ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-75/20 от 09.01.2020 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0009-01-2020-000023-34

дело №2-75/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благодарный 02 марта 2020 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Алиевой А.М., при секретаре судебного заседания Марковской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Благодарненского районного суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Килочек ФИО10, Ларионовой (Килочек) ФИО4 о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности,

у с т а н о в и л:

Министерство сельского хозяйства <адрес>, обратилось в Благодарненский районный суд с иском к Килочек Д.В.,., в котором просит суд взыскать солидарно с ответчиков выплаченную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в размере <данные изъяты> в бюджет Ставропольского края.

В обоснование иска указывает, что Министерство сельского хозяйства <адрес> (далее — министерство) осуществляет на территории <адрес> реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (далее - Программа). Приказом министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по <адрес> на 2013 год, утвержденный приказом министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Килочек Д.В., проживающий по адресу: <адрес>, был включен в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации программы по <адрес> на 2013 год по категории «молодые семьи (молодые специалисты)» (далее – получатель).

В соответствии с приложением «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» (далее - Типовое положение) к приложению «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» к Программе, параграфом III Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, устанавливаются следующие требования:

- пункт 26 Порядка - право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:

а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 данного Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

- пункт 27 Порядка в указанном Типовом положении:

а) под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;

б) под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта;

- пункт 28 Порядка - молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением к Типовому положению, с приложением:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копии документа об образовании молодого специалиста либо справки из образовательного учреждения о его обучении на последнем курсе этого образовательного учреждения;

в) копий свидетельств о браке (для лиц, состоящих в браке);

г) копий свидетельств о рождении или об усыновлении ребенка (детей);

д) копии трудового договора с работодателем;

е) выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справки органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности;

ж) документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

з) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств и (или) право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала в размере, предусмотренном пунктом 26 названного Типового положения. Перечень таких документов определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- пункт 31 Порядка - в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства;

- пункт 33 Порядка - право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.

При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.

Согласно пункту 2 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", право на получение социальных выплат имеют:

1) граждане Российской Федерации (далее - граждане), в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности на территории Ставропольского края (далее - сельская местность); наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 11 данного Порядка. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданами могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; признание нуждающимися в улучшении жилищных условий;

2) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрирован- ном браке лица, хотя бы одно из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления по форме согласно приложению к приложению "Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" к Правилам (далее соответственно - заявление, Типовое положение) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных (далее - молодые семьи), в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".

В соответствии с вышеизложенными нормативными актами Килочку Д.В. министерством было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.

Между министерством, Килочек Д.В., как членом молодой семьи, и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Ухсаровым К.К. (далее - работодатель) был заключен трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 2.3.1 которого Килочек Д.В. обязался работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, т.е. по 23.09.2018г.

Используя социальную выплату, ФИО1 улучшил жилищные условия путем приобретения ДД.ММ.ГГГГ жилого дома общей площадью 87,10 кв.м, по адресу: <адрес>.

При проведении мониторинга 2017 года в министерство была представлена справка за подписью ИП Главы К(Ф)Х ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ б/н, подтверждающая трудовые отношения Килочек Д.В.

Из телефонного разговора с ИП Главой К(Ф)Х ФИО6 выяснилось, что справку за подписью ИП Главы К(Ф)Х ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ б/н, он Килочек Д.В. не выдавал.

Согласно п. 2.3.8. Договора от ДД.ММ.ГГГГ член Молодой семьи уведомляет министерство в письменной форме в течение 5 календарных дней обо всех случаях изменения своего места проживания, семейного положения, возникновения обстоятельств, влекущих изменение законного режима имущества супругов, а также обо всех иных фактах, которые могут повлиять на изменение прав и обязанностей Молодой семьи по договору.

В соответствии с п. 2.3.9 Договора по принятым обязательствам супруги несут солидарную ответственность независимо от того, находятся ли они в браке на момент исполнения взятых обязательств по настоящему договору.

Документы, подтверждающие трудовые отношения, данной семьей не были представлены до настоящего времени.

Таким образом, Килочек Д.В. не исполнил условия предоставления социальных выплат, хотя с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, в рамках реализации Программы (далее - мероприятия) был ознакомлен и обязался их выполнять.

В соответствии с п. 3.2 трехстороннего договора от ДД.ММ.ГГГГ в случае нарушения молодой семьей условий трехстороннего договора полученная социальная выплата подлежит возврату в бюджет <адрес>.

Письмо министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении справки с места работы супругов за 2018 год и о добровольном возврате полученной социальной выплаты оставлено без внимания, нарушения не были устранены.

В соответствии с пунктом 18 Порядка предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, возврату в доход бюджета подлежат социальные выплаты в случае установления факта невыполнения получателем условий трехстороннего договора.

Возврат социальной выплаты осуществляется в следующем порядке:

- министерство в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляет получателю требование о возврате социальной выплаты в случаях, предусмотренных настоящим пунктом;

- получатель производит возврат социальной выплаты в полном объеме в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате социальной выплаты;

- при нарушении получателем срока возврата социальной выплаты Министерство принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.

Представитель истца Министерства сельского хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен, предоставил суду ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчики Килочек Д.В. и Ларионова (Килочек) О.Н., надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, об отложении не ходатайствовали.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив доводы искового заявления, всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд находит исковые требования министерства сельского хозяйства <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Министерством сельского хозяйства <адрес> в обоснование своих исковых требований суду были представлены следующие доказательства:

- копия приказа министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15);

- копия утвержденных приказом министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменений, которые вносятся в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (л.д. 16-17);

- копия договора от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жильем молодой семьи с использованием социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, заключенный между министерством сельского хозяйства <адрес>, молодой семьи из 4 человек, в лице члена молодой семьи - Килочек Д.В. и К(Ф)Х ФИО6 (л.д. 18-23);

- копия свидетельства и корешка свидетельства о предоставлении социальной выплаты в сумме <данные изъяты> руб. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25);

- копия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на перечисление указанной социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты (л.д. 26);

- копия договора купли-продажи недвижимости с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение на имя Килочек Д.В. и членов его семьи в общую долевую собственность (по ? доле) жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, с оплатой недвижимости, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 229 331 руб., и за счет средств бюджета <адрес> - <данные изъяты> руб. (л.д. 27-29);

- копия справки ИП Главы КФХ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о работе Килочек Д.В. в должности ветеринарного санитара с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30);

- копия письма министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на имя Килочек Д.В. о неисполнении условий трехстороннего договора и необходимости возвращения социальной выплаты (л.д. 31-32);

- копия трудовой книжки на имя Килочек Д.В., из которой следует, что последним был расторгнут трудовой договор с ИП ФИО6ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34);

- копия приказа о прекращении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35);

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Бекон» (л.д. 38-49);

- выписка из Единого государственного индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ в отношении К(Ф)Х ФИО6 (л.д. 50-54).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее также - федеральная целевая программа), целями которой являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (раздел III федеральной целевой программы).

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (приложение к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).

В соответствии с п. 31 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющимся приложением к названным Правилам, в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со ст. 80 ТК Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным ст. 81 ТК Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.

Пунктом 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотрено, что право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в п. 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.

При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.

Согласно пункту 2 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.05.2009 № 136-п "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", право на получение социальных выплат имеют:

1) граждане Российской Федерации (далее - граждане), в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности на территории Ставропольского края (далее - сельская местность); наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 11 данного Порядка. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданами могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; признание нуждающимися в улучшении жилищных условий;

2) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрирован- ном браке лица, хотя бы одно из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления по форме согласно приложению к приложению "Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" к Правилам (далее соответственно - заявление, Типовое положение) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".

Согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданного ДД.ММ.ГГГГ министерством сельского хозяйства СК Килочек Д.В., являющемуся участником мероприятия по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 229 331 руб., за счет бюджета <адрес> - <данные изъяты> руб.

В случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты министерство, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор. Существенным условием указанного договора является обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя (в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности) по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.

Между министерством, Килочек Д.В. и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6 был заключен трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 2.3.1 которого Килочек Д.В. обязался работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, т.е по ДД.ММ.ГГГГ.

Используя полученную социальную выплату Килочек Д.В. улучшил жилищные условия, приобретя ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью 87,10 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, в нарушение достигнутой договоренности, Килочек Д.В. по собственной инициативе расторг трудовой договор с работодателем ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в министерство сельского хозяйства Ставропольского края Килочек Д.В. была представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ за подписью ИП Главы К(Ф)Х ФИО6, подтверждающая трудовые отношения Килочек Д.В. с участником трехстороннего соглашения.

Между тем согласно доводам истца из телефонного разговора с ИП Главой К(Ф)Х ФИО6 выяснилось, что указанную справку он Килочек Д.В. не выдавал.

В соответствии с п. 2.3.4 заключенного ДД.ММ.ГГГГ между сторонами договора на обеспечение жильем молодой семьи с использованием социальной выплаты , молодая семья сохраняет право на социальную выплату в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена Молодой семьи и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства Российской Федерации, если член Молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

Согласно п. 2.3.8. названного Договора член Молодой семьи уведомляет министерство в письменной форме в течение 5 календарных дней обо всех случаях изменения своего места проживания, семейного положения, возникновения обстоятельств, влекущих изменение законного режима имущества супругов, а также обо всех иных фактах, которые могут повлиять на изменение прав и обязанностей Молодой семьи по договору.

В соответствии с положениями п.п. 2.3.9 трёхстороннего договора, по принятым в рамках данного Договора обязательствам, супруги несут солидарную ответственность независимо от того, находятся ли они в браке на момент исполнения взятых обязательств по договору.

Как следует из представленной суду копии записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Килочек ФИО11 после регистрации брака с Ларионовым И.Н. взяла фамилию «Ларионова».

Доказательств выполнения п. 2.3.1 Договора от ДД.ММ.ГГГГ стороной ответчика суду не представлено. То обстоятельство, что в 2013-2015 г.г. Килочек Д.В. работал в должности ветеринарного санитара, оператором машинного доения у ИП Главы КФХ ФИО6 не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ввиду нарушения стороной условий договора (п.п. 2.3.1, 2.3.4) и увольнения Килочек Д.В. по собственному желанию.

Учитывая положения п. 2.3.4 Договора и п.п. 31, 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ответчики ввиду расторжения трудового договора по инициативе работника утратили право на социальную выплату. Доказательств обратного, а также того, что член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, то есть, продолжил работу в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, суду не представлено, как не представлено и уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.).

В этой связи министерство сельского хозяйства <адрес> вправе в соответствии с п. 2.13 Договора, п. 31 Типового положения в судебном порядке истребовать средства предоставленной социальной выплаты.

В соответствии с положениями ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором. Согласно п. 2.3.9 Договора от ДД.ММ.ГГГГ супруги несут солидарную ответственность по принятым в договоре обязательства независимо от того, находятся ли они в браке на момент исполнения взятых обязательств по договору.

С учётом изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, исковые требования министерства сельского хозяйства <адрес> к Килочек Д.В., Ларионовой (Килочек) О.Н.подлежат удовлетворению в полном объёме, с взысканием с ответчиков в солидарном порядке суммы социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, в том числе <данные изъяты> рубля в федеральный бюджет и <данные изъяты> рублей - в бюджет Ставропольского края.

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В этой связи с ответчиков в равных долях надлежит взыскать в доход бюджета Благодарненского городского округа (ч. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ) государственную пошлину в размере 8 340 рублей 80 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования министерства сельского хозяйства <адрес> к Килочек ФИО12, Ларионовой (Килочек) ФИО4 о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, удовлетворить.

Взыскать солидарно с Килочек ФИО13, Ларионовой (Килочек) ФИО4 выплаченную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в размере <данные изъяты>) рублей, из которых <данные изъяты>) рубль - в доход федерального бюджета и <данные изъяты>) рублей - в бюджет Ставропольского края.

Взыскать с Килочек ФИО14, Ларионовой (Килочек) ФИО4 в равных долях в доход бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек копейки, что составляет по <данные изъяты> (сорок) копеек с каждого.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 06 марта 2020 года.

Судья А.М. Алиева