К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Калининский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего О.С.В.
при секретаре МЕА,
с участием пом. прокурора <адрес>ВАБ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Калининский районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в котором указал, что в целях выявления сайтов, содержащих сведения о готовящихся либо совершаемых преступлениях, прокуратурой района осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено, что на сайте http://www.city- n.ru/view/84014.html размещена информация, содержащая сведения о порядке фальсификации результатов голосования граждан на выборах. В соответствии с ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №) выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. В силу ч.ч. 3, 7 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Согласно ст. 44 Федерального закона № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. В соответствии со ст. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, а также граждан не допускается. Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. Согласно ст. 57 Федерального закона № 20-ФЗ информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых- деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Диспозиция ч. 1 ст. 141 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей. За изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ. Перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности получения нужного результата на выборах, за который предусмотрена административная и уголовная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр). В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно п. 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила). Согласно пунктам 2,3 названных Правил, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Таким образом, размещенные на странице интернет-сайта http://www.cily-n.ru/view/84014.html материалы содержат инструкцию по избирательному процессу, которая может быть использована вопреки требованиям действующего законодательства в качестве руководства по совершению преступных деяний. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, защиты прав и законных интересов других лиц, и охраняемых интересов общества и государства в целом.
На основании изложенного прокурор просит суд: Признать информацию, содержащуюся на Интернет - странице http://www.city-n.ru/view/84014.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании пом.прокурора <адрес>ВАБ поддержал доводы, указанные в заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по ЮФО извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв на заявление, в котором против удовлетворения требований прокурора не возражал, а также просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причин своей неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело без его участия.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела без участия представителей заинтересованных лиц.
Выслушав пом. прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. В соответствии со ст. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст.4 закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой коммуникации» не допускается использование средств массовой информации, в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Как установлено в судебном заседании, в ходе мониторинга сайтов, содержащих сведения о готовящихся либо совершаемых преступлениях, прокуратурой <адрес> выявлены сайты, на страницах которых имеется информация, содержащая сведения о порядке фальсификации результатов голосования граждан на выборах, а именно на интернет странице с адресом: http://www.city-n.ru/view/84014.html указаны способы организации нужного результата на выборах – «технологии вброса бюллетеней».
Согласно ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №139-ФЗ внесена ст.15.1 в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно п.1 п.5 пп.1,2 которой: 1. В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. (далее реестр).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет. 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ – создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой на надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. (Роскомнадзор).
Согласно п.5 указанны Правил, основанием для включения в единый реестр, являются: а) решение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: ФСКН России – в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсов, а так же о способах и местах культивирования наркосодержащих растений (далее - информация о распространении наркотиков); б) Роспотребнадзора – в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах совершения самоубийства, а так же призывов к совершению самоубийства (далее-информация о способах совершения самоубийства); в) Роскомнадзора - в отношении: - материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; - информации о распространении наркотиков, а также о способах совершения самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации; распространяемой посредством сети «Интернет»; - информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом; г) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судом учитывается, что статьей 141 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Сведения об организации технологии «вброса» бюллетеней на выборах, являются информацией содержащей предложение совершения уголовно наказуемого деяния, которая также может быть использована неопределенным кругом лиц вопреки требованиям действующего законодательства в качестве руководства по совершению преступных деяний, в связи с чем, суд полагает заявленные требования прокурора <адрес> удовлетворить признать информацию, содержащуюся на Интернет - сайте: diplom505.ru, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
Признать информацию, содержащуюся на Интернет - странице с адресом http://www.city-n.ru/view/84014.html, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца.