дело № 2-988/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2018 года г.Красноярск
Центральный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дидур Н.Н.,
при секретаре Иорих Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести компенсационную выплату,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконными действий по отказу в осуществлении компенсационной выплаты, возложении обязанности произвести компенсационную выплату. Свои требования мотивировал тем, что является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. 08.04.2016 года он со своей супругой ФИО2 выбыл из г.ЗаравшанНавоийской области Узбекистана, впоследствии осуществил авиаперелет по маршруту Ташкент-Красноярск, стоимостью 444 доллара США. По прибытию в г.Красноярск, истец обратился в ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о выплате компенсации оплаты проезда, в чем ему было отказано по причине того, что Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» услугами которой воспользовался истец, не является российской авиакомпанией или авиакомпанией других государств – членов Евразийского экономического союза. Данный отказа истец полагал незаконным, поскольку Национальная авиакомпания «Узбекистонхавойуллари» является единственным перевозчиком на линии Ташкент-Красноярск-Ташкент, иные авиакомпании, в том числе российские, рейсы по данному маршруту не осуществляют.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика ФИО3 (по доверенности от 22.06.2017 года) против иска возражала, представила в материалы дела письменный отзыв относительно заявленных требований. Указала, что Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» на момент осуществления истцом и его супругой перелета из Узбекистана является не единственным перевозчиком на линии Ташкент-Красноярск-Ташкент. Данные воздушные перевозки осуществляет также ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», в соответствии с соглашением о совместной эксплуатации воздушной линии (код-шеринг), заключенным с Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари». Сложившаяся форма сотрудничества между авиакомпаниями по указанным соглашениям, предполагает совместное обслуживание двумя (или более) перевозчиками одного направления, при этом распределения функций между участниками могут быть различными и устанавливаются договором. Особенностью таких соглашений является то, что авиакомпания, продающая билеты на рейс, имеет право разместить на них свой код ИАТА и принять на себя повышенные обязательства перед пассажирами, при этом разделение функций влияет на долю доходов от перевозок той или иной стороны соглашения. У истца имелась возможность приобрести билеты у российского перевозчика, имеющего на данном направлении блок мест воздушного судна, чем воспользовались ряд граждан - участников программы, прибывших из Узбекистана в г.Красноярск в тот же период, что и ФИО1 Данным гражданам стоимость проездных авиабилетов была возмещена, в соответствии с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. «а» п. 20, п. 41-46 Указа Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе: а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы.
В случае, если участник Государственной программы получил свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсации подлежат его расходы на провоз личного имущества и при необходимости проезд от места постоянного проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.
Членам семьи участника Государственной программы, получившего свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсируются расходы на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, переезд и провоз личного имущества, включая транспортные средства, от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства переселенцев на территории вселения.
Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов грузовых и пассажирских перевозок.
Документом, подтверждающим право переселенца на ввоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы. Его копия прилагается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.
Порядок и условия выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с оформлением визы, проездом, и провозом личного имущества от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства участника Государственной программы или члена его семьи на территории вселения определены Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 № 150 «Об утверждении Правил выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания».
В соответствии с п. 2, 3 указанных Правил, расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:
б) оплату проезда участника Государственной программы и (или) членов его семьи железнодорожным, воздушным, внутренним водным, морским, а также автомобильным транспортом при условии использования регулярных маршрутов пассажирских перевозок. При использовании воздушного транспорта для проезда участника Государственной программы и (или) членов его семьи от места их постоянного проживания на территории иностранного государства к месту постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства участника Государственной программы или члена его семьи на территории вселения проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к таким местам следования;
Выплата компенсации расходов на проезд осуществляется в размере, определяемом исходя из фактических, документально подтвержденных расходов, но не более стоимости проезда:
а) железнодорожным транспортом - в купейном вагоне поезда любой категории;
б) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а также в автобусе с мягкими откидными сиденьями;
в) воздушным транспортом - в салоне экономического класса воздушного судна;
г) внутренним водным транспортом - в каюте II категории речного судна;
д) морским транспортом - в каюте III группы морского судна регулярных транспортных линий.
Пунктом 10 Правил определено, что решение о выплате компенсаций принимается территориальным органом МВД России, в который было подано заявление о компенсации расходов и необходимый перечень документов.
Во исполнение требований Постановления, приказом начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю от 12.08.2016 №1231 «Об утверждении Положения о комиссии по компенсационным выплатам ГУ МВД России по Красноярскому краю» (далее - приказ ГУ МВД России №1231) создана комиссия, рассматривающая заявления участников Государственной программы, определен ее членский состав и порядок работы.
Согласно п.10 Приложения № 2 к приказу ГУ МВД России №1231 Комиссия полномочна рассматривать заявления участников Государственной программы в т.ч. о компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством СС - №.
08.04.2016 года ФИО1 вместе со своей супругой ФИО2 выбыл из г.ЗарафшанНавоийской области Узбекистана, где проживали по адресу <адрес>, что подтверждается адресными листками убытия от 19.05.2016 года.
23.05.2016 года истец с супругой осуществили перелет по маршруту Ташкент-Красноярск, стоимость одного авиабилета, согласно справке ООО «Глобал Интер Авиа Сервис», составила 222 доллара США.
По прибытии ФИО1 обратился в ГУМВД РФ по Красноярскому краю с заявлением о компенсации за оплату билетов из г.Ташкент в г.Красноярск, как участнику государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом в размере 444 доллара США.
Комиссией УВМ ГУ МВД РФ по Красноярскому краю принято решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату проезда в связи с тем, что согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2007 года №150, компенсация расходов на оплату проезда воздушным транспортом подлежит в том случае, если проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российский авиакомпаний или авиакомпании других государств – членов Евразийского экономического союза. Республика Узбекистан не является членом Евразийского экономического союза. Комиссией установлено, что в соответствии со справкой ООО «Красноярское ЦАВС» №704 от 16.09.2016 беспосадочные рейсы из Республики Узбекистан в 2015-2016 г.г. выполняли ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», Национальная авиакомпания «Узбекистонхавойуллари». Билеты Истцом приобретались в компании НАК «Узбекистон хаво йуллари», которая является государственной авиакомпанией Республики Узбекистан. На основании изложенного Комиссией сделан вывод об отсутствии оснований для выплаты ФИО1 расходов на переезд к месту жительства.
Данное обстоятельство следует из протокола №1 заседания комиссии по компенсационным выплатам участникам госпрограммы и членам их семей от 18.08.2016 года.
Кроме того, из представленной истцом справки представительства Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» в г.Красноярске от 18.10.2016 года следует, что данная авиакомпания является единственным перевозчиком на линии Ташкент-Красноярск-Ташкент с 24.03.2016 года по 23.03.2017 года. Рейсы в направлении из Республики Узбекистан в аэропорт Красноярск российские перевозчики не выполняли.
Вместе с тем, по сведениям ООО «Красноярское ЦАВС» (письмо генерального директора от 16.09.2016 года) в аэропорт «Красноярск» совершаются беспосадочные прямые регулярные рейсы из городов и стран, в том числе из г.Ташкент (Узбекистан), рейсы выполняют ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» и Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари».
Также, в письме ООО «Красноярское ЦАВС» от 06.12.2016 года на имя Заместителя начальника ГУ МВД России по Красноярскому имеется информация о том, что по указанному направлению фактически рейсы выполняет Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари», однако ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» в соответствии с договором имеет на данном направлении блок мест (рейс совместного использования воздушного судна). Таким образом, продажа билетов по направлению Ташкент-Красноярск-Ташкент ведется двумя перевозчиками.
Данную информацию подтвердило ООО «Красноярское ЦАВС» в письме от 24.11.2017 года в ответ на обращение ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, указав также, что Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» (код-HY/ХИ) и ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» (код У6/U6) заключили соглашение о совместной эксплуатации воздушной линии (Код-шеринг) по маршруту Ташкент-Красноярск и Красноярск-Ташкент. В соответствии с достигнутым соглашением Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» выполняет рейсы по указанному направлению и продает билеты, т.е. является оперирующим перевозчиком, а ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» только продает билеты от своего имени (с использованием собственного кода) по указанному направлению, т.е. является маркетинговым партнером.
Данное обстоятельство подтвердило также представительство Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» в г.Красноярске в письме от 30.11.2017 года, представленном ответчиком в материалы дела.
Оценивая представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что действующее гражданское законодательство не обязывают перевозчика исполнить обязательство лично, предусматривая в качестве условия договора перевозки лишь обязанность перевозчика перевезти пассажира (доставить багаж) в пункт назначения (статьи 784 - 786 ГК РФ), в связи с чем организация перевозок в рамках заключенного несколькими авиакомпаниями соглашения о совместной эксплуатации воздушной линии (Код-шеринг) не может рассматриваться как осуществление рейсов единственным перевозчиком.
В данном случае, доходы от проданных авиаперевозок пассажиров и сверхнормативного багажа, а также таксы и сборы, включая топливный сбор, являются собственностью ОАО «Уральские авиалинии», выступающего в качестве маркетингового оператора. Также, в рамках соглашения «код-шеринг», последнее несет ответственность перед пассажирами, которое отвечает за причинение вреда жизни и здоровью, за утрату и повреждение багажа.
Таким образом, ОАО «Уральские авиалинии» можно признать самостоятельным перевозчиком пассажиров и багажа по маршруту Ташкент-Красноярск.
Материалами дела подтверждено, что у ФИО1 имелась реальная возможность приобрести авиабилеты по маршруту Ташкент-Красноярск у Российской авиакомпании, тем самым, получив право на возмещение понесенных расходов, в соответствии с целями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Данное обстоятельство подтверждается вышеуказанными сведениями, сообщенными ООО «Красноярское ЦАВС», а также представленным ответчиком протоколом заедания комиссии УВМ ГУ МВД РФ по Красноярскому краю по компенсационным выплатам участникам Государственной программы членам их семей от 18.08.2016 года, из содержания которого следует, что лицам, осуществившим перелет по маршруту Ташкент-Красноярск в тот же временной период, что и истец, на основании авиабилетов, приобретенных у ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», принято решение о компенсации понесенных расходов. Ответчиком также представлены в материалы дела копии паспортов указанных лиц и копии маршрутных квитанций электронных билетов.
Доводы истца о том, что ему не было известно о возможности приобретении авиабилетов на тот же рейс у ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», а также в агентстве по реализации билетов по месту жительства ФИО1 ему не предложили билеты данной авиакомпании, суд находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения данного спора.
Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотрена компенсация расходов ее участникам, понесенных в связи с приобретением проездных билетов только у Российских авиакомпаний либо авиакомпаний государств других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к таким местам следования.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии указанного исключения в ходе рассмотрения ела не установлено.
В связи с изложенным суд полагает, что исковые требованияФИО1 к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконными действий по отказу в осуществлении компенсационной выплаты, возложении обязанности произвести компенсационную выплату по возмещению расходов на проезд истцу, как участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Отказать ФИО1 в удовлетворении иска к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконными действий по отказу в осуществлении компенсационной выплаты, возложении обязанности произвести компенсационную выплату по возмещению расходов на проезд истцу, как участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части.
копия верна
Председательствующий Н.Н. Дидур