ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-763/2018 от 22.03.2018 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 марта 2018 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Нургалиевой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-763/2018 по исковому заявлению ФИО1, к администрации муниципального образования города Салехарда о признании права собственности на объект недвижимости

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования города Салехарда о признании права собственности на объект недвижимости. В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между им и ЗАО "Промстройдобыча", он приобрел незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, ул. Республики, кадастровый . Право собственности на указанный объект им было зарегистрировано в Росреестре по ЯНАО за от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с договором купли-продажи, ему было передано разрешение на строительство, выданное департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>13, в соответствии с которым разрешено строительство "административного здания" на земельном участке площадью 1168 кв.м., количество этажей 3, площадь застройки 349,94 кв.м. После регистрации права собственности на указанный объект, 15.11.2017 года между им и ЗАО "Промстройдобыча" был заключен договор переуступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 89:08:010105:86, который был также зарегистрирован в установленном порядке в Росреестре ЯНАО 05.12.2017 года . В соответствии со ст.55 ГрК РФ им были получены:

- акт о выполнении технических условий ТП/ЭС от ДД.ММ.ГГГГ, акт об осуществлении технологического присоединения ТП/ЭС от 28.11.2017 года в филиале АО "РСК ЯМАЛ" в г. Салехарде;

- акт о готовности внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования ТП/В от ДД.ММ.ГГГГ, акт о подключении (технологическом присоединении) объекта ТП/В от ДД.ММ.ГГГГ, акт о готовности тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ, акт об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ в АО "Салехардэнерго";

- справка о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

- справка о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчета ООО "СибГазПроект", выполненного им в декабре 2017 года задание полностью соответствует требованиям ГрК РФ и требованиям 184-ФЗ "О техническом регулировании". В марте 2018 года он обратился в департамент архитектуры, строительства и земельных отношений администрации МО г. Салехард с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ.01-17/210 им был получен отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с отсутствием документов, указанных в ч.3 ст.55 ГрК РФ, а именно:

- разрешение на строительство, срок действия которого действителен;

- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Разрешение на строительство было выдано в 2013 году прежнему собственнику здания ЗАО "Промстройдобыча", на основании которого им было зарегистрировано право собственности на незавершенный строительством объект. Объект он приобрел в 2017 году. В соответствии с ч.21.1 ст.51 ГРК РФ, срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. Так как он не являлся застройщиком данного здания, а добросовестным его приобретателем, он не имеет право обратиться с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство.

Акт приемки объекта капитального строительства им представлен быть не может, поскольку договор строительного подряда им ни с кем не заключался.

Заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов он представить не может, так как строительный надзор осуществляется в период строительства объекта капитального строительства, а им строительство данного здания не велось, соответственно договор на государственный строительный надзор заключен быть не может. Но указанные выше требования подтверждены указанной выше справкой.

Также в своем отказе департамент архитектуры, строительства и земельных отношений администрации МО г. Салехард ссылается на ч.18 ст.51 ГрК РФ, а именно застройщик в течении 10 дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в орган, выдавший разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Данное требование не может быть им исполнено, так как он не является застройщиком данного объекта, все сроки, установленные законом давно истекли. Он является приобретателем данного объекта и при его приобретении не был осведомлен об отсутствии данной документации. В связи с отказом в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, у него отсутствует возможность обратиться в органы Росреестра по ЯНАО о регистрации права собственности на завершенный строительством объект, поэтому вынужден обратиться за защитой своих прав в суд. В связи с изложенным просил признать за ним право собственности на завершенный строительством объект - административное здание, количество этажей 3, общей площадью 514,3 кв.м., расположенное в Ямало-Ненецком автономном округе городе <адрес>, кадастровый .

Истец в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Суд выслушав доводы сторон, участвующих в дел, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.

На основании договора купли-продажи от 06.10.2017 года, заключенного между истцом и ЗАО "Промстройдобыча", истец приобрел незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, кадастровый . Право собственности на указанный объект истцом было зарегистрировано в Управлении Росреестра по ЯНАО за от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с договором купли-продажи, истцу было передано разрешение на строительство, выданное департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №RU89306000-01-13, в соответствии с которым разрешено строительство "административного здания" на земельном участке площадью 1168 кв.м., количество этажей 3, площадь застройки 349,94 кв.м. После регистрации права собственности на указанный объект, ДД.ММ.ГГГГ между им и ЗАО "Промстройдобыча" был заключен договор переуступки права аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который был также зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Росреестра ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п. 2 и 3 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст.55 ч. 3 Градостроительного кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В марте 2018 года истец обратился в департамент архитектуры, строительства и земельных отношений администрации МО г. Салехард с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. 05.03.2018 года №12.01-17/210 им был получен отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с отсутствием документов, указанных в ч.3 ст.55 ГрК РФ, а именно:

- разрешение на строительство, срок действия которого действителен;

- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Разрешение на строительство было выдано в 2013 году прежнему собственнику здания ЗАО "Промстройдобыча", на основании которого им было зарегистрировано право собственности на незавершенный строительством объект. Объект он приобрел в 2017 году. В соответствии с ч.21.1 ст.51 ГРК РФ, срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. Так как он не являлся застройщиком данного здания, а добросовестным его приобретателем, он не имеет право обратиться с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство.

Акт приемки объекта капитального строительства истцом представлен быть не может, поскольку договор строительного подряда им ни с кем не заключался.

Заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов он представить не может, так как строительный надзор осуществляется в период строительства объекта капитального строительства, а им строительство данного здания не велось, соответственно договор на государственный строительный надзор заключен быть не может.

В соответствии со ст.55 ГрК РФ истцом были получены:

- акт о выполнении технических условий <данные изъяты>, акт об осуществлении технологического присоединения <данные изъяты> года в филиале АО "РСК ЯМАЛ" в г. Салехарде;

- акт о готовности внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования ТП/В от ДД.ММ.ГГГГ, акт о подключении (технологическом присоединении) объекта ТП/В от 11.12.2017 года, акт о готовности тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ, акт об осуществлении технологического присоединения от 11.12.2017 года в АО "Салехардэнерго";

- справка о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

- справка о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

технический план здания от 16.10.2017 года.

Согласно отчета ООО "СибГазПроект", выполненного им в декабре 2017 года задание полностью соответствует требованиям ГрК РФ и требованиям 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Из указанного выше следует, что завершенный строительством объект - административное здание, количество этажей 3, общей площадью 514,3 кв.м., расположенное в Ямало-Ненецком автономном округе городе <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, имевшего ранее кадастровый номер незавершенного строительством объекта <данные изъяты> возведен на находящемся на праве аренды истца земельном участке, соответствует требованиям градостроительного регламента, соответствует требованиям технических регламентов, параметры объекта соответствуют проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, выполнено без нарушения норм и требований пожарной безопасности, при этом, сведений о том, что в возведенных объектах недвижимости создается угроза жизни и здоровью граждан, нарушаются права и интересы третьих лиц, не представлено, суд приходит к выводу, что указанный объект недвижимости не является самовольной постройкой и об удовлетворении требования истца о признании за ним права собственности на указанный объект недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать за ФИО1, право собственности на завершенный строительством объект - административное здание, количество этажей 3, общей площадью 514,3 кв.м., расположенное в Ямало-Ненецком автономном округе <...> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, имевшего ранее кадастровый номер незавершенного строительством объекта 89:08:010105:267.

Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течении одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

копия верна судья К.В. Лисиенков