ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7594/2016 от 30.05.2016 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-7594/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2016 года г. Волгоград

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующей судьи Абакумовой Е.А.

при секретаре судебного заседания Мкртчян Л.Г.

с участием прокурора <адрес>ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> «<данные изъяты> о понуждении к предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском к ответчику <данные изъяты>» о понуждении к предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, указав в обоснование иска, что ответчик в нарушение законодательства об охране окружающей среды не предоставил расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Просит понудить ответчика предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2015 г. в Управление Росприроднадзора по <адрес> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, судебные расходы возложить на ответчика.

Заочным решением от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> к <данные изъяты>» о понуждении к предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворен.

Возложена обязанность на <данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты> предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 квартал 2015 года. Взыскано с <данные изъяты>» государственная пошлина в доход местного бюджета 6 000 рублей.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше заочное решение отменено, Возобновлено производство по существу.

В судебном заседании прокурор ФИО3 иск поддержал, по основаниям изложенным в иске. Полагал, что ответчиком не исполняются обязательства, возложенные на него законом.

Представитель ответчика ООО «Сорок Ярдов», действующий на основании доверенности ФИО4 в судебное заседании иск не признал, пояснив, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ 3 12-47/5413 о плате за негативное воздействие от передвижных источников Минприроды России разъяснено, что с ДД.ММ.ГГГГ взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ расходы по вывозу мусора осуществляются за счет Арендодателя и входят в стоимость арендной платы. Право собственности на отходы принадлежит арендодателю.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) определено, что хозяйственная должность юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную среду, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативными в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших соответствующих технологий с учетом экологических и социальных факторов.

В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на окружающую среду (далее - Порядок) установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

Пунктом 1 Порядка установлено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических лиц (именуемых природопользователями), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» - установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

По настоящему делу установлено.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> (Управление Росприроднадзора по <адрес> письмом) письмом от ДД.ММ.ГГГГ предоставило информацию в целях прокурорского реагирования о хозяйствующих субъектах, зарегистрированных на территории <адрес> Волгограда, не предоставивших в установленные сроки расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2015 года.

Ответчик включен в реестр природопользователей, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду и обязанных осуществлять плату за негативное воздействие на нее, однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 квартал 2015.В соответствии со ст.ст.51,57,62 Бюджетного Кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в размере 20% поступлений в федеральный бюджет, по 40% - в бюджет субъекта России и местный бюджет соответственно.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ денежные средства, поступающие в бюджет, предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Не внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой убытки государства и субъекта РФ - <адрес>, нарушает интересы государства и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Не предоставление расчета платы и не внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы неопределенного круга лиц в части права на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно письму Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

В судебном заседании установлено, что от хозяйственной деятельности ООО «Сорок ярдов» образуются отходы, в том числе твердые бытовых, что не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.

Из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП ФИО5 и ООО «Сорок Ярдов» усматривается, что он заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ, с правом автоматической пролонгации на такой же срок неограниченное количество раз. Пункт 3.4. названного договора указывает на то, что расходы по вывозу мусора осуществляются аз счет арендодателя и входят в стоимость арендной платы. Право собственности на отходы принадлежит арендодателю.

При этом из названного договора не следует, что арендатор принял на себя обязательство по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При таких обстоятельствах ООО «Сорок Ярдов» не освобождает го от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статья 103 ч.1 ГПК РФ предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> к <данные изъяты>» о понуждении к предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.

Обязать <данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты> предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 квартал 2015 года.

Взыскать с <данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета 6 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Дзержинский районный суд Волгограда в Волгоградском областном суде в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Справка: в соответствии со ст. 199 ГПК РФ решение мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Абакумова Е.А.