ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7593/2016 от 03.06.2016 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-7593/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2016 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Куракиной Т. П., при секретаре Прокопьевой С. Г.,

с участием: представителя истца Чижа В. В., действующего на основании от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Сургута о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Сургута о признании права пользования <адрес>Б по <адрес> требования мотивирует следующим.

Истец проживает и работает в г. Сургуте с 1996 года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж ФИО1 в сфере ЖКХ составляет более 35 лет.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось совместное заседание администрации и профсоюзного комитета МУ "ДЕЗ ЦЖР". Согласно выписке из протокола указанного заседания было постановлено ходатайствовать перед Управлением учёта и распределения жилья Администрации <адрес> об оформлении договора найма муниципального жилого помещения коммерческого использования на двухкомнатную <адрес>ФИО1 и членам её семьи.

ДД.ММ.ГГГГ директор МУ "ДЕЗ ЦЖР" направил в адрес начальника управления учёта и распределения жилья Администрации <адрес> письмо с требованием предоставить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> по договору найма муниципального жилого помещения, согласно списка очередности граждан на получение жилья, ФИО1, на состав семьи 2 человека.

В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР для вселения в жилое помещение администрацией <адрес> должен был быть оформлен ордер. Однако при этом правоустанавливающие документы не были составлены. Законность предоставления истцу, как работнику жилищно-коммунальной сферы, спорной квартиры в 2005 г. администрацией <адрес> не оспаривается. Ордер на предоставленную квартиру не был оформлен ФИО1 не по её вине.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 была вселена в спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> При этом ей пояснили, что после того, как она отработает в ЖКХ 10 лет с ней будет заключён договор социального найма на данное жилое помещение и она сможет его приватизировать.

Законом ХМАО от 12.11.1998 № 71 "О перечне категорий работников, в соответствии с которым гражданам могут предоставляться служебные жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов ХМАО" установлен перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения. Согласно ст. 2 Закона ХМАО от 12.11.1998 № 71 дополнительный перечень категорий работников, в соответствии с которым гражданам могут предоставляться служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда, утверждается нормативными актами органов местного самоуправления муниципальных образований.

В соответствии с Постановлением Мэра г. Сургута от 01.02.1999 № 24 "Об утверждении дополнительного перечня категорий работников, имеющих право пользования служебными помещениями" служебные жилые помещения должны предоставляться в том числе: мастерам РЭУ, ЖКО, ЖЭУ; старшим мастерам РЭУ, ЖКО, ЖЭУ; заместителям начальника РЭУ, ЖКО, ЖЭУ; начальникам РЭУ, ЖКО, ЖЭУ; главным инженерам.

13 февраля 2007 года состоялось заседание общественной комиссии по жилищным вопросам. Согласно протоколу № 2 от 13.02.2007 Администрацией г. Сургута было принято решение заключить договоры социального найма муниципального жилого помещения с гражданами по основаниям - наличия стажа работы более 10 лет на предприятиях сферы жилищно-коммунального хозяйства города на должностях, связанных с обслуживанием жилищного фонда, а также с гражданами, имеющими стаж работы менее 10 лет и освободивших ранее занимаемые жилые помещения в общежитиях, служебные квартиры, временное жильё.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление учёта и распределения жилья Администрации города Сургута с целью заключения договора социального найма жилого помещения на спорную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в заключении договора социального найма.

Спорное жилое помещение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не было включено в состав жилищного фонда коммерческого использования. Данная квартира была включена в состав жилфонда коммерческого использования только в 2015 году. Поскольку спорное жильё предоставлялось ей по тем же основаниям, что и с служебное жильё, отработав в ЖКХ города на должности связанной с обслуживанием жилищного фонда 10 лет, она обратилась в Администрацию города с просьбой заключить с ней договор социального найма, аналогично тому, как были переданы в социальный наем жилые помещения решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ. По данному обращению истцу было отказано в заключении договора социального найма и предложено выкупить занимаемую квартиру по рыночной стоимости, чем она была поставлена в неравные условия с теми работниками, с которыми было принято решение заключить договоры социального найма решением общественной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. В данной квартире она проживает уже более 10 лет. Имеет стаж работы на предприятиях сферы ЖКХ города, на должностях связанных с обслуживанием жилищного фонда и дающим право на получение служебного жилья более 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры ФИО1 присвоена звание "Ветеран труда". В настоящее время работает начальником отдела эксплуатации ООО "УК ДЕЗ ЦЖР".

Истец ФИО1 в судебном заседании не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суд рассматривает дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца.

Представитель истца ФИО2 просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал. Суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала мастером в жилищно-эксплуатационном участке АООТ "Сургутнефтегаз", с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность инженера II категории; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала мастером РЭУ СГМУП "Сургутжилкомхоз", с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность мастера II группы РЭУ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя начальника РЭУ-7; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заместителем начальника РЭУ-7 МУ "ДЕЗ ЦЖР", с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность главного инженера РЭУ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность ведущего инженера в отдел эксплуатации; с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность начальника отдела эксплуатации. В настоящее время работает начальником отдела эксплуатации ООО "УК ДЕЗ ЦЖР", что подтверждается копией трудовой книжки.

Согласно Закону ХМАО от 12.11.1998 № 71 "О перечне категорий работников, в соответствии с которым гражданам могут предоставляться служебные жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов ХМАО" установлен перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения. Согласно ст. 2 Закона ХМАО от 12.11.1998 № 71 дополнительный перечень категорий работников, в соответствии с которым гражданам могут предоставляться служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда, утверждается нормативными актами органов местного самоуправления муниципальных образований.

В соответствии с Постановлением Мэра г. Сургута от 01.02.1999 № 24 "Об утверждении дополнительного перечня категорий работников, имеющих право пользования служебными помещениями" служебные жилые помещения должны предоставляться в том числе: мастерам РЭУ, ЖКО, ЖЭУ; старшим мастерам РЭУ, ЖКО, ЖЭУ; заместителям начальника РЭУ, ЖКО, ЖЭУ; начальникам РЭУ, ЖКО, ЖЭУ; главным инженерам.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 была вселена в спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд.

На основании ч. 3. ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами-собственниками для своего проживания на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования.

Спорное жилое помещение <адрес> введена в реестр муниципального имущества <адрес> и в число служебных помещений не вводилась.

ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание общественной комиссии по жилищным вопросам, на котором было принято решение заключить договоры социального найма муниципального жилого помещения с гражданами по основаниям - наличия стажа работы более 10 лет на предприятиях сферы жилищно-коммунального хозяйства города на должностях, связанных с обслуживанием жилищного фонда, а также с гражданами, имеющими стаж работы менее 10 лет и освободивших ранее занимаемые жилые помещения в общежитиях, служебные квартиры, временное жильё.

Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ стаж ФИО1 в ЖКХ составлял менее 10 лет, было принято решение заключить с ней договор коммерческого найма.

Выработав стаж в ЖКХ более 10 лет, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора социального найма на занимаемую ею квартиру по адресу: <адрес>, аналогично тому как были переданы в социальный найм жилые помещения решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцу было отказано в заключении договора социального найма.

ФИО1 согласно письма Управления учёта и распределения жилья не состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Иного жилья, кроме спорного, не имеет, право приватизации ею не использовано (справка БТИ).

Исследовав фактические обстоятельства дела, суд считает требования законными и обоснованными.

Спорное жиль было предоставлено истцу в марте 2005 года в связи с работой на предприятиях сферы ЖКХ города, в должности связанной с обслуживанием жилищного фонда.

Фактически ФИО1 имела право на служебную жилую площадь с оформлением служебного ордера. Это подтверждается тем, что часть квартир, предоставленных на аналогичных с истицей основаниях, были переданы решением жилищной комиссии в 2007 году в социальный найм гражданам, отработавшим в сфере ЖКХ 10 лет.

Спорная квартира не является служебной. На момент предоставления относилась к муниципальному жилому фонду социального назначения.

Согласно ст. 672 ГК РФ жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде предоставляются только на условиях договора социального найма жилого помещения, причем по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. ЖК РСФСР, действовавший на момент предоставления спорного жилья, не содержал ни условий, ни оснований, ни порядка такого предоставления. Закон от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавший до введений ЖК РФ, не содержал понятия "коммерческий наем" жилого помещения, но давал определение жилого фонда социального использования – совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенные на условиях договора найма и предоставляемые в пределах нормы жилой площади.

Спорная квартира на момент предоставления относилась к муниципальному жилому фонду. Истец была вселена в спорную квартиру не самоуправно, а как нуждающаяся в уличении жилищных условия, с соблюдением номы площади на человека.

Суд полагает, заключение договора коммерческого найма со стороны Администрации г. Сургута, которое имело место, не основано на законе, а именно, противоречит ст. 672 ГК РФ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" № 189-AP от 29.12.2004 к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в частях тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случае, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 24 Закона ХМАО № 38 "О порядке и предоставлении жилища в ХМАО" в домах муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются по совместному решению руководителя предприятия, учреждения, постановлением глав органов местного самоуправления.

Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилого фонда исполнительный комитет районного, городского советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение.

В соответствии со ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

На основании ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение.

В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма или аренды, вправе приобрести жилые помещения в собственность.

Статья 11 Закона РФ от 23.12.1992 № 4199-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" гласит, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Заключённый с истцом договор коммерческого найма не соответствует типовому договору, установленному ст. 50 ЖК РСФСР. Право на бесплатную приватизацию приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения. Включение в текст договора словосочетания "коммерческого использования" лишает истца права на приватизацию жилья. Неверное исполнение жилищного законодательства администрацией не может служить препятствием для осуществления гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Суд считает, что поскольку у ФИО1 возникли правоотношения по пользованию спорным жилым помещением с учётом изложенных выше фактических обстоятельств дела, она приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Сургута о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма – удовлетворить.

Признать за ФИО1 право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

Обязать Администрацию города Сургута заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путём подачи апелляционной жалобы в Сургутский городской суд.

Судья Т.П. Куракина