РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 2-761/2018
г. Зима 13 декабря 2018 г.
Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре судебного заседания Калашниковой А.А., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО4, представителей ответчика ФИО5 и ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО7, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списках участников подпрограммы,
установил:
ФИО1, ФИО7, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, обратились в суд с иском к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списках участников подпрограммы.
В обоснование исковых требований указано, что **.**.** ответчиком было направлено истцам уведомление об исключении из списка семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по программе «Молодым семьям - доступное жилье». Отказ мотивирован тем, что на дату государственной регистрации права собственности от **.**.** приобретенного истцом ФИО1 жилого помещения, площадью 44,8 кв.м, учетная норма общей площади жилого помещения, установленного администрацией Зиминского городского муниципального образования, составляла 18 кв.м на одного человека, соответственно, на момент приобретения жилое помещение с указанной выше площадью не соответствовало установленной норме. Также из представленных истцами документов ответчиком были сделаны выводы о том, что истцом ФИО1 указанное выше жилое помещение было приобретено у родственников, поскольку фамилии продавца и покупателя жилого помещения совпадают, что, по мнению ответчика, противоречит условиям Программы. С ответом ответчика истцы не согласны. На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. Однако в силу недостаточного софинансирования социальная выплата их семьёй вовремя получена не была, что не должно каким-либо образом ущемлять права семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав. Считают, что изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат могут вноситься лишь в тех случаях, которые перечислены в п. 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и зависят от молодой семьи. Названные Правила не предоставляют органу местного самоуправления возможности исключения из списка участников подпрограммы молодой семьи, если эта семья утверждена в списке претендентов на получение социальной выплаты органом государственной власти субъекта РФ. Отсутствие условий для участия в подпрограмме, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в" пункта 6 Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, но не для исключения ее из списка участников подпрограммы. Таким образом, указанными выше Правилами был определен лишь перечень требований, предъявляемых к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. Возможность же исключения граждан, уже признанных участниками подпрограммы, Правилами не предусматривалась, порядок такого исключения урегулирован не был и не предполагается и в их новой редакции. Истцы просят признать право их семьи на получение социальной выплаты по подпрограмме «Молодым семьям -доступное жилье» на 2014-2020 годы; обязать ответчика восстановить в списках участников подпрограммы семью ФИО1 и ФИО7, действующих за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, на получение социальной выплаты по подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014-2020 годы.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что в 2010 г. её семья, состоящая из 3 человек, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Они были ознакомлены с условиями Программы. На тот период они проживали на съемной квартире, своего жилья не имели. В августе 2013 г. они приобрели жилой дом, площадью 44,8 кв.м, у бабушки её мужа за 1356000 руб. Часть денежных средств была оплачена за счет собственных средств, другая часть в размере 550000 руб. - за счет средств ипотечного кредитования Сбербанка. В сентябре 2013 г. у них родился второй ребенок. В январе 2018 г. в администрации им выдали уведомление о том, какие документы необходимо предоставить для получения социальной выплаты. Социальную выплату они желали использовать на улучшение жилищных условий, продать дом по адресу: <адрес>, и купить жилое помещение большей площади. Однако в администрации им сказали, что в связи с изменением учетной нормы до 10 кв.м, улучшить жилищные условия они не могут, социальную выплату в данном случае можно использовать только на погашение ипотечного кредита. Их пригласили в администрацию **.**.** для получения свидетельства. В этот день они явиться не смогли. Позже их уведомили об отказе в выдаче свидетельства. С отказом она не согласна, так как на момент приобретения жилья в администрации им сказали, что оно должно быть меньше учетной нормы на человека для того, чтобы продолжать оставаться участниками Программы, а когда подойдет очередь на получение свидетельства, тогда они смогут улучшить свои жилищные условия и приобрести жилье, соответствующее учетной норме.
Представитель истца ФИО4, действующий на основании устного заявления истца, в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что на момент включения семьи Кухарчик в списки участников она соответствовала всем предъявляемым требованиям. Правила предоставления социальных выплат не предусматривают исключение семей из списка участников Программы.
Истец ФИО7 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об извещении с помощью смс-сообщения, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебном заседании исковые требования не признала, полагала их необоснованными, пояснив, что ответчик действовал в рамках Положения о комиссии, которым предусмотрено, что семья может быть исключена из списка участников программы, если приобретенное ею жилье менее учетной нормы на человека. На момент приобретения жилья семья Кухарчик являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, но нарушила требование о приобретении жилья более учетной нормы на человека. На сегодняшний день семья не соответствует условиям программы, так как не является нуждающейся, поскольку имеет жилое помещение более учетной нормы на человека.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что прежде чем направить семье Кухарчик уведомление о предоставлении документов, с ними была проведена беседа с целью выяснения, на какие цели семья планирует потратить социальную выплату, и, исходя из этой цели, был дан список документов, которые необходимо было представить для получения свидетельства. Семья Кухарчик планировала направить социальную выплату на погашение ипотечного кредита. Однако реализовать свое право не могли, поскольку ранее приобрели жилье, по площади не соответствующее условиям Программы. На сегодняшний день учетная норма изменилась, составляет 10 кв.м на человека. В связи с чем с учетом наличия у семьи жилого дома, площадью 44,8 кв.м, она на момент исключения из списка не являлась нуждающейся.
Представитель привлеченного определением суда от **.**.** к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства по молодежной политике Иркутской области ФИО8, действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения была уведомлена надлежащим образом, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в 2010 г. истцы были включены администрацией Зиминского городского муниципального образования в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья. В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления социальных выплат, при предоставлении молодой семье социальной выплаты учитывается учетная норма общей площади жилого помещения, установленная органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома. В 2013 г. на территории Зиминского городского муниципального образования действовала учетная норма общей площади жилого помещения 18 кв.м. на одного человека. Однако истцы приобрели квартиру, площадью 44,8 кв.м, на момент покупки жилья семья истцов состояла из 3 членов, соответственно, истцы должны были купить квартиру общей площадью 54 кв.м. Норма о запрете использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер) в Правила предоставления социальных выплат была включена в 2017 г. (п.21 введен постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г. № 609). В соответствии с законодательством РФ, закон обратной силы не имеет. В связи с изложенным, истцы могли приобретать жилое помещение у родственников. Чтобы семью истцов включить в список претендентов на получение социальной выплаты, ее необходимо снова признать нуждающейся. Однако в 2018 г. в Зиминском городском муниципальном образовании была установлена новая учетная норма общей площади жилого помещения в 10 кв.м на одного человека.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО7, представителя 3-го лица ФИО8 на основании ч.ч.5, 3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, их представителей, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
В целях реализации указанной подпрограммы администрацией Зиминского городского муниципального образования осуществлялась соответствующая деятельность по постановке молодых семей на учет.
В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Вместе с тем, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.
Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно пункту 6 Правил, одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 06.12.2010 молодая семья в составе 3 человек: супруг ФИО7, супруга ФИО1, ребенок ФИО2 обратились с заявлением в адрес мэра Зиминского городского муниципального образования о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. С условиями участия в подпрограмме были ознакомлены и обязались их выполнять, что подтверждается подписями истцов.
На основании постановления мэра Зиминского городского муниципального образования от 17.12.2010 №2215 молодая семья Кухарчик в составе 3 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
**.**.** ФИО1 приобрела у ФИО12 жилой дом, площадью 44,8 кв.м, и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи. Цена указанных объектов недвижимости составила 1356000 руб., из которых 806000 руб. оплачены за счет собственных средств, 550000 руб. оплачено за счет кредитных средств ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору от 12.08.2013 №370502. Жилой дом и земельный участок находятся в залоге у Банка с момента государственной регистрации права собственности покупателя - «ипотека в силу закона».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права №, право собственности ФИО1 на жилой дом зарегистрировано в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним **.**.**.
**.**.** в семье Кухарчик родился второй ребенок ФИО3, в связи с чем состав семьи увеличился до 4 человек.
**.**.** администрация Зиминского городского муниципального образования уведомила семью Кухарчик о том, что семья является претендентом на получение социальной выплаты в 2018 году по подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014-2020 годы, государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы, подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы Зиминского городского муниципального образования «Обеспечение населения города доступным жильем» на 2016-2020 годы и предложила представить необходимые документы.
**.**.** на заседании комиссии по реализации подпрограммы «Молодым семьям - доступное жилье на 2016-2020 годы» муниципальной программы ЗГМО «Обеспечение населения города доступным жильем на 2016-2020 годы» было принято решение об исключении молодой семьи Кухарчик из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2018 г., списка молодых семей - участников Программы.
В этот же день в адрес семьи Кухарчик было направлено уведомление о том, что семья утратила право на получение социальной выплаты по подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014-2020 гг., государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 гг., подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 гг. муниципальной программы Зиминского городского муниципального образования «Обеспечение населения города доступным жильем» на 2016-2020 гг. (далее - Программа) и решением Комиссии по реализации Программы исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2018 г. и списка участников Программы. Основаниями для этого послужило несоблюдение истцами п.38 Правил, поскольку на дату государственной регистрации права собственности (**.**.**) приобретенного жилого помещения, его площадь 44,8 кв.м не соответствовала учетной норме общей площади жилого помещения, установленного администрацией Зиминского городского муниципального образования, которая составляла 18 кв.м на одного человека, а также в связи с приобретением жилья у родственников, что противоречило п.2 (1) Программы.
В соответствии с п.38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющейся приложением №4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в случае использования социальной выплаты в соответствии с пп. «е» п.2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения.
Согласно пп. «е» п.2 Правил, социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Пункту 38 Правил корреспондировали положения п.32 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимся Приложением №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и действовавшей на момент регистрации истцом права собственности на приобретенное жилое помещение, о том, что общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилья.
На момент государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, действовало постановление главы администрации Зиминского городского муниципального образования от 01.07.2005 №948 об установлении учетной нормы жилого помещения в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.33 Правил, действовавших в момент исключения молодой семьи из Списков, основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты является несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного с помощью заемных средств, требованиям п.38 настоящих Правил.
Аналогичное положение содержалось в п.27 Правил, действовавших на момент регистрации истцом права собственности на приобретенное жилое помещение, согласно которому основанием для отказа в выдаче свидетельства является, в том числе, несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств требованиям пункта 32 Правил.
На основании постановления мэра от 20.04.2018 №516 семья Кухарчик была исключена из списка молодых семей - участников Подпрограммы «Молодым семьям - доступное жилье на 2016-2020 гг.»
Поскольку из представленных договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 13.08.2013, свидетельства о государственной регистрации права № следует, что общая площадь приобретенного с использованием средств ипотечного кредита жилого дома составляет 44,8 кв.м при составе семьи Кухарчик на тот период 3 человека, то есть общая площадь помещения в расчете на каждого члена семьи на момент приобретения жилого дома составляла менее учетной нормы (11,9 кв.м), суд приходит к выводу о том, что семья Кухарчик обоснованно исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения в 2018 г. по Зиминскому городскому муниципальному образованию по основанию предоставления социальной выплаты на погашение задолженности по ипотечному кредиту, поскольку обратное противоречило бы целям приведенной федеральной Программы. Согласившись на условия участия в подпрограмме и условия выдачи свидетельства на получение социальной выплаты для приобретения жилья, молодая семья Кухарчик взяла на себя определенные обязательства. О том, что ФИО1 и ФИО7 были ознакомлены с условиями участия в подпрограмме и обязались их выполнять, свидетельствуют их подписи на заявлении от 06.12.2010. В данном случае семья, являясь участником программы, действуя разумно и осмотрительно, до совершения соответствующих действий могла получить необходимую информацию для оценки последствий совершаемых действий, в том числе получить информацию о необходимой площади приобретаемого жилого помещения.
Что касается такого основания исключения семьи из списка участников подпрограммы как нарушение п.2 (1) Правил, то суд считает его необоснованным по следующим основаниям.
В судебном заседании истцом ФИО1 подтверждено, что жилой дом был приобретен ею у ФИО12, которая является бабушкой мужа ФИО7
В обоснование доводов о том, что семья Кухарчик не вправе была приобретать жилое помещение у родственников представителями ответчиков было представлено письмо от 21.08.2012 за подписью Министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области о том, что в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ, приобретение жилого помещения (доли жилого помещения) у родственников, которые проживают совместно с владельцами свидетельства, фактически не является улучшением жилищных условий, так как при этом не происходит увеличения жилой площади, приходящегося на каждого члена семьи. В целях недопущения нецелевого расходования бюджетных средств Министерство регионального развития РФ считает целесообразным воздержаться от предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретения жилого помещения у родственников.
В соответствии с п.2 (1) Правил, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Однако указанная норма была введена в действие Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №609 и начала действовать с 03.06.2017.
По смыслу Конституции Российской Федерации, общим правилом для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из статьи 1 (часть 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), статьи 55 (части 2 и 3) и статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, поскольку договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, был заключен между истцом ФИО1 и бабушкой мужа ФИО12, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 16.08.2013, то есть до внесения изменений в Правила, ограничивающих возможность использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников, следовательно, положения пункта 2 (1) Правил на них не распространяются. Соответственно, семья Кухарчик вправе была приобретать жилое помещение у родственников.
Кроме того, суд учитывает, что получение молодой семьей Кухарчик свидетельства о праве на социальную выплату на погашение долга по кредиту, полученному **.**.**, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, предусмотрено не было на момент приобретения семьей жилого дома.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 №575 в п.2 Правил был введен пп. «е», согласно которому социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Из п.27 Правил в редакции, действовавшей на момент приобретения жилого помещения, следует, что в случае использования социальных выплат в соответствии с пп. «е» п.2 Правил для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в числе прочих документов предоставляется копия кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 1.01.2006 по 31.12.2010 включительно (пп. «д» п.15 (1) Правил).
Однако кредитный договор № заключен заемщиками ФИО1 и ФИО7 12 августа 2013 г.
При таких обстоятельствах правовые основания для предоставления истцам как участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, социальной выплаты на погашение кредитных обязательств, возникших после 1 января 2011 г., отсутствовали. Действующим правовым регулированием предполагалась возможность предоставления такого свидетельства молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Доводы истца ФИО1 о том, что они намерены были использовать социальную выплату на улучшение жилищных условий, продать дом и приобрести иное жилье, не могло повлечь принятие ответчиком иного решения, поскольку семья Кухарчик на момент исключения из Списков в 2018 году не соответствовала критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого из четырех членов семьи составляет 11,2 кв.м, что превышает учетную норму, установленную постановлением мэра Зиминского городского муниципального образования от 21.07.2016 №1049, в размере менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий является одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме (пп. "б" п. 6 Правил).
Ссылки истца и его представителя в обоснование требований о восстановлении в списках участников подпрограммы на то, что Правилами предоставления социальных выплат не предусмотрена возможность исключения граждан, уже признанных участниками подпрограммы, из списка участников, порядок такого исключения не урегулирован и не предполагается, судом отклоняются исходя из следующего.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (социальные выплаты); создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Пункт 25 Правил в редакции, действующей на момент исключения семьи из списков участников, предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства по молодежной политике Иркутской области от 01.09.2016 №15-мпр утвержден Порядок формирования списков молодых семей, пунктом 26 которого предусмотрено, что основаниями для внесения изменений в список претендентов (дополнительный список претендентов) является то обстоятельство, что молодой семье отказано в выдаче свидетельства по основаниям, установленным п.33 приложения №4 к подпрограмме, в соответствии с которым основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты является, в том числе, несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям п.38 Правил.
Учитывая, что федеральное законодательство (пункт 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования) предусматривает в качестве основания для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты несоответствие приобретенного жилого помещения требованиям п.38 Правил; порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, следует признать, что исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы при наличии оснований для отказа в выдаче свидетельства, не противоречит законодательству.
Решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы принято органом местного самоуправления, т.е тем органом, который в соответствии с п.21 Правил принимает решение о признании либо отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.24 Правил в редакции, действовавшей на день исключения семьи Кухарчик из списка).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (п.26 Правил).
Согласно п.27 Правил, после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, в том числе путем исключения семей в связи с наличием оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья. Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы при таких обстоятельствах предусмотрено в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в ряде его решений, в условиях рыночной экономики право на жилище, гарантированное статьей 40 (часть 1) Конституции РФ, граждане Российской Федерации осуществляют в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. При этом реализация гражданами данного конституционного права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными законодательством. Само по себе установление законодателем условий признания граждан нуждающимися в жилом помещении нельзя рассматривать как нарушение конституционного права на жилище и конституционного принципа равенства.
Учитывая изложенное выше, давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания права семьи Кухарчик на получение социальной выплаты по подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014-2020 годы и возложении на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанности восстановить в списках участников подпрограммы, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО7, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списках участников подпрограммы отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Гоголь
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2018 г.
Судья Ю.Н.Гоголь