Дело № 2-759/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2012 года г. Котовск
Судья Котовского городского суда Тамбовской области Хасанова Л.В.,
с участием помощника прокурора г. Котовска Мурзиной Е.Ф.,
при секретаре Савельевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Котовска к администрации г. Котовска Тамбовской области о понуждении к проведению мероприятий по ремонту противорадиационного укрытия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Котовска, обратившись в суд с иском, просит обязать администрацию г. Котовска Тамбовской области принять меры по осуществлению текущего ремонта строительных конструкций и защитных устройств противорадиационного укрытия и по обеспечению свободного входа в противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: АДРЕС, а также разработать паспорт указанного противорадиационного укрытия и документацию, предусмотренную п. 3.6 Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города в соответствии с заданием прокуратуры области №_________ от ДАТА была проведена проверка соблюдения порядка использования в мирное время объектов гражданской обороны. В соответствии с Федеральным законом от 02.02.1998 г. № 28-ФЗ « О гражданской обороне» гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны определены в статье 8 Федерального закона от 02.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», согласно которой органы местного самоуправления осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «Об утверждении Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно – обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Противорадиационные укрытия создаются для защиты: работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время; населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.
Согласно сведениям, предоставленным Главным Управлением МЧС по Тамбовской области, на территории города Котовска по адресу: АДРЕС, размещено противорадиационное укрытие, которое по данным администрации г. Котовска принято в эксплуатацию 29.12.1958 года, данный объект находится на балансе города. В ходе осмотра технического состояния укрытия на предмет поддержания его в техническом состоянии, готовым к использованию, были выявлены нарушения законодательства. На момент проведения проверки установлено, что вход в укрытие (дверь) заварен, что не соответствует требованиям п. 3.2.3 («Пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение»), п. 2.3.5 («Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем или прикладывается к нему») Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583. Выявленные нарушения свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий по обеспечению свободного доступа в ПРУ. Также установлено, что стены укрытия обшарпаны, краска на стенах потрескалась, отсутствует инженерно-техническое оборудование, что не соответствует требованиям п.3.2.11.Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Кроме того, из всей необходимой документации, предусмотренной п. 3.6 Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» в администрации города имеются только паспорта ПРУ, не заверенные в установленном порядке и без приложения планов и экспликации ПРУ. В связи с тем, что при эксплуатации ЗС и ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, администрации города необходимо выполнить работы по приведению противорадиационного укрытия в надлежащее техническое состояние, возможное для безопасного пребывания укрываемых, а также разработать и согласовать необходимую документации по противорадиационному укрытию.
В судебном заседании помощник прокурора г. Котовска Мурзина Е.Ф. исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В ходе судебного разбирательства прокурором требования были уточнены в связи с тем, что было установлен факт наличия паспорта и необходимой документации по противорадиационному укрытию. Уточняя требования, помощник прокурора города Мурзина Е.Ф. просила обязать Администрацию города Котовска принять меры по осуществлению текущего ремонта строительных конструкций и защитных устройств противорадиационного укрытия, а именно осуществить следующие ремонтные работы: ремонт штукатурки стен, покрытие стен грунтом глубокого проникновения, сплошная шпатлевка и клеевая окраска стен; перетирка штукатурки потолков, покрытие потолков грунтом глубокого проникновения и клеевая окраска стен; установка дверного металлического полотна с западного входа в ПРУ; демонтаж и монтаж дверного металлического полотна с восточного входа в ПРУ; окраска дверных блоков.
Представитель администрации г. Котовска по доверенности ФИО1 исковые требования по существу признала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Одновременно пояснила, что в целях проведения мероприятий по «ремонту и оборудованию запасного пункта управления» постановлением администрации города от 02.11.2011года №_________ утверждена городская программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение мер первичной пожарной безопасности, обеспечение безопасности людей на водных объектах, развитие единой дежурно-диспетчерской службы города Котовска в 2012-2014 годах». Согласно указанной программы в 2012году из бюджета города на ремонт ПРУ города были запланированы денежные средства в размере 30 тыс. рублей, из которых во исполнение решения Котовского городского суда в 2012году были проведены ремонтные работы ПРУ, расположенного по адресу: АДРЕС, на сумму <данные изъяты> руб.. Постановлением администрации города от 20.12.2012года №_________ в Программу внесены изменения, согласно которым на ремонт и оборудование ПРУ города на 2013год предусмотрены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, а на 2014 год – <данные изъяты>рублей. Однако, денежные средства, предусмотренные в данной программе, будут использованы на ремонт ПРУ, расположенных по адресу АДРЕС, во исполнение решений Котовского городского суда, исполнение которых отсрочено до 01.03.2013года. На ремонт ПРУ, расположенного по АДРЕС, денежные средства в бюджете города не запланированы. Проект бюджета на 2013год утвержден, окончательно будет принят 27.12.2012года. Бюджет на 2013 год является дефицитным, включение расходов, связанных с проведением ремонтных работ ПРУ приведет к увеличению дефицита бюджета города более чем на 10 процентов, что является нарушением пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ. Внесение изменений и дополнений в решение о бюджете города в случае превышения доходов сверх утвержденных показателей бюджета города более чем на 10 процентов предусмотрено статьей 63 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, в связи с чем, проведение ремонтных работ ПРУ по АДРЕС возможно только после утверждения Котовским городским Советом отчета об исполнении бюджета за 1 полугодие и внесения соответствующих изменений в бюджет города на 2013год. Кроме того, для выполнения ремонтных работ необходимо заключение муниципального контракта, что также требует определенного времени. С учетом вышеизложенных обстоятельств просит в случае удовлетворения исковых требований установить срок проведения ремонтных работ ПРУ по АДРЕС до 01.10.2013года. Также представитель администрации города пояснила, что паспорт и необходимая техническая документация вышеуказанного ПРУ разработаны и полностью соответствуют нормативным требованиям.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 02.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны определены в статье 8 указанного выше Закона, согласно которой органы местного самоуправления осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности.
Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «Об утверждении Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» предусматривает, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно – обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданское обороне.
Противорадиационные укрытия создаются для защиты:
работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время;
населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.
Пункт 10 вышеназванного постановления Правительства РФ предусматривают, что организации:
создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;
обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно п.1.7-1.8, п.3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают организации, на учете которых они находятся. В обязанности организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению.
В судебном заседании установлено, что по адресу: АДРЕС размещено противорадиационное укрытие, о чем свидетельствуют сведения, представленные Главным Управлением МЧС России по Тамбовской области.
Согласно учетной карточки защитного сооружения гражданской обороны ( ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) №_________ вышеуказанное противорадиационное укрытие было принято в эксплуатацию 30.10.1958 года. Данный объект находится на балансе администрации города, что подтверждаются выпиской из Реестра муниципальной собственности города Котовска Тамбовской области.
Также установлено, что прокуратурой г. Котовска в соответствии с заданием прокуратуры области №_________ от ДАТА была проведена проверка соблюдения порядка использования в мирное время объектов гражданской обороны. В ходе обследования противорадиационного укрытия, находящегося по адресу: АДРЕС комиссия в составе помощника прокурора г. Котовска Мурзиной К.Ф., начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации АДРЕСФИО7, государственного инспектора г. Котовска по пожарному надзору ФИО8 установила, что ПРУ захламлено, одна из входных дверей убежища заварена, вторая – отсутствует, инженерно-техническое оборудование отсутствует, стены обработаны штукатуркой.
В соответствии с п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.
Пункт 2.3.5 указанных выше Правил предусматривает, что во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему.
В соответствии с пунктом 3.2.11 вышеуказанных Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Согласно акту обследования противорадиационного укрытия от ДАТА, проведенному комиссией в составе помощника прокурора города Мурзиной Е.Ф., начальника отдела по ГО и ЧС администрации города ФИО7, ведущего специалиста отдела ЖКХ администрации города ФИО9, ведущего специалиста юридического отдела администрации города Степановой Л.В., для обеспечения готовности противорадиационного укрытия администрации города необходимо осуществить следующие ремонтные работы: ремонт штукатурки стен, покрытие стен грунтом глубокого проникновения, сплошная шпаклевка и клеевая окраска стен; перетирка штукатурки потолков, покрытие потолков грунтом глубокого проникновения и клеевая окраска; установка дверного металлического полотна с западного входа в ПРУ; демонтаж и монтаж дверного металлического полотна с восточного входа в ПРУ; окраска дверных блоков.
Учитывая, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, суд приходит к выводу, что администрации города необходимо выполнить вышеуказанные работы по приведению противорадиационного укрытия в надлежащее техническое состояние, возможное для безопасного пребывания укрываемых.
Разрешая исковые требования прокурора г. Котовска, суд учитывает, что для выполнения ремонтных работ по приведению противорадиационного укрытия в надлежащее техническое состояние потребуется определенное время, в том числе время, необходимое для выделения в бюджете города денежных средств на ремонтные работы, на размещение муниципального заказа на оказание услуг, на выполнение непосредственно ремонтных работ. В судебном заседании, с учетом пояснений представителя администрации города Котовска, стороны пришли к согласию о том, что выявленные недостатки могут быть устранены в срок до 01.10.2013года, в связи с чем, суд в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ считает возможным установить срок для выполнения ремонтных работ по приведению противорадиационного укрытия в надлежащее техническое состояние до 01.10.2013года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Котовска удовлетворить.
Обязать администрацию г. Котовска Тамбовской области в срок до 01 октября 2013года осуществить следующие ремонтные работы по приведению противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: АДРЕС, в надлежащее техническое состояние: ремонт штукатурки стен, покрытие стен грунтом глубокого проникновения, сплошная шпатлевка и клеевая окраска стен; перетирка штукатурки потолков, покрытие потолков грунтом глубокого проникновения и клеевая окраска стен; установка дверного металлического полотна с западного входа в ПРУ; демонтаж и монтаж дверного металлического полотна с восточного входа в ПРУ; окраска дверных блоков.
Апелляционная жалоба, представление могут поданы в апелляционную инстанцию в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Котовский городской суд.
Судья Л.В. Хасанова
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2012 г.
Судья Л.В.Хасанова