Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г.Димитровград 26 февраля 2014 года
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н., с участием прокурора Карпова В.С., при секретаре Гулькиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о обязании администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в срок до 01 мая 2014 года разработать и утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области,
У с т а н о в и л:
прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения требований федерального законодательства регламентирующего вопросы теплоснабжения выявлены нарушения законности в деятельности администрации МО «Старосахчинское сельское поселение». В силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения, одним из таких вопросов является организация в границах поселения теплоснабжения населения. На основании ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Согласно вышеуказанному ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации, уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
В соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154, схема теплоснабжения включает в себя показатели перспективного спроса на тепловую энергию и теплоноситель в границах территории поселения; предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии; решения по бесхозяйным тепловым сетям и иные показатели. Таким образом, схема теплоснабжения является основным предпроектным документом, определяющим направление развития теплоснабжения на длительную перспективу, обосновывающим социальную и хозяйственную необходимость, экономическую целесообразность и экологическую возможность строительства новых, расширения и реконструкции действующих источников тепла и тепловых сетей в увязке с мероприятиями по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов. Утвержденная схема теплоснабжения является обосновывающим документом для разработки проектной документации объектов теплоснабжения.
Как показала прокурорская проверка, администрацией МО «Рязановское сельское поселение» в нарушение ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения до настоящего времени не разработана и не утверждена. Просил обязать в срок до 01.05.2014 г. разработать и утвердить схему теплоснабжения МО «Старосахчинское сельское поселение».
В судебном заседании прокурор Карпов В.С. иск и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, что администрация МО «Старосахчинское сельское поселение» обязана разработать и утвердить схему теплоснабжения, так как это указано в ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ответчик обязан разработать и утвердить схему теплоснабжения в соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ, схема теплоснабжения – это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ответчик должен был разработать и утвердить схему теплоснабжения в соответствии с законом «О теплоснабжении» до 31.12.2011 г. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области ФИО1, действующий по доверенности от 09.01.2014 г., в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что администрация МО «Старосахчинское сельское поселение» не должна разрабатывать схему теплоснабжения, так как на территории муниципального образования нет котельных, теплотрасс, теплоснабжающих организаций и на будущее у них предусмотрено газоснабжение. Если разрабатывать схему, то она будет пустая, так как нет многоквартирных домов с отоплением. В генеральном плане это не предусмотрено. В поселении находится 9 населенных пунктов. В 9 населенных пунктах централизованного отопления нет, есть газовое и печное. На будущее газифицировать планируют населенные пункты, а не строить котельные, управляющие компании наше поселение не обслуживают, схема будет пустой. В 2014 г. поселение в лице главы администрации не заключало договор с какой - либо организацией по разработке схемы теплоснабжения. Если реализовывать само понятие схемы теплоснабжения, то оно не подходит для их поселения, так как даже теплотрасс у них нет, многоквартирных домов тоже нет. Считает, что ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ не доработан. Генеральным планом не предусмотрены вопросы по теплоснабжению. На сегодняшний день на территории поселения проживает 1760 человек. На будущее разработка схемы теплоснабжения не нужна, котельных, теплотрасс, многоквартирных домов не строится. К вопросам местного значения поселения относится организация теплоснабжения в соответствии со ст.14 закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом поселения. Для населения нужен газопровод, котельные не нужны. Иск не признают (л.д.13,29-30,34).
Выслушав пояснения прокурора Карпова В.С., представителя ФИО1, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления относится организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 17 ч.1 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности (далее закон № 190-ФЗ).
Статьей 6 п. 6 закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
По требованию ст. 23 закона № 190-ФЗ развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Согласно ст. 29 ч. 3 закона № 190-ФЗ утверждение схем теплоснабжения поселений уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до 31.12.2011 г.
Статьей 11 п. 4 Устава МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом (л.д.14-26,35-38).
Развитие системы теплоснабжения поселения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения, в том числе планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения.
Уполномоченные в соответствии п. 2 ст. 23 закона № 190-ФЗ органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые в том числе должны содержать определение условий организации индивидуального теплоснабжения и поквартирного отопления.
Требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами. Схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением установленных принципов и в отношении определенных в требованиях данных подлежит ежегодной актуализации. Схема теплоснабжения включает в себя показатели перспективного спроса на тепловую энергию и теплоноситель в границах территории поселения; предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии; решения по бесхозяйным тепловым сетям и иные показатели.
Пункт 17 указанных Требований устанавливает, что схема теплоснабжения утверждается главой местной администрации поселения.
Таким образом, схема теплоснабжения является основным предпроектным документом, определяющим направление развития теплоснабжения на длительную перспективу, обосновывающим социальную и хозяйственную необходимость, экономическую целесообразность и экологическую возможность строительства новых, расширения и реконструкции действующих источников тепла и тепловых сетей в увязке с мероприятиями по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.
Утвержденная схема теплоснабжения является обосновывающим документом для разработки проектной документации объектов теплоснабжения.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, касающейся вопроса теплоснабжения в МО «Старосахчинское сельское поселение», в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства. Из сообщения главы администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» от 17.12.2013 г. № 308 усматривается, что нарушения, изложенные в представлении прокуратуры, действительно имели место быть. В целях устранения нарушений администрацией поселения в 2014 г. будет заключен договор с организацией «Научно-технический центр «Лидер» по разработке схем теплоснабжения в поселении в соответствии со ст. 2 п. 20 ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (л.д.5-8).
Также на территории поселения размещены объекты социальной сферы. На основании постановления главы Мелекесского района Ульяновской области от 16.12.2005 г. № 1093 в собственность МО «Старосахчинское сельское поселение» передано имущество, в том числе здания и помещения (л.д.31-33).
Решением Совета депутатов МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 26.12.2012 г. утвержден генеральный план МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области. Поселение обладает генеральным планом с 2009 г. и разработан до 2025 г. В нем указано о передаче объектов, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения (л.д.43-57).
Однако схема теплоснабжения в МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не разработана и не утверждена.
Следовательно, в нарушение требований действующего законодательства в области теплоснабжения администрация МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не принимает меры к разработке и утверждению схемы теплоснабжения поселения, чем нарушила положения Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Тем самым, схема теплоснабжения должна быть разработана и утверждена ответчиком, поскольку данное требование предусмотрено федеральным законом «О теплоснабжении». Более того, в силу закона схема теплоснабжения должна была быть разработана поселением до 31.12.2011 г.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, а потому следует обязать администрацию МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в срок до 01.05.2014 г. разработать и утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
Требования прокурора заявлены в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о обязании администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в срок до 01 мая 2014 года разработать и утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в срок до 01 мая 2014 года разработать и утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с 3 марта 2014 года.
Судья: С.Н. Атаманов