ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-761/2021 от 15.06.2021 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-761/2021

УИД 76RS0023-01-2021-000341-14

Мотивированное решение

составлено 15.06.2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«31» мая 2021 года г.Ярославль

Красноперекопский районный суд г.Ярославля в составе:

судьи Исаевой С.Б.,

при секретаре Романовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле, ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» об обязании предоставить информацию, произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ - УПФ РФ) в г.Ярославле, ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» об обязании предоставить информацию, произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента, указывая, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец является получателем пенсии по старости. При этом, при расчете индивидуального пенсионного коэффициента, ответчиком не принят во внимание период работы ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА поскольку данные о заработной плате в указанный период отсутствуют.

Истцом было направлено письмо в ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» с просьбой предоставить документы для подтверждения трудового стажа и заработной платы за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Согласно архивной справке Министерства обороны Российской Федерации № 18-10/03-5281 от 30.10.2017 г. финансовые документы на выплату заработной платы гражданскому персоналу за 1990-2000 годы разработаны на компьютере не по установленным формам, использовать их в справочной работе невозможно. Документы переданы в ФКП Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО для устранения недостатков и последующей передачи на хранение в архив. По состоянию на декабрь 2017 г. указанные документы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не передавались.

Просит обязать ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» предоставить информацию о размере заработной платы ФИО1 за период работы ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности 1; обязать ГУ - УПФ РФ в г.Ярославле произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом данных о заработной плате за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности 1

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Военторг-Москва».

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Ответчики ГУ - УПФ РФ в г.Ярославле, ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», третьи лица ФКП Управление Торговли МО ВВС и ПВО, АО «Военторг-Москва», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в настоящее судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, ответчики ранее представили отзывы с возражениями на исковое заявление.

Доводы, изложенные в отзыве ответчика ГУ - УПФ РФ в г.Ярославле, сводятся к невозможности варианта расчета пенсии истца с учетом заработка за 60 месяцев работы подряд, поскольку отсутствуют сведения о заработной плате ФИО1 за спорный период.

Согласно отзыву (возражениям) на исковое заявление ответчика ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», в ноябре 2017 г. в ЦА МО поступал запрос отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском и Фрунзенском районах г. Ярославля с просьбой предоставить информацию о заработной плате ФИО1 за период 1986-1991 г.г. для назначения страховой пенсии. По имеющейся информации была подготовлена архивная справка и направлена в адрес заявителя с информацией о том, что финансовые документы на выплату заработной платы гражданскому персоналу за 1990-2000 годы переданы в Федеральное казенное предприятие Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО для устранения недостатков и последующей передачи на хранение в архив, так как в таком виде, который был сдан на хранение использовать при подготовке архивных сведений не представлялось возможным. Основание: ЦА МО, фонд 102743, опись 1,дело 1, лист 2. До настоящего времени документы в ЦА МО не поступили. Поэтому обязать архив выдать заявителю недостающую информацию не является юридически обоснованным требованием, так как в соответствии с пунктами 6, 10, 81 Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2005 г. № 200 «Об утверждении Наставление по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации», за состояние и сохранность законченных делопроизводством дел, качественную подготовку и своевременную сдачу в архивы всех документов (дел) части (организации) несут ответственность начальники штабов соединений и командиры воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в ЦА МО и его филиалы поступило совместное письмо Пенсионного фонда РФ и федерального архивного агентства от 15 апреля 2009 г. № АД-25-16/3528 где говорится, что для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555, согласно которому в случае, когда отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы пенсионными фондами принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, трудовые книжки, выписки из приказов, лицевые счета, партийные или профсоюзные билеты.

Считают, что Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации исполнил свои обязательства по предоставлению имеющейся информации заявителю. Иных обязанностей нет, так как архив ответственность несет только за те документы, которые сдаются на хранение согласно актам и описям. Просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

С учетом мнения явившегося истца ФИО1, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав явившегося истца ФИО1, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме. К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Судом установлено, что истцу ФИО1 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Пенсия рассчитана с учётом заработной платы за 2000-2001 г.г., отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 0,778.

При этом, истцом ФИО1 заявлены требования об обязании ГУ - УПФ РФ в г.Ярославле произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом данных о ее заработной плате за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности 1

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с ч.3 ст.3 ФЗ N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм. регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Положения ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Судом установлено и подтверждается трудовой книжкой ФИО1 (ФИО2, ФИО3) М.Г., что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец работала в Организации 1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ей присвоена квалификация продавца 2 категории.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В соответствии с приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом

повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, а также соответствующее заявление об установлении пенсии. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 11.12.2017 г., имеется выписка из приказа начальника Военторга № 606 от 23.10.1986 г. № 440-л о работе ФИО3, согласно которой ФИО3 принята с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. на должность 1. Должностной оклад 110 руб. в месяц, включая доплату за боеготовность.

Кроме того, указано, что в исторической справке Военторга № 606 значится: «Финансовые документы на выплату заработной платы гражданскому персоналу за 1990-2000 годы разработаны на компьютере не по установленным формам, использовать их в справочной работе невозможно. Документы переданы в ФКП Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО для устранения недостатков и последующей передачи на хранение в архив.

По состоянию на декабрь 2017 г. указанные документы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не передавались.

По сообщениям ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 02.03.2021 г., от 19.05.2021 г., в т.ч., на запросы суда, финансовые документы на выплату заработной платы гражданскому персоналу Организации 1 за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на хранение в ЦА МО (г. Подольск) не поступали. В исторической справке Организации 1 значится: «…Финансовые документы на выплату заработной платы гражданскому персоналу за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА разработаны на компьютере не по установленным формам, использовать их в справочной работе невозможно. Документы переданы в ФКП Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО для устранения недостатков и последующей передачи на хранение в архив». По состоянию на 02.03.2021 г. вышеуказанные документы на хранение в ЦА МО (г.Подольск) переданы не были, местонахождение их неизвестно. В имеющихся в архиве финансовых документах ФИО3 (в настоящее время ФИО1) М.Г. не значится. Финансовые документы на выплату заработной платы гражданскому персоналу магазинов, в т.ч., магазина № 15 за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на хранение в ЦА МО не поступали, место нахождение их неизвестно. В связи с вышеизложенным, представить необходимые сведения не представляется возможным.

По сообщению АО «Военторг-Москва» от 30.03.2021 г., документы Организации 1 сданы в 2006 г. на архивное хранение в ФГУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (фонд № 102743 описи 99-101, в которой указано, что расчетные ведомости на выплату заработной платы гражданскому промкомбината за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА сданы в архив 20.08.2006 г.).

В соответствии с положениями ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении пенсии должен выбираться вариант назначении пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица.

Таким образом, судом установлено, что размер пенсии ФИО1 на момент ее назначения был рассчитан с учетом заработной платы за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА законно, на основании представленных документов, подтверждающих размер заработной платы. Для расчета ответчиком не принят спорный период работы истца ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности 1 поскольку не представлено документов, в подтверждение размера заработной платы истца в указанный период.

Правовых оснований для возложения на ответчика ФГКУ "ЦА МО РФ" предоставить информацию о размере заработной платы истца за указанный период работы ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА также не имеется, поскольку указанные сведения, документы в архиве отсутствуют.

При данных обстоятельствах, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме. Доказательств для иного вывода суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле, ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» об обязании предоставить информацию, произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.Б. Исаева