УИД: 11RS0001-01-2021-014453-45
Дело № 2-7634/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Комаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 23 декабря 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства на железнодорожном транспорте,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в защиту прав и законных интересов Российской Федерации с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе по надлежащему содержанию и эксплуатации объектов железнодорожной инфраструктуры, выявленных на железнодорожных мостах, расположенных на участках пути ..., а именно:
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства эксцентриситет на железобетонных мостах, расположенных на ... а также на металлических мостах, расположенных на участках ...
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства высоту перил на железобетонном мосту, расположенном на участке ...
устранить на железобетонных мостах, расположенных на участках ... выщелачивание бетона из железобетонных конструкций моста;
устранить на железобетонном мосту, расположенном на участке ..., сколы бетона на пролетных строениях, трещины бетонных опор, оголения арматуры, трещины в теле железобетонной конструкции верхнего ригеля;
устранить на железобетонном мосту, расположенном на участке ... обнажение арматуры железобетонных конструкций моста, сколов, трещин бетонных опор моста;
устранить на железобетонном мосту, расположенном на участке ..., оголение арматуры железобетонных конструкций моста, сколы, трещины бетонных опор моста;
устранить на железобетонном мосту, расположенном на участке ... оголение арматуры железобетонных конструкций моста, сколы, трещины бетонных опор моста;
устранить на металлическом мосту, расположенном на участке ..., сколы, трещины бетона ПС7 (пролетное строение 7), ПС8 (пролетное строение 8);
устранить на металлическом мосту, расположенном на участке ..., сколы, трещины бетона устоя левого берега и правого берега;
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства на железобетонных мостах, расположенных на участке ..., плечо балластной призмы;
установить на железобетонном мосту, расположенном на участке ..., резиновые прокладки под контруголком;
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства на железобетонном мосту, расположенном на участке ..., верх балластной призмы;
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства на металлических мостах, расположенных на участках ..., металлические конструкции (в части окраски).
В ходе производства по делу прокурором заявлено об отказе от иска к ОАО «РЖД» в части требований о возложении обязанностей:
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства эксцентриситет на железобетонных мостах, расположенных на участке ..., а также на металлических мостах, расположенных на участках ...
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства высоту перил на железобетонном мосту, расположенном на участке ...
устранить на железобетонных мостах, расположенных на участках ..., выщелачивание бетона из железобетонных конструкций моста;
устранить на железобетонном мосту, расположенном на участке ... сколы бетона на пролетных строениях, трещины бетонных опор, оголения арматуры, трещины в теле железобетонной конструкции верхнего ригеля;
устранить на железобетонном мосту, расположенном на участке ... обнажение арматуры железобетонных конструкций моста, сколов, трещин бетонных опор моста;
устранить на железобетонном мосту, расположенном на участке ..., оголение арматуры железобетонных конструкций моста, сколы, трещины бетонных опор моста;
устранить на железобетонном мосту, расположенном на участке ... оголение арматуры железобетонных конструкций моста, сколы, трещины бетонных опор моста;
устранить на металлическом мосту, расположенном на участке ..., сколы, трещины бетона ПС7 (пролетное строение 7), ПС8 (пролетное строение 8);
устранить на металлическом мосту, расположенном на участке ..., сколы, трещины бетона устоя левого берега и правого берега;
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства на железобетонных мостах, расположенных на участке ..., плечо балластной призмы;
установить на железобетонном мосту, расположенном на участке ..., резиновые прокладки под контруголком;
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства на железобетонном мосту, расположенном на участке ..., верх балластной призмы.
Производство по делу в указанной части судом прекращено.
В судебном заседании прокурор заявленные требования в оставшейся части поддержал.
Представители ОАО «РЖД» с иском не согласились, ссылаясь на то, что согласно представленным расчетам возможна безопасная эксплуатация железобетонных мостов, расположенных на участке ...... при имеющемся эксцентриситете, устранение эксцентриситета возможно только путем проведения капитального ремонта. В части окраски металлических конструкций на мостах, расположенных на участках ...-..., указали, что нормативный срок службы имеющегося окрасочного слоя не истек, не доказана необходимость окраски.
Суд, выслушав явившиеся стороны, оценив в совокупности представленные доказательства, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Установлено, что ОАО «РЖД» является собственником слдеующих объектов недвижимости:
железобетонного моста протяженностью 34,1 м, лит. М3, по адресу: ...
железобетонного моста протяженностью 50,7 м, лит. М4, по адресу: ...
металлического моста протяженностью 400,14 м, лит. М6, по адресу: ...
моста протяженностью 542 м, по адресу: ...
Согласно п.16 и п. 17 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Сооружения, устройства, механизмы, оборудование железнодорожного транспорта, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - нормы и правила), требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, санитарным нормам и законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды, а также настоящим Правилам.
Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования осуществляются в порядке, установленном владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании настоящих Правил, проектной (для вновь строящихся и реконструируемых объектов), ремонтной и эксплуатационной документации.
Согласно п. 27 Приложения №1 к Приложению № 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 отклонение оси железнодорожного пути от оси пролетного строения с ездой на балласте не должно превышать 50 мм, а в кривых - 30 мм; на мостах с безбалластным мостовым полотном - 30 и 20 мм соответственно. В случае превышения величины эксцентриситета железнодорожного пути свыше указанных величин отклонение должно устранятся при капитальном ремонте железнодорожного пути 1 - 3 уровня (КРН, КРС, РС) и при других видах ремонтов, при возможности выполнения данной работы. При невозможности устранения эксцентриситета проводится проверка грузоподъемности пролетного строения и его устойчивость против опрокидывания.
Проверкой, проведенной Сыктывкарской транспортной прокуратурой в ноябре 2020 года установлено, что в нарушение приведенных требований отклонение оси железнодорожного пути от оси пролетного строения (эксцентриситет) на железобетонных мостах, расположенных на участке ... превышает 50 мм.
Указанное обстоятельство ОАО «РЖД» в ходе производства по делу не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд признает подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности привести в соответствие с требованиями действующего законодательства эксцентриситет на железобетонных мостах, расположенных на участке ...
Судом отклоняются доводы ответчика о том, что согласно заключению мостоиспытательной станции № 13 Ярославского РЦДМ по железобетонным мостам, расположенным на участке ... возможен пропуск нагрузок II категории согласно грузоподъемности, мосту обеспечивают обращение поездов с локомотивами и вагонами, имеющими погонную нагрузку до 102,97 кН/м пути (10,5 тс/м пути) включительно при нагрузке от осей локомотивов и вагонов на рельсы до 294,2 кН (30 тс), и соответствуют обращающейся на регионе нагрузке).
Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации эксцентриситет железнодорожного пути свыше установленных величин подлежит устранению при капитальном ремонте железнодорожного пути и при других видах ремонтов, при возможности выполнения данной работы. Результаты проверки грузоподъемности пролетного строения и его устойчивости против опрокидывания принимаются во внимание только при невозможности устранения превышения эксцентриситета.
Стороной ответчика не представлено суду доказательств невозможности устранения превышения эксцентриситета на железобетонных мостах, расположенных на участке ..., путем проведения ремонта, более того, представители ответчика указали, что проведение капитального ремонта с целью устранения данного превышения возможно.
В соответствии с п. 8.3.1 «Инструкции по содержанию искусственных сооружений», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» № 2193 от 02.10.2020, при содержании металлических пролетных строений и опор необходимо обращать особое внимание на состояние противокоррозионного покрытия, проверять состояние заклепочных, сварных, болтовых соединений и металла элементов (выявление слабых заклепок, ослабления затяжки или лопнувших болтов, усталостных трещин и др.), состояние элементов конструкции (искривления, погнутости и др.) и принимать меры к своевременному устранению появившихся дефектов и повреждений.
Все металлические части пролетных строений и опор, кроме катков, плоскостей катания и скольжения опорных частей, должны быть окрашены.
Окраска должна своевременно возобновляться в соответствии с установленной периодичностью, учитывая при этом состояние защитного лакокрасочного покрытия и долгосрочный план замены конструкций (п. 8.3.6 Инструкции по содержанию искусственных сооружений).
Части металлических пролетных строений и опор, наиболее подверженные коррозии, необходимо окрашивать чаще других, применяя при этом особо устойчивые краски или защитные покрытия. При повреждении лакокрасочного покрытия только на отдельных участках элементов необходимо, не ожидая сплошной окраски, производить частичную их подкраску (п. 8.3.7 Инструкции по содержанию искусственных сооружений).
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение указанных требований на металлических мостах, расположенных на участках ... металлические конструкции моста частично требуют окраски. Указанное обстоятельство подтверждается представленными фотографиями, на которых усматривается повреждение окрасочного покрытия металлических конструкций мостов и следы ржавления.
Стороной ответчика указанное обстоятельство в ходе производства по делу не опровергнуто.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что не представлено доказательств того, что коррозия металлических конструкций мостов подпадает под понятие дефекта, требующего устранения, поскольку указанные доводы мотивированы ссылками на положения Регламента организации в ОАО «РЖД» работ по защите от коррозии металлических конструкций железнодорожных мостов, которым установлены не нормативные требования к содержанию железнодорожных мостов, а рекомендации к организации и выполнению окрасочных работ и который в силу этого не может быть расценен как документ, подлежащий применению при решении вопроса о соблюдении нормативов содержания объектов железнодорожной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, суд признает подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности привести в соответствие с требованиями действующего законодательства на металлических мостах, расположенных на участках ... металлические конструкции (в части окраски).
В силу положений ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и позволяющим своевременно исполнить решение суда.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе по надлежащему содержанию и эксплуатации объектов железнодорожной инфраструктуры, выявленных на железнодорожных мостах, расположенных на участках пути ... км, а именно:
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства эксцентриситет на железобетонных мостах, расположенных на участке ...
привести в соответствие с требованиями действующего законодательства на металлических мостах, расположенных на участках ..., металлические конструкции (в части окраски).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Е.В. Никитенкова
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2021.