Решение в окончательной форме изготовлено 06 октября 2023 года
Дело № 2-761/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Алапаевск 02 октября 2023 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой Е.Д.,
с участием истца Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в лице представителя ФИО5, действующей на основании доверенности № выданной 08.09.2023 без права передоверия, действительной до 31.12.2023,
представителей ответчика ФИО6 в лице ФИО7, действующего на основании доверенности № от 28.06.2021, выданной сроком на пять лет с запретом на передоверие полномочий другим лицам, адвоката Архиповой Е.В., действующей на основании ордера № от 03.08.2023,
при секретаре Баянкиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области к ФИО6 о взыскании суммы предоставленной субсидии, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее Министерство) обратился в суд с иском к ФИО6 о взыскании в пользу Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению «предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 2 961 000,00 руб., неустойки в размере 103 635,00 руб.
В обоснование требований представитель истца в исковом заявлении, а также в судебном заседании указала, что в 2017 году между Министерством и ИП главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6 было заключено соглашение от 21.07.2017 № 504. На основании данного Соглашения ответчику за счет средств областного бюджета была предоставлена субсидия на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению «предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 2 961 000,00 рублей. Грант предоставлялся в целях приобретения трактора, пресс-подборщика и 13 голов крупного рогатого скота мясного направления.
Средства гранта были перечислены на счет ответчика, открытый в <данные изъяты>: 31.07.2017 - 571 000 руб.; 01.08.2017 - 2 390 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 26.07.2017 № 664 и № 665.
В 2017 году предоставление грантов регламентировалось Порядком предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 № 76-ПП.
В силу подпункта 5 пункта 128 Порядка предоставления субсидий одним из условий предоставления гранта являлось принятие грантополучателем на себя обязательства по осуществлению деятельности хозяйства в течении не менее 5 лет после получения гранта.
Пунктами 129 и 130 Порядка предоставления субсидий установлено, что имущество, приобретенное с использованием средств гранта должно использоваться на территории Свердловской области исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и не подлежит отчуждению, передаче в пользование или аренду, дарению, обмену или взносу в виде пая (вклада) или отчуждению иным образом в течение 5 лет со дня получения гранта.
Положения пунктов 128 - 130 Порядка предоставления субсидии продублированы в полном объеме в пунктах 3.6 и 5.3 Соглашения.
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 5.3 Соглашения ответчик также обязался создать 2 новых постоянных рабочих места, осуществлять деятельность и сохранять созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Таким образом, по условиям Порядка предоставления субсидий и Соглашения ответчик должен был осуществлять деятельность и не отчуждать имущество, приобретенное за счет гранта, до 01.08.2022.
Вместе с тем, в целях проверки соблюдения ответчиком условий предоставления гранта Министерством в октябре - ноябре 2022 года была проведена выездная проверка, в ходе которой специалистами Алапаевского отдела сельского хозяйства 18.11.2022 был совершен выезд по адресу крестьянского (фермерского) хозяйства. В результате выезда было установлено, что ответчик по данному адресу не проживает, скот и сельскохозяйственная техника отсутствуют. Информация о смене юридического адреса и местонахождения хозяйства от ответчика ни в Алапаевский отдел сельского хозяйства ни в Министерство не поступала. По данным, содержащимся в базе государственного технического надзора, ответчик 06.06.2022 в целях продажи произвел снятие с регистрационного учета трактора, приобретенного за счет средств гранта, что подтверждается копией заявления о снятии с регистрационного учета и копией договора купли-продажи трактора. Согласно выписке из ЕГРИП от 07.10.2022 грантополучатель прекратил деятельность и был исключен из ЕГРИП 27.05.2022.
По результатам проверки, проверяющими был сделан вывод о том, что грантополучателем ФИО6 нарушены условия предоставления гранта и средства гранта подлежат возврату в областной бюджет.
Копия акта проверки и требование о возврате гранта от 16.12.2022 № 06-01- 82/25376 были направлены ответчику ФИО6 заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес крестьянского (фермерского) хозяйства: <...>. 27.04.2023 Министерство повторно направило ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта проверки и требования о возврате гранта. Указанные требования оставлены ответчиком без удовлетворения.
Согласно пунктам 22-23 Порядка предоставления субсидий при выявлении Министерством, Управлением или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта, грант подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения грантополучателем соответствующего требования.
Согласно отчету почтового сервера требование о возврате гранта от 16.12.2022 №06 01-82/25376, направленное Ответчику на адрес: <...>., прибыло в место вручения 20.12.2022 и ответчиком не получено.
Таким образом, срок для добровольного возврата средств гранта в областной бюджет истек 19.01.2023.
Согласно пункту 24 Порядка предоставления субсидий в случае несоблюдения грантополучателем срока возврата гранта, указанного в требовании, грантополучатель уплачивает неустойку, размеры и порядок расчета которой устанавливаются заключаемыми между Министерством и грантополучателем Соглашением о предоставлении субсидии.
По состоянию на 08.06.2023 грант в областной бюджет Ответчиком не возвращен.
Согласно пункту 6.2. Соглашения в случае нарушения срока для добровольного возврата средств гранта в областной бюджет ответчик уплачивает неустойку в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России от размера гранта, подлежащего возврату, за каждый день просрочки. В связи с чем с ответчика подлежит взысканию неустойка за период с 20.01.2023 по 08.06.2023 года в размере 103 635,00 руб.
Ответчик ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в судебное заседание представителей ФИО7, действующего на основании доверенности, адвоката Архипову Е.В.
Представители ответчика ФИО7, адвокат Архипова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что в действиях истца усматриваются признаки недобросовестного поведения, что прямо запрещено ст. 10 ГК РФ. Ответчик ФИО6 был введен в заблуждение сотрудниками Алапаевского отдела сельского хозяйства Министерства агропромышленного и потребительского рынка СО, а именно Свидетель №2, которая пояснила ФИО6 при сдаче последнего отчета в январе 2022, что он может прекращать деятельность в качестве ИП.
Представитель третьего лица Алапаевского отдела сельского хозяйства Министерства агропромышленного и потребительского рынка СО в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленного отзыва исковые требования Министерства поддержал в полном объеме, указав на те же обстоятельства, указанные представителем истца в иске.
Свидетель Свидетель №2 суду пояснила, что она работает в Алапаевском отделе сельского хозяйства, главным специалистом с 2019 года. Отчеты по предоставленному гранту у ответчика ФИО6 принимала она. Последний отчет им был предоставлен за 2021 год в январе 2022 года. Это был завершающий отчет по гранту. ФИО15 обращались к ней с вопросами по поводу прекращения деятельности ФИО6 в качестве ИП, на что она им разъясняла, что в качестве ИП он должен работать в течение срока действия соглашения от 21.07.2017 года, то есть не менее 5лет с момента получения гранта, а именно с даты получения денежных средств на счет. Что касается переписки с ФИО15 в месенджере <данные изъяты>, Свидетель №2 указала, что сообщение: «ФИО6 можно закрыть» касалось только отчетности по гранту. О прекращении сельскохозяйственной деятельности она не имела ввиду. В апреле 2022 года она не давала ФИО6 разъяснений, что он может прекратить свою деятельность.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что она является главным специалистом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. В 2017 году ФИО6 получал грант, после прохождения конкурса с ним было заключено соглашение и предоставлена сумма гранта. Средства были перечислены на его лицевой счет. После этого возникли обязательства использовать грант и отчитываться за него. ФИО6 использовал грант в полном объеме, и отчеты предоставлял в Алапаевский отдел сельского хозяйства, а специалист отдела привозил отчеты и сдавал ей. Сам получатель гранта к ней не ездил. Отчеты ФИО6 сдавались своевременно. В январе 2022 года ФИО6 сдал последний отчет за 2021 год по гранту, однако по производственной деятельности он еще должен был сдавать отчеты. О том, что ФИО6 досрочно прекратил деятельность в качестве ИП Министерству известно не было, поступила служебная записка, что ФИО6 закрыл ИП, причина ей неизвестна.
Выслушав объяснение представителя истца, представителей ответчика, заслушав свидетелей Свидетель №2, Свидетель №1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что:
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе:
-цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;
-порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 21.07.2017 года Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области и индивидуальный предприниматель ФИО8 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6 (грантополучатель), руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 19.12.2016 года №131-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 №76-ПП «Об утверждении порядка предоставлении субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2013 №110-ПП и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области» (далее – Порядок предоставления субсидий), приказом Министерства финансов Свердловской области от 26.12.2016 №510 «Об утверждении типовых форм договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из областного бюджета», заключили соглашение №504 от 21.07.2017 года о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, по условиям которого грантополучателю предоставлена из областного бюджета в 2017 году субсидия в целях финансового обеспечения затрат грантополучителя, связанных с приобретением имущества (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии со следующим его планом расходов: наименование приобретаемого имущества - КРС мясной породы, гол., количество (единиц) 13, цена за единицу 110 000,00 руб.; Пресс-подборщик, количество (единиц) 1, цена за единицу 560 000,00 руб.; трактор, количество (единиц) 1, цена за единицу 1 300 000,00 руб., итого затрат 3 290 000,00 руб., в том числе по источникам финансирования (руб.), грант на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов 2 390 000,00 руб., областной бюджет 571 000,00 руб., собственные средства (не менее 10%) 329 000,00 руб., размер гранта, предоставленного из областного бюджета в соответствии с настоящим соглашением, составил 2 961 000,00 руб. (пункты 1.1, 1.2, 2.1 Соглашения) (л.д.39-40).
Факт получения индивидуальным предпринимателем ФИО8 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6 (грантополучателем) денежных средств по соглашению №504 от 21.07.2017 в общем размере 2 961 000,00 руб. подтвержден платежным поручением № от 26.07.2017 (на сумму 2 390 000,00 руб.) и платежным поручением № от 26.07.2017 (на сумму 571 000,00 руб.) (л.д. 35-36).
Денежные средства поступили на счет ИП ФИО6, открытый в <данные изъяты> 01.08.2017 (сумма 2 390 000,00 руб.) и 31.07.2017 (сумма 571 000,00 руб.).
Таким образом, индивидуальному предпринимателю ФИО8 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6 (грантополучателю), на основании соглашения №504 о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 21.07.2017 был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 2 961 000,00 руб.
Предоставление суммы граната, в размере 2 961 000,00 руб., ответчиком не оспаривалось.
Сумма предоставленного гранта израсходована ИП ФИО6 в полном объеме, в течение 18 месяцев, что подтверждается представленными в материалы дела копией договора поставки № 17 от 19.08.2017 года, предметом которого является передача ФИО6 Пресс-подборщика «VELGER» (л.д.14), платежным поручением №12 от 05.09.2017, подтверждающим оплату за пресс-подборщик (л.д.15), счетом-фактурой №26 от 05.09.2017 года (л.д.15-оборот), товарной накладной №26 от 05.09.2017 года (л.д.16), актом приема-передачи Пресс-подборщика от 05.09.2017 года (л.д.16-оборот), актом №1 о приеме-передаче объекта основных средств – Пресс-подборщика от 05.09.2017 года (л.д.17-18), договором поставки №6 от 29.03.2018 года, предметом которого является передача ИП ФИО6 крупно рогатого скота мясной породы <данные изъяты> (л.д.19), счетом №07 от 29.03.2018 года на оплату крупно-рогатого скота, товарной накладной №100 от 17.07.2018 (л.д.20), платежным поручением №4 от 04.04.2018, подтверждающим оплату за крупно-рогатый скот, квитанцией к приходному кассовому ордеру №05 (л.д.21), актом приема-передачи крупно-рогатого скота №100 от 17.07.2018, описью живых животных к указанному акту (л.д.22), ветеринарным свидетельством от 17.07.2018 (л.д.23-24), договором купли-продажи трактора от 17.11.2019 года, по условиям которого ФИО4 продал, а ФИО6 купил трактор Беларус-82.1, <данные изъяты> 3 по цене 1 300 000,00 руб. (л.д.26), актом приема-передачи трактора от 17.11.2019, расходным кассовым ордером №4 от 17.11.2019 (л.д. 27), свидетельством о регистрации машины, паспортом самоходной машины (л.д.28), актом №3 о приеме-передаче объекта основных средств – трактора от 17.11.2019 года (л.д.29-30).
В силу подпункта 5 пункта 128 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 №76-ПП (в редакции от 31.05.2017 года, действующей на момент заключения Соглашения от 21.07.2017 года), одним из условий предоставления гранта являлось принятие грантополучателем на себя обязательства по осуществлению деятельности хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Пунктами 129 и 130 указанного Порядка предоставления субсидий установлено, что имущество, приобретенное за счет гранта, в отношении которого необходимо осуществление государственной регистрации, должно быть зарегистрировано на главу крестьянского (фермерского) хозяйства - Грантополучателя. Имущество, приобретенное с использованием средств гранта должно использоваться на территории Свердловской области и исключительно на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и не подлежит отчуждению, передаче в пользование или аренду, дарению, обмену или взносу в виде пая (вклада) или отчуждению иным образом в течение 5 лет со дня получения гранта.
Данные условия также отражены в пунктах 3.6 и 5.3 Соглашения №504 от 21.07.2017 года, заключенного с ФИО6
Так, согласно п.3.6 указанного соглашения грантополучатель не вправе отчуждать, продавать, передавать в пользование или аренду, дарить, обменивать, вносить в виде пая, вклада или отчуждать иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущество, приобретенное за счет средств гранта, в течение 5 лет со дня получения гранта.
В силу пп.5 п.5.3 Соглашения от 21.07.2017 грантополучатель обязуется зарегистрировать на главу крестьянского (фермерского) хозяйства имущество, приобретенное за счет средств гранта, использовать указанное имущество на территории Свердловской области и исключительно на развитие и осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства грантополучателя, не отчуждать (продавать, передавать в пользование или аренду, дарить, обменивать, вносить в виде пая или вклада) в течение 5 лет с даты получения гранта.
Кроме этого, согласно п.п. 6 и 7 пункта 5.3 указанного Соглашения Ответчик также обязался создать одно новое постоянное рабочее место на каждый 1 млн. рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на грант, в течение срока использования гранта; осуществлять деятельность и сохранять созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Следовательно, по условиям Порядка предоставления субсидий и Соглашения ответчик ФИО6 должен был осуществлять деятельность и не отчуждать имущество, приобретенное за счет гранта, до 01.08.2022. Именно до 01.08.2022 (включительно) ответчик в силу пунктов 128-130 Порядка предоставления субсидии и условий Соглашения должен был обеспечить осуществление деятельности возглавляемого им крестьянского (фермерского) хозяйства, не отчуждать и использовать имущество, приобретенное за счет средств гранта.
Согласно подпункту 10 пункта 5.3 Соглашения грантополучатель обязуется представлять в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - Управление) в сроки, установленные Порядком предоставления субсидии:
-отчеты о расходовании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, достижении значений показателей результативности предоставления гранта и показателях деятельности Грантополучателя по формам, утвержденным Главным распорядителем;
- копии документов, подтверждающих целевое расходование средств гранта.
Пунктом 132 Порядка предоставления субсидии установлено, что грантополучатели текущего финансового года один раз в полгода в году предоставления гранта и по истечении 24 месяцев с даты получения гранта не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным периодом, предоставляют в территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области — управления агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (с 01.04.2022- отделы сельского хозяйства Министерства) отчеты, по формам, утвержденным приказом Министерства (отчет о расходовании средств гранта и о достижении значений показателей результативности предоставления гранта), с приложением копий документов, подтверждающих целевое использование гранта в соответствии с планом расходов.
В силу пункта 133 Порядка предоставления субсидии Ответчик обязан был представить в Алапаевское управление (Алапаевский отдел) отчеты о показателях деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в срок:
до 15.01.2018 — за 2017 год;
до 15.01.2019 — за 2018 год;
до 15.01.2020 — за 2019 год;
до 15.01.2021 — за 2020 год;
до 15.01.2022 — за 2021 год.
Как указано представителем истца, и подтверждено материалами дела (формами отчетности, предоставленными представителем истца) обязательства по предоставлению отчетности о расходовании средств гранта, о достижении значений показателей результативности предоставления гранта; о показателях деятельности грантополучателя ответчик выполнил в полном объеме.
Вместе с тем, в силу п п. 4,5 п. 5.1 Соглашения главный распорядитель обязан осуществлять контроль за соблюдением грантополучателем условий, целей, и порядка предоставления гранта. В случае, если грантоплучателем допущены нарушения условий предоставления гранта, нецелевое использование гранта, не достигнуты значения показателей результативности предоставления гранта, распорядитель обязан направить грантополучатенлю требования о возврате средств гранта или части гранта в областной бюджет в срок 15 рабочих дней с даты оформления акта проверки, а в случае недостижения значений показателей результативности - в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным.
В связи с чем, в целях проверки соблюдения ответчиком условий предоставления гранта Министерством в октябре - ноябре 2022 года была проведена проверка в отношении ФИО6 В ходе проверки специалистами Алапаевского отдела сельского хозяйства 18.11.2022 был совершен выезд по юридическому адресу крестьянского (фермерского) хозяйства: <...>. Данный адрес указан как юридический адрес крестьянского (фермерского) хозяйства в разделе восьмом Соглашения, а также во всех отчетах, которые Ответчик представлял в Алапаевский отдел сельского хозяйства до 10.01.2022.
Актом проверки от 30.11.2022 года правомерного получения и эффективного использования субсидии на содействие по достижению целевых показателей реализации егиональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению «предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» предоставленного из областного бюджета ИП главе КФХ ФИО6 в 2017 году установлено, что посредством межведомственного электронного запроса в электронном виде от Федеральной налоговой службы России получена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 07.10.2022 № №, согласно которой 27.05.2022 Грантополучатель ФИО6 прекратил деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 9-11).
Кроме этого, согласно акту проверки сельскохозяйственного товаропроизводителя на наличие и сохранность маточного поголовья крупного рогатого скота, сельскохозяйственной техники, оборудования от 18.11.2022 Министерством в отношении Грантополучателя проведена выездная проверка в составе выездной комиссии Алапаевского отдела сельского хозяйства Министерства: начальника ФИО1, главных специалистов ФИО2, ФИО2. Проверка проведена по адресу регистрации Грантополучателя (<адрес>). Установлено, что по адресу регистрации Грантополучатель не проживает. Приобретенные для сельскохозяйственного использования с привлечением средств гранта:
- пресс-подборщик WELGER RP 12 № 1712 16 784,
- крупного-рогатый скот мясной породы <данные изъяты> в количестве 13 голов,
- трактор Беларус-82.1, <данные изъяты> 3,отсутствуют, местонахождение не известно.
По информации, предоставленной отделом государственного технического надзора Министерства 26.10.2022 за №, трактор Беларус-82.1, <данные изъяты> 3, зарегистрированный на гражданина ФИО6, 06.06.2022 снят с регистрационного учета.
В ходе проверки установлены факты отчуждения Грантополучателем имущества, приобретенного на средства гранта, а также прекращения Грантополучателем деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства ранее срока, установленного подпунктом 5 пункта 128 Порядка и подпункта 7 пункта 5.3 Соглашения (л.д. 9-11).
Отражённые в акте результаты проверки также подтверждаются заявлением ФИО6 в инспекцию Гостехнадзора Алапаевского района от 06.06.2022 года о снятии с учета трактора Беларус-82.1, <данные изъяты> 3 (л.д. 13), договором купли-продажи указанного трактора от 06.06.2022, который был продан ФИО6ФИО3 за 200 000,00 руб. (л.д.12), а также выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ФИО6 от 02.10.2023.
По результатам проверки, проверяющими был сделан вывод, который зафиксирован в акте проверки от 30.11.2022, о том, что грантополучателям нарушены условия предоставления гранта и средства гранта подлежат возврату в областной бюджет.
Копия акта проверки и требование о возврате гранта от 16.12.2022 № 06-01- 82/25376 (л.д. 41) были направлены грантополучателю заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес крестьянского (фермерского) хозяйства: <...>. Согласно почтовым отчетам указанные документы грантополучателем не получены (л.д. 38).
27.04.2023 Министерство повторно направило Ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта проверки и требования о возврате гранта, но уже на адрес, указанный Ответчиком в заявлении о снятии трактора с регистрационного учета: <...>. Согласно отчета почтового отправления данное заказное письмо так же не было получено Ответчиком (л.д. 37).
На момент рассмотрения спора, указанные требования о возврате суммы гранта ответчиком не исполнены.
Подпунктом 12 пункта 5.3 соглашения №504 от 21.07.2017 предусмотрено, что грантополучатель обязан возвратить в областной бюджет грант или часть гранта в течение 30 календарных дней с момента получения соответствующего требования главного распорядителя.
Согласно пунктам 22-23 Порядка предоставления субсидий при выявлении Министерством, Управлением или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта, грант подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения грантополучателем соответствующего требования.
Принимая во внимание, установленные по делу обстоятельства, условия соглашения о предоставлении гранта, учитывая, что ответчик ФИО6 не осуществлял деятельность хозяйства в течении не менее 5 лет после получения гранта, а также произвел отчуждение имущества (трактора) приобретенного с использованием средств гранта в течение 5 лет со дня получения гранта, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о взыскании с ответчика ФИО6 в бюджет Свердловской области гранта, в размере 2 961 000,00 руб.
Кроме этого, проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что Министерство выполнило все свои обязательства по соглашению № 504 от 21.07.2017, в виде предоставления из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а ответчик ФИО6 в свою очередь прекратив деятельность хозяйства в течении менее 5 лет после получения гранта, а также произведя отчуждение имущества (трактора) приобретенного с использованием средств гранта в течение 5 лет со дня получения гранта, не выполнил своих обязательств по указанному соглашению, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
Довод представителей ответчика на введение ФИО6 в заблуждение сотрудниками Министерства, а также сотрудником Алапаевского отдела сельского хозяйства Министерства агропромышленного и потребительского рынка СО Свидетель №2, признается судом несостоятельным и необоснованным, поскольку как пояснили в судебном заседании свидетели Свидетель №1, Свидетель №2, никто из сотрудников Министерства не разъяснял и не мог разъяснить ФИО6 о том, что он может прекратить деятельность в качестве ИП и отчуждать имущество ранее истечения 5 летнего срока с момента получения гранта. Приобщенная стороной ответчика переписка в мессенджере <данные изъяты>ФИО6 со свидетелем Свидетель №2 не подтверждает то обстоятельство, что сотрудник Свидетель №2 разъясняла ФИО6 право на досрочное прекращение деятельности в качестве ИП. В представленной переписке от 19.04.2022 года после фразы «ФИО6 можно закрыть» следует вопрос ответчика: «Коров можно продать? Или все таки лучше до осени?», на который ответа со стороны Свидетель №2 не последовало. Следующая переписка последовала только 08.03.2023 года. По поводу фразы: «ФИО6 можно закрыть» свидетель Свидетель №2 пояснила, что данная фраза относилась только к предоставлению отчетности по использованию средств гранта и не подразумевала ничего иного.
Кроме этого суд считает необходимым отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. п. 1 и 4 ст. 421 названного Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Указанное соглашение от 21.07.2017 №504 о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства подписано ответчиком ФИО6 собственноручно, не оспорено. Существенные условия соглашения, предусмотренные действующим законодательством, были ответчику ФИО6 понятны, в том числе в части условий обязанности осуществлять деятельность хозяйства в течении не менее 5 лет после получения гранта, а также не отчуждать имущество, приобретенное с использованием средств гранта в течение 5 лет именно со дня получения гранта.
Что касается требования стороны ответчика о применении ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В нарушение указанной нормы сторона ответчика, ссылаясь на наличие злоупотребления правом со стороны истца при подаче настоящего искового заявления, не указала, на основании каких доказательств и фактических обстоятельств по делу усматривается очевидное отклонение действий истца как участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика неустойки, суд приходит к следующему.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, оценка указанному критерию отнесена к компетенции суда первой инстанции и производится им по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех обстоятельств дела. При этом суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (часть первая); при этом правила о возможности уменьшения неустойки не затрагивают права кредитора на возмещение убытков (часть вторая).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Определения от 21.12.2000 №263-О, указал, что положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в пункте 1 статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6.2 Соглашения, в случае несовременного возврата средств гранта по требованию Главного распорядителя, грантополучатель уплачивает неустойку в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от размера гранта, подлежащего возврату, за каждый день просрочки.
Согласно п. 22 Порядка, при выявлении Министерством нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет, в течении 30 календарных дней, с момента получения грантополучателем соответствующего требования.
Судом установлено, что Министерством 16.12.2022 года в адрес ФИО6 было направлено требование о возврате субсидии, по юридическому адресу крестьянского (фермерского) хозяйства: <...>., которое прибыло в место вручения 20.12.2022 года, однако ответчиком не получено, и таким образом в течении 30 дней, в добровольном порядке данное требование ФИО6 исполнено не было.
Следовательно, неустойка подлежит начислению за период с 20.01.2023 по 08.06.2023 года, как заявлено представителем истца в исковом заявлении.
Таким образом, размер неустойки, начисленной на сумму невозвращенного гранта, в размере 2 961 000,00 руб. за указанный период составит 103 635,00 руб. (2 961 000,00 руб. х 140 дней х 1/300 х 7,50 %).
Оснований для снижения неустойки суд не усматривает, поскольку она соразмерна последствиям, которые возникли в результате ненадлежащего исполнения ответчиком, взятых на себя обязательств по соглашению о предоставлении гранта. Стороной ответчика о несоразмерности исчисленной неустойки не заявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ФИО6 в бюджет Свердловской области субсидии, в размере 2 961 000,00 руб., неустойки, в размере 103 635,00 руб.
При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333. 19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в размере 23 523,18 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ФИО6 (<данные изъяты>) о взыскании суммы предоставленной субсидии, неустойки, удовлетворить.
Взыскать с ФИО6 в бюджет Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области субсидию на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению «предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 2 961 000,00 руб., неустойку в размере 103 635,00 руб.
Взыскать с ФИО6 в доход местного бюджета МО город Алапаевск госпошлину в сумме 23 523,18 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья Е.Д.Подкорытова