№ 2-764/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2019 Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Глинской Я.В.
при секретаре Тимофеевой О.С.
с участием истца ФИО13, представителя истца ФИО14, действующей на основании доверенности от 26.01.2019 сроком на три года, представителя ответчика ФИО15, действующего на основании доверенности от 02.07.2018 № 395 сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 к Акционерному обществу «Транснефть-Центральная Сибирь» о признании незаконными решения Комиссии по трудовым спорам от 16.01.2019, акта служебного расследования от 21.12.2018, приказа от 25.12.2018 № 2783, действий работодателя по применению меры воздействия в виде начисления премии за декабрь 2018 года, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО13 обратился в суд с иском к АО «Транснефть-Центральная Сибирь» с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ о признании незаконными решения Комиссии по трудовым спорам АО «Транснефть-Центральная Сибирь» от 16.01.2019, акта служебного расследования от 21.12.2018, приказа от 25.12.2018 № 2783, действий работодателя по применению меры воздействия в виде начисления премии за декабрь 2018 года, компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, истец занимает должность ... отдела инженерно-технических средств охраны Управления безопасности АО «Транснефть-Центральная Сибирь» (далее - ... отдела ИТСО УБ). Приказом № 2783 от 25.12.2018 «О ненадлежащем исполнении своих обязанностей» к нему незаконно применена мера воздействия в виде неначисления премии за декабрь 2018 года в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, выразившееся в нарушении п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.29, 2.22, 4.1.1 должностной инструкции № 277 ... ИТСО УБ от 04.04.2018, за несоблюдения нормативных документов АО «Транснефть - Центральная Сибирь» и ПАО «Транснефть» в сфере закупок, выразившиеся в осуществлении переписки с участником закупки; передачи информации и получения от ... по электронной корпоративной почте отсканированной формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» по Лоту№; несвоевременном, некачественном исполнении поручений и указаний руководства УБ, и непосредственного руководителя в отношении лота №; необеспечении качественной подготовки документации о закупке, в соответствии с требованиями локальных нормативных актов АО «Транснефть - Центральная Сибирь» по лоту №, на основании проведенного служебного расследования, итоги которого отражены в акте служебного расследования, утвержденного генеральным директором АО «Транснефть - Центральная Сибирь» ФИО16 21.12.2018, поскольку материалы служебного расследования не подтверждают факта ненадлежащего исполнения истцом своих обязанностей.
В связи с несоответствием выводов комиссии по служебному расследованию материалам служебного расследования, истец обратился с заявлением в комиссию по трудовым спорам (далее – КТС) с требованиями о пересмотре результатов служебного расследования, отмене акта служебного расследования и соответствующего приказа. В удовлетворении данных требований КТС было отказано.
Поводом к служебному расследованию послужила докладная записка от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя генерального директора – начальника управления безопасности ФИО3, в которой указано о несанкционированной замене расчета цены лота в период подготовки документации участника закупки к проверке членами экспертной комиссии. Местом совершения несанкционированной замены расчета является ресурс Сбербанк-АСТ, при этом, электронный адрес ресурса не указан. Данный ресурс является торговой площадкой для проведения электронных торгов, оснащен эшелонированной системой безопасности. Истец доступа к указанной площадке не имеет. В связи с чем, поменять расчет цены лота на торговой площадке не мог и сведения в докладной записке не соответствуют действительности, не были проверены комиссией по служебному расследованию. Он (ФИО13) только запросил в ... информацию, значимую для него, в целях полного и объективного заполнения аналитической справки по представленной форме. Запрет на общение по телефону и электронной почте для технического исполнителя по договору со своими контрагентами на период проведения закупки локальными нормативными актами работодателя не установлен. Членом экспертной и конкурсной комиссии он (ФИО13) не является.
Так, при заполнении аналитической справки по лоту № в виду несоответствия расчетов в электронной документации, где были обнаружены два расчета по форме 2: один в формате Excel по лоту № с ценой по заявке ... руб., второй в формате PDF по лоту № с ценой в заявке ... руб., он осуществил звонок подрядчику ..., который осуществляет техническое обслуживание объектов по прошлогоднему контракту, по итогам которого ... (участник закупки) на его (ФИО13) электронную почту прислал исправленный расчет в формате PDF по лоту №. Истец предположив, что расчет по лоту № в документацию попал случайно, заменил его на вновь полученный от ... расчет. Аналитическая записка была заполнена с учетом указанной корректировки, в связи с чем, аналитическая записка не соответствовала протоколу вскрытия конвертов по лоту №. Впоследующем им внесены соответствующие исправления в аналитическую записку. Никаких негативных последствий от его действий не наступило.
В указанный период он (ФИО13) исполнял обязанности начальника отдела ИТСО УБ ФИО6, который поручений и указаний о том, как правильно нужно заполнять аналитическую справку не давал, так как сам не знал правильного решения данной ситуации по лоту №. Соответственно, привлечение за несвоевременное и некачественное исполнение поручений руководства по лоту № является незаконным.
Решение КТС содержит пояснения истца, которые он не давал. Как в решении КТС, так и в протоколе не зафиксированы объяснения свидетелей. При проведении заседания КТС истцу не была предоставлена возможность задать вопросы свидетелям. Протокол № КТС не содержит печать. КТС не исследовался вопрос о законности состава комиссии по служебному расследованию. В состав комиссии не мог быть включен непосредственный руководитель истца – ФИО6
Истец, представитель истца в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, а также письменных дополнениях к нему, в соответствии с которыми указано, что на истца приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к возложены обязанности начальника отдела инженерно-технических средств охраны управления безопасности ФИО6 в связи с отпуском последнего, при этом с локальными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью начальника ОИТСО УБ истца не ознакомили. Работник не обязан истребовать у работодателя локальные акты для ознакомления, чтобы должным образом осуществлять трудовую функцию. Согласно абзацу 2 п. 1 приказа от 25.12.2018 № 2783 истцу вменяют несвоевременное, некачественное исполнение поручений и указаний руководства УБ, и своего непосредственного руководителя в отношении лота №.
Согласно решению комиссии по трудовым спорам АО «Транснефть-Центральная Сибирь» от 16.01.2019 по поручению начальника отдела ИТСО УБ ФИО6 истец должен был рассмотреть заявку контрагента по лоту № и подготовить аналитическую справку. Аналитическая справка подписана истцом в установленный срок. Исходя из направления деятельности ОИТСО, как показатель установления соответствия заявки требованиям технической части документации, которая готовится ОИТСО УБ, не должен анализироваться специалистами ОИТСО. Технический исполнитель по договору несет ответственность за ненадлежащее качество оформления аналитической справки по регламентированным формам. С регламентом, которым была установлена форма, предоставленная специалистом ОПиПТ ФИО1, истец не ознакомлен. Доказательств о том, что ФИО6 давал какие-либо поручения по лоту № в материалах служебного расследования не имеется. Согласно материалам служебного расследования ФИО6 предупредил истца о предстоящей экспертизе по лоту №, но какие действия необходимо осуществить в связи с этим, не указал, также не указал, в соответствии с какими документами, должна быть проведена экспертиза документов. Заявка не может являться документацией о закупке в силу того, что этот документ вторичен, являющийся следствием объявления закупки заказчиком. После поступления заявки, заказчик обязан определить соответствие заявки требованиям, которые он установил в своей документации о закупке. Инициатором закупки является структурное подразделение ответчика. Отдел действует в лице начальника отдела, таким образом, все действия, которые расписаны в Инструкции, касаются начальника отдела, либо лица, которое он уполномочил приказом, распоряжением, указанием. Доказательств о том, что начальник отдела ФИО6 закрепил за истцом полномочия инициатора закупки в период подготовки документации о закупке в материалах служебного расследования не представлено.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве в соответствии которым указано, что КТС при рассмотрении заявления истца были изучены документы, относящиеся к предмету спора, приглашены и заслушаны специалисты отдела подготовки проведения торгов и управления безопасности общества. В результате комиссия пришла к выводу, что факт нарушения ФИО13 своих должностных обязанностей нашел подтверждение. В соответствии с п.2.22 истец обязан соблюдать требования о проведении закупки в электронной форме и несет ответственность за нарушение Федерального закона от 18.04.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Тем не менее, ФИО13 по своей инициативе вступил в переписку по корпоративной электронной почте с ...» - заявителем по лоту №, и получил от него расчет цены договора (цены лота) с другим ценовым предложением к тому же лоту, к которому ранее поступило ценовое предложение в заявке участника закупки через электронную площадку. В результате заявка по лоту №... в части ценового предложения была изменена с ... руб. на ... руб. При том, что официального документа об изменении ценового предложения по указанному лоту в адрес АО «Транснефть-Центральная Сибирь» не поступало. Процедура закупки регламентирована Федеральным законом от 18.04.2011 №223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» и локальными нормативными актами общества, из которых следует, что при проведении закупки в электронной форме переписка осуществляется электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, которые передаются через электронную площадку. Данные полномочия истцу переданы не были. Согласно трудовому договору ФИО13 выплачивается ежемесячная премия согласно Положению о премировании работников за основные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, которое содержит перечень производственных упущений, при которых работник может быть полностью или частично лишен премии, в том числе за ненадлежащие исполнение работником своих должностных обязанностей. Оценка упущения и размер снижения или лишения премии в полном размере носит оценочный характер и относится к исключительной компетенции работодателя, в связи с чем, оспорены быть не могут. В связи с тем, что права истца не нарушены, право на компенсацию морального вреда у истца не возникло.
Суд, заслушав стороны, показания свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Акционерным обществом «Транснефть-Центральная Сибирь» и ФИО13 заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым работник принимается на работу в отдел инженерно-технических средств охраны управления безопасности на должность ... (п.1.1 трудового договора) (т. 1 л.д. 14-18).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 переведен на должность ... отдела инженерно-технических средств охраны Управления безопасности (дата начала работы в должности – ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о переводе работника на другую должность №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 1 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать трудовую дисциплину предусмотрена положениями ст. 21 ТК РФ.
Согласно ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. В ч.1 ст.129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Согласно п. 6.1. трудового договора, заключенного с ФИО13 (далее – трудовой договор) работнику устанавливается должностной оклад согласно штатному расписанию.
В силу п. 3.4.3 трудового договора работодатель имеет право поощрять работника за добросовестный эффективный труд.
В соответствии с п. 6.2. работнику выплачивается ежемесячная премия в соответствии с действующим Положением о премировании работников общества за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Положения об оплате труда работников АО «Транснефть-Центральная Сибирь», утвержденным 28.04.2015, в систему организации оплаты труда входят основные элементы: единая тарифная система, доплаты, надбавки и другие выплаты в соответствии с Трудовым кодексом РФ и коллективным договором, формы и системы оплаты труда. Оплата работника складывается из месячной тарифной ставки (должностного оклада), определенной в соответствии с единой тарифной сеткой и установленной согласно штатному расписанию, доплат и надбавок, премий социальных выплат, определенных коллективным трудовым договором (т. 1 л.д. 206).
В соответствии с п.2.5 Положения об оплате труда работников АО «Транснефть-Центральная Сибирь» в АО «Транснефть-Центральная Сибирь» применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Заработная плата работникам начисляется по должностным окладам (месячным тарифным ставкам) за фактически отработанное время с премией, установленной согласно Положению о премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности АО «Транснефть-Центральная Сибирь». Премирование руководящих работников и специалистов осуществляется по индивидуальным показателям, оценивающим личный вклад каждого в коллективные результаты труда. Премирование рабочих производится по результатам выполненных плановых производственных заданий (нормированных наряд-заданий) (т. 1 л.д. 208).
Согласно п.п.1.2, 1.3, 1.12, 1.13 Положения о премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Центрсибнефтепровод», утвержденного 15.02.2006, премирование руководящих работников, специалистов и других служащих аппарата управления, филиалов, структурных подразделений осуществляется ежемесячно с учетом индивидуального вклада в коллективные результаты труда. Премирование осуществляется при достижении определенных показателей, что обеспечивает непосредственную связь премиальных выплат с результатами трудовой деятельности общества в целом и его структурных подразделений. Премирование работников общества и его структурных подразделений осуществляется ежемесячно при выполнении условий и достижении показателей премирования на основании данных бухгалтерской отчетности, оперативного учета. Премия, выплачиваемая за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, включается в средний заработок при исчислении его для оплаты отпуска, назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и другое (т.1 л.д. 210-212).
В силу п.2.4 Положения о премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Центрсибнефтепровод» в зависимости от выполнения показателей размер премии может быть снижен. При наличии серьезных производственных упущений, предусмотренных специальным перечнем, утвержденным генеральным директором, премии не начисляются или размер премии может быть снижен (приложение №1). Полное или частичное лишении премии производится в соответствии с приказом по обществу, за тот период, в котором было обнаружено (совершено) нарушение, но не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня его совершения (т. 1 л.д. 213).
На основании п.п.2.2, 2.5 Перечня производственных упущений, за которые работник может быть полностью или частично лишен премии (приложение №1) к данным производственным упущениям, относятся несвоевременное представление, приписки и искажения в отчетности; ненадлежащее исполнение работником своих должностных обязанностей (т. 1 л.д. 214).
Как следует из изменений в Устав ОАО «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» (ОАО «Центрсибнефтепровод»), утвержденных решением единственного акционера №2 от 27.10.2014 внесены изменения наименования общества ОАО «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» переименовано в Акционерное общество «Тарнснефть – Центральная Сибирь», в связи с чем локальные нормативные акты ОАО «Центрсибнефтепровод» являются действующими для АО «Транснефть – Центральная Сибирь».
Проанализировав изложенные выше документы, суд приходит к выводу, что премия является выплатой стимулирующего характера, не является гарантированной выплатой, и начисляется по усмотрению работодателя. Соответственно, право начисления премии, либо отмены таковой, относится к исключительной компетенции работодателя.
Основанием для обращения в суд послужило депремирование ФИО13 по результатам работы за декабрь 2018 года.
Как следует из приказа от 25.12.2018 № 2783 в соответствии с проведенным служебным расследованием по факту несанкционированной замены расчета цены лота № в заявке ... на основании докладной записки УБ от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в соответствии с Положением о премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности АО «Транснефть – Центральная Сибирь» за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в нарушении п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.29, 2.22, 4.1.1 должностной инструкции №... отдела ИТСО УБ от ДД.ММ.ГГГГ, премия за декабрь 2018 года ... ИТСО УБ ФИО13 не начислена (т. 1 л.д. 204-205).
Неисполнение должностных обязанностей ФИО13 выразилось:
- в несоблюдении нормативных документов АО «Транснефть – Центральная Сибирь» и ПАО «Транснефть» в сфере закупок, выразившееся в осуществлении переписки с участником закупки; передачи информации и получении от ... по электронной корпоративной почте отсканированной формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» по лоту №; замене на ресурсе общества расчета цены лота со стоимостью ... руб. на форму 2 со стоимостью лота ... руб. в период подготовки документации к проверке членами экспертной комиссии общества по лоту №;
- в несвоевременном, некачественном исполнении поручений и указаний руководства УБ, и своего непосредственного руководителя в отношении лота №;
- в необеспечении качественной подготовки документации о закупке, в соответствии с требованиями локальных нормативных актов АО «Транснефть – Центральная Сибирь» по лоту №.
С данным приказом ФИО13 ознакомлен под роспись 26.12.2018 (т. 1 л.д. 205).
В ходе судебного разбирательства суду представлен приказ руководителя АО «Транснефть – Центральная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№-зп, которым внесены изменения в п. 1 приказа от 25.12.2018 №2783, при которых ФИО13 размер премии за декабрь 2018 года снижен на 10 % от установленного размера (т. 2 л.д. 3-4).
Таким образом, работодателем принято решение о выплате ФИО13 за спорный период (за декабрь 2018 г.) премии в размере 90% от установленного размера.
В соответствии с п.п.3.1.1 – 3.1.3 трудового договора работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией; соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя, законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, и иные локальные акты общества, использовать все рабочее время для производительного труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; соблюдать трудовую дисциплину.
Как следует из должностной инструкции № от ДД.ММ.ГГГГ... Отдела инженерно-технических средств охраны Управления безопасности АО «Транснефть – Центральная Сибирь», последний обязан выполнять приказы, распоряжения и указания руководства ПАО «Транснефть» и общества; своевременно, в полном объеме и качественно исполнять приказы, распоряжения руководства общества, выполнять поручения и указания руководства УБ по ОИТСО; соблюдать и своевременно исполнять приказы, распоряжения и нормативные документы АО «Транснефть – Центральная Сибирь» и ПАО «Транснефть»; соблюдать требование о проведении закупки в электронной форме, соблюдать требование проведение закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, соблюдать установленные сроки передачи в обязательном порядке в ОПиПТ договор и дополнительных соглашений (спецификаций) для размещения в ЕИС, обеспечить качественную подготовку документации о закупке (технического задания) в соответствии с требованиями локальных нормативных актов АО «Транснефть – Центральная Сибирь», не допускать предъявление требований при оценке заявок по критериям не указанным в документации о закупке, обеспечить своевременное представление достоверной информации о недобросовестных поставщиках (п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.29, 2.22 должностной инструкции).
... ОИТСО УБ несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение в полном объеме своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации (п.4.1.1 должностной инструкции).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно плану торгов на основании документации, подготовленной отделом ИТСО Управления Безопасности в единой информационной системе ДД.ММ.ГГГГ было размещено извещение о проведении закупки лот № «...». Начальная максимальная цена лота установлена ... руб. Извещением было определено время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в закупке – ДД.ММ.ГГГГ, дата подведения итогов закупки – ДД.ММ.ГГГГ.
По окончанию срока подачи зарегистрирована одна заявка, поступившая от ... с порядковым № на сумму ... руб. Информация о поступившей заявке была зафиксирована на ресурсе Сбербанк – АСТ и протоколом заседания Конкурсной комиссии общества.
В силу п.5.1 Положения об экспертной комиссии АО «Транснефть - Центральная Сибирь», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, закупка товаров, работ, услуг в АО «Транснефть - Центральная Сибирь» осуществляется в электронной и не в электронной форме.
В соответствии с п.5.5 Положения об экспертной комиссии АО «Транснефть - Центральная Сибирь» секретарь экспертной комиссии организовывает проверку полученных заявок на участие в закупке, передавая документы в твердой копии или в электронном виде, в том числе техническому исполнителю для формирования аналитической справки.
Технический исполнитель по договору в течение двух рабочих дней с момента получения документации готовит аналитическую справку, подписывает, утверждает руководителем по направлению деятельности, оригинал предоставляет в отдел подготовки и проведения торгов (п.5.9 Положения об экспертной комиссии АО «Транснефть - Центральная Сибирь»).
Указанная выше заявка по лоту № с приложением необходимых документов, в том числе расчёта цены договора по форме 2 были размещены на сетевом ресурсе общества для проверки членами экспертной комиссии на соответствие требованиям документации о закупке, а также предоставления аналитической справки техническим исполнителем по договору. Инициатору закупки - начальнику отдела ИТСО УБ ФИО6 была направлена рассылка с информацией о необходимости оформления аналитической справки. Поскольку ФИО6 находился в ежегодном отпуске, информация была перенаправлена ... отдела ИТСО УБ ФИО13, исполняющему обязанности начальника отдела ИТСО УБ согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№-к.
С приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО13 был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ, выразив свое согласие на возложение на него обязанностей начальника отдела ИТСО УБ (т. 3 л.д. 8).
Как следует из пояснений сторон, акта служебного расследования, ФИО13, заполняя аналитическую справку в качестве технического исполнителя, при изучении представленных материалов, ознакомившись с заявкой ... обнаружив предложение ... по опубликованному лоту № по форме 2 в размере ... руб., то есть с ценой, превышающей начальную (максимальную) цену лота, установленную в размере ... руб., полагая, что данная цена была указана ... ошибочно по иному Лоту (№), связался с представителем участника закупки – ... с целью запроса расчета цены по Лоту №, и, получив по корпоративной электронной почте иное ценовое предложение, заменил расчет цены лота № по форме 2 на сетевом ресурсе организации, указав в аналитической справке о соответствии параметров предложенной цены участника и начальной максимальной цены, что не соответствовало сведениям протокола вскрытия заявок.
На основании вновь представленного расчета составил аналитическую записку о соответствии ценового предложения участника закупки заявленной начальной максимальной цены, которую в последующем направил секретарю экспертной комиссии ФИО1
Таким образом, при повторном рассмотрении формы 2 «расчет цены договора (цены лота)» ... в составе документов был обнаружен подписанный скан формы с новой ценой, отличающей от цены, указанной в протоколе вскрытия заявок.
Замена расчета цены лота ФИО13 обнаружена секретарем экспертной комиссии ФИО1 при проверке аналитической записки по лоту №, составленной ФИО13
Данные обстоятельства также подтверждены показаниями свидетелей ФИО1, ФИО5
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Изложенные фактические обстоятельства не оспаривались сторонами, спор сторон заключается в оценке данных действий ФИО13 в качестве ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей и явившихся основанием для неначисления ему премии за декабрь 2018 года (с учетом изменений внесенных в приказ от 25.12.2018 приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-зп, в данном случае ее снижении на 10 %).
Оценивая в данном случае действия сторон, суд исходит из следующего.
Лишение премии или денежного вознаграждения законом не отнесено к мерам дисциплинарного взыскания.
Статья 192 ТК РФ относит премии к стимулирующим выплатам.
Статья 191 ТК РФ относит выдачу премии работникам к способу поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.
Анализ трудового договора с ФИО13 и локальных правовых актов АО «Транснефть – Центральная Сибирь», свидетельствует, что на работодателя не возложена обязанность по выплате премии.
Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение эффективности труда, улучшения качества результатов труда, другие достижения в работе, продолжительную безупречную работу, выполнение дополнительных поручений и другие случаи проявления активности работника. Основанием для применения к работнику мер поощрения является его добросовестный эффективный труд, то есть безупречное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная добросовестная работа и иные достижения в работе.
Исходя из вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что лишение премии или принятие работодателем решения о неначислении премии является мерой воздействия в отношении лиц, недобросовестно выполняющих свои служебные обязанности.
В соответствии с п.п. 7.4.1. 7.4.2 Положения об экспертной комиссии АО «Транснефть - Центральная Сибирь» технический исполнитель по договору несет ответственность за ненадлежащее качество, необъективность и несвоевременную подготовку аналитической справки по проверке заявок на участие в закупке; за ненадлежащее качество оформления аналитической справки по регламентированным формам (т.2 л.д. 184).
Согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденному 21.06.2018, пПри закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», организации системы «Транснефть» руководствуются, в том числе Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (т.1 л.д. 220).
Аналогичные положения также содержатся в п. 1.6 Положения об отделе инженерно-технических средств охраны управления безопасности АО «Транснефть – Центральная Сибирь» от 29.03.2018 №27, в соответствии с которым Отдел инженерно-технических средств охраны является структурным подразделением управления безопасности АО "Транснефть - Центральная Сибирь", в своей деятельности отдел руководствуется: законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с которым ФИО13 ознакомлен под роспись 28.03.2018 (т.т.2 л.д. 129 - 135).
Пунктом 2.1.6. Положения об отделе инженерно-технических средств охраны управления безопасности АО «Транснефть – Центральная Сибирь» задачами отдела является, в числе прочего, соблюдение требований о проведении закупки в электронной форме, обеспечение качественной подготовки документации о закупке (техническое задание) в соответствии с требованиями локальных нормативных актов АО «Транснефть – Центральная Сибирь», не допущения предъявления требований при оценке заявок по критериям, не указанным в документации о закупке.
В соответствии с подп. 1, 2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, помимо прочего, руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» также предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчик, организатор закупки руководствуется принципами, помимо прочего, информационной открытости закупки; равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок заказчиков; обеспечение прозрачности закупок (т. 1 л.д. 220).
Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (п.п. 3.18, 3.19) установлено, что вся переписка между организатором закупки и участниками закупки осуществляется на официальных бланках, подписанных уполномоченными лицами, передаваемых нарочным, факсимильной связью, почтовым письмом, в отсканированном виде по электронной почте либо осуществляется при помощи функционала электронной площадки. При проведении закупки в электронной форме переписка осуществляется электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, которые передаются через электронную площадку. Заказчик, организатор закупки, конкурсная комиссия при необходимости истребует от участников закупки представления разъяснений по представленным ими документам в составе заявки на квалифицированный отбор, заявки на участие в закупке. При этом не допускается изменение заявки на квалифицированный отбор, заявки на участие в закупке.
Согласно стандарту организации тиражирования системы электронного документооборота организации системы «Транснефть» в АО «Транснефть – Центральная Сибирь» используется система электронного документооборота, о чем свидетельствует соответствующий стандарт №, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.7.5 указанного стандарта внутренние, исходящие, организационно-распорядительные (приказы, распоряжения по основной деятельности) документы, договоры и протоколы ОАО «Цетросибнефтепровод» создаются исключительно в системе электронного документооборота путем создания регистрационной карточки документа, к которой прикрепляется один ли несколько файлов документа.
Доводы стороны истца о неознакомлении ФИО13 с локальными правовыми актами, в том числе Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», применяемых в деятельности Управления безопасности организации судом отклоняются.
При принятии ФИО13 на работу, последний был ознакомлен под роспись с общими локальными правовыми актами организации, а также Перечнем нормативно-правовых документов, применяемых Управлением безопасности АО «Транснефть – Центральная Сибирь», в числе которых указано и Положение о порядке проведения закупок, услуг в электронном виде (п. 1.7.10 – т.4 л.д.7).
Кроме этого, истец ознакомлен с распоряжением генерального директора АО «Транснефть – Центральная Сибирь» от 12.09.2018 «Об ознакомлении с Положением о закупке товаров, работ, услуг», в котором предписано сотрудникам организации ознакомиться с данным Положением и указан сетевой ресурс, на котором оно размещено (т. 1 л.д. 47-48), следовательно, суд приходит к выводу, что у ФИО13 не было препятствий на ознакомление с регламентирующими процедуру закупок документами.
Как следует из пояснений свидетелей ФИО6 и ФИО2, ФИО13 аналитические записки составлял и ранее, справлялся с более сложными задачами. Порядок составления аналитических записок ему был знаком. С локальными нормативными актами работники знакомятся при приеме на работу. Ознакомление с документами происходит с использованием системы электронного документа оборота, и факт ознакомления фиксируется в программе.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6, являющийся непосредственным руководителем ФИО13, также указал, что перед уходом в отпуск предупредил ФИО13 о проведении закупки, инициатором которой выступает их отдел, и предстоящей экспертизе документов с составлением аналитической справки.
Не оспаривая вышеизложенные свидетелем ФИО6 фактические обстоятельства, истец указал, что при этом ФИО6 не было ему разъяснено в соответствии с какими документами должна быть им проведена экспертиза представляемой для сравнения документации, а также то, что расписанные в Инструкции действия касаются только начальника отдела.
Вместе с тем, как указали свидетели и не оспаривалось истцом, последний в течении длительного времени и неоднократно выполнял аналогичную работу и знал весь порядок совершаемых действий, на момент совершения оспариваемых действий исполнял обязанности начальника отдела ИТСО УБ.
Изложенные свидетелями доводы подтверждены представленными стороной ответчика в материалы дела аналогичными аналитическими справками ФИО13, составленными в более ранний срок.
Проанализировав представленные доказательства по делу в совокупности с пояснениями сторон, суд приходит к выводу, что истец, длительное время выполняя трудовую функцию, знал свои должностные обязанности и не заявлял работодателю, что порученная ему работа не входит в ее перечень, неизвестна ему либо о существующих препятствиях к ее исполнению.
В связи с чем, указанные доводы истца, включая и доводы об отсутствии установленной формы заполнения аналитических справок, отсутствии закрепления за истцом полномочий инициатора закупки судом не принимаются.
Согласно ст. 1 ТК РФ одной из основных задач трудового законодательства является правовое регулирование отношений, непосредственно связанных с трудовыми, и в первую очередь отношений по организации труда и управлению трудом.
Обеспечение подчинения работников отдельным правилам, регламентирующим деятельность организации, охватывается понятием дисциплины труда.
Согласно ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Из проанализированных доказательств по делу в совокупности с пояснениями сторон, суд приходит к выводу, что вышеописанные действия истца являются нарушением трудовой дисциплины, обязанность соблюдения которой возложена на работника в силу ст. 21 ТК РФ, и у работодателя имелись основания для вывода о несоблюдении ФИО13 требований нормативных документов АО «Транснефть – Центральная Сибирь» и ПАО «Транснефть» в сфере закупок и необеспечения качественной подготовки внутренней документации в сфере закупок, и как следствие, право не начислять истцу премию за соответствующий период, в связи с чем, оснований для признания данных действий работодателя незаконными суд не усматривает.
Поскольку приказ от 25.12.2018 № 2783 принят руководителем организации ФИО16 в пределах предоставленных полномочий и с учетом фактических обстоятельств, оснований для его признания незаконным суд также не находит.
Приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении служебного расследования» создана комиссия для проведения служебного расследования в составе: председателя комиссии - и.о. заместителя генерального директора, начальника управления безопасности ФИО3, членов комиссии: начальника отдела ИТСО ФИО6, заместителя начальника ОПиПТ ФИО1, начальника юридического отдела ФИО7, заместителя начальника отдела кадров ФИО11, заместителя начальник отдела ОТи3 ФИО9, ведущего специалиста ОСБ УБ ФИО12 (т. 2 л.д. 5).
С данным приказом и приказом о внесении в него изменений от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО13 ознакомлен 13.12.2018 и 18.12.2018 соответственно.
Основанием для проведения служебного расследования послужила докладная записка и.о. заместителя генерального директора - начальника управления безопасности ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по факту несанкционированной замены ... отдела ИТСО УБ ФИО13 расчета цены лота № в заявке ... (т.1 л.д. 48-49).
В соответствии с актом служебного расследования от 20.12.2018 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено служебное расследование по факту несанкционированной замены расчета цены лота № со стоимостью ... руб. заявки ... на ресурсе общества по адресу: ... на форму № со стоимостью лота ... руб. в период подготовки документации к проверке членами экспертной комиссии общества.
Согласно Положению о порядке проведения служебного расследования в АО «Транснефть - Центральная Сибирь», утвержденному 14.12.2016 (т. 2 л.д. 9), поводом для проведения служебного расследования является непосредственное обнаружение признаков нарушения, либо сообщение (служебная записка, письмо, заявление, жалоба работника общества или иного лица, информация государственных органов и иных организаций и предприятий, сообщения в средствах массовой информации, либо информация, имеющая большой общественный резонанс) о нарушении трудовой дисциплины, причинения ущерба обществу, совершения иного правонарушения, посягающего на законные права, интересы и деловую репутацию общества, либо наличие достаточных данных, указывающих на нарушение закона, локальных нормативных актов общества и ПАО «Транснефть», а также в случаях, предусмотренных коллективным договором (п.6.1).
В соответствии с п.6.2. Положения о порядке проведения служебного расследования основанием для проведения служебного расследования является приказ о проведении служебного расследования.
На основании п.6.5.3 (в ред. от 12.03.2018) Положения о порядке проведения служебного расследования в состав комиссии обязательно включаются работники структурного подразделения, по направлению деятельности которого проводится служебное расследование, с соблюдением условий п.6.7, 6.8 настоящего положения.
В состав комиссии, с учетом специфики фактических обстоятельств, послуживших поводом для проведения служебного расследования, включаются работники, обладающие соответствующими знаниями и опытом, не заинтересованные прямо или косвенно в результатах служебного расследования (п. 6.7 Положения о порядке проведения служебного расследования).
В ходе служебного расследования комиссией изучены и проанализированы все необходимые документы регламентирующие должностные обязанности ФИО13, конкурсная документация, получены письменные пояснения заместителя начальника отдела подготовки и проведения торгов ФИО1, начальника ОПиПТ ФИО8, председателя Конкурсной комиссии - заместителя генерального директора по ПО ФИО10, заместителя председателя Конкурсной комиссии – заместителя генерального директора по экономике ФИО4, начальника отдела ИТСО УБ ФИО6B., ведущего специалиста УБ ФИО5, а также письменное объяснение ФИО13
В силу п.6.8 Положения о порядке проведения служебного расследования непосредственный руководитель работника не может быть включен в состав комиссии служебного расследования.
В нарушение указанных требований в состав комиссии служебного расследования был включен руководитель ФИО13 - начальник отдела ИТСО ФИО6
Однако, с учетом установленных судом фактических обстоятельств по делу и обоснованности выводов комиссии, включение ФИО6 в комиссию служебного расследования не повлекло необъективности служебного расследования, проведенного в отношении ФИО13
С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания акта служебного расследования незаконным и его отмены.
В соответствии со ст.382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Общий порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комисии по трудовым спорам регламентирован ст. 387 ТК РФ.
Приказом генерального директора АО «Транснефть - Центральная Сибирь» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решений конференции работников трудового коллектива АО «Транснефть - Центральная Сибирь» утвержден состав комиссии по трудовым спорам, деятельность которой осуществляется в соответствии с № «Положение о комиссии по трудовым спорам АО «Транснефть - Центральная Сибирь» (т. 2 л.д. 50-51, 52-65).
Положением о комиссии по трудовым спорам АО «Транснефть - Центральная Сибирь» установлен порядок образования и деятельности комиссии по трудовым спорам и предварительного внесудебного разрешения индивидуальных трудовых споров, возникающих между работником и работодателем (п.3.1. Положения о комиссии по трудовым спорам).
Комиссия по трудовым спорам рассматривает, в том числе споры об оплате труда и другие, связанные с применением к работнику норм и правил, установленных законодательством, соглашениями, коллективным договором, положением об оплате труда, иными актами, принятыми в обществе (п. 3.2. Положения о комиссии по трудовым спорам).
В силу п.5.1. Положения о комиссии по трудовым спорам работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен бы узнать о нарушении своего права, путем подачи письменного заявления (ст.386 ТК РФ).
В соответствии с п. 6.2 ТК РФ комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
Согласно п.6.10 Положения о комиссии по трудовым спорам заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Рассмотрение спора производится при равном участии представителей с обеих сторон.
В силу п.9.1 Положения о комиссии по трудовым спорам решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения комиссии.
14.01.2019 в Комиссию по трудовым спорам АО «Транснефть - Центральная Сибирь» поступило заявление ФИО13, в котором укзазано на несогласие с приказом от 25.12.2019 №2783 о неначислении ему премии за декабрь 2018 года, поскольку служебное расследование проведено неполно и необъективно.
В ходе рассмотрения заявления ФИО13 велось протоколирование хода заседания комиссии.
Из представленного суду протокола заседания комиссии по трудовым спорам АО «Транснефть - Центральная Сибирь» № от ДД.ММ.ГГГГ, КТС изучена должностная инструкция № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, акт служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, материалы закупки, заслушан непосредственно ФИО13, а также свидетели: начальник ОППТ ФИО8, заместитель начальника ОППТ ФИО1, начальник отдела ИТСО ФИО6, и.о. заместителя генерального директора - начальник управления безопасности ФИО3, ведущий специалист ОСБ УБ ФИО12 (т. 2 л.д. 66)
В ходе объяснений которых, доводы, изложенные в акте служебного расследования нашли свое подтверждение.
Доводы стороны истца о том, что комиссией не оценены показания свидетелей и то, что истцу не давали возможность задавать им вопросы отклоняются, как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Тем более, что показания свидетелей ФИО1 и ФИО6 суд имел возможность оценить непосредственно, поскольку они были заслушаны также в судебном заседании.
По итогам голосования члены комиссии по трудовым спорам пришли к единому мнению, о нарушении ФИО13 своих должностных обязанностей, локальных правовых актов организации, при этом комиссией также отмечено, что допущенные нарушения не могли повлиять на результат закупки, нарушений антимонопольного законодательства допущено не было и отрицательных последствий для АО «Транснефть - Центральная Сибирь» не наступило, в связи с чем, КТС сочла возможным согласиться с выводами оспариваемого приказа от 25.12.2018 № 2783 и отказать ФИО13 в удовлетворении заявленных требований.
Решение КТС от 16.01.2019 получено ФИО13 22.01.2019 (т. 1 л.д. 11).
С учетом изложенного, Комиссией по трудовым спорам заявление ФИО13 рассмотрено в соответствие с установленными правилами, предусмотренными как трудовым законодательством, так и локальными нормативными актами работодателя.
В ходе рассмотрения дела нарушений, влекущих безусловную отмену решения комиссии по трудовым спорам от 16.01.2019, судом не установлено.
Суд также отмечает, что при оценке действий сторон судом принят во внимание приказ генерального директора АО «Транснефть - Центральная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№-зп о внесении изменений в приказ от 25.12.2018 № 2783, при которых ФИО13 за декабрь 2018 года начислена премия в размере 90 % от установленного размера.
При этом суд исходит из того, что при установленных фактических обстоятельствах, последующее изменение работодателем оспариваемого приказа, не свидетельствует о незаконности его первоначальных действий по не начислению премии за декабрь 2018 года и нарушении тем самым трудовых прав истца, поскольку суд пришел к выводу о наличии у работодателя оснований для принятия такого решения.
Поскольку компенсация морального вреда является производным требованием от установленного судом факта нарушения трудовых прав истца, что в данном случае установлено не было, требование ФИО13 о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 руб. также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО13 к Акционерному обществу «Транснефть-Центральная Сибирь» о признании незаконным решения Комиссии по трудовым спорам от 16.01.2019 и принятии нового решения по существу заявленных требований, о признании незаконным и отмене акта служебного расследования от 21.12.2018, признании незаконным и отмене приказа от 25.12.2018 № 2783, о признании незаконными и нарушающими трудовые права действий работодателя по применению меры воздействия в виде неначисления премии за декабрь 2018 года, компенсации морального вреда в размере 1000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.
Судья: Я.В. Глинская