ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7606/16 от 11.10.2016 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

К делу № 2-7606/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2016 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Ерошенко Е.В.

при секретаре Агеевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Администрации <...> лицо Управление образования г. Таганрога, отдел опеки и попечительства по Красноперекопскому району Департамента образования мэрии г. Ярославля о признании права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец, прокурор г. Таганрога в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, обратился в суд с иском к Администрации <...> лицо Управление образования г. Таганрога о признании права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка по обращениям С.О.О. и С.В.М. в интересах несовершеннолетних подопечных ФИО3, <дата> года рождения и ФИО4, <дата> года рождения, с просьбой защитить жилищные права детей. Проведенной проверкой установлено следующее. Распоряжением территориальной Администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от <дата> несовершеннолетние Ч.Е.Н., <дата> года рождения, ФИО3 и ФИО4, определены в детское учреждение на полное государственное обеспечение, поскольку мать несовершеннолетних П.Г.Г. была лишена родительских прав в отношении детей, отец несовершеннолетних П-вых – П.С.Н. – отбывал наказание в местах лишения свободы, отец несовершеннолетнего Ч.Е.Н.Ч.Н.Е. – находился в розыске. Вышеуказанным распоряжением за несовершеннолетними Ч.Е.Н., ФИО4 и ФИО3 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> однако основания права пользования несовершеннолетними указанным жилым помещением в распоряжении не приведены.

Приказами департамента образования мэрии г. Ярославля от <дата> и , С.О.О. назначена опекуном несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, которые до передачи под опеку воспитывались в ГОБУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате .

Постановлениями Администрации г. Таганрога от <дата> и несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4 поставлены на учет в управлении образования г. Таганрога с назначением ежемесячного денежного содержания подопечным. Постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> «Об организации приемной семьи» несовершеннолетние ФИО4 и ФИО3 переданы под опеку на возмездной основе в приемную семью С.О.О.

<дата> между Управлением образования г. Таганрога и С.О.О. заключен договор о приемной семье, в которую переданы несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4

Постановлениями Администрации г. Таганрога от <дата> и С.В.М. назначен опекуном на возмездной основе в отношении несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3

<дата> между Управлением образования г. Таганрога и С.В.М. заключен договор о приемной семье, в которой воспитываются несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4

<дата>С.О.О. обратилась в Управление образования г. Таганрога с заявлением, в котором просила органы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних установить факт невозможности проживания несовершеннолетних подопечных П-вых в жилом помещении, закрепленном за несовершеннолетними в г. Ярославль, так как норма общей площади квартиры, приходящаяся на одно лицо из зарегистрированных по указанному адресу, менее учетной нормы по г. Ярославлю.

Заключением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от <дата> факт проживания несовершеннолетних ФИО3 и ФИО5 в жилом помещении по адресу: <адрес> был установлен в отношении одного ребенка (на усмотрение опекуна). В отношении другого ребенка комиссия рекомендовала законному представителю обратиться в судебные инстанции в целях решения вопроса о возможности постановки на жилищный учет. С указанным решением Комиссии С.О.О. не согласилась. В апреле 2016 г. вышеуказанный вопрос был повторно рассмотрен на заседании комиссии, <дата> в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетних ФИО3 и ФИО5 в ранее занимаемом жилом помещении отказано.

Проведенной проверкой установлено, что распоряжением территориальной Администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от <дата> за несовершеннолетними ФИО4 и ФИО3 закреплены 2 комнаты в 6-комнатной коммунальной квартире.

Согласно выписке из лицевого счета от <дата> предоставленной Управляющей организации многоквартирными домами <адрес>, общая площадь комнат <адрес> составляет 40,8 кв.м., в качестве жильцов указаны С.Л.Г., Ч.Е.Н., ФИО4, ФИО3, основанием права пользования – договор социального найма. Однако, согласно информации территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля от <дата>, направленной по запросу управления образования г. Таганрога, договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не заключался. К тому же, в вышеуказанном жилом помещении проживает С.Л.Г., которая не относится к членам семьи несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, поскольку приходится им тетей, тогда как к членам семьи нанимателя закон относит проживающих совместно с ним супруга, супругу, а также детей и родителей. Несмотря на то, что С.Л.Г. и несовершеннолетние П-вы являются родственники, признавать их членами одной семьи оснований также не имеется: они в течение 10 лет проживают раздельно, общее хозяйство, предполагающее наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п., не ведут.

Несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4 фактически не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений является основанием обеспечения их жилым помещением.

Также проверкой установлено, что задолженность по оплате за жилую площадь и коммунальные услуги плате за вышеуказанное жилое помещение по состоянию на <дата> составляла <данные изъяты>. Кроме того, в настоящее время федеральное законодательство не содержит норм, позволяющих однозначно и единообразно разрешать спорные ситуации, возникающие при рассмотрении заявлений о признании факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, когда несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в замещающую семью за пределами субъекта РФ, где у них закреплено жилое помещение.

Местом жительства несовершеннолетних П-вых с <дата> является г. Таганрог, поскольку они переданы в семью опекуна до достижениями возраста 14 лет, рассмотрение заявлений С.О.О. об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетних подопечных П-вых в жилом помещении, закрепленном за ними в г. Ярославль осуществлялось в порядке, установленном Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 г. № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Проверкой установлено, что региональное законодательство Ярославской и Ростовской областей, а также муниципальные нормы в данной сфере имеют существенные различия.

Решением городской Думы г. Таганрога от <дата> «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма установлена в размере 10 кв.м. на одного человека, тогда как постановлением мэра г. Ярославля от <дата> «О мерях по реализации ЖК РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Общая площадь закрепленного за несовершеннолетними П-выми составляет 40 кв.м., число жильцов – 4. При таких обстоятельствах для г. Таганрога учетная норма жилой площади соблюдена, для г. Ярославля – площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего, ниже учетной нормы, что является основанием для признания нуждаемости в жилом помещении.

Законодательством Ярославской области в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ расширен перечень обстоятельств, при которых признается факт невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях. Одним из обстоятельств, на основании которых в Ярославской области признается невозможным проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, является проживание в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.

Таким образом, если бы подопечные ФИО3 и ФИО4 не изменили место жительство в связи с переездом в приемную семью в Ростовскую область и продолжали проживать в г. Ярославле, то в соответствии с региональными нормами, размером учетной нормой жилого помещения имелись бы основания для признания факта невозможности их проживания в закрепленном жилом помещении.

Истец просит суд обязать Администрацию г. Таганрога признать ФИО4, <дата> года рождения и ФИО3, <дата> года рождения, нуждающимися в жилом помещении и включить их в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании помощник прокурора Бороденко В.Б. поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании законный представитель несовершеннолетних С.В.М. поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить, поскольку несовершеннолетние зарегистрированы и проживают в г. Таганроге и как дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании законный представитель несовершеннолетних С.О.О. просила иск удовлетворить.

Представитель управления образования г. Таганрога ФИО6, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Таганрога ФИО7, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что в администрации г. Таганрога отсутствует учетное дело на несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3, поскольку Управление образования не подавало документы о постановке на учет как детей, оставшихся без попечения родителей. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Распоряжением территориальной Администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от <дата> несовершеннолетние Ч.Е.Н., <дата> года рождения, ФИО3 и ФИО4, определены в детское учреждение на полное государственное обеспечение, поскольку мать несовершеннолетних П.Г.Г. была лишена родительских прав в отношении детей, отец несовершеннолетних П-вых – П.С.Н. – отбывал наказание в местах лишения свободы, отец несовершеннолетнего Ч.Е.Н.Ч.Н.Е. – находился в розыске.

Приказами департамента образования мэрии г. Ярославля от <дата> и , С.О.О. назначена опекуном несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, которые до передачи под опеку воспитывались в ГОБУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате .

Постановлениями Администрации г. Таганрога от <дата> и несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4 поставлены на учет в управлении образования г. Таганрога с назначением ежемесячного денежного содержания подопечным. Постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> «Об организации приемной семьи» несовершеннолетние ФИО4 и ФИО3 переданы под опеку на возмездной основе в приемную семью С.О.О.

<дата> между Управлением образования г. Таганрога и С.О.О. заключен договор о приемной семье, в которую переданы несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4

Постановлениями Администрации г. Таганрога от <дата> и С.В.М. назначен опекуном на возмездной основе в отношении несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3

<дата> между Управлением образования г. Таганрога и С.В.М. заключен договор о приемной семье, в которой воспитываются несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4

Судом установлено, что распоряжением территориальной Администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от <дата> за несовершеннолетними ФИО4 и ФИО3 закреплены 2 комнаты в 6-комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.19).

На момент издания распоряжения несовершеннолетние ФИО4 и ФИО3 были зарегистрированы по указанному адресу с <дата> как члены семьи нанимателя.

Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ закрепление жилого помещения означало сохранение за несовершеннолетними право пользования указанным жилым помещением.

Согласно выписке из лицевого счета от <дата> предоставленной Управляющей организации многоквартирными домами <адрес> общая площадь комнат <адрес> составляет 40,8 кв.м., в которой зарегистрированы С.Л.Г., Ч.Е.Н., ФИО4, ФИО3, основанием права пользования – договор социального найма.

Согласно ответа территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля от <дата> договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не заключался.

До настоящего времени несовершеннолетние зарегистрированы по данному адресу как члены семьи нанимателя.

В силу положений ст. 8 Федерального закона № 159 -ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилое помещение предоставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Решением городской Думы г. Таганрога от <дата> «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма установлена в размере 10 кв.м. на одного человека.

Постановлением мэра г. Ярославля от <дата> «О мерях по реализации ЖК РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Часть 4 ст. 8 Закона РФ № 159-ФЗ предусматривает условия признания невозможным проживания в закрепленных жилых помещениях.

Решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения не пригодным для проживания должны быть получены от органов субъектов РФ, на территории которого находится жилое помещение. Призвание проживания в таком жилом помещении невозможным осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого гражданин, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место жительства.

Вместе с тем, судом установлено, что межведомственной комиссией г. Ярославля не принималось постановление о признании жилого помещения не пригодным для проживания детей-сирот.

Согласно акта проверки сохранности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от <дата>, жилое помещение закрепленное за несовершеннолетними ФИО3, <дата> года рождения, и ФИО4, <дата> года рождения сохранено.

Общая площадь закрепленного за несовершеннолетними П-выми составляет 40,8 кв.м., число жильцов – 4. При таких обстоятельствах для г. Таганрога учетная норма жилой площади соблюдена, для г. Ярославля – площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего, ниже учетной нормы.

В администрацию г. Ярославля законные представители не обращались, в том числе с заявлением о признании жилого помещения не пригодным для проживания.

В апреле 2016 г. Комиссией с участием заместителя Главы администрации г. Таганрога, представителя управления образования г. Таганрога рассмотрен вопрос об установлении установить факт невозможности проживания несовершеннолетних подопечных П-вых в жилом помещении, закрепленном за несовершеннолетними в г. Ярославль рассмотрен на заседании комиссии, <дата> в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетних ФИО8 в ранее занимаемом жилом помещении отказано.

В администрацию г. Таганрога не поступали документы о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В силу положений ст. 56 ГППК РФ прокурором не представлено суду доказательств тому, что закрепленное за несовершеннолетними жилое помещение признано непригодным для проживания несовершеннолетних.

В силу положений ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилое помещение предоставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц. В г. Таганроге установлена учетная норма менее 10 кв.м. С учетом сохранения за каждым несовершеннолетним права пользования жилым помещением общей площадью 40,8 кв.м., (на каждого приходится 10,2 к.м.), суд приходит к выводу о том, что основания для признании несовершеннолетних ФИО4, <дата> года рождения, ФИО3, <дата> года рождения нуждающимися в жилом помещении и включении их в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Администрации <...> лицо Управление образования г. Таганрога, отдел опеки и попечительства по Красноперекопскому району Департамента образования мэрии г. Ярославля о признании права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)

Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2016 года