ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-761/18 от 01.10.2018 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-761/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Николаевск-на-Амуре 01 октября 2018г.

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Ковадло О.Д.,

с участием помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бесова С.В.,

истца ФИО3,

при секретаре Бритченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах ФИО3 к администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района, администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании обеспечить проведение оценки жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к администрации городского поселения « Город Николаевск-на-Амуре», администрации Николаевского муниципального района об обязании обеспечить проведение оценки жилого помещения, ссылаясь на то, что в Николаевскую-на-Амуре городскую прокуратуру поступило обращение Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае от 04.07.2018г. о проведении проверки по обращению ФИО3, зарегистрированной в <адрес>, о нарушении жилищного законодательства, выразившегося в непринятии мер к организации обследования специализированной организацией на предмет пригодности (непригодности) для проживания, признанию аварийной и подлежащей сносу или реконструкции <адрес>. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 включает несколько этапов. В результате проведенной прокуратурой проверки по обращению ФИО3 установлено, что ей и членам семьи на основании договора социального найма от 31.12.2008 передано в бессрочное владение и пользование- <адрес> 19.07.2017г. ФИО3 обратилась с письменным заявлением к собственнику указанного жилого помещения –администрации городского поселения «Город «Николаевск-на-Амуре» о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания. Администрация городского поселения, как собственник жилого помещения, обязана заключить договор со специализированной организацией для проведения обследования указанной квартиры. Однако до настоящего времени администрацией городского поселения данный договор не заключен, в связи с чем обследование жилого помещения не проведено. Администрацией городского поселения ФИО3 предоставлены ответы по существу заявления от 15.08.2018г., 28.12.2018г., исходя из которых обследование специализированной организацией <адрес> запланировано провести в 1 квартале 2018г.. 30.03.2018г. ФИО3 направлена информация, согласно которой ориентировочный срок проведения работ- до 01.06.2018г. 30.05.2018г. ФИО3 направлена информация, согласно которой ориентировочный срок проведения работ по обследованию квартиры- до 01.07.2018г. 13.07.2018г. ФИО3 направлена информация, согласно которой в связи с передачей полномочий городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» администрации Николаевского муниципального района, решение вопроса о проведении работ по обследованию квартиры на предмет пригодности (непригодности) для проживания переносится до назначения ответственного лица для проведения процедуры закупок. Обращение остается на контроле до 01.1.2018г. На основании Соглашения № 5-15/51 от 25.06.2018г. администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» полномочия по признанию жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции переданы администрации Николаевского муниципального района. Просит обязать администрацию городского поселения» Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района, администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края обеспечить проведение оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу :<адрес> установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в иске, дополнительно пояснив, что поскольку квартира находится в муниципальной собственности и по ее письменному обращению администрация городского поселения взяла на себя обязательство по проведению оценки жилого помещения, то считает, что исковые требования являются обоснованными. Кроме этого, она является пенсионером и не понимает. Почему администрация считает, что она должна сама оплачивать услуги специализированной организации. В жилом помещении, которое ей предоставлено администрацией городского поселения по договору социального найма, невозможно проживать, так как его техническое состояние не соответствует никаким нормам.

Представители ответчиков, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не прибыли, предоставили письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что из представленных сведений прокурором не следует, что ФИО3 был собран необходимый пакет документов и признании жилого помещения непригодным для проживания и направлен в адрес ответчика. Ответы, которые направлены в адрес ФИО3 не являются нормативными правовыми актами, а являются лишь намерениями со стороны ответчика при наличии денежных средств в бюджете городского поселения произвести такую работу. В соответствии с Положением № 47 наниматель имеет право самостоятельно провести необходимую оценку пригодности для проживания жилого помещения. Со стороны ФИО3 в организацию такого заявления не поступало.

Заслушав пояснения истца, заключение помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

31.12.2008г. администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского района с ФИО3 заключен договор социального найма жилого помещения № 266, в соответствии с которым ФИО3 и членам ее семьи: ФИО1, ФИО2 предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2- комнат, общей площадью <адрес>л.д.11-12)

19.07.2017г. ФИО3 обратилась в администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» с письменным заявлением, что она ранее обращалась 24.05.2017г. в администрацию городского поселения о признании жилого помещения непригодным для проживания, на что поступил ответ, что она должна обратиться в ООО «Контур-групп». ООО «Контур-групп» предложило оплатить ей 8000 рублей, при этом ее пенсия составляет менее прожиточного минимума(л.д.15)

15.08.2017г. администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» направила ФИО3 ответ на обращение, согласно которому обследование специализированной организацией <адрес> будет включено в план 2018г., в случае утверждения финансирования по данной статье расходов в бюджете городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» на 2018год(л.д.18)

28.12.2017г. администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» на обращение ФИО3 предоставило письменный ответ. Из которого следует, что обследование специализированной организации на предмет пригодности (непригодности) для проживания, аварийной и подлежащей сносу или реконструкции <адрес> запланировано провести на 1 квартал 2018г. После обследования будет принято окончательное решение в отношении вышеуказанной квартиры (л.д.13)

30.03.2018г. администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» на обращение ФИО3 об обследовании жилого помещения направила письменный ответ, из которого следует, что в настоящее время направлены запросы в специализированные организации для предоставления коммерческих предложений. В связи с тем. что в адрес администрации городского поселения предоставлено одно коммерческое предложение. Провести закупку и заключить контракт на проведение работ по обследованию квартиры на сегодняшний день не представляется возможным. Ориентировочный срок проведения работ по обследованию специализированной организацией <адрес> на предмет пригодности (непригодности) для проживания до 01 июня 2018года (л.д.20)

30.05.2018г. администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» на обращение ФИО3 об обследовании жилого помещения, направила ответ ФИО3, из которого следует, что после предоставления коммерческих предложений от потенциальных поставщиков услуг, администрацией городского поселения будет объявлен аукцион на право заключения муниципального контракта. Ориентировочный срок проведения работ по обследованию специализированной организацией <адрес> на предмет пригодности (непригодности) для проживания, до 01 июля 2018г.(л.д.21)

13.07.2018г. администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» направила в адрес ФИО3 письменный ответ на ее письменное обращение, из которого следует. что в настоящее время осуществляется передача полномочий городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевскому муниципальному району, в связи с чем решение вопроса о проведении торгов на право заключения муниципального контракта на проведение работ по обследованию квартиры и предмет пригодности (непригодности) для проживания, переносится до назначения ответственного лица для проведения процедуры закупок(л.д.23)

25.06.2018г. между администрацией Николаевского муниципального района и администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» заключено соглашение о передаче к осуществлению части полномочий администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» № 5-15/51, согласно которому администрации Николаевского района переданы полномочия в сфере жилищно-коммунального ходяйства, в том числе проведения комплексного анализа состояния жилищно-коммунального хозяйства на территории поселения, обеспеченности населения и социальных учреждений поселения услугами жилищно-коммунального хозяйства(п.1.2.1), осуществление муниципального жилищного контроля(п. 1.2.7)Контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляет путем предоставления администрации поселения отчетов об осуществлении переданных полномочий и о целевом использовании межбюджетных трансферов(л.д.28-34) Дополнительным соглашением от 23.07.2018г. п. 1 соглашения № 5-15/51 от 25.06.2018г. дополнен пунктом 1.3.6. осуществление полномочий предоставленных межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции(л.д.35)

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В силу ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Из смысла закона следует, что администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», в том числе и в лице своих территориальных органов, как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссией, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Вопросы признания многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, вне зависимости от наличия в них жилых помещений частного жилищного фонда. С учетом части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения, следует прийти к выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования таких домов.

Поскольку признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, то привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании ФИО3 является нанимателем жилого помещения-<адрес> относящегося к муниципальной собственности городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре».. ФИО3 неоднократно обращалась в администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по вопросу обследования указанного жилого помещения на предмет непригодности для проживания. Администрация городского поселения неоднократно предоставляла в адрес ФИО3 ответы, что администрацией городского поселения запланировано проведение обследования жилого помещения специализированной организацией. Разрешение данного вопроса неоднократно откладывалось в виду отсутствия предложений специализированных организаций.

С 23.07.2018г. администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» осуществление полномочий предоставленных межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания переданы администрации Николаевского муниципального района.

С учетом установленных обстоятельств по делу, вышеприведенных требований законодательства, суд считает, что исковые требования правомерно предъявлены, администрации Николаевского муниципального района, которая приняла на себя осуществление полномочий предоставленных межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания. Так и к администрации городского поселения «Горлд Николаевск-на-Амуре», которая осуществляет контроль за выполнением администрацией района переданных полномочий, и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд, с учетом требований разумности, а также пояснений ФИО3, считает необходимым установить срок для исполнения решения- до 01.12.2018г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, ОГРН <***>, ИНН <***>. администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края обеспечить проведение оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Утвержденным постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, в срок до 01.12.2018г.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 06 октября 2018г.

: Судья Ковадло О.Д.