РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2019 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Аносовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-75/19 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о снятии земельного участка с кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность площадью 1011 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Министерством принято распоряжение № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение: <адрес>
Испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ему кадастрового номера №
Указанный земельный участок имеет статус «учтенный».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Министерствос заявлением об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с тем, чтоон использует земельный участок, в отношении которого принято вышеуказанное распоряжение.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством принято распоряжение № «Об отмене распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение: <адрес>
На основании изложенного, просило суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1011 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.
Представитель третьего лица администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.
Представитель третьего лица Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Министерство в силу положений пп. 46,47,49-54,58,70 п. 5, Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области осуществляет реализацию, регламентированного положениями п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11, ст. 10.1 Земельного кодекса РФ (далее -ЗК РФ), п. 2 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ в действие, п. 1 ч. 1, п. 2 ст. 5 Закона № 2218 - ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», правомочия правительства Тульской области по распоряжению в административном центре Тульской области городе Туле земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено в ходе рассмотрения гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность площадью 1011 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15).
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области принято распоряжение № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение: <адрес> (л.д.18). Земельный участок, общей площадью 1011 кв.м поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус «учтенный».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с тем, чтоон использует земельный участок, в отношении которого принято вышеуказанное распоряжение (л.д. 19).
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> имеется домовладение.
В соответствии с планом земельного участка, имеющимся в данном техническом паспорте, под домовладением обозначен земельный участок, а также прилегающий к нему земельный участок, используемый под огород, расположенный через улицу <адрес>. Таким образом, согласно ситуационной схеме данный земельный участок накладывается на земельный участок, в отношении которого принято распоряжение об отмене распоряжения о предоставлении земельного участка (л.д. 20-34).
По результатам рассмотрения заявления ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области принято распоряжение № Об отмене распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение: <адрес>
Как следует из объяснений представителя ответчика истца земельный участок с кадастровым номером № образован из неразграниченных государственных земель, полномочиями по распоряжению которыми обладает Министерство и никогда не находился в частной собственности, а документ послуживший основанием формирования данного земельного участка и постановки его на кадастровый учет был признан утратившим силу.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).
В силу п. 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из материалов дела спорный земельный участок поставлен на кадастровый ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус «учтенный».
При таких обстоятельствах, применение п. 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ исключается, в связи с чем заявитель лишен возможности удовлетворить преследуемый им законный интерес в распоряжении земельными участками по обращению заинтересованных лиц.
Согласно положениям п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета актуальных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. В данном случае имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также при отсутствии иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).
Статьей 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.
Допустимые способы защиты предусмотрены ст. 12 ГК РФ. Закрепленный в ней перечень не является исчерпывающим, однако данная статья содержит указание на необходимость закрепления иных способов защиты законом.
По смыслу ст. 1, 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд общей юрисдикции лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 13 апреля 2010 № Д23-1342 «Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках» земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета. В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с признанием утратившим силу распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение: <адрес>, которое являлось основанием для выполнения кадастровых работ и постановки на кадастровый учет земельного участка в Управлении Росреестра по Тульской области, суд считает, что в настоящее время имеются достаточные основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1011 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий -