Дело № 2 – 75/2021 УИД 81RS0001-01-2021-000194-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зубовой Е.А., при секретаре судебного заседания Кочкуровой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Косинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия в неисполнении требований прокурора, возложении обязанности рассмотреть представление прокурора Косинского района от ДД.ММ.ГГГГ и осуществлять деятельность в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края"
у с т а н о в и л :
Прокурор Косинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 с вышеуказанным иском. В обоснование заявления указано, что по результатам проверки исполнения ИП ФИО1 федерального законодательства при осуществлении деятельности по переработке древесины на производственной базе по адресу: <...> было установлено нарушение им требований Закона Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края" и 24 мая 2021 года внесено представление. До настоящего времени представление фактически с участием прокурора не рассмотрено, выявленные нарушения не устранены. С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие ИП ФИО1 в неисполнении требований прокурора, указанных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть представление прокурора Косинского района от ДД.ММ.ГГГГ с участием прокурора, осуществлять деятельность на пункте переработки древесины по адресу: с<адрес> в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края", а именно: обеспечить ведение учета поступившей на производственную базу древесины в соответствии с требованиями ст.4 Закона N 684-ПК, разместить в доступном для обозрения месте копию документа (приказ, распоряжение индивидуального предпринимателя) о назначении лица, ответственного на пункте переработки древесины за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК, условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины, номера контактных телефонов, имя и отчество индивидуального предпринимателя, обеспечить наличие на пункте переработки древесины книги учета принимаемой на переработку древесины, книги регистрации отгружаемой продукции переработки древесины, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также документов, подтверждающих права индивидуального предпринимателя на имущество, используемое для осуществления деятельности.
В судебном заседании прокурор Якимов М.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку при проверке были допущены нарушения его прав как предпринимателя и все указанные в представлении нарушения в настоящее время устранены.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из представленных материалов дела следует, что ИП ФИО1 занимается деятельностью по переработке древесины на производственной базе по адресу: <адрес>.
Порядок организации деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края установлен Законом Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края" (далее – Закон N 684-ПК).
Данный закон, как следует из его преамбулы, определяет порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и устанавливает правила приема и учета древесины на территории Пермского края в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования.
Статьей 3 Закона N 684-ПК установлены следующие требования к организации деятельности пунктов переработки древесины:
1. Принимаемая древесина, отгружаемая продукция переработки древесины в пунктах переработки древесины подлежат обязательному учету в соответствии с настоящим Законом.
Документами учета в пунктах переработки древесины являются: книга учета принимаемой на переработку древесины; книга регистрации отгружаемой продукции переработки древесины.
2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием древесины и отгрузку продукции переработки древесины, на каждом пункте переработки древесины в доступном для обозрения месте обязаны разместить следующую информацию: 1) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера контактных телефонов;
2) копию документа (приказ, распоряжение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя) о назначении лица, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пунктах переработки древесины (далее - ответственное лицо);
3) режим работы пункта переработки древесины;
4) условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины.
3. На пунктах переработки древесины должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих и правоохранительных органов следующая документация:
1) книга учета принимаемой на переработку древесины;
2) книга регистрации отгружаемой продукции переработки древесины;
3) копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
4) копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
5) документы, подтверждающие права юридического лица или индивидуального предпринимателя на имущество, используемое для осуществления деятельности, указанной в пункте 4 статьи 2 настоящего Закона, в том числе на земельные участки, здания, строения, сооружения, технические устройства.
Статьей 4 Закона N 684-ПК предусмотрен порядок приема и учета принятой древесины, в том числе самостоятельно заготовленной древесины, в пунктах переработки древесины, в соответствии с которым:
1. Прием древесины в пунктах переработки древесины, в том числе самостоятельно заготовленной древесины, осуществляется партиями с указанием объема, видового (породного) и сортиментного состава древесины.
2. Прием древесины осуществляется при предъявлении лицом, сдающим древесину, документа, удостоверяющего личность.
В случае сдачи древесины юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, являющимися ее собственниками, на переработку без отчуждения древесины заключается договор на оказание услуг по переработке древесины.
3. Прием древесины у граждан, сдающих древесину на переработку с целью получения продукции переработки древесины, осуществляется на основании договора на оказание услуг по переработке древесины, заключаемого с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим переработку древесины. Гражданину необходимо предъявить копию договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и копию накопительной ведомости учета древесины, вывозимой с лесосеки (делянки), площадки для временного складирования, заготовленной гражданами для собственных нужд, с отметкой ответственного лица.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по переработке древесины, обязаны хранить в пунктах переработки древесины копии договоров на оказание услуг по переработке древесины. Копии договоров на оказание услуг по переработке древесины хранятся в пунктах переработки древесины в течение трех лет с даты их заключения.
4. Учет принятой древесины в пунктах переработки древесины ведется ответственным лицом.
5. Принятая древесина регистрируется в книге учета принимаемой на переработку древесины по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Страницы книги учета принимаемой на переработку древесины должны быть пронумерованы и прошнурованы. На обратной стороне последнего листа производится запись с указанием количества пронумерованных и прошнурованных страниц.
Запись заверяется подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием древесины, ответственного лица и скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
6. Первая страница книги учета принимаемой на переработку древесины должна содержать: 1) наименование "Книга учета принимаемой на переработку древесины";
2) наименование и местонахождение юридического лица или фамилию, имя, отчество и место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием древесины;
3) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета принимаемой на переработку древесины первой записи о приеме древесины;
4) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета принимаемой на переработку древесины последней записи о приеме древесины.
7. Книга учета принимаемой на переработку древесины хранится в пункте переработки древесины в течение трех лет с даты внесения последней записи о приеме древесины.
8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на момент вступления настоящего Закона в силу учет принимаемой древесины в пунктах переработки древесины на бумажных носителях или в электронных информационных системах по ранее установленным собственным формам, вправе после вступления настоящего Закона в силу и далее осуществлять учет принимаемой древесины в пунктах переработки древесины по собственным формам при условии наличия в них следующих сведений: даты приема древесины; реквизитов документа, на основании которого древесина принята на переработку; информации о лице, сдавшем древесину в пункт переработки (для юридического лица - полное наименование и местонахождение, для индивидуального предпринимателя или гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - фамилия, имя, отчество и его место жительства); вида, породы и объема принятой древесины.
Статьей 5 Закона N 684-ПК установлен порядок учета отгружаемой продукции переработки древесины в пунктах переработки древесины, в соответствии с которым:
1. Учет отгружаемой продукции переработки древесины ведется ответственным лицом.
2. Каждая партия отгружаемой продукции переработки древесины должна быть зарегистрирована в книге регистрации отгружаемой продукции переработки древесины (далее - книга регистрации) по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Страницы книги регистрации должны быть пронумерованы и прошнурованы. На обратной стороне последнего листа производится запись с указанием количества пронумерованных и прошнурованных страниц.
Запись заверяется подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего отгрузку продукции переработки древесины, ответственного лица и скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
3. Первая страница книги регистрации должна содержать: наименование "Книга регистрации отгружаемой продукции переработки древесины"; наименование и местонахождение юридического лица или фамилию, имя, отчество и место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющего отгрузку продукции переработки древесины; запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу регистрации первой записи об отгрузке продукции переработки древесины; запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу регистрации последней записи об отгрузке продукции переработки древесины.
4. Книга регистрации хранится в пункте переработки древесины в течение трех лет с даты внесения последней записи об отгрузке продукции переработки древесины.
5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на момент вступления настоящего Закона в силу учет отгружаемой продукции переработки древесины на бумажных носителях или в электронных информационных системах по ранее установленным собственным формам, вправе после вступления настоящего Закона в силу и далее осуществлять учет отгружаемой продукции переработки древесины по собственным формам при условии наличия в них следующих сведений:
даты отгрузки продукции переработки древесины; информации о получателе продукции переработки древесины (для юридического лица - полное наименование и местонахождение, для индивидуального предпринимателя или гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - фамилия, имя, отчество и его место жительства); вида, породы и объема отгружаемой продукции переработки древесины.
Судом установлено, что ИП ФИО1 деятельность по переработке древесины на производственной базе по адресу: <адрес> N 684-ПК.
Указанное обстоятельство подтверждается результатами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной заместителем прокурора Косинского района Якимовым М.А. совместно с УУП пункта полиции <адрес>С, инженером по ОЗЛ Косинского лесничества У.
В ходе проверки должностными лицами было установлено, что учет отгружаемой древесины не производится, книга учета регистрации отгружаемой продукции переработки древесины не представлена, в доступном для обозрения месте отсутствуют: наименование юридического лица или ФИО ИП, номера контактных телефонов, копия документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований закона на пунктах переработки древесины, режим работы пункта переработки древесины, условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины. Не представлены книга учета принимаемой на переработку древесины, книга регистрации отгружаемой продукции переработки древесины, копия выписки из ЮГРИП, документы, подтверждающие права ИП на имущество, используемое для осуществления деятельности, указанной в п.4 ст.2 Закона Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края", в том числе на земельные участки, здания, строения, сооружения, технические устройства. Ответственное лицо на пункте переработки древесины не назначено, сведения не представлены.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 19.05.2021, подтверждаются фотоматериалом, справкой заместителя прокурора Якимова М.А..
Факт нарушения требований Закона N 684-ПК при осуществлении деятельности на пункте переработки древесины не оспаривался и самим ответчиком в ответе, направленном прокурору Косинского района (л.д.25), и в заявлении, направленном в суд.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Косинского района в адрес ИП ФИО1 было направлено представлено об устранении нарушений федерального законодательства.
В указанном представлении изложено требование о его безотлагательном рассмотрении с участием прокурора Косинского района, срок принятия мер к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, решении вопроса о привлечении должностных лиц, по вине которых допущены нарушения, к дисциплинарной ответственности; направлении в прокуратуру письменного уведомления о принятых мерах с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм как следует из ответа (л.д.25) ИП ФИО1ДД.ММ.ГГГГ рассмотрел представление прокурора без участия представителя прокуратуры и без уведомления прокурора о времени и месте его рассмотрения. При этом доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений, не были представлены.
Учитывая, что требования прокурора при осуществлении надзора в соответствии с Законом о прокуратуре являются обязательными для рассмотрения лицами, которым они адресованы, их исполнение не может быть поставлено в зависимость от усмотрения данных лиц. Иное означало бы отрицание смысла и юридической силы решения государственного органа Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт незаконного бездействия ИП ФИО1, выразившегося в неисполнении требований прокурора, указанных в представлении прокурора Косинского района от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что при прокурорской проверке были допущены нарушения его прав как предпринимателя, не являются юридически значимыми при рассмотрении данного иска и потому не подлежат оценке.
Доводы ответчика о том, что все указанные в представлении нарушения в настоящее время устранены, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Издание приказа ДД.ММ.ГГГГ№, которым ИП ФИО1 оставил за собой учет и контроль за пунктом переработки древесины, не подтверждает устранение нарушений требований Закона N 684-ПК, согласно которым должно быть назначено лицо, ответственное за исполнение требований настоящего Закона на пунктах переработки древесины.
Нахождение в рабочем кабинете ИП ФИО1 выписки из ЕГРИП, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии документов ИП на имущество также не подтверждает устранение нарушений требований Закона N 684-ПК, согласно которым указанная информация должна находиться на каждом пункте переработки древесины в доступном для обозрения месте.
Представленные ответчиком в распечатанном виде условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины ИП ФИО1 и бланкетная форма книги учета принимаемой на переработку древесины и книга регистрации отгружаемой продукции переработки древесины не подтверждают фактическое наличие их на пункте переработки древесины в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края".
Не представлено ответчиком и доказательств, подтверждающих ведение на пункте переработки древесины учета поступившей на производственную базу древесины в соответствии с требованиями ст.4 Закона N 684-ПК, размещение в доступном для обозрения месте копии документа (приказа, распоряжения индивидуального предпринимателя) о назначении лица, ответственного на пункте переработки древесины за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК, условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины, номера контактных телефонов, имя и отчество индивидуального предпринимателя, наличие на пункте переработки древесины книги учета принимаемой на переработку древесины, книги регистрации отгружаемой продукции переработки древесины, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также документов, подтверждающих права индивидуального предпринимателя на имущество, используемое для осуществления деятельности.
Таким образом, нарушение ИП ФИО1 требований Закона N 684-ПК препятствуют достижению целей осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Косинского района исковых требований о признании незаконным бездействия ИП ФИО1 в неисполнении требований прокурора, указанных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности рассмотреть представление прокурора Косинского района от ДД.ММ.ГГГГ с участием прокурора, осуществлять деятельность на пункте переработки древесины по адресу: <адрес> в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края", а именно: обеспечить ведение учета поступившей на производственную базу древесины в соответствии с требованиями ст.4 Закона N 684-ПК, разместить в доступном для обозрения месте копию документа (приказ, распоряжение индивидуального предпринимателя) о назначении лица, ответственного на пункте переработки древесины за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК, условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины, номера контактных телефонов, имя и отчество индивидуального предпринимателя, обеспечить наличие на пункте переработки древесины книги учета принимаемой на переработку древесины, книги регистрации отгружаемой продукции переработки древесины, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также документов, подтверждающих права индивидуального предпринимателя на имущество, используемое для осуществления деятельности.
Данные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ с учетом мнения истца суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2021 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Косинского района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 в неисполнении требований прокурора, указанных в представлении прокурора Косинского района от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность:
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть представление прокурора Косинского района от ДД.ММ.ГГГГ с участием прокурора Косинского района,
- осуществлять деятельность на пункте переработки древесины по адресу: <адрес> в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК "О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края", а именно: в срок до 01 октября 2021 года обеспечить ведение учета поступившей на производственную базу древесины в соответствии с требованиями ст.4 Закона N 684-ПК, разместить в доступном для обозрения месте копию документа (приказ, распоряжение индивидуального предпринимателя) о назначении лица, ответственного на пункте переработки древесины за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016 N 684-ПК, условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины, номера контактных телефонов, имя и отчество индивидуального предпринимателя, обеспечить наличие на пункте переработки древесины книги учета принимаемой на переработку древесины, книги регистрации отгружаемой продукции переработки древесины, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, документов, подтверждающих права индивидуального предпринимателя на имущество, используемое для осуществления деятельности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд Пермского края в течение одного месяца.
Судья Е.А.Зубова