ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-762/15 от 16.06.2015 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2–762/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2015 года г. Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи – Кузнецовой Л. А.

при секретаре – Андреевой Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «С.» об отмене предписания от 28 апреля 2014 года, выданного Отделом надзорной деятельности Волховского района УНД Главного управления МЧС РФ по Ленинградской области,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «С.» далее (ООО «С.») обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с заявлением об отмене предписания от 28 апреля 2014 года, выданного Отделом надзорной деятельности Волховского района УНД Главного управления МЧС РФ по Ленинградской области, указав в обоснование требований, что 28 апреля 2014 года по результатам проверки, проведенной отделом надзорной деятельности Волховского района УНД Главного управления МЧС России по Ленинградской области в период с 17 апреля 2014 года по 28 апреля 2014 года заявителю было выдано предписание «по устранению нарушений, установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», подписанное заместителем начальника ОНД Волховского района К.

Заявитель полагает, что требования, содержащиеся в упомянутом предписании не основаны на законе, а выполнение мероприятий, перечисленных в нем, повлечет непроизводительные расходы для предприятия, что в свою очередь является нарушением прав и законных интересов заявителя. ООО «С.» не является организацией, уполномоченной на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороне. Обязанность по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований, а также создано и хранении средств индивидуальной защиты возникает только для предприятий, которые имеют опасные производственные объекты. Таких объектов ООО «С.» не имеет. ООО «С.» не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не обязано обеспечивать своих работников средствами индивидуальной защиты, финансировать их приобретение.

Определением суда от 04 февраля 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель начальника отдела надзорной деятельности Волховского района Ленинградской области – заместитель главного государственного инспектора Волховского района по пожарному надзору К. (л.д. 4).

В судебном заседании 08 мая 2015 года представитель заявителя Б. дополнил основания заявленных требований, указав, что оспариваемое предписание составлено в нарушением требований к его форме, поскольку в предписании не указаны мероприятия по устранению выявленных нарушений (л.д. 183).

В судебном заседании представитель заявителя Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142), заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Полагал, что срок для обращения в суд с заявлением об отмене оспариваемого предписания не пропущен, поскольку в установленный трехмесячный срок ООО «С.» обратилось в арбитражный суд. Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27 января 2015 года производство по делу было прекращено, поскольку дело неподсудно Арбитражному суду.

Заинтересованное лицо и представитель заинтересованного лица отдела надзорной деятельности Волховского района УНД Главного Управления МЧС России по Ленинградской области К., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96), в судебном заседании с доводами заявителя не согласился. Полагал, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, проверка проведена в соответствии с действующим законодательством.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя Б., заинтересованное лицо и представитель заинтересованного лица отдела надзорной деятельности Волховского района УНД Главного Управления МЧС России по Ленинградской области К., приходит к следующему.

Установлено, что 17 апреля 2014 года по 28 апреля 2014 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности Волховского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области – заместителем главного государственного инспектора Волховского района по пожарному надзору подполковником внутренней службы К. проведена плановая проверка в отношении ООО «С.», расположенного по адресу: <адрес> по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные ООО «С.» в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: отсутствует приказ о создании органа повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуации; не спланирована работа комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ); отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации ЧС; план действий по предупреждению и ликвидации ЧС не согласован в установленном порядке; не спланированы и не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; не созданы резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не определена номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также не ведется контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением; не проходят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; не проводятся командно штабные учения или штабные тренировки в организации 1 раз в год продолжительностью до 1 суток; не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования (далее НАСФ) организации; НАСФ организации не оснащены специальным оборудованием, снаряжением, материалами; руководители звеньев НАСФ организации не обучены в учебно-методическом центре и (или) на курсах гражданской обороны; не организовано обучение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций руководящего состава организации; уполномоченный в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организации не прошел обучение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности не прошел обучение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; не осуществляется в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС; организация не обеспечила средствами индивидуальной защиты работников своей организации и подведомственных им объектов производственного и социального назначения; не определена номенклатура, объемы средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) организации; не осуществляется контроль за созданием, хранением и использованием запасов (резервов) средств индивидуальной защиты; не созданы в установленном объеме запасы медицинских средств индивидуальной защиты; уполномоченным на решение задач в области защиты населения организации не готовятся предложения по номенклатуре и количеству средств индивидуальной защиты; информация по номенклатуре и количеству средств индивидуальной защиты ежегодно не направляется в органы по делам ГОЧС органа местного самоуправления; информация по номенклатуре и количеству средств индивидуальной защиты ежегодно не направляется в Главное управление МЧС России по Ленинградской области; средства индивидуальной защиты в запасах (резервах) организации хранятся не на складах этой организации; средства индивидуальной защиты, находящиеся в запасах (резервах) организации, по истечении назначенного им срока хранения, утрате ими защитных и эксплуатационных характеристик не освежаются; не проводятся периодические испытания средств индивидуальной защиты с целью проверки их защитных и эксплуатационных характеристик; не определено должностное лицо организации, ответственное за контроль за накоплением средств индивидуальной защиты в запасах (резервах), их хранением и использованием по прямому назначению; не организовано оповещение работников организации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

По результатам проверки должностным лицом ГУ МЧС России 28 апреля 2014 года выдано предписание , которым предписано в срок до 19 января 2015 года устранить указанные нарушения (л.д. 13-16).

В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены их права и свободы.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти или его должностного лица, и права организации не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Установлено, что 25 июля 2014 года ООО «С.» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 174).

Установлено, что определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27 января 2015 года производство по делу было прекращено, поскольку дело неподсудно Арбитражному суду (л.д. 175-180).

Установлено, что с заявлением об отмене предписания от 28.04.2014 ООО «С.» обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области 23 января 2015 года (л.д. 9).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «С.» не пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании предписания от 28 апреля 2014 года, выданного Отделом надзорной деятельности Волховского района УНД Главного управления МЧС РФ по Ленинградской области.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом "ж" статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).

Пунктом 2 означенного Порядка установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Согласно пункту 3 названного Порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций решением администраций предприятий, учреждений и организаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов.

Пунктом 5 Порядка установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

При этом, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом (пункт 4 Порядка).

Довод заявителя о том, что ООО «С.» не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи, с чем требования, содержащиеся в оспариваемом предписании не основаны на законе, а выполнение мероприятий, перечисленных в нем, повлечет непроизводительные расходы для предприятия, основан на неверном толковании норм Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, которым обязанность по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложена на все организации независимо от их принадлежности к тому или иному классу объектов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ установлена обязанность организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обязанность планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (пункт "а").

Указанная обязанность организаций корреспондирует праву граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; использования в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций средств коллективной и индивидуальной защиты и другого имущества органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является, в том числе организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 (далее - Положение), в силу п. 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом N 68-ФЗ.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (пункт 3 Положения).

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 23 Положения).

Согласно Приказу МЧС России от 16.02.2012 г. N 70ДСП (зарегистрирован в Минюсте России 27.03.2012 г. за N 23622), являющемуся организационно-методическим руководством планирования действий в рамках единой системы, а именно п. 115, организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны и защиты населения в соответствии с типовым планом согласно приложению N 12 Приказа.

Таким образом, ООО «С.», являясь юридическим лицом, на основании п. "а" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ обязано планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций.

При этом следует учитывать, что из положений Федерального закона N 68-ФЗ не следует, что данная обязанность распространяется только на организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения) и организации, расположенные в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающие в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления.

Суд также приходит к выводу, что довод заявителя о том, что поскольку ООО «С.» не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, то не обязано обеспечивать своих работников средствами индивидуальной защиты, финансировать их приобретение, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Как отмечалось ранее в соответствии с п. 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В соответствии с п. 6, 7 упомянутого Положения на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами единой системы являются на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В соответствии с п. 8 Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Пунктом 6 Положения N 794 предусмотрено также, что на каждом уровне единой системы создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.

Положения п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 о создании резервов финансовых ресурсов распространяются как на органы местного самоуправления так и на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Пунктом 7, 8 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года предусмотрено, что на объектовом уровне координационными органами единой системы являются комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Пунктами 10, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 на организации возложена обязанность по созданию органа повседневного управления единой системы (на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов); постоянно действующего органа управления единой системы (на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны).

Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Положение N 547) определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения N 547 подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население).

В силу подпункту "а" пункта 4 Положения N 547 подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

Таким образом, суды приходит к выводу, что ООО «С. должно осуществить обучение работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с пунктом 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 №993, зарегистрированным с Минюсте РФ 19.01.2006 № 7384 (далее Положения N 993, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношения) накопление средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно пункту 4 Положения N 993 обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Пунктом 6 Положения N 993 предусмотрено, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО); в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

В соответствии с пунктом 8 Положения N 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:

для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

В силу пункта 9 Положения N 993 для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):

медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;

дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

В соответствии с пунктом 25 Положения N 993 организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.

С учетом приведенных нормативных документов, принимая во внимание то обстоятельство, что на территории <адрес> расположен химически опасный объект ОАО «Ц.», включенный в реестр химически опасных объектов, расположенных на территории Ленинградской области, в производстве которых используется большое количество химически опасных веществ, и при возможных авариях на данном химически опасном объекте, территория <адрес>, в том числе территория ООО «С.», окажется в зоне химического заражения, суд признает доводы ООО «С.» несостоятельными и приходит к выводу о том, что ООО «С.» не выполняет обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные действующим законодательством (л.д. 153-167, 170-171).

Как отмечалось ранее обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-фз "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и предусматривают меры планирования и организационной подготовки по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях чрезвычайной ситуации, обучению работников организаций способам защиты и действиям в условиях чрезвычайной ситуации, создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания, поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного порядка установлен Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и предусматривает обучение населения по месту работы, как и обучение руководителей организаций и лиц, ответственных за проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Ленинградской области, на основании действующего федерального законодательства, принят Областной закон Ленинградской области от 13 ноября 2003 г. N 93-оз "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, когда такое создание формирования предусмотрено законодательством, либо по решению администрации организации в порядке, предусмотренном законодательством, как установлено п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-фз "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

Положения указанных законов и постановлений конкретизированы в ряде нормативных актов, обязательных для исполнения организациями, находящимися на территории Ленинградской области.

Материалами дела установлено, что действительно ООО «С.» не организовано проведение мероприятий, направленных на реализацию требований федерального и регионального законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части создания нештатных аварийно-спасательных формирований.

Судом также не может быть принят во внимание довод представителя заявителя о том, что у ООО «С.» отсутствуют финансовые возможности для реализации требований федерального и регионального законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку ООО «С. является управляющей компанией и полученные от собственников жилья денежные средства может расходовать только на ремонт и содержание общего имущества многоквартирных домов.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций может осуществляться за счет средств предприятия.

В частности в п. 7 указано, что финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет:

средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов;

средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;

средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов;

собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" предусмотрено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в пункте 1 настоящего Постановления, финансируются:

- бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

- организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Все мероприятия, направленные на выполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняются в процессе производственной деятельности предприятия и связаны с производственной деятельность и целью создания ООО «Сясьстройский ЖКС». Вопросы финансирования мероприятий, находящихся вне сферы деятельности предприятия, разрешаются в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством муниципального образования, на территории которого создается единая система предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Установлено, что обязанность по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток, предусмотрена п. 8 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года.

В п. "з" ст. 14 Закона N 68-ФЗ предусмотрена обязанность организации по оповещению работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В обоснование заявления ООО «С.» ссылается на то, что оспариваемое предписание составлено с нарушением требований к его форме, поскольку в предписании не указаны мероприятия по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.) государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций) осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2005 г. N 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций) (пункт 2 Положения).

В силу пункта 4 Положения органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением органами местного самоуправления установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (подпункт "а"); организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти (подпункт "д").

Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право: а) осуществлять проверку деятельности органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; в) выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пункт 6 Положения).

Согласно статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Суд, приходит к выводу, что отсутствие указания в оспариваемом предписании мероприятий по устранению выявленных нарушений не свидетельствует о грубом нарушении со стороны Отдела ГУ МЧС России и его должностных лиц, при совершении которых оспариваемое предписание может быть признано недействительным.

Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО «С.» об отмене оспариваемого предписания, выданного Отделом надзорной деятельности Волховского района УНД Главного управления МЧС РФ по Ленинградской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

требования Общества с ограниченной ответственностью «С. » об отмене предписания от 28 апреля 2014 года, выданного Отделом надзорной деятельности Волховского района УНД Главного управления МЧС РФ по Ленинградской области, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.

Мотивированное решение составлено с учетом выходных дней 22 июня 2015 года.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.