ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-761/18 от 18.09.2018 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-761\2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Тбилисская 18 сентября 2018 года

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Жукова О.В.,

при секретаре Банниковой О.Н.,

с участием:

истца - представителя администрации муниципального образования Тбилисский район ФИО1, согласно доверенности,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Тбилисский район к ФИО2 о взыскании задолженности по арендной платы и пене,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования Тбилисский район обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2, в котором просила взыскать с ответчика задолженность по арендной плате в размере 789 148 рублей 80 копеек, а также задолженность по пене в размере 175 930 рублей 21 копейки.

Свои требования истец мотивировал тем, что 27 января 2009 года между администрацией муниципального образования Тбилисский район и обществом с ограниченной ответственностью «Содружество» был заключен договор аренды земельного участка № 2900001591, по условиям которого обществу с ограниченной ответственностью «Содружество», на срок до 17 января 2018 года был предоставлен земельный участок площадью 25 905 кв.м., с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенных на территории Тбилисского сельского округа Тбилисского района, находящийся по адресу: <адрес>

Согласно постановления судебного пристава - исполнителя о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от 26 марта 2013 года, право аренды земельного участка площадью 25 905 кв.м., с кадастровым номером передано ответчику ФИО2 В связи с этим с ФИО2 было заключено дополнительное соглашение № 297 к договору аренды земельного участка от 27 января 2009 года № 2900001591, которым арендатором признан ответчик по делу.

Согласно п. 3.2 договора № 2900001591 от 27.01.2009 года размер арендной платы согласно расчету отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Тбилисский район за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года составляет 156 984 рубля 30 копеек. На основании п. 3.3 договора размер ежегодной арендной платы, установленной на момент подписания договора может изменяться арендодателем в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления не более одного раза в год. Согласно п. 4.2.2 договора арендатор обязан: своевременно вносить арендную плату за земельный участок, а именно до 10 числа первого месяца каждого квартала авансовыми платежами. Также, согласно п.1 ст. 330 ГК РФ и в соответствии с п. 6.2 договора аренды за нарушение сроков внесения арендной платы арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

По итогам сверки поступлений арендной платы по договору аренды № 2900001591 от 27.01.2009 года выявлена задолженность по арендной плате в размере 789 148 рублей 80 копеек и пене 175 930 рублей 21 копейки.

01 июня 2018 года в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об исполнении обязательства по оплате задолженности по арендной плате и пене. Обязательство по оплате арендной платы на момент подачи искового заявления не исполнено.

В судебном заседании представитель истца уточнила заявленные требования и в окончательном варианте просила суд взыскать с ответчика задолженность по арендной плате, за период с 2015 по 2018 года, в размере 639 049 рублей 14 копеек, а также задолженность по пене в размере 77 292 рублей 71 копейки.

Ответчик в судебном заседании требования истца просил удовлетворить в части. По его мнению, истец необоснованно начислил ему задолженность за 2015 и 2016 годы, поскольку данное право было предоставлено ему Федеральным законом № 334-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», только с 01 января 2017 года. Кроме того, что при производстве расчета арендной платы за 2017 и 2018 года истец в одностороннем порядке увеличил размер арендной платы и соответственно произошло необоснованное увеличение ее задолженности.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы, дела полагает, что исковое заявление администрации подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

При разрешении указанного спора суд исходит из положений ст. 11 ГПК РФ в соответствии с которой суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что 27 января 2009 года между администрацией муниципального образования Тбилисский район и обществом с ограниченной ответственностью «Содружество» был заключен договор аренды земельного участка № 2900001591, по условиям которого обществу с ограниченной ответственностью «Содружество» на срок до 17 января 2018 года был предоставлен земельный участок площадью 25 905 кв.м., с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенных на территории Тбилисского сельского округа Тбилисского района, находящийся по адресу: <адрес>

Согласно п. 3.1 указанного договора базовая ставка арендной платы установлена в размере 4,04 рубля за 1 кв.м.

Размер ежегодной арендной платы, установленный на момент подписания настоящего договора может в дальнейшем пересматриваться по требованию арендодателя в связи с изменением законодательства Российской Федерации и Краснодарского края о плате за землю, при принятии сессией Совета депутатов Тбилисского района решения об изменении размера арендной платы, при изменении арендатором цели использования земельного участка, указанной в п. 1.1. договора. Соглашение об изменении размера арендной платы оформляется Приложением к настоящему договору и подписывается сторонами (пункт 3.3 договора).

Арендная плата исчисляется со дня фактической передачи земельного участка и уплачивается арендатором в виде авансовых платежей до 10 числа первого месяца каждого квартала – ежеквартально (п. 3.4 договора).

Согласно постановления судебного пристава - исполнителя о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от 26 марта 2013 года, право аренды указанного земельного участка площадью 25 905 кв.м., с кадастровым номером передано ответчику ФИО2

В связи с наличием указанных обстоятельств, 20 мая 2013 года с ФИО2 было заключено дополнительное соглашение № 297 к договору аренды земельного участка от 27 января 2009 года № 2900001591, которым Арендатором признан ответчик ФИО2

Таким образом, согласно п. 1.1 договора, ответчику в аренду, для размещения объекта недвижимого имущества ООО «Содружества», был передан земельный участок площадью 25 905 кв.м., с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> на условиях первоначально заключенного договора.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, п.7 ст.1 ЗК РФ, использование земли на территории Российской Федерации является платным. В соответствии со ст. 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесена платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно п. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В силу п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

По смыслу п. 5 ст. 65 ЗК РФ, с учетом положений ст.424 ГК РФ, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы. Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.

С учетом изложенного, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а также государственная собственность на которые не разграничена), подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта или с указанной в данном акте даты.

Истец представил в материалы дела расчет задолженности ответчика по арендной плате, по состоянию на 30 июня 2018 года, размер которой составляет 639 049 рублей 14 копеек, из которых: задолженность за 2015 год – 34 259 рублей 52 копейки, задолженность за 2016 год – 116 795 рублей 45 копеек, задолженность за 2017 год – 321 954 рубля 08 копеек, задолженность за 2018 год (по 30 июня 2018 года) – 166 040 рублей 09 копеек.

То есть имеет место ежегодное увеличение арендной платы, начисляемой истцом ответчику.

Вместе с тем, согласно п.1 ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Как указано в п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды " в силу пункта 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Данная норма является диспозитивной и допускает изменение по соглашению сторон условия договора аренды о размере арендной платы не чаще одного раза в год, в том числе и в случае, когда указание на возможность такого изменения в самом договоре аренды отсутствует. Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Таким образом, изменение арендной платы в одностороннем порядке возможно только, если такое право предоставлено арендодателю договором. Согласно п. 3.3 рассматриваемого судом договор аренды земельного участка № 2900001591, соглашение об изменении размера арендной платы оформляется Приложением к настоящему договору и подписывается сторонами (пункт 3.3 договора).

Таким образом, из буквального толкования п. 3.3 договора аренды следует изменение арендной платы по соглашению сторон, при этом, само по себе, условие договора о том, что инициатором заключения соглашения будет выступать арендодатель, нельзя расценивать как его право увеличивать арендную плату в одностороннем порядке.

Вместе с тем, доказательств заключения, либо совершение действий направленных на заключение между сторонами соглашения об увеличении размера арендной платы суду представлено не было.

В связи с указанным, суд считает необходимым произвести собственный расчет. При этом из указанного расчета суд считает необходимым исключить заявленные истцом периоды: 2015 и 2016 годы, по следующим основаниям.

Федеральным законом № 334-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»[2], определяющую порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

С 01.03.2015 года в соответствии со статьей 3.3 Закона в случае, если на территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, органы местного самоуправления такого поселения приобрели право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. До 01.03.2015 года данные полномочия осуществлялись органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

С 01.01.2017 года в соответствии с абзацами 3, 4 пункта 2 данной статьи предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При этом, отменяется установленное с 01.03.2015 года пунктом 3 статьи 3.3 Закона условие, связывающее прекращение полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органа местного самоуправления муниципального района и возникновение таких полномочий у органа местного самоуправления поселения с датой утверждения правил землепользования и застройки поселения.

Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, вновь возвращены органам местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с изменениями за органами, уполномоченными на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, дополнительно закреплены полномочия по заключению в отношении таких земельных участков договора аренды, соглашений об установлении сервитута, по принятию решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Законодательством установлены переходные нормы в части определения органа, уполномоченного на предоставление земельного участка из не разграниченных земель в случае, если процедура начата до 01.01.2017 года. Так, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.

Таким образом, с учетом указанного суд считает, что истец не наделен правом на взыскание с ответчика арендной платы, за период 2015-2016 годы, поскольку данные полномочия были переданы ему с 01.01.2017 года.

При определении размера арендной платы, в рамках заявленных требований, то есть за 2017 и 2018 годы, суд исходит из следующего:

По договору аренды земельного участка от 27.01.2009 года № 2900001591, заключенного между администрацией муниципального образования Тбилисский район и ООО «Содружество», арендная плата была установлена в расчете 4,04 руб. за 1 кв.м., что составляло 156 984 рублей 30 копеек.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:29:0304046:18 на дату заключения дополнительного соглашения № 297 кадастровая стоимость составляла 19 511 127 рублей 90 копеек.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края, дело № А-32- 32630/2013 от 17.03.2014 года по иску гр. ФИО2 к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю» г. Краснодар, установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 4 090 000 рублей.

Таким образом суд производит следующий расчет.

2017 год:

4 090 000,00* 1,5%= 61 350 рублей, где 4 090 000 рублей - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5% -базовая ставка.

4 090 000,00* 1,5%:365* 181 =30 422 рубля 88 копеек, где 4 090 000 рублей - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5%-базовая ставка, 181 - дней за расчетный период.

Итого: задолженность составляет -91 772 рубля 88 копеек.

Кроме того, истец просит взыскать с ответчика пеню, исчисленную с неуплаченной по ему мнению арендной платы.

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства запрещен ст. 310 ГК РФ.

В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». По смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Пунктом 6.2 договора аренды предусмотрена ответственность за невнесение арендной платы в установленный договором срок, так арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Суд произвел расчет пени, согласно которому пеня, исчисленная по состоянию на 30.06.2018 года, исходя из размера арендной платы определенной судом, размер которой составляет 14 308 рублей 93 копейки.

Ответчик в судебном заседании просит снизить размер пени за неисполнение обязательства на основании ст. 333 ГК РФ.

Судом данное требование рассмотрено и признано подлежим удовлетворению, так как в соответствии с п. 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (п. 1 и 2 ст. 333 ГК РФ).

В данном случае, учитывая, что истец необоснованно завысил ответчику размер арендной платы, суд считает возможным снизить размер неустойки до 1 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом при подаче иска государственная пошлина оплачена не была. С учетом того, что требования истца подлежат удовлетворению, суд взыскивает государственную пошлину с ответчика по делу. Размер удовлетворенных исковых требований составляет 92 772 рубля 88 копеек. Государственная пошлина, подлежащая уплате с указанной суммы, рассчитанная в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ, составляет, 2 983 рубля 19 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации муниципального образования Тбилисский район к ФИО2 о взыскании арендной платы удовлетворить в части.

Взыскать с ФИО2 в пользу администрации муниципального образования Тбилисский район задолженность по оплате арендной платы согласно договора аренды земельного участка № 2900001591 от 27 января 2009 года в размере 91 772 рублей 88 копеек, а так же пени в размере 1 000 рублей, а всего взыскать 92 772 рублей 88 копеек.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход государства в размере 2 983 рубля 19 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья \подпись\

Копия верна: Судья О.В. Жуков