Дело № 2-7642/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Вискуловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуадминистрации города Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов, УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от исполнительского сбора, указав, что решением Благовещенского городского суда от 30 августа 2018 года, вступившим в законную силу 12 декабря 2018 года, на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Курочкину И.В. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения.
18 марта 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 3401/19/28025-ИП.
23 апреля 2019 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Курочкину И.В. жилого помещения. Между тем, в действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решений суда в связи со следующим.
На момент принятия и вступления в законную силу решения суда администрация г. Благовещенсканеоднократно направляла письма в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области с указанием потребности в бюджетных ассигнованиях на 2018 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в размере 806079 450,00 рублей. В 2018 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильём детей-сирот в размере лишь 36126320,50 рублей. За период 2018 года, по результатам проводимых аукционов с 01 января по 31 декабря 2018 года, было приобретено 24 жилых помещения на всю сумму выделенных в 2018 г. из областного бюджета лимитов денежных средств. В настоящее время, администрацией г. Благовещенска все 24 жилых помещения предоставлены соответствующей категории граждан по судебным актам 2015 года, то есть ранее, чем по иску Курочкина И.В.
Администрация города Благовещенска предпринимает все меры для предоставления Курочкину И.В. жилого помещения. В действиях администрации отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени, с момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа.
На основании изложенного, просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 3401/19/28025-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Благовещенским городским судом по делу № 2-6931/2018.
В судебное заседание представители администрации г. Благовещенска не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Представители ответчиков, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть в отсутствие стороны ответчика и третьих лиц.
Письменных возраженийот Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области, третьих лиц в суд не поступило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на исполнении в СО по ИОВИД находится исполнительное производство № 3401/19/28025-ИП, возбужденное 18 марта 2019 года на основании исполнительного листа ФС № 025056952 от 30 августа 2019 года, выданного 27 декабря 2018 года Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-6931/2018, с предметом исполнения: обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Курочкину И.В. жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, по договору найма специализированного жилого помещения в отношении должника: администрация города Благовещенска, в пользу взыскателя:Курочкина И.В.
18 апреля 2019 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного листа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решения суда отсутствуют его виновные действия.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
На момент принятия и вступления в законную силу решения суда бюджет города Благовещенска на 2018 год был уже сформирован без учета расходов на приобретение жилого помещения Курочкину И.В. Решением Благовещенской городской Думы от 29 ноября 2018 года № 50/114 «О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на приобретение квартир в муниципальную собственность решениям суда предусмотрено бюджетных ассигнований в сумме 1800000 руб.
В обоснование своей позиции истец представил документы,подтверждающие направление администрацией г. Благовещенска в Правительство Амурской области, Губернатору Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области писем о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В письмах Губернатору Орлову В.А. от 12 декабря 2018 года, 26 февраля 2019 года, 02 апреля 2019 года, 06 июня 2019 года, 04 июля 2019 года, Министерству социальной защиты населения Амурской области от 26 февраля 2019 года, 02 апреля 2019 года, 07 июня 2019 года, 04 июля 2019 года, Правительству Амурской области от 04 июля 2019 года, администрация г. Благовещенска просит выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам в полном объеме в соответствии с имеющейся потребностью, а именно потребность администрации г. Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2019 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на сегодня составляет 853703400,00 рублей. Из ответа Министерства социальной защиты населения Амурской области от 25 апреля 2019 года следует, что выделение дополнительных средств на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Благовещенску, как отдельно взятому муниципальному образованию, не представляется возможным, поскольку Министерством подготовлен проект Постановления Правительства Амурской области «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 25 апреля 2016 года №157». Проектом постановления предложено скорректировать предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в сторону увеличения, которая в дальнейшем будет применяться для расчета субвенции бюджетам города Благовещенска и города Свободного на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, в сторону увеличения с 53450, 00 рублей до 57000 рублей. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы проект постановления в установленном порядке согласован с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Амурской области с заключением министерства финансов Амурской области. В случае принятия решения о применении норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 57000 рублей по городу Благовещенску в 2019 году, министерством социальной защиты населения Амурской области будет направлено ходатайство об увеличении средств на текущий год.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что администрацией г. Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 3401/19/28025-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации г. Благовещенска Амурской области - удовлетворить.
Освободить администрацию г. Благовещенска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 05 февраля 2019 года в рамках исполнительного производства № 3401/19/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 025056952, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-6931/2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 августа 2019 года.
Председательствующий В.В. Вискулова