ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7646 от 23.12.2011 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

                                                                                    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ

                        Дело №2-7646/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Южно-Сахалинск 23декабря 2011г.

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Е.В. Ретенгер

при секретаре Е.Г. Викол

с участием

представителя заявителя ФГУП «СахНИРО», действующей на основании доверенности № от 11.01.2011г. А.Д. Белой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФГУП «Сахалинского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии» о признании незаконными акта проверки № от 11 апреля 2011г., предписания №№ от 11.04.2011г.,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Федеральное государственного унитарное предприятие «Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» обратился в суд с заявлением об обжаловании акта проверки №№ от 11.04.2011 года, предписания №№ от 11.04.2011 года, мотивируя тем, что в период с 23 марта 2011 года по 11 апреля 2011 года Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО9 была проведена внеплановая документарная проверка, в связи с поступившим обращением ФИО8 В результате проведенной проверки был составлен акт проверки №7№ от 11 апреля 2011г. и выдано предписание №7№ от 11.04.2011г. С указанными актом проверки и предписанием заявитель не согласен, считает их незаконными, необоснованными, вынесенными с нарушением норм действующего законодательства. В связи с чем, просит суд признать акт проверки №7№ от 11 апреля 2011г., предписания №№ от 11.04.2011г. незаконными и отменить.

В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Сахалинской области, извещенный о времени и месте не явился, согласно поступившему заявлению просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ФГУП «СахНИРО», действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Государственной инспекции труда в Сахалинской области представил отзыв относительно доводов и требований, заявленных ФГУП «СахНИРО», из содержания которого следует, что проверка по заявлению ФИО10 проводилась в соответствии с положениями Конституции РФ, положениями Конвенции МОТ №81. При этом представитель указал, что Федеральным законом № 408-ФЗ от 28.12.2010г. внесены дополнения в ФЗ № 294, о том, что до 01 июля 2011г. положения ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере труда, т.е. надзора и контроля, осуществляющего территориальными органами Роструда.

Суд, выслушав представителя ФГУП «СахНИРО», оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом суд исходит из следующего:

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО11 обратилась с заявлением в агентство по труду Сахалинской области, которое было направлено по подведомственности в государственную инспекцию труда.

Согласно распоряжению государственной инспекции труда в Сахалинской области № № от 23.03.2011г. по заявлению ФИО12 было назначено проведение внеплановой, документарной проверки. По результатам проверки, составлен акт № № от 11.04.2011г. и выдано предписание № № согласно которому в срок до 01 мая 2011год на директора ФГУП «СахНИРО» была возложена обязанность произвести начисление и выплату ФИО13 денежного вознаграждения по итогам работы за 2010г., из расчета времени, фактически отработанного на предприятии ФИО14

По факту допущенных нарушений трудового законодательства в отношении ФГУП «СахНИРО» был составлен протокол о привлечении к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания от 14.04.2011г.

Согласно решению Южно-Сахалинского городского суда от 21 июня 2011 года постановление Главного Государственного инспектора Государственной инспекции труда (по правовым вопросам) ГИТ в Сахалинской области ФИО15 от 14 апреля 2011года о привлечении юридического лица - ФГУП «СахНИРО» к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ было отменено, а производство по делу прекращено, в виду истечения сроков давности привлечения лица к административной ответственности.

Судом установлено, что 05 июля 2011г. Южно-Сахалинским городским судом по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» о взыскании вознаграждения по итогам работы за 2010г., взыскании компенсации за задержку выплаты вознаграждения, компенсации морального вреда было вынесено решение об удовлетворении заявленных требований о взыскании вознаграждений по итогам работы за 2010 год. Согласно определению судебной коллегии по гражданским делам. Сахалинского областного суда от 15 ноября 2011г. решение Южно-Сахалинского городского суда вступило в законную силу, с Федерального государственного унитарного предприятия «Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» в пользу ФИО1 взыскано вознаграждение по итогам работы за 2010 год сумме 6728 рублей 11 копеек, компенсация за задержку выплаты заработной платы в сумме 344 рубля 41 копейка, компенсация морального вреда в сумме 500 рублей.

В соответствии со ст. 353,354 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Согласно ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ)

Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентирует правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и устанавливает порядок организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля.

Наряду с общими положениями Федерального закона № 294-ФЗ, являющимися обязательными для всех без исключения органов государственного контроля (надзора) деятельность органов Роструда по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая права уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда, а также требования к осуществлению и порядку проведения инспекционных проверок, регламентируются Конвенцией Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947) и протоколом к ней 1995 года, ратифицированными Федеральным законом от 11.04.1998 года № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» и Трудовым кодексом РФ.

Особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, помимо Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливаются и другими федеральными законами в частности Конвенцией № 81 и Трудовым кодексом РФ, которые устанавливают особенности реализации уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда предоставленных полномочий, в том числе в части организации и проведения инспекционных проверок.

Положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения до 01 июля 2011 года, не подлежали применению при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере труда.

Основные права государственных инспекторов труда закреплены ст. 357 ТК РФ, в соответствии с которой государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Факт истребования в ФГУП «СахНИРО» личной карточки Т2 на руководителя ФГУП СахНИРО, не может свидетельствовать о недействительности результатов проверки незаконности составленного по результатам проверки акта и вынесенного предписания, поскольку указанные действия инспектора не противоречат ФЗ 294-ФЗ, Трудовому кодексу РФ, Конвенции МОТ 81, поскольку были выполнены в целях осуществления надзорно-контрольной деятельности. При этом правом определять перечень необходимых документов для выполнения надзорных и контрольных функций наделено лицо, выполняющее эти функции.

Учитывая, что проверка осуществлялась в отношении юридического лица, а также принимая во внимание наличие право у государственного инспектора составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации суд приходит к выводу о правомерности требований инспектора о предоставлении личной карточки формы Т2 в отношении директора ФГУП «СахНИРО» ФИО3

Кроме того, что при истребовании и предоставлении личной карточки формы Т2 в инспекцию труда положения ст. 88 ТК РФ были соблюдены, учитывая, что указанный документ был предоставлен за подписью директора ФГУП «СахНИРО».

Довод представителя ФГУП «СахНИРО» о неправильности указания наименования юридического лица в отношении которого, назначено проведение проверки нашел свое подтверждение в судебном заседании. В распоряжении № № от 23.03.2011г. указано, что проведение внеплановой, документарной проверки назначено в отношении ГУ «СахНИРО». Вместе с тем, суд полагает, что допущенная описка не может являться основанием для признания проведенной проверки в отношении юридического лица незаконной, поскольку иные индивидуализирующие признаки юридического лица, позволяющие определить юридическое лицо: государственный регистрационный номер, ИНН, местонахождение свидетельствуют о проведении проверки в отношении ФГУП «СахНИРО».

Иные доводы представителя ФГУП «СахНИРО» об отсутствии права ФИО1 на получение денежного вознаграждения являлись предметом судебной проверки в рамках гражданского дела по иску ФИО1 к ФГУП «СахНИРО», решение по которому вынесено судом 05 июля 2011г. и вступило в законную силу 15 ноября 2011г. согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда.

Утверждения представителя ФГУП «СахНИРО» в части того, что индивидуальный трудовой спор, возникший между ФИО1 и ФГУП «СахНИРО» был принят к разрешению инспекцией труда являются несостоятельными, поскольку инспекцией труда, а именно инспектором труда рассматривалось обращение ФИО1 в порядке, предусмотренном действующий законодательством, а не разрешался индивидуальный трудовой спор.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФГУП «Сахалинского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии» о признании незаконными акта проверки №7№ 11 апреля 2011г., предписания №№ 11.04.2011г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Дата составления решения в окончательной форме (мотивированного) - 28 декабря 2011г.

Председательствующий Е.В. Ретенгер