для материального стимулирования. При этом, истец не указывает к какой из выплат, поименованных в данных пунктах, он относит материальное стимулирование. Исходя из содержания пункта 8 Указа Президента РФ , объективно следует, что ни к одной из перечисленных в нем выплат, материальное стимулирование не относится, поскольку не является обязательной выплатой с фиксированным размером. Содержание подпунктов «а», «б» и «в» пункта 9 Указа Президента РФ позволяет сделать вывод, что материальное стимулирование гражданских служащих не относится ни к одному из них. Что же касается подпункта «г», то в нем закреплено следующее: «других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». По мнению ответчика, из данной нормы, очевидно следует, что, во-первых, другие выплаты должны быть предусмотрены законами либо нормативно-правовыми актами, истцом в отношении материального стимулирования такие акты не указаны и не представлены в материалы дела. Во-вторых, в актах должны быть определены размеры, как самих выплат, так и соотношение того, в каком размере средства на данные выплаты формируют ФОТ. Материальное стимулирование не имеет заранее установленного размера, доводится в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. ФОТ рассчитывается Федеральной налоговой службой в соответствии с требованиями Закона № 79-ФЗ и Указа Президента РФ , которые приведены выше, и доводится до территориальных налоговых органов до начала текущего года (например, на 2020 - ДД.ММ.ГГГГ). С учетом вышеизложенного, дополнительные бюджетные ассигнования, выделяемые Правительством РФ в течение года на материальное стимулирование, объективно не могут формировать ФОТ, который уже рассчитан и доведен до конкретной Инспекции. Данная позиция ответчика помимо перечисленных правовых норм подтверждается приобщенными к материалам дела ведомственными приказами о материальном стимулировании и письмами ФНС России о бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование. Правовая природа материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих была определена еще в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и приказе Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн (зарегистрирован в Минюсте РФ). Данными актами предусматривалось, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего; осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС России; начисление районного коэффициента на материальное стимулирование не производится. Кроме того, приказом Минфина от ДД.ММ.ГГГГH устанавливалось, что материальное стимулирование производится по результатам оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, для чего на каждом уровне (в центральном аппарате Службы, в Управлении по субъекту РФ и в Инспекции) создаются соответствующие Комиссии. Представленные ответчиком документы (выписки из протоколов заседаний Комиссии ФНС России) свидетельствуют о том, что и в рассматриваемые периоды 2020-2021 года материальное стимулирование производилось в таком порядке. Обращаем внимание Суда, что указанные нормативно-правовые акты не утратили силу и не признаны недействующими. Анализируя первоначальные нормативно-правовые акты, связанные с материальным стимулированием федеральных государственных гражданских служащих, изменения в Закон № 79-ФЗ (статьи 50 и 51), внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 437-ФЗ, и новые Правила исчисления денежного содержания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, следует вывод, что законодатель не намерен расширять перечень составных частей денежного содержания, и материальное стимулирование, выделяемое Правительством РФ сверх ФОТ, по-прежнему не учитывается при исчислении денежного содержания. Ежеквартально ФНС России направляет в нижестоящие налоговые органы письма, содержащие в том числе механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Так, до Инспекции Управлением ФНС России по <адрес> письмами от ДД.ММ.ГГГГ¬20/О8563дсп@, от ДД.ММ.ГГГГдсп@, от ДД.ММ.ГГГГ/О3425дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ/О6418дсп@ доведены выписки из протокола заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России (далее по тексту - Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГдсп (2 квартал 2020), от ДД.ММ.ГГГГдсп (3 квартал 2020), от ДД.ММ.ГГГГдсп (4 квартал 2020), от ДД.ММ.ГГГГдсп (l квартал 2021). При этом, в описании механизма распределения денежных средств (в каждом квартале) содержится обязательное положение о том, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС ¬России за счет дополнительных бюджетных ассигнований и не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Исходя из положений ведомственных территориальных нормативных актов ФНС России средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят. Данные выплаты направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных налоговых органов. Об этом четко свидетельствует специальный порядок распределения этих средств материального стимулирования каждого работника. При этом, исходя из приказов Управления ФНС России по <адрес> и Межрайонной ФНС России по <адрес> следует, что средства материального стимулирования за 2-4 кварталы 2020 года и 1 квартал 2021 года доводятся сверх установленного фонда оплаты труда. Указанная позиция соответствует выводам Кемеровского областного суда изложенным в Апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу (2¬2874/2021), от ДД.ММ.ГГГГ по делу l2022 (2-2865/2021), (2¬2866/2021). Таким образом, Инспекция считает, что исчисление денежного содержания гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей, в том числе ФИО1 произведено в соответствии с положениями статьи 50 и 51 Закона № 79-ФЗ, Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а также с учетом локальных нормативных актов ФНС России, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований прокуратуры не имеется. Инспекция возражает против удовлетворения требования о взыскании морального вреда, и считает, что права бывших гражданских служащих не нарушены Инспекцией, так как все дополнительные бюджетные ассигнования, выделенные на материальное стимулирование гражданских служащих соответствующей Инспекции, распределены полностью, и получены работниками в определенном периоде, что ими не оспаривается. Статья 237 ТК РФ предусматривает возможность судебной защиты права работника на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением его трудовых прав неправомерными действиями или бездействием работодателя. Определяя размер такой компенсации, суд не может действовать произвольно. При разрешении спора о компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника суду необходимо в совокупности оценить степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнести их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КГ20-2¬К1). Между тем, истец, заявляя о возложении на Инспекцию обязанности по компенсации причиненного ФИО1 в просительной части искового заявления морального вреда в сумме 3 000 рублей, не привел мотивы и не обосновал, почему он пришел к выводу о том, что указанная сумма отвечает требованиям разумности и справедливости. В исковом заявлении не приведены доводы в обоснование размера компенсации морального вреда со ссылкой на какие-либо доказательства. Таким образом, налоговый орган в вопросах оплаты труда гражданских служащих располагает только ФОТ, рассчитываемым на год, материальное стимулирование, выделяемое в течение года Правительством РФ сверх установленного ФОТ, не подлежит учету при исчислении денежного содержания гражданского служащего. На основании вышеизложенного, в соответствии со ст.ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> просит в удовлетворении требований <адрес> о взыскании в пользу ФИО1 задолженности по компенсации в сумме 83 088 руб., морального вреда в размере 3 000 руб., отказать в полном объеме.

Суд, заслушав сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Приказом -лс от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принята на должность государственного налогового инспектора отдела налогообложения прибыли предприятий и организаций налоговой инспекции по <адрес>.

Согласно заключенному с ФИО1 служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в МИФНС по <адрес>, истец занимала должность государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание ФИО1 состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере <данные изъяты>. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1788 руб.; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух месячных окладов; материальная помощь, районный коэффициент в размере 1,2 к денежному содержанию, другие выплата. ( п.10).

В соответствии с приказами ФНС России от 27.04.2021, № ЕД-7-4/226 «О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области» УФНС России по Новосибирской области от 28.04.2021 № 01-07/88@ «Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области» произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС № 6 по НСО включена в состав МИФНС России № 19 по Новосибирской области

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 24 календарных дня.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 7 статьи 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из вышеуказанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч.2 ст.50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Часть 10 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с п.3.1 ч.3 ст. 37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч.1 ст.37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила), предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 2 статьи 139 ТК РФ, установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Статьей 191 ТК РФ, предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.

Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).

Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренныхУказомПрезидента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Из материалов дела усматривается, что приказами начальника Межрайонной ИФНС России по <адрес>ФИО1 систематически выплачивались средства материального стимулирования.

Так, на основании приказа МИФНС по НСО <данные изъяты>

Суммы данных выплат не были учтены работодателем при исчислении и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Оценивая довод представителя ответчика о том, что средства материального стимулирования не должны учитываться при расчете компенсации при увольнении, суд исходит из следующего.

Частями 1 и 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.

Частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила).

В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.

Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.

Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.

Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.

В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, так как одни и те же выплаты (материальное стимулирование) не могут носить различную правовую природу при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (п. 6 Правил) и определении компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа (п.8 Правил). Указанной правовой позиции придерживается Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 и она изложена в определении Верховного суда РФ № 34-КГ19-1 от 03.06.2019.

Кроме того, поскольку отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено, на данные правоотношения в части материального стимулирования, распространяется положения ст. 139 ч.2 ТК РФ, согласно которых для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Более того, заключенным с работником ФИО1 контрактом предусматривались другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами РФ (пункт 10 служебного контракта).

ФИО1 при получении заработной платы получила указанные суммы материального стимулирования, они учтены в ее заработке при исчислении подоходного налога, доказательств об обратном не предоставлено (ст. 56 ГПК РФ), однако не учтены при исчислении компенсации при увольнении и за неиспользованный отпуск при увольнении.

Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, не основаны на указанных выше нормах законодательства, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.

Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты дополнительного материального стимулирования. При этом, применение ведомственных актов, предоставленных представителем ответчика, в том числе письма ФНС России, согласно которым материальное стимулирование в состав денежного содержания не входит, а также п. 2.2 Положения о порядке выплаты отдельных ежемесячных и иных дополнительных выплат гражданским служащим, утв. приказом МИФНС России по НСО от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств, не может вступать в противоречие со ст. 139 ч.2 ТК РФ.

Согласно представленным документам, истцу при увольнении начислена компенсация из расчета 24 календарных дня неиспользованного отпуска.

Часть 1 статьи 46 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).

В силу пункта 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданскому служащему причитается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (п.8 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).

Согласно расчету сумм, не включенных в четырехмесячное пособие при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по выплатам перед ФИО1 составляет <данные изъяты>., из них не доплачена четырехмесячная компенсация при увольнении в размере <данные изъяты>., не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – <данные изъяты>.. (л.д. 10).

Расчет компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание), компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи сокращением, компенсации за задержку выплаты компенсации за не использованный отпуск исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы судом проверен, является правильным и ответчиком не оспаривается.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» разъясняет, что Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные ФИО1 денежные средства, что лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. Суд считает, что требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, исходя из длительности лишения работника предусмотренной законом компенсации, поведения ответчика, не принявшего мер к восстановлению нарушенного трудового права работника, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> в пользу ФИО1 сумму недоначисленной денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей в размере 83088 рублей 00 копеек(из них четырехмесячное денежное содержание в сумме 68966 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 14122 руб.), компенсацию морального вреда в размере 3000 руб..

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда через Ордынский районный суд в течении месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Роговая

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.