ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-760/2021 от 16.11.2021 Татищевского районного суда (Саратовская область)

Гражданское дело №2-760/2021 г.

64RS0036-01-2021-001212-19

Р Е Ш Е Н И Е

16 ноября 2021 года р.п.Татищево

Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Храмушина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Кизирян К.А.,

с участием истца ФИО3,

представителя ответчика администрации ГО ЗАТО Светлый по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению ФИО3 к администрации городского округа ЗАТО Светлый о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях предоставления помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, признании незаконными решений межведомственной комиссии по жилищным вопросам Администрации ГО ЗАТО Светлый Саратовской области, возложении обязанности предоставить жилое помещение из жилищного фонда социального использования,

установил:

ФИО3 обратился в Татищевский районный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации ГО ЗАТО Светлый о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях предоставления помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации ГО ЗАТО Светлый Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, он и его дочь ФИО5 были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении из жилищного фонда ГО ЗАТО Светлый Саратовской области, предоставляемом по договору социального найма. В целях принятия на учет для получения жилого помещения жилищного фонда ГО ЗАТО Светлый по договору социального найма распоряжением администрации ГО ЗАТО Светлый от ДД.ММ.ГГГГ-р они были признаны малоимущими. ДД.ММ.ГГГГ им от администрации ГО ЗАТО Светлый было получено уведомление о необходимости предоставить документы, подтверждающие возможность быть признанным малоимущим на дату принятия решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда ГО ЗАТО Светлый, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по жилищным вопросам администрации ГО ЗАТО Светлый принято решение о снятии его с учета нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в связи с утратой оснований, дающих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. ДД.ММ.ГГГГ согласно решению межведомственной комиссии по признанию малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, истец и члены его семьи не признаны малоимущими. На основании справки 2НДФЛ о доходах и суммах налога за предшествующий уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, представленный истцом по запросу ответчика, истцом был произведён расчет, согласно которому сумма возможного кредита и стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи недостаточна для самостоятельного приобретения жилого помещения, в том числе с привлечением кредита. На основании изложенного просит, признать незаконным решение межведомственной комиссии по жилищным вопросам Администрации ГО ЗАТО Светлый Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда социального использования с составом семьи 3 человека; признать незаконным решение межведомственной комиссии по признанию малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, которым истец и члены его семьи не признаны малоимущими; обязать администрацию ГО ЗАТО Светлый Саратовской области восстановить истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении из жилищного фонда ГО ЗАТО Светлый, предоставляемом по договору социального найма на который истец и члены его семьи были приняты распоряжением администрации ГО ЗАТО Светлый от ДД.ММ.ГГГГ-р с сохранением порядка очередности, исходя из времени принятия на учет; обязать администрацию ГО ЗАТО Светлый Саратовской области предоставить истцу из жилищного фонда социального использования жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, заключив с истцом и членами его семьи договор социального найма; признать малоимущими истца ФИО3, ФИО1, ФИО2.

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогично изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации ГО ЗАТО Светлый по доверенности ФИО4 исковые требования не признала. Пояснила, что ФИО3 был признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма с составом семьи 3 человека. Согласно решению межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации ГО ЗАТО Светлый ФИО3 был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда ГО ЗАТО Светлый по договору социального найма. При определении совокупного семейного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи, а также возможности погашения кредита (займа) на строительство (приобретение) жилого помещения исходя из оценки средней стоимости жилого помещения для подтверждения статуса малоимущих в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда ГО ЗАТО Светлый. Истцом были представлены документы, подтверждающие возможность быть признанным малоимущим. Были проверены сведения, на основании представленных истцом документов, была определена совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности всех членов семьи, размер совокупного семейного дохода, возможность погашения кредита (займа) на строительство (приобретение) жилого помещения и средняя стоимость жилого помещения в городском округе ЗАТО Светлый. При расчете параметров для признания ФИО3 малоимущим, совокупный бюджет за предшествующий год составил 991 392 рубля 28 копеек. Согласно таблице расчетов параметров для признания граждан малоимущими сумма возможного кредита и стоимость имущества, находящегося в собственности истца и членов его семьи достаточна для самостоятельного приобретения жилого помещения в том числе с привлечением кредита на территории ГО ЗАТО Светлый, в соответствии с пунктом 2.8 решения Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «Положения о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа ЗАТО Светлый» При повторном расчете параметров для признания ФИО3 малоимущим (ранее направлена в адрес Татищевского районного суда письмом администрации городского округа ЗАТО Светлый от ДД.ММ.ГГГГ), совокупный семейный доход составил 666 808 (Шестьсот шестьдесят шесть тысяч восемьсот восемь) рублей 58 копеек, (без учета перевода от друзей), однако согласно таблице расчета параметров для признания граждан малоимущими сумма возможного кредита и стоимость имущества, находящегося в собственности ФИО3 и членов его семьи достаточна для самостоятельного приобретения жилого помещения, в том числе с привлечением кредита на территории городского округа ЗАТО Светлый. Считает исковые требования необоснованными и просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса и исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:

Согласно положениям статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2, 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Законом Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", определен порядок ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и порядок предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Саратовской области, а также основания улучшения жилищных условий граждан при реализации государственных программ области. (далее Закон N 39-ЗСО)

Согласно ст. 5 названного выше Закона N 39-ЗСО

6. Граждане признаются малоимущими в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случае, если сумма стоимости имущества и возможного размера кредита (займа) недостаточна для приобретения жилого помещения, стоимость которого определяется в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

7. Сведения о размерах и об источниках доходов всех членов семьи (одинокого гражданина), находящихся (находящегося) в трудоспособном возрасте, представляются в уполномоченный орган местного самоуправления в виде:

1) копии декларации по налогу на доходы физических лиц за год, предшествующий подаче заявления, заверенной налоговым органом по месту жительства, если в соответствии с законодательством член семьи (одинокий гражданин) обязан представлять указанную декларацию;

2) копий деклараций по единому налогу на вмененный доход за год, предшествующий подаче заявления, заверенной налоговым органом по месту жительства, если член семьи (одинокий гражданин) зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и является плательщиком налога на вмененный доход;

3) справки о доходах физического лица, если член семьи (одинокий гражданин) в соответствии с законодательством не обязан представлять налоговую декларацию.

9. Органы местного самоуправления вправе проводить проверку сведений, представленных заявителями. Документы проверки должны рассматриваться органами местного самоуправления как конфиденциальная информация и приобщаться к учетному делу заявителя.

10. Органы местного самоуправления при проведении расчетов, предусмотренных настоящей статьей, применяют расчет параметров для признания граждан малоимущими (приложение 5).

Как следует из материалов дела, ФИО3 был признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма с составом семьи 3 человека.

Решением межведомственной комиссии по признанию малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма от 23 августа 2021 года, истец и члены его семьи не признаны малоимущими.

Решением межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации ГО ЗАТО Светлый от 20 июля 2021 года ФИО3 снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда ГО ЗАТО Светлый по договору социального найма.

Представителем ответчика не отрицалось, что ФИО3 были представлены документы, подтверждающие возможность быть признанным малоимущим. В результате проверки представленных сведений, при повторном расчете параметров для признания семьи ФИО3 малоимущим их совокупный семейный доход составил 666 808 (Шестьсот шестьдесят шесть тысяч восемьсот восемь) рублей 58 копеек, (без учета перевода от друзей), однако согласно таблице расчета параметров для признания граждан малоимущими сумма возможного кредита и стоимость имущества, находящегося в собственности ФИО3 и членов его семьи достаточна для самостоятельного приобретения жилого помещения, в том числе с привлечением кредита на территории городского округа ЗАТО Светлый.

Мотивируя свою позицию, представитель ответчика ссылается на то, что при проверке выписки из лицевого банковского счета супруги ФИО3 были обнаружены зачисления денежных средств в качестве переводов от посторонних лиц. В связи с этим, орган местного самоуправления полагает, что эти переводы являются налогооблагаемым доходом супруги истца за оказание ею каких-либо платных услуг.

В свою очередь ФИО3 пояснил, что все переводы денег на счет его супруги, это переводы от родственников и друзей связанные с бытовыми вопросами и займами между ними, представив в судебном заседании документы подтверждающие степень родства и копии банковских документов.

Оценивая пояснения сторон и представленные ими доказательства, суд принимает во внимание разъяснения, изложенные в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Материалы гражданского дела свидетельствуют о том, что ФИО6 выполнил требования ч. 7 ст. 5 Закона N 39-ЗСО, представив ответчику необходимые документы. Однако, вопреки общему правилу, закрепленному в п. 5 ст. 10 ГК РФ ответчик, без проведения каких-либо проверочный мероприятий, не имея достаточных и достоверных доказательств, руководствуясь исключительно своими предположениями, посчитал денежные переводы поступившие на банковский счет супруги истца ее налогооблагаемым доходом. Данное обстоятельство, в свою очередь, привело к необоснованному увеличению размера совокупного семейного дохода истца, учитываемого для решения вопроса о признании истца и членов его семьи малоимущими, и привело в конечном счете, к исключению их из числа таковых.

В силу статьи 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В рассматриваемом же случае, ответчик, утверждая, по сути, об осуществлении супругой истца деятельности связанной с извлечением прибыли без надлежащего декларирования, не представил суду, вообще никаких доказательств в подтверждении своих предположений. При этом, ответчик не был лишен возможности обращения в компетентные органы с целю осуществления проверочных мероприятий и документальной фиксации результатов таких проверок.

В отсутствии же, каких-либо документальных подтверждений, о том, что часть денежных переводов поступивших на счет супруги ФИО3 являются ее налогооблагаемым доходом, действия ответчика об их зачете в совокупный семейный доход истца, следует считать незаконным. Исключение истца и членов его семьи из числа малоимущих, по указанному выше основанию, по существу, означает применение меры ответственности и ограничения в правах за не декларирование и неуплату налогов.

Ввиду изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о незаконности обжалуемых решений ответчика и необходимости восстановления истца и указанных им членов семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении из жилищного фонда городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, предоставляемом по договору социального найма, на который они были приняты распоряжением Администрации ГО ЗАТО Светлый Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, с сохранением порядка очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Такое решение означает восстановление нарушенных прав истца и членов его семьи: ФИО1, ФИО2, и не лишает ответчика права на проведение проверочных мероприятий относительно спорных поступлений денежных средств на счет супруги истца, обращения в компетентные органы, а так же принятия соответствующих решений по данному вопросу.

Что касается требований истца о возложении обязанности на администрацию ГО ЗАТО Светлый Саратовской области предоставить ему из жилищного фонда социального использования жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, заключив с ним и членами его семьи договор социального найма, а так же признания малоимущими истца ФИО3, ФИО1, ФИО2, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку этот вопрос находится в компетенции ответчика и подлежит разрешению в порядке определяемом соответствующими нормативными актами, и не связан с восстановлением нарушенных прав истца обжалуемыми решениями ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 к администрации городского округа ЗАТО Светлый удовлетворить частично.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда социального использования, с составом семьи 3 человека.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии по признанию малоимущими, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ, которым истец и члены его семьи не признаны малоимущими.

Обязать Администрацию городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области восстановить истца ФИО3 и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении из жилищного фонда городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, предоставляемом по договору социального найма, на который истец и члены его семьи были приняты Распоряжением Администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, с сохранением порядка очередности, исходя из времени принятия их на учет.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (19 ноября 2021 года) путем подачи апелляционной жалобы в Татищевский районный суд.

Судья Д.В.Храмушин