Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сосновоборский городской суд в составе:
- судьи – Астраханцевой Е.Ю.
- при секретаре – ФИО4
с участием:
- истца – ФИО3
- представителя ответчика администрации <адрес> согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО5
- представителя ответчика УСЗН администрации <адрес> согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО6
- заинтересованного лица – ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации <адрес>, Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> о взыскании пособия по уходу за ребенком, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с иском о взыскании с УСЗН администрации <адрес>, администрации <адрес> не выплаченного ему пособия по уходу за ребенком ФИО11 Михаилом, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 64783 рубля 62 копейки, компенсации морального вреда в размере 70000 рублей, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске по уходу за ребенком. Для получения пособия по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет подал в УСЗН администрации <адрес> необходимые документы. Однако представители УСЗН администрации <адрес> по надуманным поводам, незаконно, неоднократно отказывались брать у него данные документы, не назначили пособие, при его обращениях вели себя грубо, унижающе его достоинство, в связи с чем он был вынужден за защитой своих прав обратиться в прокуратуру <адрес>. Однако хотя прокурор <адрес> установил незаконность действий УСЗН по отказу в назначении ему пособия по уходу за ребенком, данное пособие ему так и не было назначено с ДД.ММ.ГГГГ и не было выплачено.
В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержал, пояснил, что после рождения сына Михаила, <данные изъяты> года рождения, его супруга ФИО2 находилась сначала на больничном, потом в очередном отпуске в МУ МВД России «<данные изъяты>», затем ДД.ММ.ГГГГ вышла на работу, т.к. они решили, что именно он (ФИО3) будет находиться в отпуске по уходу за ребенком. В марте 2013 года они с женой обратились в УСЗН администрации <адрес> для назначения ему пособия по уходу за ребенком, но инспектором ему было указано на необходимость регистрации сына по месту проживания отца в <адрес>, что он и сделал, зарегистрировав Михаила по месту пребывания по месту своей регистрации по месту проживания. В дальнейшем они неоднократно с женой приезжали в УСЗН <адрес>, пытались отдать инспектору пакет необходимых документов, но инспектор вела себя грубо, на повышенных тонах, даже заявила о том, что справка с места работы жены – МУ МВД России «<данные изъяты>» о том, что ФИО2 не находилась в отпуске по уходу за ребенком и не получала пособие – вообще «сфальсифицирована». Только в августе 2013 года, после неоднократных попыток сдать документы, документы у них приняли, и через несколько дней направили ему письменный отказ о несоответствии справки с места работы жены ФИО2, вернули все поданные документы. Он вынужден был обратиться с жалобой в прокуратуру <адрес>, после чего его жалоба была признана подлежащей удовлетворению, ему позвонили из УСЗН и сказали снова подать возвращенные ему документы, что он и сделал, не заменяя справку с места работы жены. Однако и с этой же справкой, как ему стало известно, ему было назначено пособие по уходу за ребенком, хотя денежные средства ему еще не выплачены. Ответчиками по делу считает и УСЗН администрации <адрес>, и администрацию <адрес>, т.к. администрация <адрес> не приняла необходимых мер по контролю работы УСЗН, не защитила его права. Компенсацию причиненного ему морального вреда он оценивает равной 70000 рублей, т.к. около года они с женой постоянно вынуждены были являться в УСЗН, их законные требования беспричинно не выполнялись по надуманным поводам, сотрудником УСЗН в их адрес допускалась грубость, они и их малолетний ребенок длительное время были лишены необходимых средств существования.
Представитель ответчика УСЗН администрации <адрес> ФИО6 исковые требования не признала, ссылаясь на то, что пособие по уходу за ребенком ФИО3 уже назначено ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из размера 5889 рублей 42 копейки в месяц. Денежные средства еще выплачены не были в связи с тем, что еще не было финансирования за декабрь. УСЗН администрации <адрес>, получив представление прокурора <адрес>, обратилось в Министерство социальной политики <адрес> с просьбой разъяснения, возможно ли ФИО11 назначить пособие по уходу за ребенком с представленной им справкой с места работы жены, т.к. из нее не было понятно, выплачивалось ли ей ранее пособие по уходу за ребенком. Когда Министерство социальной политики разъяснило им, что ФИО11 должно быть назначено пособие на основании представленных им документов, они сразу же вынесли об этом решение. По электронной базе обращений в УСЗН администрации <адрес> усматривается, что ФИО3 обращался только ДД.ММ.ГГГГ за консультацией по поводу необходимых для подачи документов, затем ДД.ММ.ГГГГ он принес не полный пакет документов, которые поэтому не приняли, ДД.ММ.ГГГГ документы ФИО11 были приняты УСЗН, а ДД.ММ.ГГГГ – возвращены ему в связи с принятием решения об отказе в назначении ему пособия по уходу за ребенком. Поэтому считает, что размер компенсации морального вреда, взыскиваемый истцом, является завышенным.
Представитель администрации <адрес> исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в полномочия администрации <адрес> вообще не входит назначение пособий по уходу за ребенком, данные полномочий делегированы УСЗН. В администрацию с данным вопросом ФИО3 и не обращался.
Заинтересованное лицо ФИО2 исковые требования поддержала, ссылаясь на то, что им с мужем неоднократно УСЗН отказывало в приеме документов, даже обвиняли их в предоставлении поддельных справок, хотя потом на основании этих же справок пособие было назначено. Однако денежные средства им до сих пор не выплатили, говоря, что выплачивать будут частями из-за отсутствия необходимого финансирования. Она (ФИО2) для получения их семьей положенного им пособия по уходу за ребенком была вынуждена неоднократно отпрашиваться с работы, брать отпуска за свой счет. Когда инспектор УСЗН предъявила ей претензии по поводу справки, выданной бухгалтерией о том, что она (ФИО11) пособие по уходу за ребенком не получала, она предлагала инспектору созвониться с бухгалтером и решить вопрос, как составить справку, которая бы устраивала УСЗН, но инспектор УСЗН в грубой форме ей отказывала.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению путем взыскания не выплаченного пособия с надлежащего ответчика – УСЗН администрации <адрес>, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на иждивении ФИО3 и ФИО2 находится их малолетний сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать ребенка – ФИО2 после рождения ребенка и нахождения в очередном отпуске, не стала находиться в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ приступила к исполнению своих трудовых обязанностей в МУ МВД России «<данные изъяты>». Не работающий ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ фактически осуществляет уход за ребенком ФИО11 Михаилом. На поданное ДД.ММ.ГГГГ в УСЗН администрации <адрес> заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком и.о. руководителя УСЗН администрации <адрес> ФИО8 отказала ФИО11 в назначении и выплате данного пособия в связи с тем, что из представленных им документов невозможно сделать вывод о периоде получения (неполучения) пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком его женой ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> на основании ранее поданных ФИО3 документов, без внесения в них изменений, было принято решение о назначении ему пособия по уходу за ребенком на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – до достижения ФИО11 Михаилом возраста 1,5 лет. На день рассмотрения дела судом пособие ФИО3 выплачено не было.
В соответствии со ст.13 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно ст.14 данного ФЗ, данным лицам ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.
На основании ст.17.2, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
В соответствии с п.8 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции, действовавшей до августа 2013 года), при приеме заявления организация, назначающая пособия, выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления (при направлении заявления по почте - направляет извещение о дате получения (регистрации) заявления в 5-дневный срок с даты его получения (регистрации). В случае если к заявлению, направленному по почте в организацию, назначающую пособия, не приложены или приложены не все документы, предусмотренные настоящим Порядком, организация, назначающая пособия, возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения (регистрации) этих документов заявление и приложенные к нему документы. Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.
Согласно п.п.5, 5.1 данного Приказа, лицо, имеющее право на получение пособий, подает заявление и приложенные к нему документы: лично, почтой, электронной почтой.
На основании п.6 Приказа, лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий вправе по своей инициативе представить необходимые для назначения и выплаты пособия документы в полном объеме.
Пунктом 41 Приказа предусмотрено, что для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком при неиспользовании матерью ребенка отпуска по уходу за ребенком, лицам, фактически осуществляющими уход представляются документы, предусмотренные пунктом 54 настоящего Порядка, а также справка с места работы (учебы, службы) матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает пособие по уходу за ребенком. В случае если на момент обращения за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанная справка отсутствует, до ее представления она может быть заменена копией заявления матери, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, заверенной по месту его подачи (по месту работы, учебы, службы матери или в органе социальной защиты населения).
В соответствии с п.п.45, 46 Приказа ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается: лицам, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 39 настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет;
Согласно п.п. 47, 48 Приказа, при уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
На основании п.51 Приказа, лицам, указанным в подпунктах "д" и "е" пункта 39 настоящего Порядка, пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, ежемесячно, не позднее 26 числа месяца следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами, исходя из размеров пособий, назначенных в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пунктом 58 Приказа предусмотрено, что решение о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается в 10-дневный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 представил в УСЗН администрации <адрес> все предусмотренные законом документы, необходимые для назначения ему пособия по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ года. Однако и.о. руководителя УСЗН администрации <адрес> ФИО8 (исполнитель ФИО9) по заявлению ФИО11 было принято незаконное решение о возврате ФИО11 представленных им документов( хотя в соответствии с требованиями федерального законодательства, данные документы не могли быть ему возвращены, т.к. они были поданы в полном объеме, в том числе, и справка с места работы матери ребенка. Неясность для должностного лица, в чьи должностные обязанности входит защита прав и законных интересов лиц, осуществляющих уход за малолетними детьми, содержания данной справки, основанием для возврата документов, если они поданы в полном объеме, не является). Из содержания решения об отказе ФИО3 в назначении пособия по уходу за ребенком также не усматривается предусмотренных законом оснований для принятия данного решения. Согласно представленной МУ МВД России «<данные изъяты>» справки о том, что ФИО2с ДД.ММ.ГГГГ не находится в отпуске по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, у ФИО3 имеются все предусмотренные законом основания для получения данного пособия. Содержание данной справки конкретно, соответствует требованиям Приказа Минздравсоцразвития, не допускает «двоякого» толкования, отражает именно наличие у ФИО3 оснований для получения пособия по уходу за ребенком.
Поскольку составление данной справки не входит в обязанности заявителя, он должен только получить ее и представить в орган, назначающий пособия по уходу за ребенком, что ФИО11 в соответствии с требованиями закона было выполнено, ставить право ФИО11 на получение пособия по уходу за ребенком в зависимость от содержания справки (не устраивающего инспектора УСЗН не по существу, а по форме изложения), является незаконным. В данном случае в соответствии с требованиями п.п.5.1, 6, 41 Приказа Минздравсоцразвития ««Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», УСЗН при возникновении каких-либо неясностей и необходимости проверки достоверности представленной заявителем информации, обратиться в МУ МВД России «<данные изъяты>» для ее проверки. Для назначения ФИО11 данного пособия первоначально было достаточно и письменного заявления ФИО2 о ее не нахождении в отпуске по уходу за ребенком, удостоверенного по месту ее работы.
В связи с изложенным, ФИО3 имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2013 года, поскольку на день принятия судом решения данное пособие ему ответчиком выплачено не было, право ФИО3 на получение пособия за декабрь на ДД.ММ.ГГГГ не нарушено.
Исходя из размера ежемесячного пособия – 5889 рублей 42 копейки, не оспариваемого сторонами, взысканию с УСЗН администрации <адрес> в пользу ФИО3 подлежит: 5889,42 х 10 (с февраля по ноябрь 2013 года) + (5889,42:31 х 9 – с ДД.ММ.ГГГГ года) = 60604 рубля 03 копейки.
Исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, т.к. в соответствии со ст.ст.151, 1099, 1100 ГК РФ, вред причиненный имущественным интересам гражданина в связи с не получением им предусмотренных законом мер социальной защиты, основанием для компенсации морального вреда не является.
Взысканию с УСЗН администрации <адрес>, кроме того, в соответствии со ст.ст.94, 98 ГПК РФ подлежат: в пользу ФИО3 – возврат уплаченной им при подаче иска госпошлины в размере 400 рублей, в доход бюджета – 1743 рубля 51 копейка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Управления социальной защиты администрации <адрес> в пользу ФИО3 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2013 года на сумму 60604 рубля 03 копейки, возврат госпошлины в размере 400 рублей, на общую сумму 61004 рубля 03 копейки.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в доход бюджета госпошлину в размере 1618 рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сосновоборский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Астраханцева Е.Ю.