Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2020 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Михайловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Молчановой А.Н.,
с участием представителя истца Петровой О.А.,
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-759/2020 по исковому заявлению прокурора г. Лабытнанги к Администрации муниципального образования г. Лабытнанги о понуждении к совершению определенных действий по выполнению требований пожарной безопасности,
установила:
прокурор города Лабытнанги, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Лабытнанги о понуждении к совершению действий по выполнению требований пожарной безопасности, возложении обязанности обеспечить многоквартирные дома в г. Лабытнанги, расположенные по адресам ул. Школьная 39, 41 и ул. Обская 79, 75 и 81, источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-03 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свода правил «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178.
Мотивировав заявленные требования тем, что в силу п. 9.10 СП 8.13130.2009. Свод правил. Система противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, (далее - СП 8.13130.2009) количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Согласно п. 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Таким образом, действующее законодательство предусматривает расположение наружных источников противопожарного водоснабжения в радиусе обеспечения объекта защиты не более 200 м. При проведении проверки установлено, что из-за неисправности пожарных водоемов № 44 и 25 органами местного самоуправления не обеспечено на территории г. Лабытнанги соблюдение требований пожарной безопасности. Так, из-за неисправности пожарного водоема № 44 многоквартирные дома №№ 39 и 41 по ул. Школьная в г. Лабытнанги обеспечены лишь одним источником наружного противопожарного водоснабжения. В связи с выводом из эксплуатации одной из емкостей пожарного водоема №25 не обеспечен требуемый расход воды на наружное пожаротушение зданий жилых домов №№ 79, 75 и 81 по ул. Обская в г. Лабытнанги (расход воды в настоящее время составляет 75 куб.м, вместо требуемых 108 куб.м). В пожарном водоеме №25 выведена из строя одна емкость объемом 75 куб.м. В связи с этим, не обеспечен требуемый расход воды на наружное пожаротушение зданий жилых домов по ул. Обская №№ 79, 75, 81 (требуемый расход воды для данных зданий должен быть не менее 108 куб. м., который рассчитывается следующим образом: 10 л/с (расход воды из таблицы №2 СП 8.13130.2009) х 3 час х 3600 секунд (п. 6.3 СП 8.13130.2009) : 1000 литров (для перевода в м. куб.)) =108 куб. м.). В тоже время рабочая емкость воды в данном пожарном водоеме составляет 75 куб.м.).
Администрацией г.Лабытнанги представлены возражения на иск, из которых следует, что за период 2016-2019 годы на территории муниципального образования город Лабытнанги отремонтировано за счёт средств местного бюджета 8 пожарных водоёмов всего на сумму 19 223 470 руб. 85 коп. Многоквартирные дома № 39, 41 по ул. Школьная в г. Лабытнанги в 2019 году обеспечены пожарным гидрантом, который находится в районе дома № 31 по ул. Обская г. Лабытнанги. Ремонт пожарного водоема № 44 будет обеспечен в 2020 году в рамках доведенных бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы муниципального образования город Лабытнанги «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Администрации города Лабытнанги от 25 декабря 2019 года № 1724. Кроме того, между муниципальным учреждением «Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства» и автономным учреждением «Управление государственной экспертизы проектной документации» заключен муниципальный контракт от 18 мая 2020 года № 169-ЭС/2394 на проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту: «Капитальный ремонт пожарного водоема № 44 по ул. Школьная, 39». После получения положительного заключения достоверности определения сметной стоимости по объекту, будет размещено извещение в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ на проведение капитального ремонта указанного пожарного водоёма №44 (ориентировочно в августе текущего года). Планируется провести следующие виды работ: смена пожарного резервуара, смена сетей тепло-водоснабжения, разборка существующего основания пожводоёма с последующим устройством нового. Ремонт пожарного водоема № 25 будет обеспечен в 2021 году также в рамках муниципальной программы муниципального образования город Лабытнанги «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Администрации города Лабытнанги от 25 декабря 2019 года № 1724. Согласно уточненной бюджетной росписи расходов муниципального учреждения УЖКХ Администрации г. Лабытнанги от 27 марта 2020 до учреждения доведены лимиты бюджетных обязательств на плановый период 2021 года в размере 6 294 000 руб. на расходы по содержанию и ремонту первичных средств пожаротушения. Таким образом, мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования реализуются органом местного самоуправления в рамках программы, с учетом установленных в программе сроков, а также с соблюдением необходимых процедур в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В судебном заседании помощник прокурора г.Лабытнанги Петрова О.А. поддержала заявленные требования, по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г.Лабытнанги ФИО1, действующая на основании доверенности от 13 января 2020 года №39, полагала требования не подлежащими удовлетворению, приведя в обоснование доводы возражений на иск.
Представитель третьего лица ОНД и ПР по МО г.Лабытнанги УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО участия в судебном заседании не принимал о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав выступления лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 12 мая 2020 года прокуратурой города Лабытнанги проведена проверка исполнения органом местного самоуправления Администрацией города Лабытнанги требований законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что Администрацией города Лабытнанги как органом местного самоуправления при реализации полномочий по участию в организации деятельности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, допущены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Выявленные в ходе проведенной прокуратурой города в мае-июне 2020 проверки факты, подтверждают что источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные на территории муниципального образования города Лабытнанги, не соответствуют требованиям СП 8.13130.2009.
К первичным мерам пожарной безопасности п. 1 ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-Ф3) относит реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В соответствии со ст.68 Закона №123-Ф3 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся, наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
На основании п.п. 9.10 Свод правил. Система противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, (далее - СП 8.13130.2009) количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
Согласно п. 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Из материалов дела следует, что вопреки указанным выше требованиям и правилам, жилые дома, расположенные в города Лабытнанги по адресам: ул. Школьная 39, 41 и ул.Обская 79, 75 и 81, не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
12 мая 2020 года в адрес Главы Администрации г.Лабытнанги прокурором г.Лабытнанги внесено представление об устранении нарушений закона в сфере пожарной безопасности.
Из ответа от 11 июня 2020 №101-13/5450 на представление прокурора города Лабытнанги видно, что указанные в представлении нарушения не устранены в связи с отсутствием у муниципального образования необходимого финансирования, в связи, с чем ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения проводится поэтапно за счет средств местного бюджета, без финансирования из других источников.
При этом, из информации Администрации города Лабытнанги следует, что ремонт пожарного водоема № 44 будет обеспечен в 2020 году в рамках доведенных бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы муниципального образована город Лабытнанги «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности люде на водных объектах», утвержденной постановлением Администраций города Лабытнанги от 25 декабря 2019 года № 1724. Ремонт пожарного водоема № 25 будет обеспечен в 2021 году также в рамка: муниципальной программы муниципального образования город Лабытнанги «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Администрации города Лабытнанги от 25 декабря 2019 года № 1724.
Согласно сведениям представленным ОНД и ПР по МО г.Лабытнанги УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО, из-за неисправности пожарного водоема № 44 многоквартирные дома №№ 39 и 41 по ул. Школьная в г. Лабытнанги обеспечены лишь одним источником наружного противопожарного водоснабжения. В связи с выводом из эксплуатации одной из емкостей пожарного водоема №25 не обеспечен требуемый расход воды на наружное пожаротушение зданий жилых домов №№ 79, 75 и 81 по ул. Обская в г. Лабытнанги (расход воды в настоящее время составляет 75 куб.м, вместо требуемых 108 куб.м).
Таким образом, не соблюдение требований действующего законодательства при исполнении Администрацией города Лабытнанги полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, ставит под угрозу в случае возникновения пожара, жизнь и здоровье населения города, а также повышает риск повреждения и уничтожения имущества, отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования для устранения отмеченных нарушений, не освобождает ответчика от надлежащего исполнения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, поскольку разрешение таких вопросов является обязанностью органа местного самоуправления, не связанной с наличием финансовых возможностей, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 12 Конституции Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 1, 3, 10, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 51, 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009. Свод правил. Система противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Лабытнанги, удовлетворить.
Возложить на Администрацию г.Лабытнанги обязанность обеспечить многоквартирные дома в г. Лабытнанги, расположенные по адресам ул. Школьная 39, 41 и ул. Обская 79, 75 и 81, источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свода правил «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 11 августа 2020 года.
...
...
Судья О.В. Михайлова