ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-75/2022 от 04.02.2022 Новоорского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-75/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2022 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего Квиринг О.Б.,

при секретаре Авериной А.А.,

с участием в судебном заседании:

помощника прокурора Новоорского района Гарбуз А.А.,

истца Ивановой А.А., представителя истца Бисеновой Г.М.,

представителя ответчика Резниковой С.В., Выскребцевой И.В., Ершовой О.В.,

представителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Ильматовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой А.А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад» с. Кумак Новоорского района Оренбургской области о признании приказа об отстранении от работы незаконным, обязании допустить к работе воспитателем, о компенсации морального вреда, взыскании невыплаченной заработной платы,

установил

Иванова А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад» с. Кумак о признании приказа об отстранении от работы незаконным, обязании допустить к работе воспитателем, о компенсации морального вреда, взыскании невыплаченной заработной платы, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ работодателем, МБДОУ «Детский сад с. Кумак» был вынесен приказ об отстранении истца (воспитателя детского сада) от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что истец не прошла обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции, и отказалась от ее прохождения.

Истец считает оспариваемый приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Постановлением Заместителя главного санитарного врача по оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) гражданам, подлежащих обязательной вакцинации, указанным в данном Постановлении.

Работодатель, мотивируя сам факт отстранения работника от работы не прохождением обязательной вакцинации, ссылается в том числе на вышеуказанное постановление Главного регионального государственного санитарного врача, которым на работодателя возложена обязанность по обеспечению работников вакцинации.

Истец полагает, что работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 5, частью 2 статьи 11 Закона № 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, работодатель не наделен полномочиями обязать своих работников сделать профилактические прививки, иммунопрофилактика граждан является добровольной.

Считает, что у работодателя отсутствуют полномочия обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 157-ФЗ). При этом по смыслу названного Закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.

Считает, что Приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы работника, препятствуя ему в осуществлении трудовой деятельности, поскольку необоснованно возлагает на работодателя незаконные требования по вакцинации против новой коронавирусной инфекции, у работодателя не имелось правовых оснований для отстранения работника от работы без сохранения заработной платы.

Истцу не начислялась заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента подачи иска в суд.

Истец просит суд, признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ вынесенный и подписанный заведующей МБДОУ «Детский сад с. Кумак» об отстранении от работы Ивановой А.А. незаконным; обязать заведующую МБДОУ «Детский сад с. Кумак» допустить Иванову А.А. к работе воспитателем; взыскать с МБДОУ «Детский сад с. Кумак» компенсацию морального вреда в пользу Ивановой А.А. в размере 20 000 руб.; обязать МБДОУ «Детский сад с. Кумак» выплатить Ивановой А.А. компенсацию заработной платы за период отстранения от работы с ДД.ММ.ГГГГ по день подачи иска в суд.

В судебном заседании истец Иванова А.А. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании пояснила, что в детском саду работает с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ отстранена от работы в связи с отказом от вакцинации. В ее должностные обязанности входит работа с детьми. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарплату не получает. Считает, что у работодателя отсутствуют полномочия обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок. Ей неизвестен состав препарата, она пожилой человек и у нее имеются основания опасаться за свое здоровье после проведения вакцинации.

Представитель истца Бисенова Г.М. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснила суду, что вакцина, которую предлагаю сделать, не имеет надлежаще оформленных документов и сертификатов. Опробирование не прошла. Считает правомерным отказ Ивановой А.А., поскольку истец заботится о здоровье. Работодатель не может представить доказательств, что не вакцинированная Иванова могла заразить детей. Все сотрудники детского сада Кумак пользуются предусмотренными средствами индивидуальной защиты. От средств индивидуальной защиты Иванова не отказывалась. Будучи отстраненной от должностных обязанностей Иванова А.А. оставлена без средств существования. Дисциплинарных проступков не совершала.

Представитель ответчика МДОУ Детский сад с. Кумак Резникова С.В., возражал против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы изложенные в отзыве на исковое заявление, в которых указано, что Иванова А.А. работает в МДОУ «Детский сад» с.Кумак воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). В приказе МДОУ «Детский сад» с. Кумак от 15.10.2021 № 94-к «О вакцинации сотрудников», изданном на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14.10.2021 № 3, установлена необходимость вакцинации работников МДОУ, сроки такой вакцинации, порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке или о прохождении вакцинации ранее, последствия в виде отстранения от работы в случае, если работники, подлежащие вакцинации, не пройдут ее. С приказом ознакомлены работники МДОУ, в том числе истец. Также истец ДД.ММ.ГГГГ письменно уведомлена об обязательной вакцинации, ее сроках и последствиях в виде отстранения от работы в случае не прохождения вакцинации. Приказом МДОУ «Детский сад» с.Кумак от 01.11.2021 № 96-к, изданном на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона Х 1 57-ФЗ, воспитатель Иванова А.А. была отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ без сохранения заработной платы. Приказом МДОУ «Детский сад» с.Кумак от 08.11.2021 № 97 К в связи с объявлением нерабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данный приказ внесены изменения в части даты отстранения Ивановой А.А. от работы с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Однако реализация данного права может повлечь правовые последствия в виде отстранения от работы в случае, если выполнение такой работы связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ). Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825, в п. 12 которого предусмотрены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Истец работает в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Считает, что процедура отстранения воспитателя Ивановой А.А. от работы в МДОУ «Детский сад» с. Кумак проведена в соответствии с нормами трудового законодательства и на основании правовых норм, регулирующих правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области иммунопрофилактики, просила отказать в удовлетворении исковых требований Ивановой А.А. в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО Новоорский район Ершова О.В. в судебном заседании пояснила, что поддерживает позицию отдела образования. Возражала против заявленного иска.

Представитель отдела образования администрации МО Новоорский район Выскребцева И.В. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы работника, помимо конкретных случаев, указанных в части 1, в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). При этом, работодатель отстраняет от работы работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии с подл. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее -Федеральный закон № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи н их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего

Федерального закона, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих полномочны выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ) профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения

Приказом Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н утвержден национальный календарь профилактических прививок, календарь проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок. В календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение № 2 к приказу) предусмотрена профилактическая прививка против коронавирусной инфекции вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в графе «Категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации» указано, что к приоритету 1-го уровня относятся том числе работники образовательных организаций.

Заместителем главного государственного санитарного врача Оренбургской области 14.10.2021 вынесено постановление № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным, группам граждан по эпидемическим показаниям», согласно п. 1 которого постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет старше, выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Оренбургской области в организациях всех форм собственности, осуществляющих образовательную деятельность (подп.1.1).

Иванова А.А. работает в МДОУ «Детский сад» с.Кумак воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ. В приказе МДОУ «Детский сад» с. Кумак от 15.10.2021 № 94-к «О вакцинации сотрудников», изданном на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14.10.2021 № 3, установлена необходимость вакцинации работников МДОУ, сроки такой вакцинации, порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке или о прохождении вакцинации ранее, последствия в виде отстранения от работы в случае, если работники, подлежащие вакцинации, не пройдут ее. С приказом ознакомлены работники МДОУ, в том числе истец. Также истец ДД.ММ.ГГГГ письменно уведомлена об обязательной вакцинации, ее сроках и последствиях в виде отстранения от работы в случае не прохождения вакцинации.

Считает, что процедура отстранения воспитателя Ивановой А.А. от работы в МДОУ «Детский сад» с. Кумак проведена в соответствии с нормами трудового законодательства и на основании правовых норм, регулирующих правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области иммунопрофилактики, просила отказать в удовлетворении исковых требований Ивановой А.А. в полном объеме.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Ильматова Г.С. пояснила суду, что отстранение от работы Ивановой А.А. законно. Указала, что согласно ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Профилактическая прививка против новой короновирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи имеют право выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

На территории Оренбургской области до настоящего времени эпидемиологическая ситуация по короновирусной инфекции расценивается как неблагополучная.

С целью предупреждения дальнейшего распространения новой короновирусной инфекции среди населения Оренбургской области, заместителем руководителя Управления вынесено постановление № 3 от 14.10.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

Работник вправе отказаться от вакцинации, даже если она носить обязательный характер, но в таком случае должен быть отстранен от работы.

Помощник прокурора Новоорского района Гарбуз А.А. в судебном заседании дала заключение о необоснованности заявленных требований. Просила отказать в удовлетворении исковых требований Ивановой А.А., указывая, что вакцинация против COVID-19 внесена в календарь профилактических прививок, отсутствие прививок календаря влечет отстранение от работы. Перечень работников утвержден на федеральном уровне. К таким видам работ относятся образовательные учреждения. Истец под роспись была ознакомлена с приказом об отстранении от работы. Считает отстранение от работы Ивановой А.А. законным и обоснованным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, осуществления мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "ж", "з").

Осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними являются приоритетными способами обеспечения профилактики в сфере охраны здоровья, что относится к основным принципам охраны здоровья, обеспечиваемым государством (пункт 8 статьи 4, пункты 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ) среди прочего являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, определены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.

Статьей 1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ) предусмотрено, что иммунопрофилактикой инфекционных болезней является система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок, а профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Согласно статье 10 Федерального закона N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).

Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существует два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 9 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.

С учетом изменений в календарь профилактических прививок, внесенных приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 года N 47н, приоритет 1-3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлен для следующих лиц: в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более (1 уровень).

Взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг (2 уровень).

Государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу (3 уровень).

В соответствие с абз. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» высказана правовая позиция, согласно которой предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установление правила о правовых последствиях отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

Статьей 76 Трудового кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отстранения работника от занимаемой должности. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

-появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

-не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

-не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.

Согласно Устава МБДОУ «Детский сад» с. Кумак Новоорского района Оренбургской области, относится к некоммерческим организациям, создано на основании постановления администрации МО «Новоорский район» Оренбургской области от 22.06.2011 № 922-П «О совершенствовании правового положения Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с. Кумак Новоорского района Оренбургской области». (п.1.1)

Организационно-правовая форма МДОУ: бюджетное учреждение (п.1.2)

МДОУ является юридическим лицом, имеет круглую печать, штамп, установленного образца, вывеску. (п.1.6)

МДОУ относится к следующему типу образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программа дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. (п.2.2)

Основной вид деятельности МДОУ – реализация образовательных программ дошкольного образования. (п.2.4)

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ Иванова А.А. принята воспитателем младшей группы Кумакского детского сада с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 3.10 должностной инструкции воспитателя МДОУ «Детский сад с. Кумак», утверждённой приказом заведующей МДОУ «Детский сад» с. Кумак № 37 от 01.09.2013 г. в обязанности воспитателя входит обеспечивать охрану жизни, здоровья и безопасности воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, на его территории, во время прогулок, экскурсий и поездок.

Согласно штатному расписанию на ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ с. Кумак, количество детей <данные изъяты>, количество групп 3, на должность воспитателя предусмотрено 3,75 ставок.

Согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад» с. Кумак «О вакцинации сотрудников», работникам МДОУ «Детский сад» с. Кумак необходимо пройти вакцинацию от COVID-19 первым компонентом двухкомпонентной вакцины в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины – до ДД.ММ.ГГГГ (п.1)

Работникам МДОУ «Детский сад» с. Кумак, имеющим противопоказания к прививке от COVID-19 или прошедшим вакцинацию ранее, сообщить об этом заведующему МДОУ Резниковой С.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ и представить подтверждающие документы. (п.2)

Отстранить от работы с ДД.ММ.ГГГГ тех работников, которые в срок по ДД.ММ.ГГГГ не сделают прививку первым компонентом вакцины. Бухгалтеру ФИО11 заработную плату работникам в период отстранения не начислять и не выплачивать.

Отстранить от работы с ДД.ММ.ГГГГ тех работников, которые в срок по ДД.ММ.ГГГГ не сделают прививку вторым компонентом вакцины. Бухгалтеру ФИО11 заработную плату работникам в период отстранения не начислять и не выплачивать.

С указанным приказом Иванова А.А. ознакомлена под роспись.

ДД.ММ.ГГГГ Иванова А.А. отказалась от проведения медицинского вмешательства в виде вакцинации от COVID-19, о чем оформила письменный отказ.

Воспитателю Ивановой А.А. было выдано уведомление о вакцинации от коронавируса от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в связи с принятием Постановления заместителя Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14.10.2021 № 3, для сотрудника, который работает в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязательна вакцинация от новой коронавирусной инфекции COVID-19, она должна пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19 первым компонентом вакцины в срок до 01.11.2021 г. Вакцинацию вторым компонентом вакцины необходимо сделать в срок до 01.12.2021 г. После проведения вакцинации необходимо предоставить сертификат о вакцинации против коронавируса. Отказаться от прививки возможно, если имеются медицинские противопоказания к прививке от коронавируса, перечень которых утверждён главным санитарным врачом (Методические указания от 09.01.2002 МУ3.3.2.1095-02). Последствия отказа от вакцинации, при отсутствии противопоказаний, отстранение от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки отмены указанного постановления.

ДД.ММ.ГГГГ Иванова А.А. отказалась от проведения медицинского вмешательства в виде вакцинации от COVID-19, о чем оформила письменный отказ.

Истец в сроки, установленные вышеназванным приказом, не вакцинировались, сертификат о ранее проведенной вакцинации или медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации не представила.

Согласно приказу – к от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад» с. Кумак «Об отстранении от работы», воспитатель Иванова А.А. отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены постановления заместителя главного санитарного врача по Оренбургской области, без начисления заработной платы. Основанием для отстранения явился отказ Ивановой А.А. от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки МДОУ «Детский сад» с. Кумак Новоорского района Оренбургской области о размере невыплаченной платы за период отстранения воспитателя Ивановой А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. из которых: ДД.ММ.ГГГГ г.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.

Согласно ответу на запрос из ГАУЗ «Новоорская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, Иванова А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, за медицинской помощью в ГАУЗ «Новоорская РБ» по поводу заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, не обращалась, противопоказаний к вакцинации не имеет.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Регламентация правоотношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду осуществлена в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения".

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Из приведенных положений следует, что Постановление № 3 от 14.10.2021 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям"вынесено управомоченным должностным лицом – Главным государственным санитарным врачом по Оренбургской области.

Статьями 10, 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14.10.2021 N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Оренбургской области в организациях всех форм собственности, осуществляющих образовательную деятельность (п.1.1)

Статьей 1 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ определено, что нормативно-правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям является календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

При этом согласно п. 8 Порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.

Согласно пп. 18.1., 18.3. СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденному постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65, внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объектовом уровне - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

Перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Аналогичные нормы содержатся и в пп. 64, 66 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4.

Как было указано выше, согласно ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В силу ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Таким образом, оценивая вышеизложенные нормативные акты в их единстве и взаимосвязи между собой, суд делает вывод, что истец как работник предприятия в сфере образования был обязан сделать прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поэтому издание оспариваемых приказов и действия работодателя в лице МДОУ «Детский сад» с. Кумак по отстранению ее от работы, как лица, не выполнившего возложенную на него специальным Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обязанность, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными.

Проанализировав положения вышеуказанных правовых актов, суд пришел к выводу, что предусмотренные Постановлением сферы деятельности организаций и предпринимателей, гражданам работающим, в которых требуется обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Федеральному закону N 52-ФЗ, установленному приоритету согласно календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, Постановлению Правительства N 825.

Также суд отмечает, что ответчик не имел полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14.10.2021 № 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" устанавливалась ее обязательность для всех работников.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 и работа, выполняемая истцом, входит в указанный Перечень.

Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу пункта 3 части 4 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В тоже время риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 3 августа 2018 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу статьи 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Статьей 35 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики.

Таким образом, в отношении работодателей установлена обязанность при отсутствии профилактических прививок отказать в приеме на работу или отстранить от работы по правилам статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (абзац 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней") тех работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825.

Как было указано выше, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и других граждан и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истцов. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Поскольку в основных исковых требованиях отказано, то требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

руководствуясь ст. 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ивановой А.А, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад» с. Кумак Новоорского района Оренбургской области о признании приказа об отстранении от работы незаконным, обязании допустить к работе воспитателем, о компенсации морального вреда, взыскании невыплаченной заработной платы, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись О.Б. Квиринг

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2022 года

Судья: подпись О.Б. Квиринг