к Делу № 2-764/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 15 марта 2016 года
Судья Северского районного суда Краснодарского края Безуглова Н.А.,
с участием представителя истицы Вырвиной С.С. – Головченко Ю.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе – Абояна О.Р.,
при секретаре Остапенко М.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Вырвиной Светланы Сергеевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Северском районе о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Вырвина С.С. обратилась в суд с исковым заявлением к УПФ РФ в Северском районе о признании решения незаконным. В обоснование заявленных исковых требований сослалась на то, что в ДД.ММ.ГГГГ она родила мертвого ребенка – дочь. ДД.ММ.ГГГГ у истицы родился ребенок – дочь ФИО6 в декабре 2015 года истица обратилась в УПФ РФ в Северском районе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, приложив необходимые документы. Решением ГУ УПФ РФ в Северском районе от 22 декабря 2015 года истице отказано в выдаче указанного государственного сертификата по причине отсутствия свидетельства о рождении на первого ребенка. Поскольку в случае рождения ребенка, родившегося мертвым (перинатальная смерть), свидетельство о смерти мертворожденного ребенка не выдается, истица просила суд признать незаконным решение УПФ РФ в Северском районе от 22 декабря 2015 года об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал. Признать за Вырвиной С.С. право на материнский (семейный) капитал. Обязать УПФ РФ в северском районе выдать Вырвиной С.С. государственный сертификат на материнский капитал.
В судебном заседании представитель Вырвиной С.С. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
Представитель ответчика УПФ РФ в Северском районе в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав мнения представителей сторон, исследовав все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО2 родила мертвого ребенка ФИО8, запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым от ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ у истицы рождается дочь ФИО6, что подтверждается копией свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
В декабре 2015 года истица обратилась в УПФ РФ в Северском районе с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Ответом УПФ РФ в Северском районе от 22 декабря 2015 года № 873, истице отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с тем, что Вырвина С.С. представила в качестве документа, подтверждающего рождение первого ребенка, справку о рождении ребенка, родившегося мертвым (форма № 26), выданную Отделом ЗАГСа.
В соответствии со ст. 20 «Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в качестве документа, подтверждающего факт государственной регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым, по просьбе родителей, отдел ЗАГСа выдает справку о рождении.
Свидетельство о рождении в данном случае не выдается.
Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2006г. № 256-ФЗ) устанавливающий дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предусматривает право отдельных категорий граждан на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, установлен пунктами 1,3-5 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), в том числе, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Согласно п. 1 пп. 8 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ и пункту 14 Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Момент рождения определяется медицинскими критериями, в соответствии с которыми рождением признается физиологический процесс появления человека на свет и определяется моментом начала им самостоятельного дыхания согласно Приказу Минздрава РФ и Госкомстата России от 04.12.1992г. № 380/190 «Об утверждении Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода».
Таким образом, одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных настоящим Законом, является рождение ребенка, появление на свет которого зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Так, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала.
Закрепляя в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ право женщин, родивших второго ребенка или последующих детей после 1 января 2007 года, на дополнительные меры государственной поддержки, законодатель не уточняет, является ли основанием возникновения этого права лишь сам факт рождения двоих или более детей вне зависимости от того, родились они живыми или мертвыми. Это, однако, не свидетельствует о неопределенности правового регулирования в указанной части, его противоречивости. Анализ положений части 1 статьи 3 названного Федерального закона в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов, позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка). Изложенное, в частности, закреплено в определении Конституционного суда РФ от 09 ноября 2010г. №1441-0-0.
Этот вывод подтверждается и содержанием статьи 4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также пункта 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873), которые устанавливают, что при обращении за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть представлены реквизиты свидетельств о рождении детей. В соответствии же с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЭ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается; по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка, следовательно, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае рождения живого ребенка.
Признание факта рождения ребенка живым является необходимым условием возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющим детей, - право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым. Так, согласно Федеральному закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие, полагающееся при рождении ребенка, не выплачивается в случае рождения мертвого ребенка (ч. 3 ст. 11 ФЗ).
Придание законодателем факту рождения ребенка живым значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, не может быть признано произвольным, - оно обусловлено как положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Краснодарского краевого суда, изложенной в апелляционном определении от 12 мая 20115 года по гражданскому делу № 33-8394/2015.
В соответствии с п. 2 ст. 47 ГК РФ регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г. № 143-ФЗ государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Основанием для государственной регистрации рождения является, в том числе, документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды (п.1 ст. 14 Федерального закона от15.11.1997г. № 143-ФЗ).
Кроме того указанная позиция подтверждается определением Конституционного суда РФ от 09.11.2010 года № 1439–О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы заявителя на нарушение ее конституционных прав ст. 4 и п..1 ч.6 ст. 5 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Доводы истицы, суд находит необоснованными, поскольку, по мнению суда, правоустанавливающий документ (свидетельство о рождении на первого ребенка) истцом представлен не был, оснований для выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ей не имеется.
Поскольку истцом не предоставлено достаточных доказательств, обосновывающих законность ее требований суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Вырвиной Светланы Сергеевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Северском районе о признании решения незаконным, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Безуглова Н.А.