Дело № 2-75/2020
УИД 65RS0014-01-2020-000078-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 года г.Томари Сахалинской области
Томаринский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Солодковой М.Ю.,
с участием: прокурора Томаринского района Сатановского В.В.,
представителя КУМС МО «Томаринского городского округа» ФИО1,
при помощнике судьи Востьянове В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №2 города Томари Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничение по зрению,
установил:
20 марта 2020 года прокурор Томаринского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №2 города Томари Сахалинской области (далее – МБОУ СОШ №2 города Томари) о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно: установить информационное табло (тактильную табличку) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях в образовательном учреждении, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной прокуратурой Томаринского района проверки исполнения законодательства об образовании в деятельности МБОУ СОШ №2 города Томари, выявлены нарушения требований части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», части 1 статьи 2, статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Сахалинской области от 15 мая 2015 года №32-ЗО «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры», части 2 статьи 3, части 7 статьи 30, Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», подпунктов «а, б» пункта 3, подпункта «а» пункта 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», требований пунктов 6.2.3, 6.5.9, 8.1.6 Свода правил «СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в частности в Учреждении не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению: отсутствуют информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, а также направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях в образовательном учреждении. Выявленные нарушения в образовательной организации препятствуют обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав, свобод и законных интересов, не отвечают требованиям по созданию безопасных условий обучения детей из числа категории инвалидов, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
При рассмотрении дела прокурор Сатановский В.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, КУМС МО «Томаринский городской округ» ФИО1, действующий на основании доверенности не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители ответчика МБОУ СОШ №2 города Томари и третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - отдела образования МО «Томаринский городской округ», в судебное заседание не явились. Отделом образования МО «Томаринский городской округ» 21 апреля 2020 года представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, также указали о заключении МБОУ СОШ №2 и ИП ФИО5 договора №407 на поставку оборудования, обеспечивающего доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению.
Суд, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора Сатановского В.В., представителя ФИО1, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности (пункт 5); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (пункт 6).
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Сахалинской области от 15 мая 2015 года №32-ЗО «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры».
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Закона №384-ФЗ).
Частью 7 статьи 30 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, подпунктами «а, б» пункта 3 которого установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.
Подпунктом «а» пункта 4 названного Порядка установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Свод правил «СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН (пункт 1.2).
Согласно пункту 6.2.3 указанного Свода правил участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0,5-0,6 м, с высотой рифов 4 мм.
Предупреждающие тактильно-контрастные указатели должны быть:
- на расстоянии 0,3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения;
- на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению;
- непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проем без двери;
- на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней открытых лестничных маршей (если проступь ступени на верхней площадке выделена конструктивно, предупреждающий указатель должен непосредственно примыкать к проступи, независимо от ее ширины).
Применение контрастных цветов в тактильных указателях в помещениях памятников архитектурного, культурного и исторического наследия, в музеях, театрально-зрелищных и аналогичных зданиях устанавливается заданием на проектирование.
В силу пункта 6.5.9 названного Свода правил информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м:
- перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Нумерация шкафов раздевальных должна быть выполнена рельефным шрифтом и на контрастном фоне.
В соответствии с пунктом 8.1.6 Свода правил «СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Из материалов дела следует, что проверкой прокуратуры Томаринского района, проведенной на основании решения прокурора Томаринского района №17 от 26 февраля 2020 года выявлено отсутствие в МБОУ СОШ №2 города Томари информационного табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, а также направляющих тактильно-контрастные указателей на основных путях движения, тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях в образовательном учреждении, а, следовательно, не обеспечен в нарушение приведенных требований норм закона беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению.
По данному факту составлен акт, и в адрес директора МБОУ СОШ №2 города Томари прокурором района внесено представление от 03 марта 2020 года №7-31-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере образовательной деятельности.
Согласно ответу директора МБОУ СОШ №2 города Томари от 11 марта 2020 года по программе «Доступная среда» ассигнования доведены согласно утвержденного плана финансовохозяйственной деятельности учреждения на 2020-2022 годы 11 февраля 2020 года. В настоящее время ведется работа по заключению муниципального договора на поставку тактильно-звукового оборудования согласно рекомендациям акта обследования к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры, а именно: тактильно-звуковых мнемосхем 610х470 в комплек5те с наклонной стойкой, в комплект входит: встроенная индукционная петля, датчик движения, беспроводная кнопка, поддержка 3 языков).
Поскольку до настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований законодательства об образовании МБОУ СОШ №2 города Томари не устранены, не обеспечение беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению препятствуют обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав, свобод и законных интересов, не отвечают требованиям по созданию безопасных условий обучения детей из числа категории инвалидов, признавая разумным и обоснованным шестимесячный срок для устранения указанных нарушений, заявленные прокурором Томаринского района требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением исковых требований, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Томари Сахалинской области, расположенное по адресу: <...>, обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно: установить информационное табло (тактильную табличку) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях в образовательном учреждении, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 города Томари Сахалинской области госпошлину в доход бюджета Муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Томаринский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья М.Ю.Солодкова
Копия верна: судья М.Ю.Солодкова