ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-759/2010 от 29.12.2010 Мирнинского городского суда (Архангельская область)

Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мирный **.**.**** года

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего Липкина Ю.Г.,

при секретаре Петровой М.А.,

с участием представителя ответчика войсковой части *** Гончаренко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быковой Н.Н. к войсковой части *** и войсковой части *** о взыскании специальной надбавки к заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Быкова Н.Н. обратилась в суд с иском к войсковой части *** г. Мирный о взыскании специальной надбавки к заработной плате, обосновав требования тем, что работает поваром летной столовой в войсковой части ***, заработок составляет *** руб. *** коп. С **.**.**** года ей перестали выплачивать специальную надбавку в размере 20 %. При обращении к командованию в/ч *** ей было разъяснено, что в связи с выходом войсковой части *** из состава 1 ГИК МО войсковой части *** данная надбавка не положена как гражданскому персоналу, так и военнослужащим войсковой части ***. С данной позицией не согласна, поскольку надбавка была установлена в соответствии с Приказом министра обороны в *** году. Как следует из разъяснений Департамента труда и заработной платы МО РФ, она устанавливалась за особые условия работы на объекте Б. военнослужащим и гражданскому персоналу войсковых частей, входящих в состав войсковой части *** и дислоцированных на ее территории. Войсковая часть *** в настоящее время продолжает выполнять, в том числе и задачи по обеспечению деятельности 1 ГИК МО, формально в его состав как боевая единица не входит, но является филиалом войсковой части *** в соответствии с приказом МО РФ № 857 от **.**.**** года. Просит взыскать с войсковой части *** специальную надбавку к заработной плате в размере *** руб. *** коп.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть *** г. Мирный Архангельской области.

Истец в судебном заседании не участвовала, просила о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддерживает.

Представитель войсковой части *** г. Мирный в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом. Отзыв по существу иска не представил.

Представитель ответчика войсковой части *** г. Мирный по доверенности Гончаренко В.В. в судебном заседании возражал против иска по тем основаниям, что истцом пропущен срок обращения в суд с требованиями о выплате надбавки к заработной плате. Данная надбавка не предусмотрена ни трудовым договором, ни коллективным договором в/ч ***, ни нормативными документами. Выплата специальной надбавки устанавливалась решениями Минобороны и распространялась на объект «Б.», т.е. на в/ч ***. В настоящее время в/ч *** не входит в состав войсковых частей космодрома «А.», она переподчинена 1 командованию ВВС и ПВО и исключена из состава в/ч ***. Данная в/ч зачислена в в/ч *** на финансовое обеспечение. В/ч *** является распорядителем финансовых средств для в/ч ***. Считает, что в/ч *** необоснованно выплачивала данную надбавку гражданскому персоналу. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя в/ч ***

Изучив материалы дела, заслушав представителя в/ч ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством работы.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений были введены постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583.

В развитии указанного постановления Приказом Министра Обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 года № 583» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо - оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему Приказу).

Пунктом 10 раздела 2 данного Приказа № 555 установлено, что в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822: работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, что Быкова Н.Н. работает в войсковой части *** г. Мирный в должности повара летной столовой, за время работы в войсковой части *** г. Мирный до **.**.**** года ей выплачивалась надбавка к должностному окладу за особые условия труда в размере 20 % к заработной плате. С **.**.**** года выплата надбавки прекращена.

В коллективном договоре командования и трудового коллектива войсковой части *** на ***-*** годы разделом 5 установлены положения об оплате труда, о доплатах и надбавках, сроках и месте выплаты заработной платы.

Истец в своих требованиях ссылается на приказы Министра обороны СССР 1955 года и 1957 года, а также на разъяснения начальника Центра финансирования специальных программ МО РФ от 30 июня 2009 года № 221/12/0078, имеющими гриф «совершенно секретно».

Из оглашенного в судебном заседании протокола судебного заседания Архангельского областного суда от 06.04.2010 года по аналогичному делу, в части исследования приказа Министра обороны СССР 1955 года и 1957 года, разъяснения начальника Центра финансирования специальных программ МО РФ от 30 июня 2009 года № 221/12/0078, имеющими гриф «совершенно секретно», следует, что установленная 20% надбавка к должностному окладу распространена на рабочих ИТР, служащих и младший обслуживающий персонал, занятых на работе объекта № *** «Б.» и входящих в ее состав войсковых частей. Данная выплата производится на основании приказа командира части.

Как установлено в судебном заседании, объектом «Б.» является в/ч ***.

Из сообщения Центра финансирования специальных программ Минобороны России № 221/12/462 от 06 июля 2010 года по вопросу выплаты процентных надбавок военнослужащим и гражданскому персоналу войсковой части *** следует, что действие приказа Министра обороны 1955 года № 00112 распространяется только на военнослужащих и гражданский персонал войсковой части *** и входящих в ее состав частей, учреждений и подразделений, дислоцированных на территории объекта «Б.» (л.д. 8,22,31).

По сообщению командира войсковой части *** информация о том, что надбавка гражданскому персоналу за особые условия труда должна выплачиваться в размере 20 % к заработной плате поступила в войсковую часть *** из разъяснений начальника Центра финансирования специальных программ МО РФ от 30 июня 2009 года № 221/12/0078 (л.д. 18).

Следовательно, из смысла норм указанных приказов Министра обороны СССР 1955 года и 1957 года и соответствующих разъяснений следует, что спецнадбавка в размере 20% к должностному окладу должна выплачиваться гражданскому персоналу войсковой части *** и входящих в ее состав войсковых частей на основании приказа командира соответствующей части.

По сообщению штаба Космических войск от 05.11.2009 года во исполнении требований директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 20.10.2009 года № 314/4/4107 были проведены организационные мероприятия в Космических войсках на 2009 год, в том числе переподчинена 17 отдельная смешенная авиационная эскадрилья в состав 1 командования ВВС и ПВО и исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома МО РФ.

В соответствии с приказом командира в/ч *** № *** от **.**.**** года 17 отдельная смешанная авиационная эскадрилья с **.**.**** года исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома МО РФ и поставлена на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение в/ч ***.

Как установлено в судебном заседании, по результатам проверки Межрегиональной финансовой инспекцией по Северному флоту в в/ч *** и в/ч *** была выявлена переплата заработной платы гражданскому персоналу воинских частей и учреждений, не входящих в состав в/ч *** в связи с неправильным применением приказа Министра обороны 1955 года № 00112.

Согласно сообщения войсковой части *** г. Мирный, войсковая часть *** не входит ни в состав космодрома «А.», ни в состав Космических войск. Во исполнение требований директив Генерального штаба ВС РФ от 20 октября 2009 года № 314/4/4107, штаба Космических войск от 05 ноября 2009 года № 349/2/2/4056 17 отдельная смешанная авиационная эскадрилья (войсковая часть ***) переподчинена 1 командованию ВВС и ПВО. С **.**.**** года указанная воинская часть исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома, т.е. войсковой части ***.

По сообщению штаба Космических войск от 05.11.2009 года во исполнении требований директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 20.10.2009 года № 314/4/4107 были проведены организационные мероприятия в Космических войсках на 2009 год, в том числе переподчинена 17 отдельная смешенная авиационная эскадрилья в состав 1 командования ВВС и ПВО и исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома МО РФ.

В соответствии с приказом командира в/ч *** № *** от **.**.**** года 17 отдельная смешанная авиационная эскадрилья с **.**.**** года исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома МО РФ и поставлена на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение в/ч ***.

Приказом командующего Космическими войсками № 304 от 29.12.2009 года в связи с созданием федеральных бюджетных учреждений в Космических войсках были определены правопреемники воинских частей, в том числе правопреемником в/ч *** является федеральное бюджетное учреждение в/ч ***.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 857 от 08.07.2010 года в/ч *** как федеральное государственное учреждение была реорганизована путем присоединения к федеральному бюджетному учреждению в/ч ***.

В материалах дела имеется сообщение командира войсковой части *** от **.**.**** года на имя командира войсковой части *** с просьбой о зачислении на финансовое обеспечение ФБУ войсковой части *** войсковой части *** в соответствии с указаниями заместителя Министра обороны РФ от 15 сентября 2010 года № 184/1/1/264.

Согласно приказа Министра обороны РФ № 250 дсп от 07.05.2008 года «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах РФ» воинские части могут быть зачислены на финансовое обеспечение только в один финансовый орган Министерства обороны (п. 79), данное зачисление производится по представлению начальника финансового органа распорядителя средств соответствующим приказом. (п.80). Основанием для принятия решения о зачислении воинской части на финансовое обеспечение является в том числе и передача воинской части из одного подчинения в другое.

Из выписки ЕГРЮЛ по в/ч *** следует, что Федеральное бюджетное учреждение – в/ч *** создана путем реорганизации в/ч ***, *** и ***, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ от **.**.**** года, и имеет свои филиалы. Войсковая часть *** не является филиалом в/ч ***, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Под бюджетным учреждением в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Распорядителем бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

По сообщению отделения Федерального казначейства по г. Мирный, в/ч *** имеет свой лицевой счет и осуществляет учет средств федерального бюджета и учет средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, в/ч ***, являясь федеральным бюджетным учреждением, как распорядитель средств федерального бюджета осуществляет в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение в/ч ***.

То обстоятельство, что в/ч *** состоит на финансовом обеспечении в в/ч ***, не свидетельствует о том, что войсковая часть входит в состав в/ч ***, поскольку под финансовым обеспечением в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 250 дсп от 07.05.2008 года и нормами Бюджетного кодекса РФ понимается получение бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от распределителя средств федерального бюджета.

Следовательно, поскольку войсковая часть *** г. Мирный не входит ни в состав воинских частей космодрома «А.», ни в состав Космических войск, с **.**.**** года была переподчинена 1 командованию ВВС и ПВО, поэтому разъяснение начальника Центра финансирования специальных программ МО РФ от 30 июня 2009 года № 221/12/0078, предусматривающее в настоящее время выплату гражданскому персоналу надбавки за особые условия труда в размере 20 % к заработной плате, на войсковую часть *** не распространяется.

Не влияет на обоснованность выплаты спорной специальной надбавки и то обстоятельство, что в/ч *** выполняет задачи для целей в/ч ***.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцу за весь период работы в войсковой части *** г. Мирный до **.**.**** года выплачивалась надбавка за особые условия работы в размере 20 %. Выплата специальной надбавки за особые условия труда с **.**.**** года в размере 20 % не предусмотрена ни трудовым договором, ни коллективными договорами войсковой части *** г. Мирный, ни Приказом Министра Обороны РФ № 555 от 10 ноября 2008 года, непосредственно предусматривающим условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей. Доказательств распространения приказа Министра обороны СССР 1955 года и 1957 года на истца, как на работника войсковой части ***, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Ссылки истца на применение норм Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" являются необоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что выплата специальной надбавки согласно требований приказа Министра обороны СССР 1955 года № 00112 не связана с проживанием или работой граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования.

Не состоятельны и доводы истца о дискриминации по оплате труда, поскольку выплата спецнадбавки имеет целевой характер и выплачивается лишь гражданскому персоналу войсковых частей, входящих в состав в/ч ***. Кроме того, в судебном заседании установлено, что выплата данной спецнадбавки по результатам финансовой проверки была прекращена и в других учреждениях и войсковых частях, не входящих в состав в в/ч ***.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика специальной надбавки к заработной плате в размере 20 % за период с **.**.**** года по **.**.**** года являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Быковой Н.Н. к войсковой части *** и войсковой части *** г. Мирный Архангельской области о взыскании специальной надбавки к заработной плате - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в кассационном порядке путем подачи жалобы через Мирнинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Липкин Ю.Г.

Мотивированное решение

изготовлено **.**.**** года.