Дело № 2-7616/16
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
11 июля 2016 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка Липецкой области в составе
председательствующего Лопатиной Н.Н.,
с участием прокурора Ильина А.М.,
при секретаре Старковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о восстановлении на работе, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику территориальному управлению Росимущества в <адрес> о восстановлении на работе, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, указывая, что состоял с ответчиком в трудовых отношениях, с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность государственной гражданской службы заместителя руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ на него наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения за нарушение п.2 ч.1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе». Увольнение истец считает незаконным, поскольку нарушен установленный законом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности: распоряжение принято во время нахождения его в отпуске по уходу за ребенком, объяснения по поводу вменяемых ему нарушений от него не истребовали, правонарушения, за которое он привлечении к дисциплинарной ответственности, он не совершал, поскольку своевременно и достоверно предоставил сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Считая свое увольнение незаконным, истец просит признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ о его увольнении и восстановить его в ранее занимаемой должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель адвокат ФИО6, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представители ответчика ФИО7, ФИО8, действующие на основании доверенностей, иск не признали, указывая, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде освобождения от замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя на основании п.2 ч.1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе» является законным и обоснованным, поскольку истец несвоевременно предоставил сведения о своих доходах и расходах за 2015 год, не предоставил сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год, ранее привлекался к дисциплинарной ответственности в виде выговоров. Порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены. Во время привлечения истца к дисциплинарной ответственности он не находился на рабочем месте без уважительных причин, о чем составлены акты.
Выслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГФИО2 назначен на должность заместителя руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ записями в трудовой книжке истца, сторонами не оспариваются.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения за нарушение п.2 ч.1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе», служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ с истцом расторгнут. Как следует из приказа, основанием для его издания послужило представление прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о результатах служебной проверки, п.1.1 ч.1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе». Указанный приказ истец оспаривает.
Согласно ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 28 ТК РФ особенности применения норм Трудового Кодекса к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим устанавливаются федеральными законами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно Положению «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 01.07.2016), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Согласно п.4 ч.1 ст.33 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является: расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).
Судом установлено, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения за нарушение п.2 ч.1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе», однако в трудовой книжке истца имеется запись об увольнении с государственной гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе».
В соответствии с п.1.1 ч.1 ст.37 ФЗ «О государственной гражданской службе» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (п.1.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. ФЗ от 03.12.2012 N 231-ФЗ).
Помимо общих оснований увольнения с государственной гражданской службы за совершение дисциплинарного проступка, предусмотренных ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе», статья 59.2 названного закона предусматривает основания увольнения в связи с утратой доверия. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: …2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В силу ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (далее - Положение).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона).
Согласно ст. 20.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Статья 20 названного выше закон предусматривает аналогичные порядок представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и ответственность за его нарушение.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду (ч. 1ст. 4)
Согласно ст. 8.1. Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), представленные в соответствии с Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления…и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в территориальное управление Росимущества в <адрес> поступило представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-43), в котором указано на факты нарушения ряда государственных служащих, в том числе истцом, антикоррупционного законодательства. В отношении истца указано на не предоставление сведений о расходах за ДД.ММ.ГГГГ в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетнего ребенка. Как следует из указанного представления, установлено, что за ФИО2, его супругой и несовершеннолетним ребенком зарегистрировано право собственности по 1/3 доли за каждым на жилой дом по адресу <адрес><адрес>. Указанное недвижимое имущество приобретено на основании заключенного с <данные изъяты> договора инвестирования строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма инвестирования составила 5,5 млн. руб., из них первоначальный взнос – 1 млн. руб., сумма 4,5 млн. руб. подлежит оплате за счет средств целевого ипотечного займа, предоставленного ФИО2 по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком на 180 мес. под 12% годовых. При этом общий доход супругов за три последних года, предшествующих данной сделке, составил 1443962,63 руб. Как указано в представлении прокурора, сведения о расходах по приобретенному недвижимому имуществу ФИО2 не предоставлены. Прокурор требует рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за предоставление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а в отношении ФИО2 – об увольнении за непредоставление сведений о расходах.
На основании приказа ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-№ организовано проведение проверки достоверности указанных сведений по факту нарушений требований ч. 1 ст. 8 ФЗ-273 от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной гражданской службе».
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№-№ основанием увольнения истца указано заключение по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25 сентября 2014 г. N 1858-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 59.2 и частью 3 статьи 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.
Предусмотрев, что государственный гражданский служащий подлежит увольнению на основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия, федеральный законодатель в статье 59.3 того же Федерального закона установил порядок применения данного взыскания.
В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия (Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065; Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" и др.), увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1); при применении взыскания учитывается характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
В соответствии с п. 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта;
в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, требований к служебному поведению.
Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; а.1) работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (п. 10 Положения).
Кадровые службы федеральных государственных органов осуществляют проверку:
а) самостоятельно; б) путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 13 настоящего Положения. Проверку, предусмотренную подпунктом "б" пункта 13 настоящего Положения, в интересах территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют соответствующие федеральные государственные органы.
В силу п. 24 Положения государственный служащий вправе:
а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки;
б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
в) обращаться в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения. Пояснения приобщаются к материалам проверки.
Подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поступивших в Управление или подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559, по окончании календарного года направляются в кадровые службы для приобщения к личным делам. Копии указанных справок хранятся в Управлении или подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации в течение трех лет со дня окончания проверки, после чего передаются в архив (п.32 Положения).
По результатам служебной проверки, проведенной по представлению прокуратуры <адрес>, составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из указанного заключения, ответчиком не проводилось никакой дополнительной проверки в отношении ФИО2 В данном заключении дословно воспроизводятся выдержки из представления прокуратуры. О начале проведения проверки истец уведомлен не был, таким образом был лишен возможности давать письменные пояснения, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения.
Между тем истцом предоставлены копии справок «о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и «о расходах лица, замещающего государственную должность, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Как в справке о доходах, так и в справке о расходах указаны сведения о приобретении ФИО2, его супругой и несовершеннолетним ребенком в общую долевую собственности (по 1/3 доли каждым) жилого дома по адресу <адрес><адрес>. Указанное недвижимое имущество приобретено на основании заключенного с ОАО «ЛИК» договора инвестирования строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма инвестирования составила 5,5 млн. руб., из них первоначальный взнос – 1 млн. руб., сумма 4,5 млн. руб. подлежит оплате за счет средств целевого ипотечного займа, предоставленного ФИО2 по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком на 180 мес. Под 12) годовых. При этом общий доход супругов за три последних года, предшествующих данной сделке, составил 1443962,63 руб.
Ксерокопии справок не заверены надлежащим образом. Как утверждает истец, подлинные справки в единственном экземпляре были сданы в кадровую службу ТУ Росимущества в <адрес>. На всех справках стоит подпись уполномоченного должностного лица (ФИО3) и дата – ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик подлинные документы не предоставляет, ссылаясь на отсутствие в материалах личного дела справки о расходах. Однако, суд считает возможным принять копии справок о доходах и расходах за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что копии не заверены надлежащим образом и не предоставлены подлинные документы, поскольку у истца подлинный документ находиться не может, а ответчик отказывается предоставить подлинные документы, так не заинтересован в предоставлении подлинных справок, позиция ответчика основана именно на том, что эти справки истцом не предоставлялись. Тем не менее, суд принимает копии справок как допустимое доказательство по следующим основаниям: 1) ответчик не оспаривает того факта, что справка «о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» истцом была предоставлена, непредоставление этой справки истцу не вменяется. В обеих справках, и о доходах, и о расходах, указано одно и то же должностное лицо, принимавшее эти справки, и одна и та же дата принятия справок. Ответчик не отрицает того обстоятельства, что это должностное лицо (ФИО3) работало в кадровой службе ТУ Росимущества в <адрес> на момент подачи истцом справок; 2) сведения о приобретении истцом недвижимого имущество с использованием средств целевого ипотечного займа в сумме 4,5 млн. руб., предоставленного ФИО2 по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ, содержатся в справке о доходах, предоставление истцом которой ответчиком не оспаривается; 3) истец не предоставлял в ходе проведения ответчиком проверки никаких дополнительных документов, ответчик никаких запросов для получения дополнительной информации не делал, однако в заключении по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ указана конкретная и точная информация об источниках получения истцом средств на приобретение недвижимого имущества, которую ответчик мог получить только из справки истца о расходах.
Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что увольнение истца в связи с утратой доверия, за непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей, порядок применения которого предусмотрен п. 2 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе», произведено ответчиком с нарушением закона по изложенным выше обстоятельствам.
Суд считает, что ответчиком нарушен срок привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, предусмотренный ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе». Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения. Учитывая, что сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению объекта недвижимости, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления…и предоставляются для опубликования средствам массовой информации, срок предоставления справок установлен законом – до 30 апреля года, следующего за отчетным, а кадровые службы федеральных государственных органов осуществляют проверку самостоятельно и путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, то ответчик имел возможность своевременно получить информацию о совершении истцом проступка, подпадающего под признаки коррупционного правонарушения (непредоставление сведений о расходах за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ)
Доводы ответчика о том, что истцом нарушен срок предоставления справки о доходах и расходам за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ) также являются необоснованными, поскольку истцом предоставлена квитанция об отправке заказной корреспонденции, из которой следует, что названные справки направлены в адрес ТУ Росимущества в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.17 ст. 70 ФЗ «О государственной гражданской службе» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Поскольку увольнение истца признано судом незаконным, он подлежит восстановлению на работе, ему подлежит выплате средний заработок за все время вынужденного прогула.
Ответчиком, несмотря на требования суда, не предоставлена справка о среднем дневном заработке истца. Суд считает возможным принять расчет истца, основанный на предоставленной ответчиком справке о доходах форма 2-НДФЛ. Согласно указанному расчету средний месячный заработок истца составляет 22759,87 руб. Указанный размер среднемесячного заработка истцом не оспаривается. За время вынужденного прогула (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) утраченный заработок истца составляет 34061,1 руб. (22759,87 руб. : 29,3 дн. х 67 дн.)
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на:… возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку возник спор между сторонами, то данный вред определяется судом с учетом того, что от незаконных действий ответчика истец понес нравственные страдания, однако глубина и степень данных страданий являются несоразмерными заявленному истцом размеру в 1000000 рублей, а поэтому суд считает необходимым данный размер снизить до 40000 рублей. Суд считает, что указанный размер компенсации морального вреда является соразмерным причиненным истцу нравственным страданиям, поскольку со стороны ответчика имеет место нарушения конституционного права истца на труд, он уволен без законного основания, по поводу чего испытывал нравственные страдания. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из конкретных обстоятельств дела, учитывает объем и характера причиненных нравственных страданий работнику, занимающему должность заместителя руководителя территориального органа исполнительной власти, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
признать незаконным приказ руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-№ об увольнении ФИО2.
Восстановить ФИО2 на работе в территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в должности заместителя руководителя территориального управления.
Взыскать с территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в пользу ФИО2 заработок за время вынужденного прогула – 34061,1 руб., компенсацию морального вреда – 40000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2016