ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-761/2021 от 31.12.9999 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-761/2021

УИД <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никифорова С.В.,

при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.,

с участием старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Константинова А.В., помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Страстотерцева К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики к обществу с ограниченной ответственностью «НОВИТЭК» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) о признании незаконным бездействия по непринятию мер по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, о приостановлении деятельности по эксплуатации газонаполнительной станции с возложением обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности,

у с т а н о в и л :

и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики с учетом последующих уточнений своих требований обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «НОВИТЭК» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) (далее по тексту ООО «НОВИТЭК») о признании незаконным бездействия по непринятию мер по устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, о приостановлении деятельности по эксплуатации газонаполнительной станции с возложением обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной Канашской межрайонной прокуратурой проверкой деятельности ООО «НОВИТЭК» выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности при эксплуатации газонаполнительной станции, расположенной по <адрес> которые выразились в следующем:

- не выполнены обязательные требования обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2011 №256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);

- в нарушение пункта 5 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №458 (далее по тексту Правила), физическую охрану объекта осуществляют сотрудники службы безопасности и иных подразделений охраны, непосредственно задействованные в выполнении задач по физической защите объекта;

- не составлен акт обследования, проводимого не реже одного раза в год для анализа уязвимости объекта в целом, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков, и критических элементов, а также оценки эффективности существующей системы физической защиты объекта (пункт 23 Правил);

- не установлены железобетонные блоки или железобетонные столбы, создающие гарантированное препятствие пролому здания, являющегося составной частью периметра и выходящего на неохраняемую территорию (пункт 65 Правил);

- не установлено полотно просматриваемого ограждения на сварной металлической (стальной) сетки или решетки, диаметром не менее 5 мл., расстояние между прутками должно составлять не более 15 см. (пункты 76 и 77 Правил);

- не установлено дополнительное ограждение на крыше одноэтажного здания, являющегося составной частью его периметра по всему периметру (пункт 85 Правил);

- на оконные проемы первого этажа здания охраняемого объекта, являющегося составной частью периметра и выходящего на неохраняемую территорию не установлены защитные металлические оконные конструкции (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др) (подп. «а» пункта 103 Правил);

- не установлено расстояние 50 м. от въездных ворот дорожный запрещающий знак «Ограничение максимальной скорости», запрещающей движение со скоростью более 5 км/час (пункт 137 Правил);

- не установлено с внутренней стороны контрольно - пропускного пункта стационарное противотуманное (должно быть противотаранное) устройство для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта (пункт 145 Правил);

- не установлен контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта (пункт 147 Правил);

- не дооборудован периметр объекта периметральными средствами обнаружения или охранными сигнализациями в полном объеме (пункт 177 Правил);

- не установлено видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения, а также не установлена система охранного телевидения (обнаружение проникновения, обнаружение оставленных предметов) (пункт 8 Приложения №1 к Правилам);

- не имеется объем цифрового накопителя информации для хранения видеоинформации не менее 30 суток (пункт 240 Правил);

- не разработана система сигналов оповещения (подп. «б» пункта 260 Правил);

- объект не оборудован системой оповещения с возможностью подачи звуковых сигналов в здание, помещение, на выделенные территории объекта (подп. «а» пункта 261 Правил).

Перечисленные нарушения отмечены в Предписании ТЭК об устранении выявленных нарушений, выданном начальником отделения Государственного контроля Управления Росгвардии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению прокурора, указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации обеспечения требований антитеррористической защищенности здания и могут создать условия к возникновению чрезвычайной ситуации, террористического акта и привести к человеческим жертвам.

В судебном заседании прокурор Страстотерцев К.Д. исковые требования поддержал по изложенным в заявлениях основаниям.

Ответчик ООО «НОВИТЭК» явку своего представителя в суд не обеспечил, но представитель Карлинов А.В., участвуя в предыдущих судебных заседаниях иск не признал, но в то же время он не оспаривал наличие в деятельности ООО «НОВИТЭК» по эксплуатации газонаполнительной станции, расположенной в <адрес> (далее по тексту - ГНС), вышеперечисленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, указав, что отмеченные в представлении Росгвардии нарушения частично устранены, а по устранению остальных ведется соответствующая работа. Он также отметил, что срок, предоставленный для их устранения, истекает только ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, он просил принимать во внимание то обстоятельство, что, во-первых, из искового заявления и материалов дела не следует доказанность наличия реального вреда жизни и здоровью людей, а также того, что, что дальнейшая эксплуатации ГНС создаст причинение вреда в будущем и, во-вторых, приостановить текущую эксплуатацию ГНС «просто невозможно ввиду наличия в резервуарах и трубопроводах сжиженных углеводородных газов (СУГ)». Для приостановки деятельности ГНС ее необходимо полностью законсервировать, вывезти из эксплуатации, для чего требуется выполнение следующих работ:

- освобождение резервуаров от СУГ, неиспарившихся остатков;

- дегазация резервуаров водой, водяным паром или азотом;

- отсоединение резервуаров от газопроводов паровой и жидкой фаз СУГ;

- установка заглушек на газопроводы.

В свою очередь перед расконсервацией технических устройств должны быть выполнены предусмотренные техническим обслуживанием работы.

ООО «НОВИТЭК» производит и поставляет химические реагенты для повышения нефтеотдачи пластов, добычи, транспортировки, подготовки и переработки нефти, защиты нефтепромыслового оборудования и трубопроводов от коррозии, солеотложений и АСПО, оказывает сервисные услуги по химизации скважин. Основные заказчики компании - головные и дочерние предприятия ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО АНК «Башнефть» и малые нефтяные компании. Приостановление деятельности ГНС вызовет и приостановку деятельности по производству химических реагентов, то есть фактически приостановку деятельности предприятия, что приведет к дефициту и росту стоимости сжиженного газа на АГЗС Чувашской Республики, Республики Марий Эл и в близлежащих регионах. Приостановка производственной деятельности ООО «НОВИТЭК» повлечет за собой срыв тендерных поставок партий химических реагентов, крупные штрафные санкции, исключение из числа поставщиков, а также неполучение ожидаемой прибыли и отсутствие средств на выплату зарплаты, сокращение рабочих мест и невозможность выполнения предписания Росгвардии. Возможным следствием не поставки химических реагентов нефтяным компаниям станет выход из строя нефтепромыслового оборудования и снижение добычи нефти, следовательно, дефицит и рост стоимости нефтепродуктов.

Временный управляющий ООО «НОВИТЭК» Суразаков В.Э. в суд не явился, причину неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в Чувашской Республике Майков В.А. признал исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом он отметил, что приостановление ГНС также несет определенный риск, поскольку в емкостях содержится сжиженный газ под высоким давлением.

Суд, выслушав прокурора и пояснения представителя третьего лица, изучив представленные по делу доказательства, и проверив доводы ответчика, приходит к следующему.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон «О противодействии терроризму») юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления деятельности в различных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона «О противодействии терроризму», пункта 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии со статьей 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: политические, социально-экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные и организационно-технические.

Организационно-технические меры по предупреждению (профилактике) терроризма включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму,

Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз (п. 22).

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральныхорганов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного закона антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса (далее по тексту - ТЭК) - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта ТЭК, препятствующее совершению на нем террористического акта.

Одним из основных принципов обеспечения безопасности объектов ТЭК является обеспечение их антитеррористической защищенности (пункт 7 статьи 4).

Объекты газоснабжения отнесены к объектам ТЭК (пункт 9 статьи 2).

Обеспечение безопасности объектов ТЭК осуществляется субъектами ТЭК, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В качестве субъекта ТЭК, владеющего на праве собственности или на ином законном основании может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации (статья 6).

Требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК (пункт 1 статьи 7 ФЗ «О безопасности объектов топливно - энергетического комплекса»).

Судом установлено, что ответчик ООО «НОВИТЭК» является субъектом ТЭК и несет обязанность по обеспечению безопасности, состояния защищенности принадлежащего ему объекта ТЭК - ГНС, расположенной на территории <адрес> (л.д. <данные изъяты>.

В соответствии с подп. 22 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 №1067.

ДД.ММ.ГГГГ отделением государственного контроля Управления Росгвардии по Чувашской Республике в ходе проверки ООО «НОВИТЭК» были выявлены нарушения действующего законодательства в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности ГНС, расположенной по <адрес> а именно: в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2011 №256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту - ФЗ №256) не выполнены обязательные требования обеспечения безопасности объекта ТЭК и требований антитеррористической защищенности объекта ТЭК; в нарушение пунктов 5, 23, 65, 76, 77, 85, 103, 137, 145, 147, 177, 240, 260, 261 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №458 (далее по тексту Правила), пункта 8 Приложения №1 к Правилам: физическую охрану объекта осуществляют сотрудники службы безопасности и иных подразделений охраны, непосредственно задействованные в выполнении задач по физической защите объекта; акт обследования, проводимого не реже одного раза в год для анализа уязвимости объекта в целом, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков, и критических элементов, а также оценки эффективности существующей системы физической защиты объекта не составлен; не установлены железобетонные блоки или железобетонные столбы, создающие гарантированное препятствие пролому здания, являющегося составной частью периметра и выходящего на неохраняемую территорию; не установлено полотно просматриваемого ограждения на сварной металлической (стальной) сетке или решетке, диаметром не менее 5 мл., расстояние между прутками должно составлять не более 15 см.; не установлено дополнительное ограждение на крыше одноэтажного здания, являющегося составной частью его периметра по всему периметру; на оконные проемы первого этажа здания охраняемого объекта, являющегося составной частью периметра и выходящего на неохраняемую территорию не установлены защитные металлические оконные конструкции (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.); на расстоянии 50 м. от въездных ворот не установлен дорожный запрещающий знак «Ограничение максимальной скорости», запрещающей движение со скоростью более 5 км/час; не установлено с внутренней стороны контрольно - пропускного пункта стационарное противотаранное устройство для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта; не установлен контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта; не дооборудован периметр объекта периметральными средствами обнаружения или охранными сигнализациями в полном объеме; не имеется объем цифрового накопителя информации для хранения видеоинформации не менее 30 суток; не разработана система сигналов оповещения; объект не оборудован системой оповещения с возможностью подачи звуковых сигналов в здании, помещении, на выделенные территории объекта; не установлено видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения, а также не установлена система охранного телевидения (обнаружение проникновения, обнаружение оставленных предметов).

По результатам указанной проверки отделением государственного контроля Управления Росгвардии по Чувашской Республике вынесено предписание ООО «НОВИТЭК» об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в деятельности ответчика ООО «НОВИТЭК» по эксплуатации ГНС выявлены нарушения требований законодательства антитеррористической защищенности. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и, как пояснил, представитель ответчика, ведется работа по устранению этих нарушений.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии ответчика, поскольку выявленные нарушения должны были быть устранены с момента утверждения постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №458 «Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса». Ввиду этого, ссылка представителя ответчика на то, что срок исполнения предписания Росгвардии не истек, и на отсутствие доказательств наличия реального вреда жизни и здоровью людей, так и того, что дальнейшая эксплуатация ГНС создаст причинение вреда в будущем, правового значения не имеет, поскольку невыполнение ответчиком требований законодательства в сфере противодействия терроризму влечет возникновение реальной угрозы жизни неограниченному кругу лиц, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения имущества в результате совершения акта незаконного вмешательства.

Поскольку ответчик является субъектом, в чью обязанность вменено обеспечение безопасности, состояния защищенности принадлежащего ему объекта ТЭК, во исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК на него следует возложить обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, в связи с чем обращение прокурора в суд с настоящим иском является правомерным.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом того, что Предписанием ТЭК установлен срок устранения отмеченных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ и, как установлено судом, большая часть этих нарушений устранены, суд также этот суд определяет до ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований же для удовлетворения требования прокурора в части приостановления деятельности ответчика по эксплуатации ГНС суд не находит, поскольку, во-первых, отмеченные нарушения законодательства в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью не создают, во-вторых, как было указано выше, большая часть этих нарушений уже устранена и в третьих, само приостановление деятельности ГНС несет определенный риск безопасности деятельности предприятия и большие материальные затраты, несоразмерные выявленным нарушениям.

Принимая во внимание, что в ООО «НОВИТЭК» введена процедура банкротства -наблюдение, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты и государственной пошлины.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковое заявление и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики А.М.Багаутдинова удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «НОВИТЭК» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>), выразившееся в эксплуатации газонаполнительной станции, расположенной по <адрес> с нарушениями требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, выявленными в результате прокурорской проверки и указанными в предписании начальника отделения Государственного контроля Управления Росгвардии по Чувашской Республике ТЭК об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «НОВИТЭК» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, указанные в предписании начальника отделения Государственного контроля Управления Росгвардии по Чувашской Республике ТЭК об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ в указанный в предписании срок.

Обязать ответчика об исполнении решения суда сообщить в Канашский районный суд Чувашской Республики.

В удовлетворении иска в части приостановления деятельности по эксплуатации газонаполнительной станции, расположенной по <адрес> отказать.

Общество с ограниченной ответственностью «НОВИТЭК» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) от уплаты в доход местного бюджета государственной пошлины по настоящему гражданскому делу освободить.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение17.08.2021