ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-763/2013 от 20.08.2013 Чемальского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-763/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2013 года с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего                         Иваныш И.В.,

при секретаре                                Подосеновой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фараонова В.Н., Фараоновой В.А. с участием заинтересованного лица администрации «Чемальское сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай об оспаривании решения-ответа от 15.07.2013 года №537 сельской администрации Чемальского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай,

УСТАНОВИЛ:

31 июля 2013 года в Чемальский районный суд РА поступило заявление Фараонова В.Н., Фараоновой В.А. с участием заинтересованного лица администрации МО «Чемальское сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай об оспаривании решения-ответа от 15.07.2013 года №537 сельской администрации Чемальского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай. Определением Чемальского районного суда РА от 05 августа 2013 года заявление принято к производству Чемальского районного суда РА, назначено предварительное судебное заседание.

Согласно заявления об уточнении заявленных требований от 12.08.2013 года заявители также просили о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальское сельское поселение» РА. В обоснование требований заявители указывают, что 04.07.2013 года обратились с заявлением в Чемальскую сельскую администрацию с целью проведения контроля использования земельных участков по ул. Дворникова №3,№5,№7 со стороны улицы Дворникова и проверки фактически существующих границ (параметров) земельного участка по улице Дворникова № 5 кадастровый номер №, принадлежащий Фараонову В.Н. на праве собственности. Обстоятельства дела таковы, что 25.06.2012 года был получен межевой план на земельный участок с кадастровым номером № по ул. Дворникова №5, выполненный кадастровым инженером ФИО6, который является одновременно собственником смежного земельного участка на земельный участок по ул. Дворникова, д.3 с кадастровым номером №, после чего заявителями земельный участок был поставлен на кадастровый учет и получено свидетельство о государственной регистрации права собственности Фараонова В.Н. площадью 1803 кв.м. Ссылаясь на п.1,2 ст.73 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), о том, что производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке, а также о том, что лицо, использующее земельный участок обязано предоставить сведения об организации производственного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заявители, сомневаясь в правильности уточнения местоположения границ и площади земельного участка (межевого плана), самостоятельно осуществили земельный контроль участка измерительной рулеткой, т.е. провели замеры границ земельного участка с учетом координатных точек фактически существующих границ (по забору ул. Дворникова) и обнаружили несоответствие местоположения границ межевого плана с местоположением фактически существующих границ земельного участка, а также несоответствие фактической площади земельного участка по ул. Дворникова, №5 с кадастровым номером № материалам межевания.

В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ, абз.2 подп.3 п.3.2.2 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждении градостроительной документации, утв. Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 года №150, запрещено изменять фактически сложившиеся границы, за исключением случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Данные обстоятельства являются основанием для обращения в Чемальскую сельскую администрацию с заявлением о проведении контроля (проверки) фактически существующих границ земельных участков по ул. Дворникова, №3,№5, №7 и выдаче рекомендаций об устранении в ходе осмотра нарушений (обмера границ). Заявители также ссылаются на положения главы 3 Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131-ФЗ), ст.6 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее ФЗ № 294-ФЗ), ст.ст.42, 72 ЗК РФ. На основании изложенного, заявители просят признать действия Чемальской сельской администрации Чемальского сельского поселения незаконными, обязать сельскую администрацию Чемальского сельского поселения, глава Ромасюк В.И. выполнить действия проведения контроля (проверки) существующих фактических границ земельных участков по улице Дворникова, №3, №5, №7 со стороны улицы Дворникова, а земельного участка по ул. Дворникова, №5 в полном объеме (всех границ земельного участка) с выдачей соответствующей рекомендации об устранении нарушений в ходе осмотра границ земельных участков по улице Дворникова №3,№5,№7.

В судебное заседание заявитель Фараонов В.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания, равно как и о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо администрация МО «Чемальское сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай не направили своего представителя в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не просили об отложении судебного заседания, равно как и о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.257 ГПК РФ, предусматривающей, что неявка в судебное заседание гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд определил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании заявительница Фараонова В.Н. поддержала заявленные требования согласно доводов уточненного заявления в полном объеме, просила его удовлетворить.

Из представленного отзыва представителя администрации, оглашенного в судебном заседании, следует, что вопрос, поставленный Фараоновой В.А. о производстве фактических обмеров существующих границ земельных участков, расположенных по адресу: с.Чемал ул. Дворникова №3,№5,№7 с указанием фактических параметров существующих границ и выдачей фактического заключения, с указанием параметров существующих границ земельных участков рассматривался специалистом сельской администрации, после чего дан отрицательный ответ, что послужило основанием для обращения заявителя в суд. Согласно данных ФБГУ кадастровая земельная палата по РА границы земельных участков установлены, поставлены на кадастровый учет с описанием местоположения границ земельных участков, поэтому сельская администрация отказала в заявлении Фараоновой В.А. Обмеры земельных участков производятся специалистами только в том случае, если участок не отмежеван и его оформление в собственность производится по упрощенной схеме. Согласно актов обмеров, граждане получают кадастровые паспорта. Специалистами сельской администрации осуществляется муниципальный земельный контроль по заявлению граждан о нарушении действующего законодательства. В заявлении Фараоновой В.А. о нарушении каких- либо прав или закона ничего сказано не было, поэтому ей и был дан такой ответ. В связи с изложенным, просят отказать в заявленных требованиях Фараоновой В.А. и указать ей на то, что в заявлении свои требования необходимо излагать на законных основаниях, т.е. указывать, что смежниками нарушены ее законные права и нарушается земельное законодательство. В этом случае, издается Распоряжение Главы администрации на проведение муниципального контроля и проводятся соответствующие работы. В заявлении же Фараоновой В.А. ни о каких нарушениях не говорится, а необоснованно заявляется о проведении обмеров участков, которые уже поставлены на кадастровый учет согласно материалов межевания.

Суд, выслушав заявительницу Фараонову В.А., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Ч.2 ст.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Из положений ст.46 Конституции РФ и требований ч.1 ст.3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствие с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Кроме того, на основании ч.2 ст.6 Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

В обоснование нарушения своего права Фараоновым В.Н., Фараоновой В.А. приводится то обстоятельство, что они согласно ст.73 ЗК РФ замерили свой земельный участок, рассчитали его площадь, хотели, чтобы администрация для восстановления их нарушенных прав измерила фактическую площадь земельного участка и замеры границ, т.к. это входит в земельный контроль.

Из материалов дела следует, что заявители Фараонов В.Н. и Фараонова В.А. обратились в Администрацию Чемальского сельского поселения Чемальского района РА с заявлением от 04.07.2013 года, зарегистрированным за вх. № 301-Ф, содержащим просьбу выехать на местонахождение смежных земельных участков по улице Дворникова №3,№5,№7, произвести фактические обмеры существующих границ земельных участков со стороны улицы Дворникова (отдельно по каждому), указать фактические параметры существующих границ этих смежных земельных участков и выдать соответствующее заключение с указанием параметра существующих границ земельных участков по ул. Дворникова, №3,№5. №7 со стороны улицы Дворникова.

Главой администрации Чемальского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай В.И. Ромасюком по результатам рассмотрения заявления вх. № 301-Ф от 04.07.2013 года заявитель Фараонова В.А. извещена о том, что границы и местоположение земельных участков, находящихся по адресу: с. Чемал, ул. Дворникова, 3,5,7 установлены законом, земельные участки поставлены на кадастровый учет с установленными границами и местоположением, на основании чего администрация отказывает заявительнице в проведении обмерочных работ вышеуказанных земельных участков.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Таким образом, как установлено в судебном заседании, в данном случае отказано в проведении обмерочных работ в отношении земельного участка, принадлежащего заявителям в связи с тем, что границы и местоположение земельных участков, находящихся по адресу: с. Чемал, ул. Дворникова, 3,5,7 установлены законом, земельные участки поставлены на кадастровый учет с установленными границами и местоположением.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.72 Земельного кодекса РФ предусматривается, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

С 01.07.2009 года муниципальный земельный контроль подпадает под действие Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.07.2005 года N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля" содержатся Методические рекомендации, которыми предусмотрено составление должностными лицами муниципального земельного контроля актов проверок и направление муниципальными инспекторами в территориальное подразделение Роснедвижимости материалов для рассмотрения в случае выявления признаков, указывающих на наличие административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10, ст. 8.5, ст. 8.6, ст. 8.7, ст. 8.8 КоАП РФ.

В соответствии с указанными Методическими рекомендациями муниципальный земельный контроль может осуществляться в форме плановых и внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся: для контроля исполнения предупреждения об устранении ранее выявленных нарушений использования земли; при обнаружении признаков нарушений земельного законодательства; в случае необходимости обследования земельного участка при подготовке решения о предоставлении прав на данный земельный участок; при возврате земельных участков на стадии предварительной подготовки к приемке земельного участка и др. По результатам такой проверки составляется Акт проверки соблюдения земельного законодательства, который должен содержать помимо даты, места составления, ф.и.о. и должности лица его составившего, других реквизитов, также и номер распоряжения о проведении проверки, сведения о земельном участке, на котором проводится проверка, объяснения лица, использующего проверяемый земельный участок, а в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, к Акту прилагаются: фототаблица, обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства.

На основании п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии с Уставом муниципального образования Чемальское сельское поселение Чемальский район Республика Алтай, принятым решением сессии сельского Совета депутатов Чемальского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 29 февраля 20108 года №32-151, зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу 25 апреля 2008 года за государственным регистрационным номером № (далее Устав), предусмотрены вопросы местного значения Чемальского сельского поселения, в числе прочих осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.19 ч.1 ст.4 Устава). Согласно п.22 ч.1 ст.26 Устава осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления- администрации.

Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как следует из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права собственности от 22.08.2012 года серии №, Фараонову В.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1803 кв.м., адрес: Россия, Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, ул. Дворникова, д.5, с кадастровым номером №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.

В соответствии с п.3 ст.76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Отличие муниципального земельного контроля от контроля государственного заключается именно в том, что только в сферу государственного контроля в силу прямого указания ч. 1 ст. 71 ЗК РФ входит проверка соблюдения требований охраны земель. Таким образом, муниципальный земельный контроль в соответствии с ЗК РФ осуществляется только за использованием земель, полномочия по осуществлению контроля за охраной земель органам местного самоуправления не предоставлены.

Конституция РФ предусматривает создание системы муниципальных гарантий прав и свобод человека. Суд полагает, что создание института муниципального земельного контроля можно рассматривать как часть системы муниципальных гарантий прав и свобод человека, поскольку местное самоуправление, являясь формой и первичным уровнем осуществления власти в государстве, призвано вносить свой вклад в обеспечение гарантированных прав и свобод человека и гражданина, так как права и свободы реализуются, прежде всего, по месту жительства в муниципальных образованиях.

Статья 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Конституционные основы использования земель, предусмотренные в ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, являются основой и муниципального земельного контроля. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Этими актами в муниципальных образованиях являются акты представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Из пояснений представителя администрации Чемальского сельского поселения Чемальского района РА Кондратьевой М.Б. в предварительном судебном заседании, установлено, что нормативный правовой акт органа местного самоуправления, регулирующий вопросы осуществления муниципального земельного контроля, в Чемальском сельском поселении Чемальского района РА не принят. Кроме того, согласно представленного ответа на запрос суда за исх. № 644 от 20.08.2013 года, о необходимости предоставления муниципального правового акта, которым Чемальское сельское поселение Чемальского района РА руководствуется при осуществлении муниципального земельного контроля, представлен Устав. Иных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы муниципального земельного контроля, не представлено.

Вместе с тем, отсутствие на территории Чемальского сельского поселения Чемальского района РА муниципального правового акта органа местного самоуправления не лишает гражданина права на защиту своего нарушенного права путем обращения в соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный на проведение муниципального земельного контроля.

Таким образом, вопросы проведения муниципального земельного контроля в Чемальском сельском поселении урегулированы лишь Уставом муниципального образования, который в свою очередь определяет, что к полномочиям администрации Чемальского сельского поселения отнесены полномочия по проведению муниципального земельного контроля, следовательно, заявители обратились в уполномоченный орган муниципального земельного контроля.

Из отзыва представителя администрации Кондратьевой М.Б., а также из ответа главы администрации Чемальского сельского поселения Ромасюка В.И. следует, что обмеры земельных участков производятся специалистами только в том случае, если участок не отмежеван и его оформление в собственность производится по упрощенной схеме. Согласно актов обмеров, граждане получают кадастровые паспорта. Согласно Федерального закона от 30.06.2006 года №93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" в упрощенном порядке оформляется право на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса РФ, т.е. до 30.10.2001 года для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. К ним относятся земельные участки, которые были предоставлены на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования, либо в случае, когда из документа не видно, на каком праве земельный участок. Земельный участок Фараоновой В.А. был оформлен в собственность в упрощенном порядке и площадь в свидетельстве на земельный участок указана декларативная (согласно обмера сельской администрации Чемальского сельского поселения).

Вместе с тем, доказательств того, что проведение мероприятий по муниципальному земельному контролю невозможно в отношении земельного участка, принадлежащего заявителям в связи с тем, что границы и местоположение земельных участков, находящихся по адресу: с. Чемал, ул. Дворникова, 3,5,7 установлены законом, земельные участки поставлены на кадастровый учет с установленными границами и местоположением, суду не представлено, поскольку данный довод не основан на законе.

Довод представителя администрации Чемальского сельского поселения Чемальского района РА о том, что специалистами сельской администрации осуществляется муниципальный земельный контроль по заявлению граждан о нарушении действующего законодательства, о том, что в заявлении Фараоновой В.А. о нарушении каких-либо прав или закона ничего сказано не было, поэтому ей и был дан такой ответ судом оценивается следующим образом.

Так, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменные ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Следовательно, в совокупности указанных норм, рассмотрение обращения гражданина завершается подготовкой и подписанием соответствующим должностным лицом ответа заявителю.

Вместе с тем, при рассмотрении обращения органом местного самоуправления не устанавливалось, имеет ли место нарушение законных прав и интересов заявителей со стороны иных землепользователей, а также имеются ли основания для проведения внеплановой проверки по муниципальному земельному контролю.

Учитывая изложенное, судом сделан вывод о доказанности факта незаконного бездействия Администрации Чемальского сельского поселения Чемальского района РА, выразившегося в непринятием мер по осуществлению муниципального земельного контроля, в частности, непроведением внеплановой проверки по обращению Фараонова в.Н., Фараоновой В.А.

Судом не могут приняты во внимание доводы заявителя о несоблюдении органом местного самоуправления положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. Федеральных законов от 28.04.2009 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ), в п. 4 ст. 2 которой приведено понятие муниципального контроля, под которым понимается "деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами". Следует отметить, что данное понятие имеет узкое, специальное применение в силу того, что указанным законом, как указано в его ч. 1 ст. 1, регулируются исключительно "отношения в области организации и осуществления... муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении... муниципального контроля".

В соответствии с п. 24. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", указано, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

Поскольку ответ на заявление Фараонова В.Н., Фараоновой В.А. был дан 15.07.2013 года, заявители обратились в Чемальский районный суд РА 31.07.2013 года, т.е. в течение установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока со дня, когда им стало известно о нарушении прав и свобод. Обратного суду не представлено, следовательно, основания для отказа заявителю за пропуском срока на обращение в суд не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.194-199,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Фараонова В, Фараоновой В к сельской администрации Чемальского сельского поселения об оспаривании решения-ответа от 15.07.2013 года №537, удовлетворить.

Признать действия Администрации Чемальского сельского поселения Чеальского района РА по отказу в проведении обмерочных работ Чемальской сельской администрации, т.е. по отказу в осуществлении контроля (проверки) использования земельных участков в границах и площади, которые установлены законодательством и выдаче рекомендации по устранению нарушений, выраженному в ответе от 15.07.2013 года №537, незаконными.

Обязать Администрацию Чемальского сельского поселения устранить допущенное нарушение путем выполнения действий по проведению контроля (проверки) существующих фактически границ земельных участков по улице Дворникова №3, №5, №7 со стороны ул. Дворникова, а земельного участка по ул. Дворникова №5 в полном объеме (всех границ земельных участков) с выдачей соответствующей рекомендации по устранению нарушений в ходе осмотра границ земельных участков по улице Дворникова №3,№5,№7.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Чемальский районный суд РА.

    Федеральный судья –                         И.В. Иваныш

мотивированное решение изготовлено 26 августа 2013 года