ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-75/2013 от 04.03.2013 Саянского городского суда (Иркутская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Саянск                                                                                 4 марта 2013 года

 Гражданское дело № 2-75/2013

 Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Т.В., с участием истца Потерухо А.В., представителя истца - Потерухо Э.В., действующей в силу полномочий, определенных устным заявлением истца, представителя ответчика - Саянского отделения ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Николаева М.В., представляющего интересы на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре судебного заседания Карховой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потерухо А. В. к Саянскому отделению Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о возложении обязанности и взыскании компенсации морального вреда,  УСТАНОВИЛ:  Обращаясь в Саянский городской суд Иркутской области с иском к Саянскому отделению Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» (далее по тексту: ответчик, Саянское отделение ООО «Ирутскэнергосбыт»), истец Потерухо А.В., с учетом поданных им ДД.ММ.ГГГГ уточнений, указал в его обоснование, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес изъят>.

 С ДД.ММ.ГГГГ им заключен договор электроснабжения с Саянским отделением ООО «Энергосбыт».

 Весь период он оплачивает потребленную электроэнергию по тарифу для населения, без учета категории населения по цене 0,68 руб/кВт.ч., в 2012г. - 0,72 руб/кВт.ч.

 Истец считает, что ответчиком при расчетах применяется более высокий тариф в сравнении с тем, который установлен для таких абонентов как он, так как он и члены его семьи потребляют электрическую энергию не только для освещения и прочих нужд, но и для приготовления пищи.

 Пунктом 71 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", установлено, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) :-электроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.

 С 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

 В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, Приказом Федеральной службы то тарифам от 6 апреля 2009 г. N 125 "О внесении изменений и дополнений в Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом ФСТ России от 08 апреля 2005 г. N 130-э", предусмотрены Тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по субъекту Российской Федерации по группам:

 население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами;

 население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.

 Приказами Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2010 г. N 212- СПР, от 29 декабря 2011 г. N 270-СПР "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области» на соответствующие периоды, установлены и введены в действие тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области, с календарной разбивкой, согласно приложению. Пунктом 1.2.1 указанного приказа, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, установлен тариф 504 руб./кВт.ч.

 Истцу весь период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выставляются счета за потребленную электрическую энергию по ценам для другой группы населения по большей цене.

 В ответе на претензию истца (абзац 1) в письме <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ ответчик самостоятельно изложил нормы действующего     законодательства, произвольно их интерпретировал, убрал союз - (или), добавил слова - «в совокупности», тем самым изменив их смысл.

 Также в ответе ответчика от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельна ссылка на пункт 2 Постановления Правительства РФ от 07.12.1998г., поскольку в настоящее время действует пункт 71 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", где установлено, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.

 С 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

 Эта правовая позиция подтверждается и в Письме Федеральной службы по тарифам от 12 марта 2012 г. NEn-1839/12 "О порядке исполнения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" где указано, что согласно правилам разрешения юридических коллизий, если один и тот же вопрос регулируют нормативные правовые акты, обладающие одинаковой юридической силой, но изданные в разное время, то применяется более поздний акт.

 В связи с этим, к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, согласно п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением N 1178, до 30 июня 2012 года при оплате электроэнергии применяется понижающий коэффициент 0,7.

 Поскольку указанным выше правовым актом - Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 г. N 270-СПР "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области» установлен соответствующий тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками 0,504 руб/кВт.ч., то по договору с ответчиком и истцом должен применяться указанный тариф.

 В силу п. 1 ст. 547 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГКРФ).

 Кроме того, пунктом 2 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемые к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.

 Вопросы оказания коммунальных услуг урегулированы Постановлением Правительства РФ от 23 - 5.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (до этого момента действовали Правилами оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099 в редакции от 01.02.2005 г. N49). Настоящие правила утверждены Правительством РФ в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей размер платы за коммунальные услуги.

 Если обязательное требование, предусмотренное законом, не включено сторонами в договор, оно, тем не менее, входит в содержание обязательств и обязательно для сторон. Таким образом, при расчетах между ответчиком и истцом, согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК, должны применяться цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

 Пункт 4 ст. 539 ГК устанавливает приоритет специальных нормативных правовых актов перед правилами параграфа 6 гл. 30 ГК о договоре снабжения электрической энергией.

 Согласно пункту 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг     собственникам     и     пользователям     помещений     в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

 Так же пунктом 155 указанных Правил установлено, что если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Операции, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред, то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Так как законные требования истца не были удовлетворены ответчиком добровольно, он был вынужден обращаться за защитой своих прав в суд, что потребовало дополнительных моральных затрат, переживаний. Этим ему причинен моральный вред.

 На основании изложенного, Потерухо А.В. обратился к суду с просьбой возложить на ответчика обязанность начислять плату за потребленную истцом электрическую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тарифу, установленному пунктом 1.2. подпунктом 1.2.1. Приложения к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 года № 270-СПР «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области» в размере 0,504 руб. за квт/ч., с 1 января 2013 года - по тарифу, установленному пунктом 1.2. подпунктом 1.2.1 Приложения к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 250-спр с учетом коэффициента; и взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

 Истец Потерухо А.В. заявленные им исковые требования, с учетом внесенных им уточнений, поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

 Представитель истца Потерухо Э.В. исковые требования также поддержала, настаивала на их полном удовлетворении. Суду пояснила, что жилой дом малоэтажной блокированной застройки, в котором проживает истец и члены его семьи, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, относится к многоквартирным жилым домам. Стационарная электрическая плита для приготовления пищи, которой пользуется истец, установлена в соответствии с проектом жилого дома. По окончании строительства дома он совместно со всеми электроустановками был принят в установленном порядке в эксплуатацию. Таким образом, электроплита установлена в соответствии с требованиями действующими законодательства. Ответчик неправильно производит начисление оплаты за потребленную электроэнергию, поскольку не применяет понижающий тариф, законодательно установленный для группы населения, использующий для пищеприготовления стационарную электроплиту. Неправомерными действиями ответчика Потерухо А.В. причинен моральный вред, то есть нравственные страдания и переживания в связи с нарушениями его прав как потребителя коммунальных услуг. Размер денежной компенсации, которую просит взыскать с ответчика истец, носит по большей части условное обозначение. При выдвижении истцом требований о компенсации морального вреда мотивом являлось прежде всего оказать на ответчика меру воздействия за несоблюдение требований действующего законодательства. Потерухо А.В. было отказано в удовлетворении поданной им ответчику претензии, в связи с чем он вынужден был обращаться в суд с иском, тратить свое личное время на изучение законодательства в области возникших спорных правоотношений.

 Представитель ответчика Саянского отделения ООО «Ирутскэнергосбыт» Николаев М.В. исковые требования Потерухо А.В. с учетом внесенных им уточнений не признал и поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, представленных им суду ДД.ММ.ГГГГ.

 Из текста возражений следует, что Саянское отделение ООО «Ирутскэнергосбыт» заключает договоры энергоснабжения бытовых потребителей и юридических лиц.

 В примечании 2 к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 г. № 270-СПР «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области» указано, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" пункт 1.2. тарифной таблицы приложения применяется в отношении населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками в совокупности. При наличии в доме только стационарной электроплиты или только электроотопительной установки применяется пункт 1.1 тарифной таблицы приложения.

 Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 г. № 270-спр «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области» признан утратившим силу с 1 января 2013г., введен в действие с 1 января 2013г. Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2012г. № 250-спр «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области».

 В примечании 2 к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2012г. № 250- спр «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области» разъясняется, что в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и элекроотопительными установками в совокупности, к тарифам на электрическую энергию применяется пониженный коэффициент 0,7 (пункт 1.2. тарифной таблицы приложения). Для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке только стационарными электроплитами для пищеприготовления или только электроотопительными установками, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,99 (9) (пункт 1.1. тарифной таблицы приложения)».

 На основании изложенного, Николаев М.В. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Потерухо А.В. в полном объеме, дополнив, что Саянское отделение ООО «Ирутскэнергосбыт» не имеет возражений относительно того, что электроплита для приготовления пищи установлена истцом в соответствии с действующими правилами, поскольку Потерухо А.В. проживает в многоквартирном доме малоэтажной застройки, в соответствии с проектом данного жилого дома электроплиты для пищеприготовления в квартирах жильцов дома были предусмотрены, а все электроустановки приняты в эксплуатацию.

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, была привлечена Служба по тарифам Иркутской области.

 В судебное заседание третье лицо своего представителя не направило, сведений об уважительности причин неявки суду не представило.

 В этой связи суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствии представителя Службы по тарифам Иркутской области.

 ДД.ММ.ГГГГ посредством факсимильной связи в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление за подписью Дружининой А.А., действующей по доверенности от Службы по тарифам Иркутской области.

 В отзыве представитель третьего лица указала, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года № 1444 для населения, проживающего » сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

 Одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения Иркутской области установлены с 1 января 2011 года приказом службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2010 года № 212-спр (далее - приказ № 212-спр) па срок не менее одного года с календарной разбивкой.

 Приказ № 212-спр предусматривает тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей как с применением к ним понижающего коэффициента 0,7, так и без такового, в зависимости от условий, перечисленных в Примечании 2 к приказу.

 В соответствии с Примечанием 2 к приказу № 212-спр пункт 1.2 тарифной таблицы приложения применяется в отношении населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и элекгроотопительными установками в совокупности. При наличии в доме только стационарной электроплиты или только электроотопительной установки подлежит применению пункт 1.1 тарифной таблицы приложения, то есть тариф без применения понижающего коэффициента 0,7.

 Приказ № 212-спр принят до вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования), в соответствии с требованиями действующего на момент принятия приказа № 212-спр законодательства, в том числе - с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года № 1444, предусматривающим применение понижающего коэффициента 0,7 для отдельных категорий граждан, по форме, предусмотренной Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 8 апреля 2005 года № 130-э.

 Приказами Службы по тарифам от 29 декабря 2011 года № 270-сир (далее - приказ № 270-спр) установлены и введены в действие с 1 января 2012 года и с 1 января 2013 года на срок, не менее одного года тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области с календарной разбивкой.

 Примечаниями 2 к тарифным таблицам приложений к названным приказам предусмотрено, что пункт 1.2 тарифных таблиц приложений применяется в отношении населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками в совокупности. При наличии в доме только стационарной электроплиты или только электроотопительной установки применяется пункт 1.1 тарифных таблиц приложений.

 В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 года при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7. С 1 июня 2012 года в зависимости от региональных особенностей и социальных экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

 То есть, по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов в отношении населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками должны быть применены понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

 Примечаниями 2 к названным приказам как раз и установлено применение в отношении населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками в совокупности, понижающего коэффициента 0,7, а в отношении населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных только стационарной электроплитой или только электроотопительной установкой - коэффициента 1.

 Таким образом, Примечания 2 к приказам № 270-спр и № 250-спр полностью соответствует пункту 71 Основ ценообразования.

 Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «Основы правотворческой деятельности в Иркутской Области» приказы являются иными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц и обязательны для выполнения.

 Вышеуказанные приказы опубликованы в установленном законодательством порядке в общественно-политической газете «Областная» от 31 декабря 2010 года № 152 (726), от 1 февраля 2012 года № 10 (885), от 28 декабря 2012 года № 1.46 (1021) соответственно.

 Указанные нормативные правовые акты в установленном законодательстве порядке не оспорены и являются законными. В этой связи, применение гарантирующим поставщиков при расчете размера платы за электрическую энергию, потребляемую населением и приравненными к нему категорий, тарифов, утвержденных приказами, является правомерным.

 Выслушав стороны, исследовав отзыв третьего лица, представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных истцом требований. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно статьям 2, 3, 5, 12 Закона РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ устанавливает Правительство РФ. Региональные энергетические комиссии наделяются полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 г. N 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" с 1 января 1999 г. установлен понижающий коэффициент 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой населением, проживающим в сельских населенных пунктах, а также городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.

 31 января 2012 года вступило в законную силу постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (в редакции от 30.12.2012) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике».

 В соответствии с п. 71 данного постановления, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.

 С 1 июля 2012 года в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

 Федеральной Службой по тарифам в связи с многочисленными вопросами относительно порядка исполнения отдельных положений вышеуказанного нормативного акта, в п. 2 Письма от 12 марта 2012 г. № ЕП-1839/12 «О порядке исполнения отдельных положений постановления Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» даны разъяснения, в соответствии с которыми согласно правилам разрешения юридический коллизий, если один и тот же вопрос регулируют нормативные правовые акты. Обладающие одинаковой юридической силой, но изданные в разное время, то применяется более поздний акт.

 В связи с этим, к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, согласно п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением № 1178, до 30 июня 2012 года при оплате электроэнергии применяется понижающий коэффициент 0,7.

 С 1 июля 2012 года в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

 В силу ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

 В судебном заседании установлено, что истец Потерухо А.В. Г. является потребителем электрической энергии, поставляемой ООО «Иркутская Энергосбытовая компания», и оплачивает электроэнергию по ценам, устанавливаемым Службой по тарифам Иркутской области, начисляемых Саянским отделением ООО «Иркутская Энергосбытовая компания».

 Истец проживает в принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес изъят>, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права, выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

 Как следует из имеющихся в материалах гражданского дела разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, технического паспорта на помещение, жилой дом <адрес изъят> является малоэтажным блокированным жилым домом и имеет <данные изъяты> корпусов. Проектом электроснабжения жилого дома предусмотрена установка в доме стационарных электроплит. Электроснабжение жилого дома выполнено в соответствии с проектом. Жилой дом принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

 Данные обстоятельства, установленные судом, не были оспорены ни стороной ответчика, ни стороной третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

 Договор энергоснабжения истцом Потерухо А.В. с ответчиком - Саянским отделением ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» письменно не заключался.

 Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергии. Для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

 Из представленных суду на обозрение квитанций следует, что Потерухо А.В. оплачивает фактически потребленную энергию в соответствии с данными прибора учета электроэнергии.

 Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

 В соответствии с параграфом 6 "Энергоснабжение", статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 Пунктом 4 ст. 539 ГК РФ установлен приоритет норм федеральных законов и правовых актов при регулировании отношений по снабжению электрической энергией. В сфере электроэнергетики таким актом является Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Согласно п. 4 ст. 37 вышеуказанного Закона отношения по энергоснабжению регулировались до 12 июня 2012 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2008 года N 530, а после указанной даты Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442. Названными постановлениями устанавливается обязанность гарантирующего поставщика - ответчика осуществлять продажу электрической энергии исключительно по установленным тарифам.

 В Иркутской области цены (тарифы) на электрическую энергию устанавливаются Службой по тарифам Иркутской области.

 Так, с 1 января 2011 года приказом службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2010 года № 212-спр (с изменениями от 23.09.2011) были установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения Иркутской области на срок не менее одного года с календарной разбивкой.

 Пунктом 1.2 тарифной таблицы был предусмотрен одноставочный тариф 0,476 руб./кВТ.ч для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.

 Вышеуказанный приказ № 212-спр предусматривал применение понижающего коэффициента 0,7 только в зависимости от условий, перечисленных в Примечании 2 к Приказу, которыми предусмотрено, что пункт 1.2 тарифной таблицы приложения применяется в отношении населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками в совокупности. При наличии в доме только стационарной электроплиты или только электроотопительной установки подлежит применению пункт 1.1 тарифной таблицы приложения, то есть тариф без применения понижающего коэффициента.

 С 1 января 2012 года и с 1 января 2013 года тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области были установлены и введены в действие приказами Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 года № 270-спр (далее по тексту приказ № 270-спр) и от 28 декабря 2012 года № 250-спр (далее по тексту - приказ № 250-спр) соответственно.

 Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, отнесено к п. 1.2 тарифной таблицы.

 Для данной категории населения в 2012 году был предусмотрен одноставочный тариф в размере 0.476 руб./кВт.ч с 01.01.2012 по 30.06.2012 и 0,504 руб./кВт.ч с 01.07.2012.

 Население, за исключением указанного в п. 1.2 и 1.3 (проживающее в сельских населенных пунктах), отнесено к пункту 1.1 тарифной таблицы.

 Для этой категории населения с 01.01.2012 по 30.06.2012 одноставочный тариф составлял 0,68 руб./кВт.ч., а с 01.07.2012 - 0,72 руб./кВт.ч.

 Как и приказ № 212-спр, приказ № 270-спр содержит примечание 2, которым установлено, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» пункт 1.2 тарифной таблицы приложения применяется в отношении населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленным порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками в совокупности.

 При наличии в доме только стационарной электроплиты или только электроотопительной установки применяется пункт 1.1 тарифной таблицы приложения.

 Между тем, 18 мая 2012 года приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18 мая 2012 г. № 45-спр, в целях приведения ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в приказ службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 года № 270-спр были внесены изменения, согласно которым Примечание 2 к тарифной таблице приложения к приказу было исключено.

 Не смотря на это, ответчик - Саянское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» на протяжении ДД.ММ.ГГГГ года продолжал истолковывать и применять при начислении оплаты за использование электроэнергии п. 1.2 тарифной таблицы приказа № 270-спр без учета внесенных в данный приказ изменений, придерживаясь позиции о том, что данный пункт может быть применен лишь к категории населения, проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками только в совокупности.

 В 2013 году для категории населения, включенного приказом № 250-спр, в подпункте 1.2.1 пункта 1.2 тарифной таблицы для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, с 01.01.2013 по 30.06.2013 предусмотрен тариф 0,504 руб./кВт.ч, а с 01.07.2013 - 0,574 руб./кВт.ч.

 Население, за исключением указанного в п. 1.2 и 1.3 (проживающее в сельских населенных пунктах), отнесено к пункту 1.1 тарифной таблицы. Пунктом 1.1.1 таблицы предусмотрено, что для этой категории населения с 01.01.2013 по 30.06.2013 применяется одноставочный тариф 0,72 руб./кВтч., а с 01.07.2013 - 0,82 руб./кВт.ч.

 И в этом приказе (№ 250-СПР) Служба по тарифам Иркутской области предусмотрела Примечание 2, в котором указала, что в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и электроотопительными установками в совокупности, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7 (пункт 1.2 тарифной таблицы приложения).

 Для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке только стационарными электроплитами для пищеприготовления или только электроотопительными установками. К тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,999 (9) (пункт 1.1 тарифной таблицы приложения).

 Таким образом, судом установлено, что Саянское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» при начислении истцу Потерухо А.В. платы за израсходованную электроэнергию неправильно истолковывало нормы как постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением», которым предписано применение понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающих в домах, оборудованных электроплитами, так и Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

 Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такая дифференциация не является произвольной и основывается на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права.

 В своем Определении от 21 октября 2008 г. N 649-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова С. А. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" Конституционный Суд РФ указал, что положение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", предусматривающее применение понижающего коэффициента 0,7 к тарифам на электрическую энергию на основании такого критерия, как наличие у абонента стационарной электроплиты или электроотопительной установки, не является произвольным и направлено на снижение размера тарифов на электрическую энергию, а потому не нарушает статью 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющую принцип равенства.

 Поскольку истец Потерухо А.В., проживая в многоквартирном жилом доме, пользуется стационарной электроплитой для пищеприготовления, и является потребителем израсходованной им электроэнергии, то оплата им за весь объем потребления должна производиться по единому одноставочному тарифу для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.

 Между тем, ответчик в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах начислял истцу, а в ДД.ММ.ГГГГ году продолжает начислять плату за израсходованную по одноставочному тарифу для другой группы населения, по большей цене (в ДД.ММ.ГГГГ году - на основании п.п. 1.1 п. 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2010 г. № 212-спр; в ДД.ММ.ГГГГ году - на основании п.п. 1.1 п. 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 г. № 270-спр).

 Ссылка ответчика на примечания 2 к вышеуказанным приказам Службы по тарифам признается судом несостоятельной и не отвечающей требованиям действующего законодательства, поскольку данные примечания противоречат положениям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.

 Произвольная интерпретация и толкование норм, приводящее к изменению его буквального содержания, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

 Доводы представителя Службы по тарифам Иркутской области на то, что вышеуказанные приказы не оспорены и являются законными, не могут быть приняты судом во внимание, во-первых, потому, что 18 мая 2012 года Служба по тарифам Иркутской области приказом № 45-спр самостоятельно внесла изменения в приказ от 29 декабря 2011 года № 270-спр, согласно которым Примечание 2 к тарифной таблице, устанавливающее возможность применения п. 1.2 тарифной таблицы в отношении населения, использующего стационарные электроплиты и электроотопительные установки только в совокупности, было исключено. А, во-вторых, примечание 2 к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 250-спр, хотя формально на момент вынесения судом решения и не исключено, однако противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, вследствие чего нарушает права истца Потерухо А.В. как потребителя услуг по договору энергоснабжения в части оплаты за использованную электроэнергию исключительно по установленным тарифам.

 Поскольку приложением к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 250-спр, в подпункте 1.2.1 пункта 1.2 закреплено, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен тариф 0,504 руб./кВт.ч, а с 01.07.2013 - 0,574 руб./кВт.ч, именно эти тарифы и должны применяться Саянским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» для начисления оплаты за израсходованную истцом электроэнергию.

 Таким образом, исковые требования Потерухо А.В. об обязании ответчика возложить на него обязанность начислять плату за потребленную электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по тарифу, установленному подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 Приложения к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 250-спр, являются правомерными, а потому подлежат в этой части удовлетворению.

 Другая часть заявленных требований истца об обязании Саянского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» начислять плату за потребленную Потерухо А.В. электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тарифу, установленному пунктом 1.2 подпунктом 1.2.1 Приложения к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 года № 270-СПР в размере 0,504 руб. за Квт/ч, удовлетворению не подлежит, так как данные требования суд оценивает как заявленные некорректно, поскольку нельзя обязать ответчика начислять плату за электроэнергию за истекший уже к моменту рассмотрения дела период - за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы. К тому же, приказ № 270-СПР был введен в действие только с 1 января 2012 года, а в период с 01.01.2011 по 01.12.2011 к спорным правоотношениям применялся приказ № 212-СПР от 28 декабря 2010 года.

 Рассматривая требования истца в части взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о том, что данные требования заявлены Потерухо А.В. правомерно, поскольку в судебном заседании был установлен факт нарушения прав истца как потребителя по договору услуг энергоснабжения в части несоблюдения ответчиком действующего законодательства, определяющего возможность взимания платы за использованную электроэнергию исключительно по установленным тарифам.

 В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

 Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в редакции от 25.06.2012) "О защите прав потребителей" - моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 Таким образом, гражданское законодательство, предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы для определения размера такой компенсации.

 В силу п. 1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

 На основании п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

 Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

 Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

 Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

 Принимая решение о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд, действуя в рамках ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, полагает необходимым взыскать в пользу Потерухо А.В. с Саянского отделения ООО «Энергосбыт» заявленную в исковом заявлении сумму в размере <данные изъяты>, а также, в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца в размере <данные изъяты> процентов от суммы, присужденной в пользу Потерухо А.В., то есть <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.

 Учитывая, что в силу закона, в соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, в силу ст. 103 ч. 1 ГПК РФ, необходимо взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>., исходя из положений п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, устанавливающего размер государственной пошлины, уплачиваемой физическими лицами по требованиям неимущественного характера (<данные изъяты>.). Поскольку Потерухо А.В. заявлены <данные изъяты> требования неимущественного характера и он освобожден от уплаты государственной пошлины в сумме <данные изъяты>., с ответчика надлежит взыскать данную сумму в доход местного бюджета.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Потерухо А. В. удовлетворить частично.

 Возложить с ДД.ММ.ГГГГ на Саянское отделение Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» обязанность начислять плату за потребленную Потерухо А. В. электроэнергию по его месту жительства по адресу: <адрес изъят>, по тарифу, установленному подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 Приложения к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 250-СПР для категории «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками».

 Взыскать с Саянского отделения Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» в пользу Потерухо А. В. за нарушение прав потребителя по договору энергоснабжения денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.

 В удовлетворении исковых требований Потерухо А. В. об обязании Саянского отделения Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» начислять плату за потребленную им электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тарифу, установленному пунктом 1.2 подпунктом 1.2.1 Приложения к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2011 года № 270-СПР в размере 0,504 руб. за Квт/ч, отказать.

 Взыскать с Саянского отделения Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» в доход местного бюджета городского округа муниципального образования «город Саянск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

 Копию решения, в порядке ст. 214 ГПК РФ, не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, выслать для сведения третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Службе по тарифам Иркутской области.

 Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда через Саянский городской суд.

 Мотивировочная часть решения составлена ДД.ММ.ГГГГ.

 Судья                                                Т.В. Дмитриева