Ленинский районный суд г. Омска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-762/12
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации Ленинский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Авдеевой Л.В.
с участием прокурора Поповой М.Н.
при секретаре Романове В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Омске 13 февраля 2012 года
гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Ленинской окружной избирательной комиссии №9 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Ленинской окружной избирательной комиссии №9 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета, указав, что решением Ленинской окружной избирательной комиссии №9 от 01.02.2012 года № была зарегистрирована кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №19 ФИО2, выдвинутая в порядке самовыдвижения 13.01.2012 года. 23.01.2012г. для регистрации ею были представлены подписные листы. В ходе ознакомления с подписными листами ФИО2, установлены следующие нарушения: в листах 3,4,6,11,24,27,90,101,104,105 содержатся исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, не имеющие специальной оговорки и не заверенные подписями лица, осуществляющего сбор подписей, а именно: дополнительно указаны сведения о дате рождения, в паспортных данных дополнительно указан субъект Российской Федерации - Омская область, имеются исправления в цифрах, имеются исправления в отчестве лица, осуществляющего сбор подписей, что является нарушением п.п. «з» п. 6.4 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Рабочей группой при проверке подписных листов приняты во внимание и признаны недействительными листы №11 и 90, содержащие исправления в цифрах и отчестве лица, осуществляющего сбор подписей. Однако листы №3,4,6,24,27,101,104,105, содержащие исправления в виде дописки даты, месяца и года рождения, а также дописку в виде указания субъекта Российской Федерации в адресе лица, осуществляющего сбор подписей, необоснованно отклонены. Полагает, что нарушены требования законодательства об обязательных оговорах всех исправлений, изменений, поправок в написанное. Несмотря на указанные нарушения, Ленинской окружной избирательной комиссией №9 единогласно принято решение о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета. Просит отменить решение Ленинской окружной избирательной комиссии №9 от 01.02.2012 года №.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель заявителя ФИО1 - ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по вышеуказанным основаниям, исключив из требований ссылку на недействительность подписного листа №104. Дополнительно указал, что решением Омской городской избирательной комиссии № от 13.12.2011г. определено максимальное количество подписей избирателей по одномандатному избирательному округу №19 - 476 подписей. ФИО4 представлено для проверки 481 подпись, что противоречит п.2 ст.38 Закона №67-ФЗ и п.3 ст.24 Закона Омской области №456-ОЗ. Поскольку подписные листы, поданные ФИО2, содержат количество подписей, превышающее максимально допустимое, считает, что документы, представленные ФИО2, необходимые для ее регистрации, оформлены с нарушением требований Закона №67-ФЗ, следовательно, комиссия должна была отказать ФИО2 в регистрации кандидатом в депутаты, либо признать лишние подписи недействительными.
Представитель Ленинской окружной избирательной комиссии №9 - ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.20-22). Считает решение Ленинской окружной избирательной комиссии №9 от 01.02.2012 г. № законным. Пояснила также, что 13.01.2012г. ФИО2 представила в окружную избирательную комиссию подписные листы, содержащие 481 подпись избирателей в поддержку ее выдвижения. Рабочая группа по проведению проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и подписях избирателей, признала 22 подписи избирателей недействительными и рекомендовала Ленинской окружной избирательной комиссии №9 одномандатного избирательного округа №19 зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета. Решением Ленинской окружной избирательной комиссии №9 одномандатного избирательного округа №19 от 01.02.2012 года № ФИО2 зарегистрирована кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №19. Находит ссылку заявителя на то, что в подписных листах нарушен порядок написания информации о лице, осуществляющем сбор подписей, несостоятельной, так как порядок написания указанных сведений в подписном листе, их очередность указания не регламентирован избирательным законодательством. Наличие лишних подписей не является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты, а признание лишних подписей недействительными не предусмотрено законом.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена.
Представители ФИО2 - ФИО6 и ФИО7, действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителя, указав, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, созданная рабочая группа Окружной избирательной комиссии №9 по проверке подписных листов осуществила проверку всех собранных в поддержку кандидата ФИО2 подписей избирателей. После проведения тщательной проверки и выявления недействительных подписей было принято решение о регистрации кандидата ФИО2 на основании достаточного количества действительных подписей избирателей, собранных и представленных в избирательную комиссию. При проведении проверки избирательной комиссией учитывались требования п.п. «з» п.6.4 ст.38 Закона №67-ФЗ. Оспариваемые подписные листы №3,4,6,11,24,27,90,101,105 содержат всю необходимую информацию, которую собственноручно внесли соответствующие лица, осуществлявшие сбор подписей, без каких-либо исправлений. В соответствии с действующим законодательством, лицо, осуществлявшее сбор подписей обязано заверить лишь имеющиеся исправления в информации внесенной им в подписной лист, а дописка, не является исправлением и не может являться основанием для признания подписей недействительными, так как обязанность специально оговаривать внесение каких-либо записей, слов и отдельных штрихов на свободные места в подписном листе с целью изображения полноты информации отсутствует, если от этого не изменяется восприятие сведений о лице. Указание лицом, собиравшим подписи другой чернильной пастой в необходимых для этого полях слов «Омская область», «паспорт», «дата рождения» и др. не препятствует правильному восприятию информации о нем, не приводит к необходимости изменять какие-либо элементы уже написанного текста. Наличие лишних подписей не является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты, а признание лишних подписей недействительными не предусмотрено законом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.34 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с п.2 ст.23 Закона Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, должно составлять один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Решением Омской городской избирательной комиссии от 13.12.2011г. № «О количестве подписей, необходимых для регистрации списков кандидатов, кандидатов на выборах депутатов Омского городского Совета пятого созыва 4 марта 2012 года» (л.д.30-33) определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов по одномандатному избирательному округу №19 на выборах депутатов Омского городского Совета пятого созыва - 433 подписи, максимальное количество подписей, которое может быть представлено для регистрации (не более чем на 10%) составляет 476 подписей.
Решением Омской городской избирательной комиссии № от 23.12.2011 года сформирована Ленинская окружная избирательная комиссия № 9 в количестве 14 членов с правом решающего голоса, председателем которой назначен Е.В.Л. (л.д.27-29).
13.01.2012г. ФИО2 уведомила окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу №19 по выборам депутатов Омского городского Совета о своем намерении баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Омского городского Совета, представив соответствующее заявление (л.д.34). 23.01.2012г. кандидатом ФИО2 представлены подписные листы с подписями, собранными в ее поддержку.
Порядок сбора подписейв поддержку выдвижения кандидатов предусмотрен ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 12 которой предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 23 Закона Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области», которой также предусмотрено, что формы подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Закону.
Протоколом об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО2 в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №19 (л.д.39-40) подтверждается, что кандидатом ФИО2 представлены для проверки подписные листы в двух папках (№1 на 60 листах и №2 на 54 листах), содержащие подписи избирателей в количестве 481 штуки (255 и 226 соответственно).
Порядок проверки представленных подписей избирателей предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с пунктом 3 ст.38 законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 4,5 ст. 24 Закона Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» и пункте 3 Порядка сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов, приема и проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов при проведении выборов депутатов Омского городского Совета пятого созыва 4 марта 2012 года, утвержденного решением Омской городской избирательной комиссии № от 23.12.2011 года.
В соответствии с п.п. «з» п. 6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме, что также предусмотрено п.п. «з» п.6 ст. 24 Закона Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» и п.п. «з» п.3.10 Порядка сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов, приема и проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов при проведении выборов депутатов Омского городского Совета пятого созыва 4 марта 2012 года, утвержденного решением Омской городской избирательной комиссии № от 23.12.2011 года.
Решением от 30.12.2011г. № Ленинской окружной избирательной комиссией №9 была создана рабочая группа по проверке правильности оформления подписных листов с подписями, собранными в поддержку кандидатов в депутаты Омского городского Совета пятого Созыва по одномандатным избирательным округам №19,20 (л.д.158-160).
Факт проведения проверки рабочей группой, подписных листов, представленных ФИО2, подтверждается ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Омского городского Совета ФИО2 от 26.01.2012г. (л.д.37), из которой следует, что в результате проверки выявлено 22 недействительных подписи, в том числе указано на подписные листы №11 и №90, содержащие исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей и удостоверявшем подписные листы.
Из представленного суду итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей от 31.01.2012г. (л.д.39-40), следует, что ФИО2 для регистрации была представлена 481 подпись избирателей, после проверки которых, недействительными признаны 22 подписи, что соответствует 4,6%. На основании данного протокола, 01.02..2012 года Ленинской окружной избирательной комиссией №9 принято решение №, которым ФИО2 зарегистрирована кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №19 (л.д.41).
В судебном заседании не нашли свое подтверждение доводы заявителя о недействительности 7 подписных листов, по причине наличия специально не оговоренных исправлений. Судом были исследованы все подписные листы, представленные ФИО2 для проверки (л.д.44-157). Так, в подписных листах №3,4,101,105: дата и месяц рождения лица, осуществляющего сбор подписей, расположены над его годом рождения, а в подписных листах №6,24,27 - над адресом места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, указан субъект Российской Федерации - Омская область, какие-либо элементы написанного текста не изменены.
При этом, представитель заявителя в судебном заседании не оспаривал, что сведения, на которые он ссылается, произведены в подписных листах лицом, осуществлявшем сбор подписей, а также факт их внесения до представления подписных листов в избирательную комиссию.
По смыслу ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» лицо осуществлявшее сбор подписей обязано заверить лишь имеющиеся исправления в информации, внесенной им в подписной лист, а обязанность специально оговаривать внесение каких-либо записей, слов и отдельных штрихов на свободные места в подписном листе с целью изображения полноты информации отсутствует, если от этого не изменяется восприятие сведений о лице.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в обозревавшихся подписных листах отсутствуют исправления, которые могли бы привести к иному прочтению содержащихся в них сведений, а имеющиеся сведения не препятствуют их однозначному восприятию. Таким образом, оснований для признания подписей избирателей, содержащихся в подписных листах №3,4,6,24,27,101,105, судом не установлено.
Пункт 24 статьи 38Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 17 статьи 24Закона Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» приводят исчерпывающий перечень основанийдля отказа в регистрации кандидата, поэтому суд находит не основанным на законе довод представителя заявителя о необходимости отказа ФИО2 в регистрации ее кандидатом в депутаты, в связи с представлением ею для проверки подписных листов содержащих количество подписей, превышающее максимально допустимое.
Кроме того, излишне представленные подписи избирателей не могут быть признаны недействительными по решению окружной избирательной комиссии, поскольку нет на это прямого указания в законе.
В соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.п. «д» п.17 ст. 24 Закона Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Также аналогичные положения содержатся в п.п. «ж» п.6.3. Порядка выдвижения и регистрации кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Омского городского Совета пятого созыва 4 марта 2012 года, утвержденного решением Омской городской избирательной комиссии № 13-55 от 08.12.2011 года.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа в регистрации кандидата ФИО2, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, суду не представлено.
Таким образом, судом не выявлено каких-либо нарушений порядка регистрации кандидата в депутаты Омского городского Совета ФИО2, а также установлено, что имеет место наличие менее 10% недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, представленных ФИО2, а именно: 22 из 481 подписи, что в процентном соотношении составляет 4,6%. Общее количество достоверных подписей избирателей (454 подписи) является достаточным для осуществления регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты. При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отказа в регистрации кандидата ФИО2 и считает решение Ленинской окружной избирательной комиссии №9 о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Омского городского Совета соответствующим требованиям закона.
При установленных обстоятельствах, довод заявителя о наличии излишнего количества подписей избирателей, а именно 481, вместо положенных 476 подписей, не может повлиять на выводы суда, поскольку ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как и ст. 24 Закона Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» такое основание для отказа в регистрации кандидата не предусмотрено.
Нарушений прав заявителя вышеуказанным решением, судом не установлено.
На основании изложенного, суд полагает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения Ленинской окружной избирательной комиссии №9 от 01.02.2012 года № «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №19» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья -
Решение в окончательной форме изготовлено 13 февраля 2012 года.
Решение вступило в законную силу 24 февраля 2012 года.