ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-764/20 от 25.05.2020 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 25 мая 2020 года

Дело № 2-764/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Никулиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

22 мая 2020 года

гражданское дело по иску Ельтищева Александра Вячеславовича, Болотова Сергея Николаевича, Блохина Сергея Юрьевича, Парфентьевой Людмилы Григорьевны, Волкодаева Евгения Александровича, Грибановой Татьяны Алексеевны, Сергеева Сергея Валентиновича к КУМИ Администрации ЯМР, Администрации ЯМР о признании незаконным распоряжения, отмене постановления,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с административным иском к КУМИ Администрации ЯМР, Администрации ЯМР, просили (том 1 л.д. 3-10):

- признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 633 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Ельтищеву Александру Вячеславовичу земельного участка площадью 9860 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;

- признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 634 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Болотову Сергею Николаевичу земельного участка площадью 9926 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;

- признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 635 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Блохину Сергею Юрьевичу земельного участка площадью 9999 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;

- признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 636 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Парфентьевой Людмиле Григорьевне земельного участка площадью 9850 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;

- признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 637 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Волкодаеву Евгению Александровичу земельного участка площадью 9988 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;

- признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 638 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Грибановой Татьяне Алексеевне земельного участка площадью 5134 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;

- признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ
Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 639 и
обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления
Сергееву Сергею Валентиновичу земельного участка площадью 9304 кв.м. из земельного
участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:
<адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;

- обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области отменить постановление от 02.08.2019 г. № 1400 «Об установлении категории земель земельного участка с кадастровым номером ».

В обоснование требований истцы сослались на то, что каждый из истцов обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 39.15 ЗК РФ из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Основание для предоставления земельного участка: подп. 7, п. 2, ст. 39.10 ЗК РФ, Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» от 26.11.2015 г. № 94-з.

В предварительном согласовании предоставления земельного участка распоряжением заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО было отказано: Ельтищеву А.В. - распоряжением от 24.07.2019 г. за № 633, Болотову С.Н. - распоряжением от 24.07.2019 г. за № 634; Блохину С.Ю. - распоряжением от 24.07.2019 г. за № 635, Парфентьевой Л.Г. - распоряжением от 24.07.2019 г. за № 636, Волкодаеву Е.А. - распоряжением от 24.07.2019 г. за № 637, Грибановой Т.А. - распоряжением от 24.07.2019 г. за № 638, Сергееву С.В. - распоряжением от 24.07.2019 г. за № 639.

Истцы считают, что распоряжения заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за №№ 633-639 не основаны на законе, указанными распоряжениями нарушены права и законные интересы истцов, созданы препятствия к реализации законных интересов истцов в приобретении земельных участков без проведения торгов в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства.

Определением суда от 10.12.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Соколов А.А. (том 1 л.д. 108).

Определением суда от 30.01.2020 г. производство по указанному административному делу прекращено и возбуждено гражданское дело.

Определением суда от 26.02.2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (том 2 л.д. 91).

Истцы в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель истцов по доверенностям Пантак Н.А. (том 1 л.д. 57-59) в суде иск поддержал в объеме заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом уточнил и дополнил требования, просил признать незаконным постановление Администрации ЯМР ЯО и обязать Администрацию ЯМР ЯО в установленный законом срок повторно рассмотреть заявления истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Представитель ответчиков Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Потапова И.В. (том 1 л.д. 101, 102, том 2 л.д. 10) просила отказать в удовлетворении требований истцов, ссылаясь на законность принятых решений. Пояснила, что спорный земельный участок стоит на кадастровом учете как земли населенных пунктов, земли запаса, то есть Администрация ЯМР предоставить его не может. Если исходить из этого, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Заволжского сельского поселения земельный участок находится в зоне СХ1 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». В данном случае граждане обращаются с заявлениями о предоставлении земельных участков в соответствии с законом ЯО, которым предусмотрено предоставление земельных участков работникам сельхоз предприятий, организаций для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома, то есть этот участок должен находиться в границах населенного пункта. На сегодняшний день еще пока не внесены изменения в Правила землепользования и застройки, а никто не обращался с заявлением о внесении изменений, чтобы разработали градостроительный регламент в отношении этого земельного участка с целью, чтобы в последующем его можно было предоставить. Полагает, что оспариваемое постановление вынесено законно. Проект, обоснование генерального плана, который направлялся в Правительство ЯО относительно территорий, которые не стояли на кадастровом учете и включены в границы населенного пункта, отсутствуют. В проекте отражены земельные участки, которые необходимо было включить в границы населенного пункта, и часть земельных участков, которые исключались из границ населенного пункта. Про свободные территории в проекте ни слова нет, о чем сообщал Департамент имущественных и земельных отношений в письме от 22.04.2019 года № 2004 и Департамент строительства ЯО от 22.04.2019 года № 2004. В границы Заволжского с/п были включены несколько земельных участков, часть земельных участков была исключена, но проекта о внесении изменений в границы населенного пункта с земельных участков, которые не стояли на кадастровом учете, не было, изменения не вносились. Орган, уполномоченный принимать решение об исключении из границ населенных пунктов, рекомендовал графическую часть привести в соответствие с генеральным планом. Таким образом, спорный земельный участок или массив, или какая-то территория, не включались в границы населенного пункта, соответственно, на сегодняшний день это зона СХ1 – земли сельхоз назначения. Постановление об изменении категории земельного участка вынесено законно. Ответчик не оспаривает, что истцы являются работниками сельхозяйственного предприятия, подтверждающие документы предоставлены. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанным основанием не связан.

Представитель третьего лица Администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Метлинова Е.Ю. (том 2 л.д. 11, 125) в суде пояснила, что земельный участок с кадастровым номером был сформирован по решению Администрации Заволжского с/п на перспективу развития территории Заволжского поселения именно в землях населенного пункта, поскольку уже был утвержден генеральный план в новой редакции в 2016 году. Границы <адрес> были изменены и утверждены решением муниципального совета. Именно для перспективы развития земли с видом запаса, так как не подразумевает ведение никакой деятельности. Именно потому, что там не была установлена никакая зона, он сформирован именно с таким видом, потому что не знали, что там будет, что планируется. На перспективу забронировали земельный участок. Когда полномочия перешли в район, сельское поселение утратила какие-либо полномочия по распоряжению этим земельным участком, поэтому он остался в ведении Администрации ЯМР. Спорный участок с кадастровым номером относится к землям населенного пункта, на картах также отражено, что это - земли населенных пунктов, произведено согласование со всеми инстанциями, Росреестр поставили его с категорией земли – земли населенных пунктов. По остальным основаниям распоряжения для отказа в предоставлении данного участка, оставляет на усмотрение суда. Раньше земельный участок относился к нераззонированной территории, которая в Правилах землепользования и застройки отражена желтым цветом, там через запятую перечисляются СХ1, запас, и другие виды. Чтобы установить, что это земли сельхозназначения, нужно осуществление перевода земли через согласование с уполномоченным органом в лице ДИЗО ЯО. Зона в части видов разрешенного использования не установлена, это не СХ1, потому что там идет перечисление, может быть запас, как категория земли. Такой вид есть, но когда установлена территориальная зона, а здесь именно перечисление зон, можно выбрать любую Земельный участок не является землей сельхозназначения. По сведениям Росреестра перевод еще не осуществлен. Изменить категорию земель Администрация района не уполномочена, потому что законом предусмотрена определенная процедура. Без установления категории земли не может существовать зон, то есть, если она не установлена, значит, нет и зон. Если зона есть, значит, есть и категория. Перед постановкой участка на кадастровый учет Главой сельского поселения вынесено решение об утверждении схемы, до вынесения решения существовал генеральный план с внесенными изменениями и решение Администрации.

Представитель третьего лица Соколова А.А. по доверенности Болдырева О.В. (том 1 л.д. 105) против удовлетворения требований возражала. Полагала, что отказ КУМИ Администрации ЯМР в предварительном согласовании предоставления земельных участков является законным. В случае отказа в удовлетворении требований истцов, Соколов А.А. будет иметь первоочередное право на предоставление земельного участка.

Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, своих представителей в суд не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Россеева О.С. просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном суду отзыве от 21.05.2020 г. сослалась на то, что заявленными исковыми требованиями интересы Ярославской области не затрагиваются (том 2 л.д. 120-122).

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно части 2 статьи 3 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений (абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно абзацу 2 пункта статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 103 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форма, схемы, расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.03.2019 г. Ельтищев А.В. обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 39.15 ЗК РФ площадью 9860 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ярославская <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 11).

20.03.2019 г. Болотов С.Н. обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 39.15 ЗК РФ площадью 9926 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 14).

20.03.2019 г. Блохин С.Ю. обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 39.15 ЗК РФ площадью 9999 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 17).

20.03.2019 г. Парфентьева Л.Г. обратилась в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 39.15 ЗК РФ площадью 9850 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 20).

20.03.2019 г. Волкодаев Е.А. обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 39.15 ЗК РФ площадью 9988 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 23).

20.03.2019 г. Грибанова Т.А. обратилась в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 39.15 ЗК РФ площадью 5134 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 26).

20.03.20J9 г. Сергеев С.В. обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 39.15 ЗК РФ площадью 9304 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 29).

В качестве основания для предоставления земельного участка заявителями указаны подп. 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ, Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» от 26.11.2015 г. № 94-з.

Распоряжением заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 633 Ельтищеву А.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано (том 1 л.д. 32-34).

Распоряжением заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 634 Болотову С.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано (том 1 л.д. 35-37).

Распоряжением заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 635 Блохину С.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано (том 1 л.д. 38-40).

Распоряжением заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 636 Парфентьевой Л.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано (том 1 л.д. 41-43).

Распоряжением заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 637 Волкодаеву Е.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано (том 1 л.д. 44-46).

Распоряжением заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 638 Грибановой Т.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано (том 1 л.д. 47-49).

Распоряжением заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 639 Сергееву С.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано (том 1 л.д. 50-52).

Причиной отказа заявителям в предварительном согласовании предоставления земельного участка указаны следующие основания:

- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, а именно:

- графическое изображение границы образованного участка является составной
частью схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и повторных названий не требуется;

- площадь образуемого земельного участка указывается с округлением до 1 квадратного метра;

- условные обозначения, примененные при подготовке изображения (графической информации), не совпадают с условными обозначениями на схеме расположения земельного участка;

- обозначение характерных точек границы в таблице и на графическом изображении не совпадают;

- схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории должна быть выполнена в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации;

- при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железнодорожные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства);

- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным Кодексом, другими федеральными законами, а именно:

- в соответствии с Градостроительным кодексом РФ изменение территории населенных пунктов путем нанесения их новых границ на картографические материалы не является достаточным основанием для включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения из их границ. Текстовые и графические материалы генерального плана поселения должны соответствовать друг другу: основной земельный участок с кадастровым номером находится за границами населенного пункта, хотя по выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости категория земель данного земельного участка 4 земли населенных пунктов;

- целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а именно, при разделе земельного участка с кадастровым номером получится земельный участок с видом разрешенного использования «запас»;

- отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку;

- в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а именно, в заявлении о предварительном согласовании указана часть земельного участка с кадастровым номером (его статус - учтенный, уточнять его не требуется). В случае если необходимо разделить существующий земельный участок, подается заявление об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В силу п. 4 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. № 762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе правил землепользования и застройки.

В силу пункта 6 Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Оценив представленные истцами схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, суд приходит к выводу, что они соответствуют форме, формату и требованиям к их подготовке, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года № 762.

Согласно оспариваемым распоряжениям, образование каждого земельного участка в испрашиваемых границах приведет к невозможности обеспечения доступа к образуемому земельному участку. Вместе с тем, этот вывод является голословным, ответчиком не представлено допустимых и достаточных доказательств в подтверждение отсутствия проезда к образуемым земельным участкам.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.10.2019 г. земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 22.05.2017 г., площадь участка 64060 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли запаса (том 1 л.д. 54-55).

Земельный участок с кадастровым номером сформирован и поставлен на кадастровый учет по решению Администрации Заволжского сельского поселения.

При формировании земельного участка Администрация поселения руководствовалась Генеральным планом Заволжского сельского поселения, утвержденным Решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения от 07.12.2016 г. №101 «Об утверждении Генерального плана Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области».

Согласно Генеральному плану Заволжского сельского поселения, утвержденному Решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения третьего созыва от 07.12.2016 г. № 101, земельный участок с кадастровым номером находится в границах населенного пункта <адрес>, отнесен к селитебным территориям, что также подтверждается Схемой расположения земельного участка на карте границ населенных пунктов Генерального плана Заволжского сельского поселения, подготовленной кадастровым инженером Бушуевым Я.А. (том 2 л.д. 24-25, 117).

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Вид разрешенного использования земельного участка не приведен в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков в границах населенных пунктов.

Кроме того, Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения в части территории, на которой расположен рассматриваемый земельный участок, не соответствуют Генеральному плану поселении. По ПЗЗ земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, что противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации о первичности генерального плана по отношению к ПЗЗ.

В описательной части Генерального плана сведения о включении земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта отсутствуют в связи с тем, что на момент утверждения Генерального плана земельный участок не был сформирован, ему не был присвоен кадастровый номер.

Генеральный план (вместе с картографическим материалом) размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) и доступен для использования всеми органами и организациями.

Для постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет было подано заявление в Управление регистрации кадастра и картографии по Ярославской области. При проведении кадастрового учета несоответствие в части отнесения земельного участка к землям населенного пункта не установлено.

Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах населенного пункта <адрес>. Испрашиваемые земельные участки, образование которых предусмотрены схемами расположения на кадастровом плане территории, расположены в границах населенного пункта <адрес> Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области. Документация по планировке территории (проект межевания и застройки) не утверждена. В соответствии с генеральным планом Заволжского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером , из которого истцы намереваются образовать земельные участки, расположен в землях населенного пункта <адрес>.

Законность осуществления государственной регистрации в отношении земельного участка с кадастровым номером с категорией – земли населенных пунктов не была оспорена.

В подтверждение своей позиции о том, что земельный участок с кадастровым номером расположен за пределами границ населенного пункта, стороной ответчика представлены следующие документы: письмо Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 23.11.2018 г. за № 6116 «О подготовке альбома карт» (том 1 л.д. 212); письмо МКУ «МФЦР» от 19.04.2019 г. за № 09-01/176 (том 1 л.д. 200); письмо Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области «О возможности применения Генерального плана Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО» (том 1 л.д. 201); письмо Департамента строительства Ярославской области «О рассмотрении обращения» (том 1 л.д. 202).

Указанный в письме ДИЗО от 23.11.2018 г. за № 6116 альбом карт разрабатывался в рамках государственного контракта от 11.08.2005 г. и был согласован Управлением Росреестра по ЯО в 2010 году. В настоящее время предоставленные сведения из указанного альбома неактуальны в связи с тем, что 7 декабря 2016 года решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения третьего созыва за № 101 был утвержден Генеральный план Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО, который, в числе прочего, содержит утвержденную карту границ населенных пунктов. В соответствии с указанной картой земельный участок с кадастровым номером расположен на селитебной территории в границах населенного пункта Красный Бор.

В письме МКУ «МФЦР» от 19.04.2019 г. за № 09-01/176 главный специалист по работе с ИСОГД Назарова И.Н. сообщает, что земельный участок с кадастровым номером расположен за границами населенного пункта, при этом ссылается на Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения, утвержденные решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения от 28.12.2009 г. № 16 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО». Учитывая, что в 2016 году утвержден новый Генеральный план Заволжского сельского поселения, МКУ «МФЦР» руководствуется устаревшими сведениями, при разрешении спора указанное письмо МКУ «МФЦР» от 19.04.2019 г. за № 09-01/176 суд не принимает во внимание.

Следует отметить, что все необходимые сведения относительно генерального плана 2016 года и карты границ населенных пунктов находятся в открытом доступе и опубликованы, в частности, на официальном сайте Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО.

В письмах Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области «О возможности применения Генерального плана Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО» и Департамента строительства Ярославской области «О рассмотрении обращения» содержится мнение должностных лиц о том, что изменение территории населенных пунктов путем нанесения их новых границ на картографические материалы не является достаточным. По мнению должностных лиц необходимо обеспечение соответствия графической и текстовой частей генерального плана.

Однако, изложенное в вышеперечисленных письмах мнение должностных лиц противоречит положениям действующего законодательства, в частности, части 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса, предусматривающей, что обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 5.1 введена Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 507-ФЗ).

Исходя из изложенного, обязательным приложением к генеральному плану является только графическое установление границ населенных пунктов, описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закона № 172-ФЗ) предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе, в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Постановлением Главы Ярославского муниципального района Ярославской области от 02.08.2019 г. за № 1400 категория земельного участка с кадастровым номером установлена как «земли сельскохозяйственного назначения». Государственная регистрация изменения категории земельного участка не осуществлена в связи с тем, что по ходатайству истцов судом применены меры предварительной защиты в виде запрета Управлению Росреестра по Ярославской области вносить в ЕГРН изменения относительно спорного земельного участка (том 1 л.д. 53, 60-61, 90-91).

В обоснование установления категории земельного участка в оспариваемом постановлении указаны пункты 11 и 12 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Часть 11 статьи 14 Закона № 172-ФЗ предусматривает, что в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 12 статьи 14 Закона № 172-ФЗ).

Вместе с тем, как указано выше, в Едином государственном реестре недвижимости на момент вынесения постановления имелись сведения о категории земельного участка, в связи с чем основания для изменения категории земельного участка отсутствовали.

Следовательно, в нарушение требований пункта 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ принятое решение о переводе земель из одной категории в другую, оформленное Постановлением № 1400, устанавливало целевое назначение земель, не соответствующее утвержденным документам территориального планирования, а именно генеральному плану Заволжского сельского поселения.

Согласно части 3 статьи 8 ЗК РФ нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Таким образом, по изложенным выше основаниям суд признает незаконным оспариваемое Постановление от 02.08.2019 г. № 1400, соответственно у КУМИ Администрации ЯМР отсутствовали предусмотренные земельным законодательством основания в отказе истцам в предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Суд отклоняет доводы стороны ответчика о том, что поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером не был включен в перечень земельных участков, подлежащих включению в границы населенного пункта <адрес>, он относился к землям сельскохозяйственного назначения. Проект генерального плана был подготовлен и утвержден в 2016 году; поскольку спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 22.05.2017 г., соответственно он не мог быть включен в этот перечень.

Суд также отклоняет доводы стороны ответчика о том, что изменение территории населенных пунктов только путем нанесения их новых границ на картографические материалы не является достаточным основанием для включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключению их из границ, поскольку они противоречат положениям, содержащимся в части 5.1 статьи 23 ГрК РФ.

Согласно названной норме обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

Кроме того, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства. Органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи).

Согласно пункту 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером был сформирован в 2017 году, т.е. после утверждения генерального плана и, соответственно, материалов по его обоснованию, он не мог быть отражен в материалах по обоснованию генерального плана 2016 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

1. Признать незаконным постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 02.08.2019 г. № 1400 «Об установлении категории земель земельного участка с кадастровым номером ».

2. Признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 633 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Ельтищеву Александру Вячеславовичу земельного участка площадью 9860 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 634 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Болотову Сергею Николаевичу земельного участка площадью 9926 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

4. Признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 635 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Блохину Сергею Юрьевичу земельного участка площадью 9999 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

5. Признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 636 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Парфентьевой Людмиле Григорьевне земельного участка площадью 9850 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

6. Признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 637 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Волкодаеву Евгению Александровичу земельного участка площадью 9988 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

7. Признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 638 и обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления Грибановой Татьяне Алексеевне земельного участка площадью 5134 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

8. Признать незаконным распоряжение заместителя председателя КУМИ
Администрации Ярославского муниципального района ЯО от 24.07.2019 г. за № 639 и
обязать комитет принять решение о предварительном согласовании предоставления
Сергееву Сергею Валентиновичу земельного участка площадью 9304 кв.м. из земельного
участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:
<адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

9. Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области в установленный законом срок повторно рассмотреть заявления Ельтищева Александра Вячеславовича, Болотова Сергея Николаевича, Блохина Сергея Юрьевича, Парфентьевой Людмилы Григорьевны, Волкодаева Евгения Александровича, Грибановой Татьяны Алексеевны, Сергеева Сергея Валентиновича о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью из массива земельного
участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:
<адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.

Судья А.Ш. Сайфулина