ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-760/19 от 12.03.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2019 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи А.С. Поляковой,

при секретаре К.И. Штыка,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-760/2019 по исковому заявлению прокурора города Братска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании искусственно созданного земельного участка на водном объекте самовольной постройкой, возложении обязанности снести самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Братска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику ФИО1 о признании самовольной постройкой и сносе земельного участка из дробленного диабаза на водном объекте, расположенный по адресу: <адрес>

В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Братска проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (Ангаро-Байкальский бассейновый округ, речной бассейн р.Ангара, Братское водохранилище, код водного объекта *** общей площадью 6543,4 м2.

Установлено, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 30.07.2013 *** земельный участок площадью 1,35 га с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен сроком на 10 лет в аренду ОАО «Тайга-Турс» для строительства пикниковой базы.

Во исполнение данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО г. Братска, как арендодателем, и ОАО «Тайга-Турс», как арендатором, 12.08.2013 заключен договор аренды данного земельного участка *** сроком на 10 лет, до 31.08.2023. Указанный договор 13.10.2013 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Иркутской области.

29.08.2016 ОАО «Тайга-Турс» заключен договор уступки прав и обязанностей № б/н с ФИО1. Согласно данному договору ФИО1 принял на себя все права и обязанности арендатора вышеназванного земельного участка по договору аренды от 12.08.2013 ***.

Вместе с тем, проверкой установлено, что ФИО1 занят участок, не входящий в границы предоставленного земельного участка по вышеуказанному договору, расположенный по адресу: <адрес> на котором произведено устройство площадки для отдыха из дробленного диабаза.

Согласно заключению главного специалиста отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска от 21.05.2018 ***, земельный участок, расположенный юго-восточнее земельного участка <адрес>, кадастровый ***, расположен в границах федеральной собственности водного объекта – Братского водохранилища.

Согласно акту проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № *** от 02.10.2018 (далее Акт проверки) искусственный земельный участок из дробленного диабаза на водном объекте расположен по адресу: <адрес>

Из экспертного заключения маркшейдера отдела экспертизы Испытательного центра «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» от 26.10.2018 № *** следует, что контур фундамента данного сооружения выполнен с использованием металлической сетки и скальной породы «габион», внутренняя полость в данном контуре заполнена скальной породой и отсевом. Западная часть данного контура не имеет фундамента, отсыпной слой примыкает к естественному откосу и контуру леса. Общая протяженность контура фундамента составляет 205,5 метров. Данный контур располагается в соответствии с нормальным подпорным уровнем (НПУ 401, 65 м, БС) полностью в границе водного объекта Братского водохранилища. Площадь данной площадки по контуру фундамента и контуру леса составляет S = 6543,4 м2. Площадь отсыпки скальной породой вдоль внешней стороны фундамента площадки S = 535,4 м2. Расстояние от отсыпки до фактического уреза водного объекта от 2,3 м. до 3,51 м. Отсыпанная отсевом дорога S = 534,2 м.

Согласно Акту проверки ширина водоохраной зоны Братского водохранилища составляет 200 метров, протяженность береговой полосы составляет 20 метров.

Возведение искусственного земельного участка должно осуществляться на основе разрешения на создание участка, проектной документации, документации по планировке территории и разрешения на проведение строительных работ, при отсутствии которых искусственный земельный участок может быть признан, согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой.

В ходе проверки установлено, что 03.05.2017 ФИО1 обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявлением о согласовании разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (наименование объекта: Ангаро-Байкальский бассейновый округ, речной бассейн р.Ангара, Братское водохранилище, код водного объекта *** в согласовании которого, в соответствии с информацией от 11.05.2018, ему было отказано, в связи с отсутствием в документах необходимых требований, отраженных в пп. 3 и 4 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

06.06.2017 ФИО1 в администрацию г. Братска направлен проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности. По результатам рассмотрения данного проекта 05.07.2017 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области было вынесено замечание о том, что для решения вопроса о допустимости формирования искусственного земельного участка необходимо представить в службу раздел проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и заключение государственной историко-культурной экспертизы о его соответствии требованиям законодательства, в связи с чем проект согласован не был.

По сведениям Енисейского БВУ от 21.06.2018 разрешение на создание искусственного земельного участка на Братском водохранилище ФИО1 и иным лицам не выдавалось.Таким образом, указанный земельный участок, расположенный на землях водного фонда, занят ФИО1 самовольно и используется незаконно.

Факт самовольного занятия и использования ФИО1 земельного участка, расположенного на землях водного фонда, для устройства площадки для отдыха без соответствующих документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, подтверждается актом осмотра земельного участка, проектом разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, актом № *** от 02.10.2018 Росприроднадзора.

Создание ФИО1 искусственного земельного участка на водном объекте влечет нарушение прав граждан на свободный доступ к береговой полосе водного объекта.

В судебном заседании помощник прокурора г.Братска Шаныгина О.С. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель ответчика на основании доверенности ФИО2 иск не признала, суду пояснила, что ФИО1 обращался в администрацию г.Братска о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, данный проект был опубликован на сайте администрации, никаких сведений о том, что данный проект не был согласован в течение предусмотренного законом месячного срока в адрес ФИО1 не поступало, в связи с чем, он полагал, что проект согласован, в связи с чем, и начал строительство. Заключение государственной историко-культурной экспертизы проекта у ФИО1 не имеется, однако в настоящее время им ведется работа по получению необходимых согласований и разрешений.

Представители третьих лиц-Администрации муниципального образования г.Братска, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явились, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав участвующий в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего кодекса (со ст. 11 настоящего кодекса).

Частью 1 ст. 21 Водного кодекса РФ определено, что предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ. Согласно ч. 2 указанной статьи, в иных случаях предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ.

Владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности ст. 24 Водного кодекса РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 указанного Кодекса, полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которые устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) является территорией общего пользования и предназначается для общего пользования.
Судом установлено, что ответчик ФИО1 является арендатором земельного участка, площадью 1,35 га с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: <адрес>. Право аренды земельного участка возникло на основании постановления администрации муниципального образования г. Братска от 30.07.2013 *** о предоставлении земельного участка площадью 1,35 га с кадастровым номером ***, сроком на 10 лет в аренду ОАО «Тайга-Турс» для строительства пикниковой базы, договора аренды земельного участка *** сроком на 10 лет, заключенного между КУМИ администрации МО г. Братска, как арендодателем, и ОАО «Тайга-Турс», как арендатором, 12.08.2013 сроком до 31.08.2023, договора уступки прав и обязанностей от 29.08.2016, заключенного между ОАО «Тайга-Турс» и ФИО1

02.10.2018 года территориальным органом Росприроднадзора в отношении ФИО1 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что за пределами арендуемого им земельного участка с кадастровым номером *** в границах кадастрового квартала возведено искусственное сооружение, выполненное из диабаза в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны Братского водохранилища площадью 6543,4 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки №*** от 02.10.2018 года и фототаблицей к нему, экспертным заключением *** от 01.10.2018 года.

Согласно заключению главного специалиста отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска от 21.05.2018 ***, на земельном участке, расположенном юго-восточнее земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый *** расположенном в границах находящегося в федеральной собственности водного объекта -Братского водохранилища выполнены работы по созданию искусственного земельного участка путем планировки территории с помощью насыпного грунта, укрепленного габионами (металлическими сетками, заполненными камнем). Искусственно созданный земельный участок непосредственно сообщается с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> посредством грунтовой дороги, организованной между двумя этими объектами и доступ к которым является ограниченным и контролируемым.

Факт создания и использования ФИО1 искусственного земельного участка на водном объекте с координатами <адрес> ответчиком не оспаривался. Из пояснений представителя ответчика, искусственный земельный участок на водном объекте создавался параллельно с согласованием проекта на его возведение.

Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 года №246-ФЗ регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства.

Согласно ст. 3 названного Федерального закона, искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

В соответствии со ст. 4 федерального закона от 19.07.2011 года за №246-ФЗ, инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица. Инициатор создания искусственного земельного участка осуществляет подготовку проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части.

Органы местного самоуправления поселения, городского округа, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка, в течение трех рабочих дней со дня поступления предусмотренного частью 3 настоящей статьи проекта размещают на официальном сайте такого муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанный проект и обязательные приложения к нему. Заинтересованные лица вправе представить в органы местного самоуправления поселения, городского округа свои предложения и замечания по указанному проекту.

Срок согласования проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, не может превышать один месяц со дня поступления данного проекта на согласование в указанные в части 5 настоящей статьи органы государственной власти, органы местного самоуправления. В случае неполучения в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, инициатором создания искусственного земельного участка замечаний от органов, указанных в части 5 настоящей статьи, проект считается согласованным с ними. В случае получения инициатором создания искусственного земельного участка в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, замечаний от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанных в части 5 настоящей статьи, по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка инициатор создания искусственного земельного участка повторно вправе направить на согласование проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, после устранения данных замечаний либо принять решение о создании согласительной комиссии с участием органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, направивших данные замечания. В случае, если инициатором создания искусственного земельного участка является физическое или юридическое лицо, решение о создании согласительной комиссии вправе принять уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по инициативе такого физического или юридического лица.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ, разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации для выдачи разрешения на строительство, с учетом особенностей, предусмотренных законом.

Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ, со дня выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию он признается также земельным участком, использование и оборот которого осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством и земельным законодательством.

Из представленных документов следует, что 06.06.2017 года ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования г.Братска о согласовании разрешения на создание искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящегося в федеральной собственности. Указанный проект был размещен на официальном сайте администрации г.Братска.

Согласно ответу первого заместителя мэра г.Братска от 05.07.2017 года ФИО1 на вх. *** от 06.06.2017 года, администрация г.Братска отказала в согласовании проекта разрешения на создание искусственно созданного земельного участка на водном объекте в связи с замечаниями Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, поскольку планируемое местоположение искусственного земельного участка расположено в границах достопримечательного места «Падун», требования по использованию данной территории — предварительное археологическое обследование до начала земляных, строительных, мелиоративных и иных работ. Кроме того, искусственный земельный участок находится в непосредственной близости от объекта археологического наследия «Ангарская деревня», на прилегающей территории — музей деревянного зодчества Ангарская деревня. Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области предлагает включить в проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящегося в федеральной собственности раздел обеспечения сохранности объектов культурного наследия и заключение государственной историко-культурной экспертизы о его соответствии требованиям законодательства.

03.05.2017 ФИО1 обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявлением о согласовании разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (наименование объекта: Ангаро-Байкальский бассейновый округ, речной бассейн р.Ангара, Братское водохранилище, код водного объекта *** в согласовании которого, в соответствии с информацией от 11.05.2018, ему было отказано, в связи с отсутствием в документах необходимых требований, отраженных в пп. 3 и 4 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По сведениям Енисейского БВУ от 21.06.2018 разрешение на создание искусственного земельного участка на Братском водохранилище ФИО1 и иным лицам не выдавалось.

06.06.2017 ФИО1 в администрацию г. Братска направлен проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

По результатам рассмотрения данного проекта 05.07.2017 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области было вынесено замечание о том, что для решения вопроса о допустимости формирования искусственного земельного участка необходимо представить в службу раздел проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и заключение государственной историко-культурной экспертизы о его соответствии требованиям законодательства, в связи с чем, проект согласован не был.

25.09.2017 года ФИО1 обратился в Департамент культуры администрации г.Братска о предоставлении информации о наличии в реестре объекта «ангарская деревня» и его принадлежности к объектам культурного наследия.

Согласно ответу начальника департамента от 28.09.2017 года, архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» относится к объектам культурного наследия, включенным в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную. Художественную и иную культурную ценность в иРкутской области.

20.07.2018 года ФИО1 обратился к начальнику Департамента культуры Администрации г.Братска о согласовании возможности создания искусственного земельного участка для благоустройства территории водного объекта, расположенного в районе архитектурно-этнографического музея «Ангарская деревня им Леонова» для оформления акта Государственной историко-культурной экспертизы проектной документации. Письмом от 30.07.2018 года ФИО1 и.о. начальника департамента культуры разъяснено, что в настоящий момент созданный искусственный земельный участок на территории водного объекта и примыкающий к экспозиционной зоне АЭМ «Ангарская деревня» наносит ущерб видовым характеристикам береговой зоны русского сектора музея.

На повторное обращение ФИО1 о возможности создания искусственного земельного участка от 09.09.2018 года, и.о. начальника департамента культуры указал на необходимость предоставления в электронном виде проекта «Создания искусственного земельного участка для благоустройства». По состоянию на 28.02.2019 года указанный проект ФИО1 не представлен.

Исходя из вышеприведенных норм ФЗ от 19.07.2011 года № 246-ФЗ следует, что документом, предоставляющим право на создание на водном объекте, находящимся в федеральной собственности, искусственного земельного участка является разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части. Вместе с тем, доказательств наличия такого разрешения ответчиком ФИО1 не представлено.

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки п.1 ст.222 ГК РФ)

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления ( абз 4 п.2 ст.222 ГК РФ).

П.3.1 ст.222 ГК РФ, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

Поскольку судом установлен факт создания ответчиком ФИО1 искусственного земельного участка из дробленного диабаза на водном объекте, расположенный по адресу: <адрес> без получения на это необходимых в силу закона разрешений, указанный объект является самовольной постройкой и подлежит сносу лицом, осуществившим ее лицом, т.е. такая обязанность должна быть возложена на ответчика ФИО1

При таких обстоятельствах, иск прокурора, заявленный в защиту неопределенного круга лиц, в связи с нарушением самовольной постройкой прав граждан, предусмотренных ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Братска удовлетворить.

Признать искусственный земельный участок из дробленного диабаза на водном объекте, расположенный по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.

Обязать ФИО1 снести незаконно возведенный искусственный земельный участок из дробленного диабаза на водном объекте, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 6543,4 м2.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Полякова