ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7603/16 от 06.10.2016 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе

председательствующего судьи Павликовой М.П.,

при секретаре Семеновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к АО «Тинькофф Банк» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

<ФИО>1 обратилась в суд с иском к АО «Тинькофф банк» о защите прав потребтеля, в котором просила обязать ответчика предоставить расширенную выписку по лицевому счету по карте и копию кредитного договора по данной карте с приложением к нему.

В обоснование исковых требований указано, что между ней и ответчиком был подписан договор о карте № .

Она для возврата кредита обратилась в банк с заявлением о получении подробных документов : копии кредитного договора, выписки по лицевому счету с подробными описаниями и расшифровкой операций по счету. Помимо прямого посещения отделения банка, она направила заявление, затем претензия, однако, банк проигнорировал данное требование.

В судебное заседание истец не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил, каких-либо возражений относительно заявленных требований в суд не направил.

Суд, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указывает истец, между ней и ответчиком был подписан договор о карте № .В связи с возникшей необходимостью она обратилась в банк с заявлением о предоставлении копии кредитного договора, выписки по счету с подробными описаниями и расшифровкой операций по счету. Данное обращение к банку было личным посещением обделения банка, потом были направлены заявление и претензия. Однако, банк проигнорировал данное требование.

В дело представлена копия описи вложения в ценное письмо с почтовым штампом почтового отделения от ДД.ММ.ГГГГ., из которой следует о направлении истцом в АО "Тинькофф Банк" заявления на частичный отзыв согласия на обработку персональных данных и заявления о предоставлении копии кредитного договора и выписки по лицевому счету.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, что данные заявления были получены ответчиком, не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика направлена претензия с требованием предоставить расширенную выписку по счету и копию договора кредитования.

В соответствии с частью 1 статьи 5, части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Таким образом, к информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиенте.

В пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.

По смыслу Конституции Российской Федерации институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц.

Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента.

Для соблюдения и защиты прав клиентов, гарантии тайны банковского счета, вклада, операций по счету и сведений о клиенте действующее законодательство определяет объем предоставляемой информации и устанавливает круг лиц, которым кредитные организации и банки могут предоставлять информацию по счетам и вкладам физических лиц, а также предусматривает ответственность за разглашение банком (то есть передачу иным лицам) указанной информации, составляющей в силу статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банковскую тайну.

Предоставление информации отнесенной к банковской тайне происходит на основании надлежаще оформленного клиентом или его представителем заявления, содержащего обязательные реквизиты, либо личного обращения клиента (его представителя) в отделение банка с документом, удостоверяющим личность.

Соблюдение предусмотренной законом процедуры проверки обращения о выдаче соответствующих документов, позволяющей идентифицировать заявителя, является необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской тайны. Банк в целях защиты банковской тайны обязан проверить и идентифицировать поданные в банк заявления.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалы дела не содержат каких-либо достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт личного обращения истца либо ее уполномоченного представителя в Банк за предоставлением соответствующих документов, равно как и не содержит доказательств отказа Банка в предоставлении требуемой документации. Исходя из содержания писем, направленных Банку и содержащих только заявления и претензию, невозможно достоверно идентифицировать лицо, их подавшее.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии доказательств нарушения прав истца действиями Банка, на которого в силу закона возложена обязанность по сохранению банковской тайны в интересах самого клиента (статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

Предусмотренная законом информация истцу предоставлена при заключении договора, также может быть представлена при непосредственном обращении истца либо ее уполномоченного представителя в Банк.

При таком положении правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче истцу указанных в исковом заявлении документов не имеется.

Доводы истца в обоснование заявленных требований о нарушении права на информацию со ссылками на п. 1 ст. 10 и п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" являются несостоятельными, так как по смыслу ст. ст. 10, 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в данных нормах Закона речь идет об информации, необходимой потребителю для реализации его возможности правильного выбора товара (работы, услуги), тогда как с истцом договор уже заключен на основании предоставленной истцу информация относительно кредита и карты, и требований, основанных на данных положениях Закона и связанных с нарушением права на информацию при заключении договора, не заявлено. Указанные положения Закона не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска <ФИО>1 к АО «Тинькофф Банк» о защите прав потребителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме через Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга. Мотивированное решение изготовлено 11.10.2016г.

Судья