Дело № 2-759-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2013 года г. Новороссийск
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Тетёркин А.В., при секретаре Носковой С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.Г.Г. об оспаривании действий Министерства природных ресурсов <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Г.Г.Г. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным действия Министерства природных ресурсов Краснодарского края, являющегося правопреемником Департамента лесного хозяйства Краснодарского края, выразившиеся в отказе корректировки границ лесного участка из состава земель лесного фонда в квартале 41-Б, выделе 14, Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества, в части наложения границ на земельный участок с кадастровым номером - №:9. Также просит обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края в течение определенного срока совершить действия, направленные на корректировку границ в квартале 41-Б, выделе 14, Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества в целях исключения наложения их на границы ее земельного участка с кадастровым номером - №
В обоснование своего заявления указала, что является собственником земельного участка площадью 700 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, а также жилого дома общей площадью 89,7 кв.м., расположенного на указанном земельном участке. Жилой дом и земельный участок приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 Ранее земельный участок по указанному адресу был предоставлен в собственность ФИО4 под индивидуальное строительство постановлением главы администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ. Участок стоит на государственном кадастровом учете за №. Желая провести межевание земельного участка для уточнения местоположения границ и площади участка, она обратилась в Новороссийский земельный центр. В ходе проведения кадастровых работ инженером ФИО5 выяснилось, что граница ее земельного участка пересекает границу обособленного участка с кадастровым номером - №:666, входящего в состав единого землепользования №. Причиной такого наложения, по мнению кадастрового инженера, явилось то, что изначально в 2005 году, в 2007 году при подготовке землеустроительных документов для постановки на кадастровый учет земельных участков, соответственно № (пер. Менжинского,7) и № (пер. Менжинского,5) были допущены кадастровые ошибки в определении координат вышеуказанных участков, поскольку не было проекта детальной планировки данной местности. В настоящее время конфигурация и площадь ее земельного участка, отраженная в межевом плане, согласно повторным измерениям полностью соответствует действительному местоположению границ.
Органом кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения - пересечение границ моего земельного участка с границами другого участка.
Она обратилась в Департамент лесного хозяйства Краснодарского края с заявлением о корректировке границ лесного участка, входящего в состав земель лесного фонда, поскольку его границы почти наполовину накладываются на границы ее участка. Ее жилой дом фактически находится на территории лесного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ было подтверждено, что в действительности границы ее земельного участка накладываются на границы лесного участка из состава земель лесного фонда в квартале 41-Б, выделе 14 Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества. Однако, в корректировке границ лесного участка отказывают по причине того, что данная корректировка может привести к уменьшению площади этих зон.
С позицией Департамента лесного хозяйства Краснодарского края она не согласна, считает, что бездействие вышеуказанного органа не решает имеющийся спор по местоположению земельного участка, ущемляет ее права как собственника жилого дома и земельного участка. Ее жилой дом находится на территории лесного участка, и в дальнейшем такое состояние препятствует ей в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с уточненными границами.
При всех фактических и юридических обстоятельств дела выполнить корректировку границ лесного участка возможно таким образом, чтобы его границы не налагались на границы ее земельного участка, и жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности, не находился бы на территории участка, входящего в состав лесного фонда. Для этого необходимо всего лишь волевое решение органа государственной власти - Министерства природных ресурсов Краснодарского края, которое является правопреемником Департамента лесного хозяйства, и в чьем ведении находится разрешение данного вопроса.
Г.Г.Г. и ее представитель ФИО8 в судебном заседании поддержали доводы заявления, просили его удовлетворить.
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО6 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве на заявление просила в его удовлетворении отказать. При этом указала, что согласно п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также предусмотрено отнесение таких земельных участков к федеральной собственности. Указанный в заявлении лесной участок является частью лесного участка, площадью 24.088 га, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ 23-АИ №.
Статьей 87 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесохозяйственный регламент лесничества является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в том числе, виды разрешенного использования лесов, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Новороссийского лесничества, квартал 41Б Шесхарисского участкового лесничества относится к категории защитных лесов. В соответствии пунктом 23 Положения «Об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1007, изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади зеленых зон, не допускается.
В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Иное толкование приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода.
Таким образом, отсутствуют основания для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровый номером №:9, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Менжинского,5, как «земли населенных пунктов». Поскольку такой государственный кадастровый учет приведет к необоснованному уменьшению площади земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности в границах зеленой зоны муниципального образования <адрес>. Министерство полагает, что корректировка границ лесного участка для постановки земельного участка с кадастровым номером №:9 на государственный кадастровый учет невозможна.
Выслушав заявительницу и ее представителя, рассмотрев доводы представителя Министерства природных ресурсов <адрес>, исследовав материалы дела и предоставленные документы, суд приходит к выводу, что заявление Г.Г.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что заявительница является собственником домовладения и земельного участка площадью 700 кв.м., расположенных по адресу <адрес>.
Установлено также, что границы ее земельного участка с кадастровым номером № накладываются на границы обособленного участка с кадастровым номером 23:47:№ входящего в состав единого землепользования №:312, входящего в состав земель лесного фонда.
Для выяснения вопроса о наложении границ земельного участка, принадлежащего Г.Г.Г. , расположенного по <адрес>, с лесным участком, входящим в состав земель лесного фонда, была назначена судебно-техническая экспертиза.
Проведенной по делу ДД.ММ.ГГГГ Независимой экспертной компанией экспертизой установлено, что имеет место наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, пер. Менжинского, 5 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:666, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № с категорией земель - земли лесного фонда, разрешенным использованием - для нужд лесного хозяйства, правообладатель - Российская Федерация. Участок наложения границ показан на исполнительном чертеже № со следующей конфигурацией: от точки 9 до точки 732 - 12,53м., от точки 732 до точки 731 - 13,89м., от точки 731 до точки 730 - 8,72 м., от точки 730 до точки 10 - 7,47м., от точки 10 до точки 8 - 1,02м., от точки 8 до точки 5 - 19,99м., от точки 5 до точки 9 - 30,89 м.
<адрес> участка наложения границ составила 389 кв.м.
Данное наложение границ, по мнению эксперта, образовалось в результате того, что процедура межевания земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № с категорией земель - земли лесного фонда, разрешенным использованием - для нужд лесного хозяйства, правообладатель - Российская Федерация, была произведена без учета фактических границ земельного участка с кадастровым номером №:9, по адресу: <адрес>, пер. Менжинского,5.
Для устранения данного наложения необходимо внести изменения в сведения ГКН о границах земельного участка с кадастровым номером №666, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, с категорией земель - земли лесного фонда, разрешенным использованием - для нужд лесного хозяйства, правообладатель - Российская Федерация, исключив из границ по сведениям ГКН земельного участка с кадастровым номером 23№ входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №
Для корректировки границ вышеуказанных земельных участков Г.Г.Г. обратилась в Департамент лесного хозяйства <адрес> с соответствующим заявлением.
Письмом Департамента лесного хозяйства <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице в корректировке границ земельных участков было отказано по тем основаниям, что корректировка может привести к уменьшению площади лесопарковой зоны, что запрещено Положением «Об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон». Этот вывод Департамента лесного хозяйства <адрес> является неверным, нарушает права и законные интересы заявительницы, так как корректировка границ земельных участков, о которой просит Г.Г.Г. , направлена не на уменьшение их площади, а на устранение ошибки, допущенной при межевании земельных участков. Поэтому довод представителя Министерства природных ресурсов <адрес> о том, что в результате корректировки границ земельных участков площади земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, будут необоснованно уменьшены, не может быть принят во внимание. До межевания земельного участка лесного фонда, граничащего с участком заявительницы, после этого межевания, границы земельного участка Г.Г.Г. не изменялись, не приведет к изменению этих границ и их корректировка по документам. Не доверять заключению эксперта у суда нет никаких оснований.
Таким образом, отказ Департамента лесного хозяйства КК в части корректировки границ лесного участка во избежание накладывания их на границы земельного участка заявительницы - нарушает е конституционные права, предусмотренные ст.35 Конституции РФ, создают ей препятствия в осуществлении прав и обязанностей, в том числе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности.
В связи с тем, что постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ Департамент лесного хозяйства <адрес> реорганизован путем присоединения к Министерству природных ресурсов <адрес>, обязанность совершить действия, направленные на корректировку границ земельных участков, суд возлагает на Министерство природных ресурсов <адрес>, как правопреемника Департамента лесного хозяйства <адрес>.
Утверждение представителя Министерства природных ресурсов <адрес> о том, что у этого министерства нет полномочий на корректировку границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и следовательно – устранить допущенную ошибку вообще невозможно, не соответствует действительности.
В соответствии с п.3.11 Положения о Министерстве природных ресурсов <адрес>, утвержденных постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, одной из функций этого министерства является определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.
В соответствии с п.1.1 ст.82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится в том числе – определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ зеленых зон.
В соответствии с п.23 постановления Правительства РФ №1007 от 14.12.2009 года «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» изменение площади и границ зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта РФ. При чем, при уменьшении площади лесной зоны недостающая площадь лесной зоны может компенсироваться такой же площадью за счет лесных участков, расположенных на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств.
Согласно п.18 того же постановления Правительства РФ при проектировании зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом РФ.
В настоящее время в зеленой зоне находится жилой дом, принадлежащий заявительнице на праве собственности. Перенести или снести его без несоразмерного ущерба - невозможно. Согласно ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. На указанное имущество в соответствии со ст.131 ГК РФ произведена государственная регистрация.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 257-258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Г.Г.Г. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края в корректировке границ лесного участка из состава земель лесного фонда в квартале 41-Б, выделе 14, Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества, в части исключения из границ земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № - части земельного участка площадью 389 кв.м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.5.
Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края совершить действия, направленные на корректировку границ в квартале 41-Б, выделе 14, Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества, исключив из границ по сведениям Государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № - часть земельного участка, площадью 389 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 1 месяца.
Судья Ленинского районного
суда г. Новороссийска Тетеркин А.В.