ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-75/2021 от 28.01.2021 Иловлинского районного суда (Волгоградская область)

№ 2-75/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Иловля «28» января 2021 года

Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,

при секретаре Аликовой В.А.,

с участием прокурора Иловлинского района Волгоградской области Солохина А.Н.,

представителей ответчика - государственного бюджетного учреждения культуры «Волгоградский областной краеведческий музей» - Ющенко И.Г. и Гужвина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области к государственному бюджетному учреждению культуры «Волгоградский областной краеведческий музей» о понуждении к устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению культуры «Волгоградский областной краеведческий музей» (далее – ГБУК «ВОКМ») о понуждении к устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности.

В обоснование иска указано, что на территории Иловлинского городского поселения по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Железнодорожная, 2в, расположен объект культуры - Иловлинский филиал ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», правообладателем которого является ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей». 27 марта 2018 года комиссией был подписан акт обследования и категорирования названного объекта, присвоена 3 категория опасности, утвержден паспорт безопасности объекта. Разделом 9 паспорта безопасности и пунктом 7.2 акта обследования и категорирования объекта культуры указано на необходимость проведения мероприятий для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта, в том числе, необходимость оборудования системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (автономная, не совмещенная с ретратрансляционными технологическими системами), системой непрерывного видеонаблюдения с архивированием и хранением данных в течение 30 дней и системой экстренного вызова полиции. Срок завершения указанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры истек 28.03.2020 года.

Между тем, по состоянию на 10 декабря 2020 года названные мероприятия не осуществлены, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих на территории объекта культуры, поскольку не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, что, в свою очередь, может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределённого круга лиц.

С учётом изложенного прокурор просил суд обязать ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, оборудовать Иловлинский филиал ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Железнодорожная, 2в, системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении ЧС (автономная, не совмещенная с ретратрансляционными технологическими системами), системой непрерывного видеонаблюдения с архивированием и хранением данных в течение 30 дней, системой экстренного вызова полиции.

В судебном заседании прокурор Иловлинского района Волгоградской области Солохин А.Н. поддержал исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, настаивал на удовлетворении иска.

Представители ответчика – ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» Ющенко И.Г. и Гужвин А.В. в судебном заседании иск не признали, указав, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником имущества является Иловлинский муниципальный район. Учреждение пользуется муниципальным имуществом Иловлинского муниципального района на основании договора безвозмездного пользования № 1/138-12 от 27.02.2012г., заключенного между МБУ «Иловлинский музей народной архитектуры и быта донских казаков» и не является балансодержателем имущества, которое учитывается на забалансовом счёте учреждения до момента его возврата ссудодателю в соответствие с условиями договора - 27 февраля 2022 года. Полагают, что обязанность выполнения требований по антитеррористической защищенности данного объекта находится в ведении органов местного самоуправления. Выполнение мероприятий, изложенных в паспорте безопасности Иловлинского филиала ГБУК «ВОКМ» будет иметь характер неотделимых улучшений муниципального имущества и повлечет нецелевое расходование бюджетных средств.

Представитель администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве глава Иловлинского муниципального района указал о том, что ответчик является правообладателем спорного объекта культуры на основании договора безвозмездного пользования № 1/138-12 от 27.02.2012г., в связи с чем, исходя из положений п.3 Постановления Правительства РФ № 176 от 11 февраля 2017 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», несет ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта, как его правообладатель. Полагает иск подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Одной из основных задач противодействия терроризму является - обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма Концепцией отнесено: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года N 176 (далее - Требования).

Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Пунктами 20 - 25(1) Требований, определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами, а также организации и обеспечения пропускного и внутриобъектного режимов, контроля их функционирования (п.п. «б» и «в» п. 21).

В силу пп. «з» п.21 Требований объекты (территории) оборудуются системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, установлен Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".

Исходя из п.п. 23, 30, 32 данных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются автономной системой видеонаблюдения, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, которая должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

При разрешении спора судом установлено, что на территории Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Железнодорожная, 2в, расположен объект культуры – Иловлинский филиал ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», представляющий собой земельный участок площадью 2900 кв.м., на котором находится здание Иловлинского музея народной архитектуры и быта донских казаков, а также различные надворные постройки (л.д. 8).

Указанное имущество является собственностью Иловлинского муниципального района, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. 27 февраля 2012 года между ответчиком и муниципальным бюджетным учреждением «Иловлинский музей народной архитектуры и быта донских казаков» был заключен договор безвозмездного пользования № 1/138-12, по условиям которого ссудодатель МБУ «Иловлинский музей народной архитектуры и быта донских казаков» передал ссудополучателю ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» в безвозмездное временное пользование – здание музея с надворными постройками. Срок безвозмездного пользования составляет 10 лет (л.д. 31-37).

Передача имущества оформлена сторонами договора актом приема-передачи (л.д. 38-39).

В настоящее время ГБУК «ВОКМ» владеет спорным объектом недвижимости на основании договорных отношений, вытекающих из договора безвозмездного пользования.

Как следует из материалов дела, комиссией в составе её председателя - директора ГБУК «ВОКМ» Мальченко А.А. и членов комиссии проведено обследование и категорирование объекта – Иловлинского филиала ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Железнодорожная, 2в, 27 марта 2018 года был подписан акт обследования и категорирования объекта культуры, утвержден паспорт безопасности объекта.

Комиссионным обследованием, с учётом характеристик и особенностей функционирования указанного объекта (территории), присвоена 3 категория опасности, определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Так, разделом 9 Паспорта безопасности и пунктом 7.2 акта обследования и категорирования объекта культуры указано на необходимость проведения мероприятий для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта, в том числе: оборудование объекта системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (автономная, не совмещенная с ретратрансляционными технологическими системами), системой непрерывного видеонаблюдения с архивированием и хранением данных в течение 30 дней, а также системой экстренного вызова полиции (л.д. 8-15).

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры истек 28 марта 2020 года.

В ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности Иловлинского филиала ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» установлено, что в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2017 года N 176, по состоянию на 10 декабря 2020 года, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры - Иловлинский филиал ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», выполнены не в полном объеме, а именно: объект культуры не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении ЧС (автономная, не совмещенная с ретрансляционными технологическими системами). Системы непрерывного видеонаблюдения с архивированием и хранением данных в течение 30 дней и экстренного вызова полиции на объекте отсутствуют.

Данное обстоятельство подтверждается информацией директора ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» от 10 декабря 2020 года о выполнении мероприятий согласно паспорту безопасности, из п. 6 которой следует, что на 2020 год запланировано приобретение приборов видеонаблюдения, и оно будет выполнено при наличии средств (л.д. 5).

Таким образом, обязательные требования к антитеррористической защищенности объекта культуры Иловлинский филиал ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» не выполнены.

Отсутствие на объекте культуры, являющемся объектом с массовым пребыванием людей, системы экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении, системы непрерывного видеонаблюдения с архивированием и хранением данных, системы экстренного вызова полиции не соответствует требованиям комплексной безопасности лиц, пребывающих в нём, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как отсутствует постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на его территории, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, посещающих учреждение.

Доводы представителей ответчика о том, что ГБУК «ВОКМ» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку пользуется имуществом на основании договора безвозмездного пользования, не является собственником и балансодержателем используемых культурных объектов, в связи с чем, обязанность выполнения требований по антитеррористической защищенности необходимо возложить на администрацию Иловлинского муниципального района, основаны на неверном толковании норм материального права.

На основании п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В силу положений ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Подпунктом 3.4.4 договора безвозмездного пользования № 1/138-12 предусмотрена обязанность ссудополучателя соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования органов Роспотребнадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении вида деятельности ссудополучателя и используемого имущества.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, имущество используется по назначению в культурных целях ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» (Иловлинский филиал) на основании договора безвозмездного пользования.

В соответствии с п. 3 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

Согласно паспорту безопасности объекта, организацией являющейся его правообладателем выступает ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», руководителем правообладателя – Мальченко А.А. (л.д. 8).

С учетом установленных обстоятельств, в силу действующих положений законодательства в сфере противодействия терроризму, договорных обязательств, а также рекомендаций паспорта безопасности объекта, выполнение требований к антитеррористической защищенности объекта является обязанностью ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», как правообладателя непосредственно использующего объекты культуры по назначению.

Ссылка представителей ответчика на то, что выполнение мероприятий, изложенных в паспорте безопасности Иловлинского филиала ГБУК «ВОКМ» повлечет неотделимые улучшения муниципального имущества, что в свою очередь будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств, не может быть принята во внимание, поскольку доказательств указанного, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.

Заявленные требования прокурора направлены на реализацию конституционного принципа приоритета интересов граждан, их жизни и здоровья, путём обеспечения определённых мер безопасности, поскольку это будет отвечать требованиям антитеррористической укреплённости, способствовать созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья граждан.

При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности граждан, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностей условий для проведения необходимых работ, характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда, с учетом положений ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда – шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Поскольку прокурор, в силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» в доход муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, что соответствует требованиям ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области к государственному бюджетному учреждению культуры «Волгоградский областной краеведческий музей» о понуждении к устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности удовлетворить.

Обязать государственное бюджетное учреждение культуры «Волгоградский областной краеведческий музей» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект культуры – Иловлинский филиал государственного бюджетного учреждения культуры «Волгоградский областной краеведческий музей», расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Железнодорожная, 2в, системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (автономная, не совмещенная с ретратрансляционными технологическими системами), системой непрерывного видеонаблюдения с архивированием и хранением данных в течение 30 дней и системой экстренного вызова полиции.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения культуры «Волгоградский областной краеведческий музей» в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Коваленко