ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-75/16 от 08.02.2016 Казачинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ дело № 2-75/16

8 февраля 2016 г. село Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Белобородовой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Лыткиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Государственному предприятию Красноярского края «Краевое автотранспортное предприятие» об обязании ответчика осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха согласно плану-графику контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ, утвержденному в установленном порядке в составе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и ежегодно предоставлять в Министерство результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха,

УСТАНОВИЛ

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к Государственному предприятию Красноярского края «Краевое автотранспортное предприятие» (ГПКК «Краевое АТП») об обязании ответчика осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха согласно плану-графику контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ, утвержденному в установленном порядке в составе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и предоставлять в Министерство результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

В обоснование требований истец указал, что в соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин мест право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В силу статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Постановлением Правительства края от 31.08.2008 № 12-п образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство), действующее на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края далее - Положение о Министерстве).

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Положением о Министерстве, оно выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственному предприятию Красноярского края «Краевое автотранспортное предприятие» Министерством выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух номер регистрации 0888 на период с 13.09.2013 по 26.07.2018.

В силу статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических. биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

На основании вышеизложенного, у ГПКК «Краевое автотранспортное предприятие» была запрошена необходимая информация:

- выкопировка из проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - ПДВ), утвержденного в установленном порядке, в части плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

- сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля охраной атмосферного воздуха, и (или) об организации экологической службы;

- план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период с сентября 2014 по сентябрь 2015 года;

- договор на оказание услуг по выполнению количественного химического анализа (далее - КХА) состава промышленных выбросов в атмосферный воздух с аккредитованной лабораторией за период с сентября 2014 по сентябрь 2015 года, аттестат аккредитации данной лаборатории;

- протоколы КХА состава промышленных выбросов в атмосферный воздух, в соответствии с установленной проектом нормативов ПДВ периодичностью, за период с сентября 2014 по сентябрь 2015 года.

ГПКК «Казачинское автотранспортное предприятие» представлено письмо от 03.11.2015 №180, в котором указано, что в связи с затруднительным финансовым положением предприятия замеры по составу промышленных выбросов в атмосферный воздух не производились.

Согласно представленному плану-графику контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ, утвержденному в установленном порядке в составе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, производственный контроль проводится на котельной (источник № 0001) периодичностью 1 раз в год по следующим веществам: азота диоксид (азот (IV) оксид), углерод (сажа), пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной й деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования, приведя те же доводы, просил принять уточненное исковое заявление, в котором просил уточнить наименование ответчика в связи с внесением изменений в УСТАВ ответчика и второй пункт требований изложить в следующей редакции « ежегодно, после проведения производственного контроля предоставлять в Министерство результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Представитель ответчика директор Казачинского филиала ГПКК «Краевое АТП» ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила в суд заявление, в котором исковые требования признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд договор возмездного оказания услуг от 02.02.2016 г. между ответчиком и ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» на оказание услуг по проведению измерений и анализов состава промышленных выбросов в атмосферу и техническое задание, а также направила протокол отбора проб промышленных выбросов от 5.02.2016 г..

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд полагает рассмотреть дело в отсутствии ответчика и удовлетворить исковые требования истца по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин мест право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В силу статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Постановлением Правительства края от 31.08.2008 № 12-п образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство), действующее на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края далее - Положение о Министерстве).

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор в области охраны окружающей среды.

Как установил суд, из Положения о Казачинском филиале Государственного предприятия Красноярского края «Краевое автотранспортное предприятие» и Устава ГПКК «Краевое АТП», следует, что данное учреждение (филиал) не является юридическим лицом, а является обособленным структурным подразделением ГПКК «Краевое АТП», его учредителем является Красноярский край. Предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств и узлов и агрегатов автомобилей, восстановление деталей. Деятельность учреждения направлена и учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье своих работников, обеспечивает безопасные условия труда, обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства.

На территории предприятия по адресу: <адрес> имеется котельная ИЗА б/н.. Казачинскому филиалу ГПКК «Краевое АТП» Министерством выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух номер регистрации 0888 на период с 13.09.2013 г. по 26.07.2018 года.

В силу статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор, в связи с чем Министерством 30.09.2015 года у ГПКК «Краевое АТП» была запрошена следующая информация:

- выкопировка из проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - ПДВ), утвержденного в установленном порядке, в части плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

- сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля охраной атмосферного воздуха, и (или) об организации экологической службы;

- план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период с сентября 2014 по сентябрь 2015 года;

- договор на оказание услуг по выполнению количественного химического анализа (далее - КХА) состава промышленных выбросов в атмосферный воздух с аккредитованной лабораторией за период с сентября 2014 по сентябрь 2015 года, аттестат аккредитации данной лаборатории;

- протоколы КХА состава промышленных выбросов в атмосферный воздух, в соответствии с установленной проектом нормативов ПДВ периодичностью, за период с сентября 2014 по сентябрь 2015 года.

ГПКК «Краевое АТП» направило Министерству письмо от 03.11.2015 №180, в котором сообщило, что в связи с затруднительным финансовым положением предприятия замеры по составу промышленных выбросов в атмосферный воздух не производились ( л.д.32).

Согласно представленному ответчиком плану-графику контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ, утвержденному в установленном порядке в составе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, производственный контроль проводится на котельной (источник № 0001) периодичностью 1 раз в год по следующим веществам: азота диоксид (азот (IV) оксид), углерод (сажа), пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния.

В соответствии с основными понятиями, используемыми в Федеральном законе

от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, вызывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ст. 34 Федерального закона “-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).

Статьей 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

Согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный этический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды. установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

На основании п. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Поскольку ответчик признал исковые требования истца в полном объеме, направил в суд договор возмездного оказания услуг от 02.02.2016 г. между ответчиком и ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» на оказание услуг по проведению измерений и анализов состава промышленных выбросов в атмосферу и техническое задание, а также направил протокол отбора проб промышленных выбросов от 5.02.2016 г.., то суд полагает принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования истца, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить ответчикам срок исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края удовлетворить.

Обязать Казачинский филиал Государственного предприятия Красноярского края «Краевое автотранспортное предприятие», в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда:

- осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха согласно плану-графику контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ, утвержденному в установленном порядке в составе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу;

- ежегодно, после проведения производственного контроля представлять в Министерство результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено 8 февраля 2016 года

Судья Н.И. Белобородова