№ 2-75/22
УИД 36RS0006-01-2021-004803-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2022 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Гончаренко А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о взыскании убытков и устранении недостатков,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, указав, что ей на праве собственности принадлежит , расположенная по адресу: . В рамках краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области в 2017-2019 годах ответчиком проводились работы по капитальному ремонту кровли, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, электроснабжения, водоотведения, холодного водоснабжения, а также работ по установке общедомовых приборов учета системы холодного водоснабжения в многоквартирном доме по адресу: . Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 26.08.2020 был установлен факт некачественного ремонта системы теплоснабжения. Фонд капитального ремонта был обязан установить на стояках обратного трубопровода фильтр сетчатый Danfoss и ручной балансировочный клапан. В результате недостатков произведенного капитального ремонта в ее квартире фактически отсутствует отопление. При рассмотрении дела мировым судьей о взыскании ущерба, причиненного залитием квартиры, заключением эксперта установлен факт некачественного выполнения работы по капитальному ремонту кровли, в том числе системы водостоков. На основании изложенного просит взыскать с ответчика в возмещение причиненных убытков расходы по оплате отопления в размере 9691,80 рублей, обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки проведенного капитального ремонта: выполнить уклон водосточного желоба, установленного над балконом квартиры истца, и соединение водосточного желоба с водосточной трубой в соответствии с требованиями строительных правил; установить насос системы отопления, произвести надлежащий монтаж труб отопительной системы в подвальном помещении, установить регулировочный клапан надлежащего диаметра, произвести надлежащий монтаж стояка в ее квартире; предоставить ключ доступа для настройки общедомового прибора учета; установить водосточную трубу между домами по и ; устранить негерметичное соединение стыков труб на системе водоотведения в чердачном помещении над ее квартирой; произвести устройство слуховых окон в чердачном помещении, произвести уборку подвального помещения.
В судебном заседании истец ФИО2 пояснила изложенное, не поддерживала требования об установлении насоса системы отопления, установлении регулировочного клапана надлежащего диаметра, уборке подвального помещения.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, ФИО2 является собственником , расположенной по адресу .
Пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахД расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Частью 1 статьи 167 ЖК РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (ч. 1 ст. 166 ЖК РФ).
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов собственниками помещений в таких региональным оператором (ч.1 ст.168 ЖК РФ).
В силу положений п. 6.1 ст. 2, п. 8.3 ст. 13, ст. ст. 167, 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень работ, которые могут финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, определен ст. 166 ЖК РФ.
Соответственно, работы по капитальному ремонту не могут быть проведены за стоимость, превышающую предельную.
В силу п.14.2 ст.1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В целях реализации положений Жилищного кодекса РФ Правительством принято постановление от 10 октября 2013 г. № 884 (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которым создана некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее - региональный оператор).
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Функции регионального оператора определены в ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидии, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (пункт 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
По смыслу приведенных положений в их взаимосвязи, жилищным законодательством установлена ответственность регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Из пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 года № 183 утверждена "Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области на 2014 - 2044 годы.
В рамках краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области в 2017-2019 годах включен многоквартирный дом, расположенный по адресу , со следующими видами работ: ремонт кровли, ремонт внутридомовых систем теплоснабжения, электроснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, установку коллективных приборов учета холодного водоснабжения.
Между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (Заказчик) и ООО «Альфа-Гарант» (Подрядчик) 05.06.2018 года заключен договор № 93/РТС о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Согласно п. 1.1 договора Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, расположенном по адресу , в соответствии со сметной документацией, графиком производства работ, прилагаемых в договору.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа по делу № от 26.08.2020, вступившим в законную силу, на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области» возложена обязанность устранить следующий недостаток проведения капитального ремонта в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить на стояках обратного трубопровода фильтр сетчатый Danfoss Y222 ду 20 и ручной балансировочный клапан MSV- I в .
Решением мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебном районе Воронежской области по делу № от 11.05.2021, вступившим в законную силу, с Фонда капремонта в пользу ФИО2 взысканы убытки, причиненные в результате залива в размер 24 479,93 руб., расходы за проведение экспертизы 13000 рублей, судебные расходы 28700 рублей. В рамках указанного дела была проведена судебная экспертиза. Заключением ФБУ «Воронежский РЦСЭ Минюста России» № 10172/6-2 от 09.03.2021 установлено, что «исходя из исследования по четвертому вопросу № 2-4 (смотри исследование вопроса № 2-4) следует, что причиной протечки балкона является некачественно проведенные работы по капитальному ремонту кровли (в том числе системы водостока). В следствии того, что на момент осмотра поверхность кровли была покрыта снегом, исследовать ее на соответствие установленным нормативным требованиям не представляется возможным. При обследовании водосточного желоба (установлен в рамках капитального ремонта в соответствии с договором № 93/РТС от 05 июня 2018 года), смонтированного по краю карнизного свеса кровли, было установлено, что данный желоб имеет изменение уклона над исследуемым балконом (от + 1,5° до -1,8°), т.е. уклон, направленный в сторону приемной воронки, меняется на противоположный, от приемной воронки. В результате этого, при выпадении атмосферных осадков, происходит переполнение водосточного желоба, в месте выковки уклонов, в следствии чего происходит не организованный сброс воды с желоба. Исходя из этого исследуемый водосток не выполняет своих функций, т.е. не является организованным водостоком, что противоречит требованиям п. 9.1, СП 17.13330.2017 Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76 (с Изменением N 1). Также было выедено негерметичное соединение водосточного желоба с водосточной трубой, которое было заделано монтажной пеной, не являющейся герметизирущим материалом. Исходя из исследования по 1-3 вопросу, следует, что течь балкона , может происходить через неплотности, зазоры деревянных конструкциях окон остекления балкона, в следствии некачественно проведенных работ по капитальному ремонту кровли (в том числе системы водостока), так как при неорганизованном сбросе дождевых и талых вод с кровли над исследуемым балконом большой объем воды падает вблизи ограждающих конструкций данного балкона (остекление), в том числе попадая на них с учетом бокового ветра, что приводит к интенсивному намоканию и как следствие повреждению ограждающих конструкций балкона (деревянных оконных конструкций, подоконников) не предназначенных для восприятия данного воздействия (интенсивное намокание). Стоимость восстановительного ремонта балкона сметном расчете №1 (приложение к заключению эксперта) и в ценах на дату проведения экспертизы (на I квартал 2021 года) составляет 24 479,93 (двадцать четыре тысячи четыреста семьдесят девять) рублей 93 копейки».
Согласно заключению ФБУ «Воронежский РЦСЭ Минюста России» от 22.03.2022 № 10771/6-2, назначенной определением Центрального районного суда г. Воронежа от 06.12.2021, «определить соответствует ли качество и объем выполненных работ в рамках договора №93/РТС от 05.06.2018 по капитальному ремонту системы электроснабжения, холодного водоснабжения и установке коллективных приборов учета холодного водоснабжения жилого проектно-сметной документации, а также существующим строительным нормам и правилам, не представляется возможным, так как акты о приемке выполненных работ, проектно-сметная, исполнительная (исполнительные схемы, акты освидетельствования скрытых работ) на ремонт системы электроснабжения, на ремонт холодного водоснабжения и установку коллективных приборов учета холодного водоснабжения в жилом , на исследование, не представлены.
Качество выполненных работ по капитальному ремонту кровли в рамках договора № 93/РТС от 05.06.2018 не соответствует требованиям проектной документации 08/40- 03-17-КД, так как в месте расположения балкона должна быть смонтирована водосточная труба, отсутствует утепление вентиляционных каналов ниже ската кровли в помещении чердака, отсутствует заполнение оконных проемов слуховых окон. Часть организованного водоотвода с кровли в месте расположения балкона , не соответствует требованиям пункта 9.1. СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП Н-26-76, так как водосточный желоб имеет уклон от водосточной приемной воронки.
Объем фактически выполненных работ по капитальному ремонту кровли жилого , не соответствует объемам работ, отраженным в Акте о приемке выполненных работ формы КС-2 №1 от 19.02.2019 года. Показатели несоответствия объемов работ отражены в Сравнительной таблице № 1. Стоимость работ, отраженная в акте о приемке выполненных работ формы КС-2 №1 от 19.02.2019 года завышена относительно стоимости фактически выполненных работ по капитальному ремонту кровли жилого на 19 466 рублей 46 копеек.
Качество работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения выполненных в рамках договоров № 93/РТС от 05.06.2018 года и № РТС236А210131(Д) от 22.10.2021 года не соответствуют представленной на исследование проектной документации 08/40-03-17-ОВ, так как выявлены следующие дефекты:
стояки в выполнены из полипропиленовых труб, а в соответствии с представленной на исследование проектной документацией 08/40-03-17-ОВ лист 2 в качестве трубопроводов применяются стальные водогазопроводные трубы.
выполнено устройство байпаса на радиаторе отопления в жилой комнате , что не соответствует схеме подключения радиатора к стоякам жилых помещений (фото и лист 6 проекта 08/40-03-17-ОВ);
присоединение отопительного прибора в жилой комнате выполнено только к подающему стояку присоединение к трубопроводу обратного теплоснабжения отсутствует (фото и лист 6 проекта 08/40-03-17-ОВ);
в помещении кухни наличие проектной документацией 08/4-03-17-ОВ не предусмотрено наличие стояка отопления. Присоединение отопительного прибора в помещении кухни осуществляется к стоякам, расположенным в жилой комнате (фото и лист 5 проекта 08/40-03-17-ОВ);
в помещении санузла отсутствует обратный стояк отопления и отключающая арматура на стояке, на котором смонтирован полотенцесушитель (фото и листы 5, 6 проекта 08/40-03-17-ОВ);
обратный стояк отопления в помещении санузла , а вместо отключающей арматуры установлена регулирующая арматура (Фото и листы 5, 6 проекта 08/40-03-17-ОВ);
стояки в санузле выполнены из полипропиленовых труб, а в соответствии с представленной на исследование проектной документацией 08/40-03-17-ОВ лист 2 в качестве трубопроводов применяются стальные водогазопроводные трубы.
присоединение радиаторов отопления лестничных клеток выполнено только к подающему стояку, присоединение к трубопроводу обратного теплоснабжения отсутствует (фото и лист 6 проекта 08/40-03-17-ОВ);
на трубопроводе присоединения чугунных радиаторов на лестничных отсутствует отключающая арматура (Фото и лист 6 проекта 08/40-03-17-ОВ).
Определить объем и стоимость фактически выполненных работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения в рамках договора № 93/РТС от 05.06.2018 года и в рамках договора подряда № РТС236А210131(Д) от 22.10.2021 года, а также их соответствие сметной документации и существующим строительным нормам и правилам, не представляется возможным, так как 28.01.2022 и 17.02.2022 доступ к обследованию узла учета тепла, трубопроводу отопления и отопительным приборам жилого эксперту в полном объеме, представлен не был, исполнительная документация (исполнительные схемы, акты освидетельствования скрытых работ) на работы по капитальному ремонту теплоснабжения выполненные в рамках договоров № 93/РТС от 05.06.2018 года и №РТС236А210131(Д) от 22.10.2021 года на исследование не представлены.
Определить соответствует ли качество и объем выполненных работ в рамках договора № РТС236А200294(Д) от 14.01.2021 года по капитальному ремонту системы водоотведения жилого проектно-сметной документации, а также существующих строительным нормам и правилам, не представляется возможным, так как доступ к исследованию выполненных работ по капитальному ремонту системы водоотведения, эксперту обеспечен не был, исполнительная (исполнительные схемы, акты освидетельствования скрытых работ) и проектно-сметная документация на работы, выполненные в рамках договора № РТС236А200294(Д) от 14.01.2021 года, на исследование не представлена.
В соответствии с дополнительным соглашением № 4 от 22.06.2021 к договору подряда № РТС236А200336(Д) от 24 февраля 2021 работы по капитальному ремонту системы электроснабжения не выполнялись.
Крыша дома находится в работоспособном техническом состоянии, так как выявленные в ходе проведения экспертизы дефекты кровли на момент проведения экспертизы не нарушают несущую способность конструкций кровли. Выявленные дефекты кровли, являются следствие некачественно проведенных работ по капитальному ремонту жилого .
Система отопления в находится в работоспособном состоянии, так как параметры микроклимата в жилой комнате и помещении кухни , находятся в пределах оптимальных норм температуры и относительной влажности в обслуживаемой зоне жилых помещений. Определить техническое состояние системы теплоснабжения в других квартирах и в целом по дому, не представляется возможным, так как доступ к помещениям квартир обеспечен не был.
Определить техническое состояние системы водоотведения жилого не представляется возможным, так как доступ к исследованию выполненных работ по капитальному ремонту системы водоотведения в рамках договора № РТС236А200294(Д) от 14.01.2021 года, эксперту обеспечен не был.
В соответствии с дополнительным соглашением № 4 от 22.06.2021 к договору подряда № РТС236А200336(Д) от 24 февраля 2021 работы по капитальному ремонту системы электроснабжения не выполнялись, экспертом работоспособность системы электроснабжения не определялась.
Определить техническое состояние внутридомовой системы холодного водоснабжения и коллективных приборов учета холодного водоснабжения жилого не представляется возможным, так как доступ к исследованию внутридомовой системы водоснабжения и коллективным приборам учета, эксперту представлен не был, по капитальному ремонту системы водоотведения в рамках договора № РТС236А200294(Д) от 14.01.2021 года, эксперту обеспечен не был.
Для устранения выявленных дефектов работ по капитальному ремонту кровли жилого необходимо произвести следующие видь работ:
утепление вентиляционных каналов ниже ската кровли в соответствии с проектной документацией 08/40-03-17-КД;
выполнить монтаж заполнений слуховых окон в соответствии с проектной документацией 08/40-03-17-КД;
выполнить работы по демонтажу и монтажу водосточного желоба над квартирой № для обеспечения уклона в сторону водосточной воронки.
Стоимость работ по устранению выявленных дефектов кровли дома № , рассчитана в Локальном сметном расчете № 2 и на момент проведения экспертизы составляет 40 551 рубль 60 копеек.
Для устранения выявленных дефектов работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения в , в санузле , на лестничных клетках (подъездах) необходимо произвести работы по заранее разработанному проекту на устранение дефектов системы отопления.
Вопрос об определении сроков устранения выявленных недостатков кровли, системы отопления не входит в компетенцию эксперта-строителя и является правовым».
Судом принимается во внимание данное заключение в качестве доказательства по делу, поскольку оно является объективным, проведено независимым специалистом, обладающим необходимой квалификацией, опытом, стажем работы, перед дачей заключения он был предупрежден об уголовной ответственности. Также эксперт ФИО1 был допрошен в ходе судебного разбирательства и дал пояснения относительно выполненного им заключения. Указанное заключение участниками процесса не оспорено, ходатайств о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
В связи с чем суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требования истца в части устранения негерметичного соединения водосточного желоба с водосточной трубой, выполнении работ по демонтажу и монтажу водосточного желоба над квартирой для обеспечения уклона в сторону водосточной воронки; выполнения монтажа заполнений слуховых окон в в соответствии с проектной документацией 08/40-03-17-КД; монтаже обратного стояка отопления и отключающей арматуры на стояке, на котором смонтирован полотенцесушитель, в помещении санзула в .
Требования об установлении насоса системы отопления, установлении регулировочного клапана надлежащего диаметра, уборке подвального помещения истец не поддерживала, соответственно оценку правомерности данных требований суд не дает.
Требования истца о монтаже труб отопительной системы в подвальном помещении не подлежат удовлетворению, так как в ходе судебного разбирательства (Т. 2 л.д. 81) в судебном заседании 01.12.2021 истец прояснила, что данный недостаток устранен, указанное также содержится в ее заявлении (Т. 2 л.д. 76). Данный факт подтвердил и свидетель Свидетель №1 в ходе судебного заседания 09.11.2021 (Т. 2 л.д. 38).
Требования истца о предоставлении ключа доступа для настройки общедомового прибора учета не подлежат удовлетворению, так как доказательств нахождения данного ключа у ответчика истцом суду не представлено, ответчик данную информацию не подтвердила, кроме того в своем заявлении (Т. 2. д. 76) истец пояснила, что прибор учета настроен.
Требования истца об устранении негерметичного соединения стыков труб на системе водоотведения в чердачном помещении над ее квартирой не могут быть удовлетворены судом, так как данный факт экспертами не установлен. Свидетель Свидетель №1 в ходе судебного заседания 09.11.2021 (Т. 2 л.д. 39) прояснил, что над квартирой истца на чердаке нет систем водоотведения.
Факт установки водосточной трубы между домами по подтвержден фотографиями (Т. 1 л.д. 237-240), в связи с чем оснований для удовлетворения данного требования нет.
В части требований о взыскании убытков (оплаченных за отопление) в сумме 9691,8 рублей суд отмечает, что экспертом не выявлено нарушений температурного режима в квартире истца, доказательств отсутствия отопления в квартире истца по вине ответчика, подтвержденных экспертным заключением, в материалах дела не имеется, кроме того, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области не является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Статья 94 ГПК РФ содержит перечень издержек, связанных с рассмотрением дела.
Определением суда 06.12.2021 была назначена экспертиза, расходы за проведение которой были возложены на ответчика. Общая сумма расходов за экспертизу согласно письму ФБУ «Воронежский РЦСЭ Минюста России» составила 30951 рубль. ФБУ «Воронежский РЦСЭ Минюста России» просит разрешить вопрос о взыскании неоплаченных расходов за проведение экспертизы.
Согласно ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
Учитывая, что решение суда состоялось в пользу истца частично, нарушения, указанные истцом, установлены экспертом только в части, то заявленная сумма рублей подлежит возмещению истцом и ответчиком в равных долях (по 15295,5 руб.).
Также свидетелем Свидетель №2 заявлены расходы за вызов свидетеля в суд в размере 2841 рубль 71 коп. (неполученная заработная плата – среднедневной заработок). Вызов указанного свидетеля осуществлялся по ходатайству истца, допрос осуществлялся в судебном заседании 05.10.2021.
Учитывая, что показания данного свидетеля (Т. 1 л.д. 243-244) для суда в части заявленных истцом требований неинформативны, по существу к рассмотрению дела отношения не имеют, суд считает, что расходы, связанные с явкой свидетеля в суд подлежат возмещению истцом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей (за требования неимущественного характера).
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области устранить негерметичное соединение водосточного желоба с водосточной трубой, выполнить работы по демонтажу и монтажу водосточного желоба над квартирой для обеспечения уклона в сторону водосточной воронки; выполнить монтаж заполнений слуховых окон в в соответствии с проектной документацией 08/40-03-17-КД; смонтировать обратный стояк отопления и отключающую арматуру на стояке, на котором смонтирован полотенцесушитель, в помещении санзула в .
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО2 в пользу Свидетель №2 расходы за вызов свидетеля в суд в размере 2841 рубль 71 коп.
Взыскать с ФИО2 в пользу ФБУ «Воронежской РЦСЭ Минюста России» расходы за производство судебной экспертизы в размере 15295 рублей 50 коп.
Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области в пользу ФБУ «Воронежской РЦСЭ Минюста России» расходы за производство судебной экспертизы в размере 15295 рублей 50 коп.
Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 06.05.2022.