ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-759/2016 от 01.06.2016 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

№ 2-759/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сибай 01 июня 2016 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.

при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика - отдела опеки и попечительства Администрации ГО <адрес> РБ ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Администрации городского округа <адрес><данные изъяты>, отделу опеки и попечительства Администрации городского округа <адрес><данные изъяты> о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании включить в список детей-сирот, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в суд с иском к Администрации ГО <адрес> РБ, отделу опеки и попечительства Администрации ГО <адрес> РБ о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании включить в список детей-сирот, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Свои исковые требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мама, ФИО2 После смерти матери отец их воспитанием не занимался, как следствие, она вместе со своим братом стали жить у родственников матери в <адрес>, где продолжают жить и работать по настоящее время. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над не и её малолетним братом ФИО15 установлена опека. Опекуном назначен родной дядя ФИО6ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО3 С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована в доме по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к главе администрации с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения. Данное заявление зарегистрировано в администрации городского округа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вход. . ДД.ММ.ГГГГ ей дан ответ о том, что вопрос о постановки на учет будет решен в <данные изъяты> году, для чего необходимо представить выписки из домовой книги. Однако, какого-либо документа о постановке её на учет ей не предоставили. ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка ФИО7 После её смерти открыто наследство на квартиру, расположенную по <адрес>, общей площадью 38,1 кв.м. и <адрес>, общей площадью 39,4 кв.м. Согласно свидетельствам о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ её принадлежит по 1/8 доли в праве собственности на квартиру и дом. При этом она продолжает быть зарегистрированной и проживать в <адрес>. Ввиду того, что бабушкой ей оставлены доли в наследственном имуществе постановлением главы администрации ГО <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ её исключили из списка детей-сирот, нуждающихся в обеспечение жилым помещением. При этом не принято во внимание, что доля в праве собственности на дом по <адрес> небольшая, и составляет небольшую общую и жилую площади. Помимо нее в наследство вступили еще трое наследников. Указывает, что ответчиком не обследовался дом, в котором она продолжает проживать вместе с родственниками по <адрес>, не было учтено его состояние. Дом старый, бревенчатый, <данные изъяты> постройки, удобства на улице, жилая площадь по документам составляет 8,5 кв.м. Её доля в наследстве на данный дом составила 4,9 кв.м. от общей площади дома. На момент снятия её с учета и в настоящее время дом практически не подлежит эксплуатации. Аналогично, наследственная доля в праве собственности на квартиру - 1/8, её доля составляет 4,7 кв.м. от общей площади квартиры. Таким образом, при общем сложении по наследству её досталось жилая площадь в 9,6 кв.м., при этом минимальная норма жилья на человека необходимая при рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или так называемый федеральный стандарт социальной нормы площади жилья в России составляет не менее 18 кв.м. Данное решение об исключении её из списка детей-сирот, нуждающихся в обеспечение жилым помещением, ею не обжаловано. Так, при снятии с учета представители органов опеки и попечительства убедили её, что так полагается по закону, поскольку ей досталось наследственное имущество, она утратила право на получение жилья. Указывает, что не имеет специального юридического образования, чтобы понять насколько законно или напротив незаконно поступали на тот момент должностные лица органов опеки и попечительства. В более сознательном возрасте из средств массовой информации и при общении с такими же как она сиротами узнала, что орган опеки и попечительства администрации городского округа <адрес> злоупотребил своим правом. Вместо того, чтобы защищать её права как сироты, в том числе жилищные, органы опеки и попечительства местной администрации, незаконно сняли с льготного жилищного учета, тем самым грубо нарушили её права как социального не защищенного гражданина. Ввиду вышеуказанного, срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении пропустила по уважительной причине, поскольку только в <данные изъяты> узнала, что её как сироте должно было быть предоставлено жилое помещение, а органы опеки и попечительства незаконно сняли её с учета. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию ГО <адрес> с письменным заявлением о восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий как сирота. Ответом главы администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей разъяснено, что она утратила статус сироты, поскольку достигла возраста 23 лет. После в силу жизненных обстоятельств, в том числе в связи с беременностью не смогла обратиться в суд. При этом полагает, что в соответствии с действующим законом она имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения.

Просит восстановить срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию ГО <адрес> РБ включить её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать администрацию ГО <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения; взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика – Администрации ГО <адрес> в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в удовлетворении искового заявления ФИО5 просили отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, приобщенное к материалам дела.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ неявка ответчика не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ответчика - отдела опеки и попечительства Администрации ГО <адрес> РБ ФИО4 в судебном заседании решение вопроса оставила на усмотрение суда. Пояснила, что при постановке на учет комиссия не выходит и не исследует жилое помещение, только исследует по документам. Поэтому комиссия опиралась на документы, и вынесла соответствующее решение. Указала, что о том, что она снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, ФИО5 стало известно еще в <данные изъяты>, однако до <данные изъяты>, она не обращалась с заявлениями в Администрацию ГО <адрес>.

Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования ФИО5 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72).

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как следует из ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии действовавшего до 01 января 2013 года правового регулирования предоставления категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилья по договору социального найма вне очереди, предполагалось, что эти меры социальной поддержки применяются только, если гражданин заявил о своей нуждаемости в предоставлении жилья, то есть встал в очередь, как это было предусмотрено ст. 52, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а до 01 марта 2005 года - статьями 28, 30 и пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшей в редакции до 01.01.2013 года, такой гражданин после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечивался органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.

При этом, если такой гражданин, состоявший на учете нуждающихся, не был обеспечен жильем до достижения возраста 23 лет, он не утрачивал это право, поскольку это не являлось основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождало соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Действующая с 01 января 2013 года новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, а также положений ЖК РФ, относящихся социальному жилищному и специализированному жилищному фонду, предусматривает предоставление такой категории граждан жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом, пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По смыслу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями статьи 8 данного Федерального закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет. Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых этим Федеральным законом. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имели лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивалось, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Как следует из материалов дела, ФИО5 относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать ФИО5ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем предоставлено свидетельство серии <данные изъяты>.

Отец ФИО5ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии <данные изъяты>).

Постановлением Администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО5 установлена опека, опекуном назначен ФИО6

Как указано в выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО5 на праве собственности принадлежит 1/8 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время в свидетельстве о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО5 унаследована и 1/8 доля в праве собственности на дом, находящийся в <адрес> РБ по <адрес>. Однако право собственности в регистрирующем органе надлежаще не оформлено.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, и являющейся социальной сиротой, ФИО5 впервые обратилась в Администрацию ГО <адрес> РБ в декабре 2008 года.

Письмом Администрации ГО <адрес> РБ -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГФИО5 была уведомлена, что вопрос о её постановке во внеочередной список по месту жительства будет рассмотрен в апреле 2009 года, поскольку в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» ежегодно с 1 января по 1 апреля проходит перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО5 была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

В последующем с заявлением о восстановлении ее в списке нуждающихся в обеспечение жильем ФИО5 обратилась в орган местного самоуправления в апреле 2014 года.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Го <адрес> РБ уведомила ФИО5 о том, что в связи с достижением возраста более 23-х лет, ею утрачено право на постановку на учет на обеспечение жильем.

Вместе с тем правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в частности по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К последним названный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были <данные изъяты>.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в <данные изъяты> возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в <данные изъяты> возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Срок реализации указанной категории граждан жилищных прав ограничен возрастом 18 - 23 года, является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем истцом не представлено отвечающих критериям относимости и допустимости достоверных доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обжалованию постановления о снятии с учета.

О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших ей с 18 лет своевременно реализовать свои жилищные права, истцом суду сообщено не было, соответствующие доказательства не представлены. Причина, по которой истец не смогла своевременно встать на учет от неё не зависела, не является основанием для удовлетворения иска, так как истцом не предоставлено доказательств невозможности обращения в уполномоченные органы.

Законодателем установлен предельный возраст льготного обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, законом не предусмотрена возможность восстановления срока на обращение в органы местного самоуправления для постановки на квартирный учет.

Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Ссылка истца на то, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным и не пригодным для проживания правового значения не имеет в силу следующего.

Положениями ч. 4 ст. 15 ЖК Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как было указано выше решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК Российской Федерации). В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК Российской Федерации.

В п. 1 ст. 200 ГК Российской Федерации закреплено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в соответствии со ст. 195 ГК Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось истцом, ФИО5 в <данные изъяты> году узнала о том, что была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В <данные изъяты> годах узнала от знакомой о внесении изменений в законодательство и, что вправе претендовать на предоставление жилого помещения.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Администрации городского округа <адрес><данные изъяты>, отделу опеки и попечительства Администрации городского округа <адрес><данные изъяты> о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании включить в список детей-сирот, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сибайский городской суд Республики Башкортостан.

Судья: Л.Х.Суфьянова