ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-764/2016 от 23.11.2016 Ивановского районного суда (Амурская область)

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

председательствующего судьи ФИО22

при секретаре ФИО12

с участием истца Ерёмко ФИО7,

представителя ответчика – администрации <адрес>, ФИО1, действующей на основании доверенности от 10.11.2016 г.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика - администрации Троицкого сельсовета <адрес>, главы администрации ФИО2, действующей на основании Устава и прав по должности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело г. по иску ФИО23ФИО7 к администрации <адрес> о признании причин пропуска срока на подачу заявления о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением уважительными, восстановлении срока подачи заявления, обязании включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО24ФИО9ФИО10 мобратился в Ивановский районный суд <адрес> сисковым заявлением к администрации <адрес>, в котором просил восстановить ему пропущенный срок для включения в список на получение жилья (в связи с достижением возраста 23 лет), обязать администрацию <адрес> предоставить ему, ФИО25ФИО7 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющемуся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления на территории <адрес>, не менее 33 кв.м. и взыскать с ответчика судебные издержки.

Исковые требования были обоснованы тем, что он, ФИО26. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО27ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отца не было.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был передан под опеку своей бабушки ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы <адрес> опеку отменили, после чего ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы <адрес> он был определен в детское государственное учреждение для детей – сирот <адрес>, где находился до 2007 года.

Постановлением главы Троицкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он, до совершеннолетия, был поставлен на льготную очередь в селе Троицкое по <адрес>, где проживала его бабушка - ФИО3.

Постановлением главы Троицкого сельсовета <адрес>-б от ДД.ММ.ГГГГ за ним было закреплено другое жилое помещение по адресу: <адрес>, где проживал его дедушка ФИО4.

Согласно акта проверки сохранности жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, дом закрепленный за ним по <адрес>, признан непригодным для проживания.

Постановлением главы Троицкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, он был поставлен на регистрационный учет на внеочередное получение жилья. Этим же постановлением были отменены постановления -б от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Троицкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановка на регистрационный учет на внеочередное получение жилья была отменена.

До настоящего времени не отмененным остается постановление главы Троицкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного не пригодным для проживания.

В субъектах РФ полномочия по осуществлению учета детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на органы местного самоуправления, в лице органа опеки и попечительства, обязанного регулярно предоставлять сведения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по лицам, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для планирования и распределения бюджетных средств на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда.

При этом, орган опеки и попечительства, как орган осуществляющий выявление и учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан вести первичный учет детей, нуждающихся в жилых помещениях.

Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г. не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом № 15-ФЗ, вступившим в действие с 01.01.2013 г., независимо от возраста указанных лиц.

В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ на учете как нуждающиеся в жилье.

В соответствии с Законом Амурской области № 472-О3 от 11.04.2005 года органы местного самоуправления в силу ст.ст.4, 4-1 должны были включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку его вселение в ранее занимаемое жилое помещение по <адрес> невозможно в виду того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы, и в виду проживания в закрепленном жилье опекунов, освобожденных от выполнения возложенных обязанностей.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.ст. 4, 4-1 Закона Амурской области № 472-ОЗ от 11.04.2005 года сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, следовательно, его должны были включить в список на получение жилого помещения, что сделано не было.

В возражениях на иск (вход. от ДД.ММ.ГГГГ)ответчик - администрация <адрес>, указал, что просят отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

ФИО28 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения остался без попечения родителей в 1993 году, так как его мать ФИО29 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, отца не было. ДД.ММ.ГГГГ истец был передан под опеку бабушке ФИО3 Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определен в детский дом.

В 2012 году исх. от ДД.ММ.ГГГГ Администрация государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный технический лицей отделение г.Благовещенск" обратилась к начальнику Отдела образования с информацией о том, что в 2013 году ФИО5 заканчивает обучение, имеет закрепленное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности по адресу: <адрес>, и просила сообщить в каком состоянии находится закрепленное жилье.

Администрация Отдела образования направила запрос в Администрацию Троицкого сельсовета, на что были получены следующие документы: копия акта обследования сохранности жилья от ДД.ММ.ГГГГ о пригодности для проживания жилого помещения, закрепленного за Ерёмко П.А., по адресу: <адрес>, и копия договора найма жилого помещения по указанному адресу, заключенного с ФИО13 с целью сохранности жилого помещения с условием освободить квартиру по первому требованию наймодателя.

Указанные документы подтверждают, что на период окончания истцом образовательного учреждения жилое помещение находилось в пригодном для проживания состоянии, постановление от ДД.ММ.ГГГГ б "О закреплении жилья" имело законную силу, в связи с чем, у истца отсутствовали препятствия вселения в закрепленное жилье. Однако истец в <адрес> после окончания образовательного учреждения не вернулся, судьбой закрепленного за ним жилого помещения не интересовался, каких - либо действий по вселению и приобретению права пользования закрепленным жильем не производил.

Указание в исковом заявлении на невозможность вселения в закрепленное жилое помещение, расположенное по <адрес>, по основаниям несоответствия площади жилого помещения (41 кв.м.) установленным нормам, а также проживания в закрепленном жилье опекунов, освобожденных от выполнения возложенных обязательств, не соответствует фактическим обстоятельствам и не подтверждено доказательствами. На сегодняшний день в указанном жилом помещении никто не проживает.

В 2014 году истец обратился в Троицкий сельсовет с заявлением об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ б. Постановлением Троицкого сельсовета от 20.02.2014г., постановление от ДД.ММ.ГГГГ б "О закреплении жилья" отменено, в последующем отменено и постановление от ДД.ММ.ГГГГ, но на этот момент (2014-2016 г.г.) истец уже не относился к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в связи с достижением возраста 23-х лет.

В Администрацию и (или) в Отдел образования <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до настоящего времени Ерёмко П.А. не обращался, что подтверждается: справкой Отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцу по его устному заявлению, Журналом учета входящей корреспонденции (заявлений граждан из числа детей-сирот), который ведется с ДД.ММ.ГГГГ, Реестром учета лиц из числа детей – сирот и детей, претендующих на получение жилья по договорам социального найма (с 2010 года).

Также в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие тот факт, что истец обращался в компетентный орган с заявлением о включении его в соответствующий список до достижения им возраста 23-лет. Вопреки требованиям ст.56, ст. 60 ГПК РФ доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела также не содержат.

Заявление истца о том, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 01.01.2013г. не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным с 01.01.2013 г Федеральным законном №15-ФЗ не зависимо от возраста указанных лиц считают не состоятельным, и основанным на неверном толковании норм права.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, а также из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из анализа приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа.

Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Истцом не были предоставлены доказательства не возможности вселения в закрепленное за ним жилье, а также факт обращения по жилищному вопросу в компетентный орган.

На основании изложенного просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО30 на удовлетворении исковых требований настаивал.

Пояснил, что в настоящее время, без регистрации, он проживает по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит его прабабушке ФИО31. В квартире проживают он, его бабушка ФИО3, ее дочь (его тётя) и её муж. Зарегистрирован он по месту нахождения детского дома, по адресу: <адрес>. Сняться с регистрационного учета по данному адресу он не может, так как больше зарегистрироваться ему негде, своего жилья он не имеет, в <адрес> жилье снимал, а без регистрации он не сможет устроиться на работу.

После того, как в 2002 году была отменена опека, и его бабушка ФИО3 была освобождена от обязанностей опекуна, его определили в приют <данные изъяты>. В 2003 г. он был направлен в детский дом <адрес>, откуда сбежал в 2004 <адрес> в <адрес> у друзей, затем снимал жилье, работал грузчиком. В 2007 г. попал в места лишения свободы, где отбывал наказание до 2011 <адрес> освобождения работал в <адрес>. В 2012 г. «взялся за ум», поступил в училище, жил в общежитии на полном государственном обеспечении. О том, что за ним закреплено жилье не знал. Практически перед окончанием училища социальные педагоги спросили у него, есть ли ему куда идти после окончания училища, на что он ответил, что нет. Тогда они сделали запрос, пришли документы, что за ним закреплено жилье в <адрес>. Но это жилье закреплено за ним незаконно, он никогда не проживал в этой квартире, в приют его забирали с <адрес>, где он вначале проживал со своей матерью, а затем с опекуном-бабушкой ФИО3В 2013 году, когда он окончил училище ему было уже почти 24 года. Так как ему жилье в <адрес> не принадлежало, он на него никакого права не имел, он остался в <адрес>, где снимал комнату, работал охранником. В это же время узнал, что ему как сироте положено жилье. Стал обращаться в различные инстанции, в учреждение, расположенное в <адрес>, где занимались сиротами, в прокуратуру, предъявляя им все имеющиеся у него документы. Ему везде отказывали, так как на тот момент ему уже исполнилось 23 года и у него имелось закрепленное за ним жилье в <адрес>. Отказывали в письменной форме, но данные ответы на его обращения у него не сохранились. О том, что решать вопрос по обеспечению жильем нужно было до 23 лет, он узнал уже после достижения 23 лет, ранее его в известность об этом никто не поставил. В конце 2013 г. он поехал в <адрес>, стал выяснять почему за ним незаконно закрепили жилье, сказали - разберутся. Увидел квартиру, которая за ним закреплена, жить в ней нельзя: стекол в окнах нет, света нет, ничего нет. В начале 2014 г. в администрации <адрес> ему вручили постановление об отмене закрепления жилья по <адрес> и постановке его на регистрационный учет на внеочередное получение жилья. Стал ждать, когда его обеспечат жильем. Не дождавшись, в начале 2016 г. написал письмо Президенту РФ ФИО14, которое переслали в <адрес>, откуда ему пришел ответ, что за ним незаконно было закреплено жилье в <адрес>, что его права нарушены, но так как ему уже исполнилось 23 года необходимо обращаться в суд, что он и сделал.

Постановление о закреплении за ним дома по <адрес>, в котором он проживал вместе со своей матерью, до настоящего времени не отменено, но дома в наличии уже нет, его давно разобрали.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика – администрации <адрес>ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском была не согласна, просила в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Пояснила, что жилье матери, которое было закреплено за ФИО32 по адресу: <адрес>, пришло в негодность, при этом, администрация Троицкого сельсовета должна была обеспечить ФИО33 как сироту жилым помещением, в связи с чем, за ним и было закреплено муниципальное жилье по адресу: <адрес>, в которое он, в 2013 г. после окончания лицея не вернулся. На сегодняшний день в указанном жилом помещении никто не проживает, и оно не признано непригодным для проживания.

Со слов главы администрации Троицкого сельсовета ей известно, что до 2014 г., ФИО34 в <адрес> не приезжал, в администрацию Троицкого сельсовета по поводу жилья не обращался, а на тот момент ему уже было 25 лет. Полагает, что истцом не представлено доказательств своевременного обращения в компетентные органы для решения жилищного вопроса.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от 06 сентября 2016г.к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, привлечена администрация Троицкого сельсовета <адрес>.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО35 на удовлетворении исковых требований настаивал.

Пояснил, что с 18 до 22 лет он отбывал наказание в местах лишения свободы, затем поступил в Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования <адрес> «Профессиональный технический лицей » <адрес>, которое окончил в июне 2013 г. в возрасте 23 лет. О своем праве встать на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как «ребенку-сироте» он не знал, о существовании срока для реализации права на обеспечение жильем педагогами лицея в известность поставлен не был. Перед самым окончанием лицея, когда ему уже было 23 года, от социального педагога он узнал, что за ним закреплено жилье в <адрес>, в котором он никогда не проживал.

Обратился в суд с иском, так как считает, что свое право на обращение с заявлением об обеспечении жилым помещением с 18 лет до 23 лет он не реализовал по уважительным причинам, поскольку ему должностными лицами или уполномоченными органами не было разъяснено право на предоставление жилого помещения, и указанными лицами не были приняты меры к отмене закрепления за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания, а также к отмене закрепления за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, закрепленного за ним незаконно, что явилось препятствием для постановки его на учет нуждающихся в получении жилья.

Незаконно закрепленное за ним жилье препятствовало его постановке на учет нуждающегося в жилом помещении, если бы ему, педагоги лицея или органы опеки и попечительства вовремя об этом сообщили, то он ещё раньше бы обратился в администрацию Троицкого сельсовета, они бы отменили свое постановления и до достижения 23 лет он бы успел обратиться с заявлением о включении его в список детей - сирот, нуждающихся в жилье.

Считает, что он пропустил срок на подачу заявления о включении его в список детей-сирот на обеспечение жилым помещением по уважительным причинам, так как ему его права ни кем не разъяснялись, о том, что с указанным заявлением нужно обращаться до 23 лет он узнал уже после того, как ему исполнилось 23 года, о том, что за ним незаконно закреплено жилье, он так же узнал уже после 23 лет. После получения постановления о постановке на учет на внеочередное получение жилья, считал, что стоит на учете, думал позвонят. Об отмене постановления не знал.

С учетом изложенного, просил принять, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнение требований, согласно которым просил признать причины пропуска им срока на подачу заявления о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением уважительными, восстановить срок подачи заявления, обязать администрацию <адрес> включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением и взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика – администрации <адрес>ФИО15, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском был не согласен по доводам, изложенным в возражениях на иск.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика – глава администрации Троицкого сельсовета <адрес>ФИО2, действующая на основании Устава и прав по должности, просила исковые требования удовлетворить.

Пояснила, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал колхозу <данные изъяты>. В этом доме проживал истец ФИО36 вместе с мамой ФИО37 и бабушкой ФИО3Так как мать проживала в указанном доме, после её смерти и лишения ФИО3 опекунства над внуком Ерёмко П.А., <адрес> в <адрес> был закреплен за истцом на основании постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ В последующем данный дом стал не пригоден для проживания. В это время бабушка Ерёмко П.А. – ФИО3 уже всей семьей, с супругом и детьми жила по адресу: <адрес>, в связи с чем, на основании постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО38 было закреплено жилье по месту проживания его бабушки, по адресу: <адрес>.В настоящее время дома по адресу: <адрес>, уже нет, он разобран, но на сегодняшний день постановление о закреплении указанного дома за ФИО39 не отменено. Это ошибка администрации, так как закрепляя за истцом жилье в <адрес>, должны были отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, чего сделано не было. В конце 2013 г. ФИО40 обращался к ним в администрацию, выяснял, почему за ним закреплено жилье по адресу: <адрес>, в котором он никогда не проживал, и почему на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, которое не отменено, за ним закреплено жилье в <адрес>, которого не существует. Он учился, ему сказали, что за ним закреплено жилье, а так бы его, как сироту, поставили бы на учёт на получение жилья. После его приезда, в начале 2014 г., в целях приведения в соответствие вынесенных ранее постановлений, ею было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в связи с незаконностью принятия были признаны утратившими силу постановления б от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ФИО41 жилья, расположенного по адресу: <адрес>, и этим же постановлением ФИО42 был поставлен на регистрационный учёт на внеочередное получение жилья. Копия указанного постановления была выдана на руки ФИО43 в связи с чем, он думал, что стоит на учёте. Хотя при вручении ему указанного постановления, в начале 2014 г., она ФИО44 П.А. говорила, что ему необходимо со всеми документами обратиться в Отдел образования администрации <адрес>. В последующем, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части постановки ФИО45 на внеочередное получение жилья, был отменен. ФИО46 об этом не знал, так как копию указанного постановления они ему не направляли.

В настоящее время в квартире по адресу: <адрес>, никто не живет, зарегистрированы ФИО20ФИО47 и её дети, но они с 2010 г. живут в <адрес>. Бабушка истца – ФИО3 в 2010 г. уехала на постоянное место жительства в <адрес> и живёт там. Дом по <адрес>, примерно в 2009 – 2010 году включен в реестр муниципальной собственности Троицкого сельсовета, но право собственности не оформлено. Квартира по указанному адресу в данное время стоит пустая, она пригодна для проживания, но в ней требуется большой ремонт. В <адрес> живут люди.

Определением Ивановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст.39 ГПК РФ, уточнение исковых требований со стороны истца ФИО48 было принято.

В ходе судебного заседания 22-23.11.2016г.ФИО49на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивал. Дал пояснения аналогичные пояснениям данным им в предыдущих судебных заседаниях.

В судебном заседании22-23.11.2016г. представитель ответчика - администрации <адрес>, ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями, с учетом их уточнений была не согласна, по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Дополнила, что жилье по <адрес> являлось муниципальной собственностью и было закреплено за ФИО50 на законных основаниях, так как собственник вправе распоряжаться своим имуществом. В то время действовал Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закон Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которых было указано на то, что лица, имеющие закрепленные жилые помещения, имеют на него право после окончания обучения и т.д. Согласно акта о сохранности жилья, <адрес> была в пригодном для проживания состоянии, препятствий для вселения в неё не имелось, то есть ФИО51 после окончания обучения мог вернуться в <адрес> и проживать в закрепленном за ним жилом помещении, но он не захотел. Изменения в закон были внесены с ДД.ММ.ГГГГ, а до этого времени на учет ставили тех лиц, которые жилья не имеют, но за ФИО52 жилье было закреплено. На сегодняшний день ФИО53 статуса лица из числа детей-сирот не имеет, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика – глава администрации Троицкого сельсовета <адрес>ФИО2, действующая на основании Устава и прав по должности, просила исковые требования, с учетом их уточнения удовлетворить.

Пояснила, что жилье, в 1990-2000 г.г. за указанной категорией лиц закреплялось формально, либо оно уже на момент закрепления было не пригодно для проживания, либо там жили лица, лишенные родительских прав. ФИО54. находился в местах лишения свободы, учился, о своих правах ничего не знал, так как органы опеки таким детям должным образом их права не разъясняют, а сами они только к 27 годам начинают понимать, что им нужно где-то жить, начинают задумываться, таким детям помочь некому, а ими нужно заниматься.

Жилье по <адрес><адрес> было закреплено за ФИО55. незаконно, закрепили его формально, хотя не имели право. Мать ФИО56 и он сам никогда в этой квартире не жили, они жили по <адрес>, который стал не пригоден для проживания.

После обращения к ней ФИО57 в конце 2013 г., относительно незаконности закрепленного за ним жилого помещения по <адрес>, в начале января 2014 г. она обратилась в прокуратуру <адрес> за консультацией, где ей сказали отменить все постановления о закреплении за сиротами жилья, так как они неправомочны. Она отменила все постановления, в том числе и в отношении ФИО58 и поставила всех детей сирот на регистрационный учет на внеочередное получение жилья.

На сегодняшний день за ФИО59 никакое жилье не закреплено.Своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ она отменила постановление от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ФИО60 жилья по адресу: <адрес>, в связи с его разрушением. Считает, что вины ФИО61 в том, что он вовремя не обратился и не был поставлен на учёт нет, просит его требования удовлетворить.

В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте его проведения: представители третьих лиц Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерства финансов <адрес>, Финансового управления администрации <адрес>, Отдела образования администрации <адрес>, сведений о причинах не явки суду не предоставили как и мнения относительно заявленных исковых требований, об отложении рассмотрения дела не просили.

Суд, с учетом мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, руководствуясь ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив доводы искового заявления и уточнения к нему, возражения ответчика на иск, заслушав истца, представителя ответчика – администрации <адрес>ФИО1, представителя третьего лица – главу администрации Троицкого сельсовета ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из копии повторного свидетельства о рождении I-ОТ , выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением ЗАГС по <адрес> Управления ЗАГС <адрес>, ФИО62ФИО7 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в графе отец указан ФИО63, в графе мать ФИО64ФИО11.

Согласно ксерокопии справки о рождении от 09.03.2016г., Ерёмко ФИО7 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родители: мать ФИО65ФИО11, отец ФИО66. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Из ксерокопии свидетельства о смерти I-ЖО выданного ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО67ФИО11 умерлаДД.ММ.ГГГГ, в возрасте 21 год, о чём в книге регистрации актов о смерти 1993 года июля месяца 05 числа произведена запись за .Место смерти <адрес>.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетним ФИО68.», над ФИО69. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека, опекуном назначена ФИО3.

Постановлением главы администрации <адрес> от 08.02.2002г. «Об отмене опеки над несовершеннолетним Ерёмко П.А.» отменена опека над несовершеннолетним Ерёмко П.А., ФИО3 освобождена от обязанностей опекуна за ненадлежащее воспитание подопечного, аморальное поведение в быту, злоупотребление алкоголем, ребенок был определен в МРСП «Вера».

Как следует из справки директора МАОУ СОШ <адрес>, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в списки обучающихся 6 «А» класса <данные изъяты> школы. Выбыл из 7 «А» класса ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно постановления главы администрации <адрес> от 23.04.2002г. «Об определении несовершеннолетнего ФИО70 в детский дом», несовершеннолетний ФИО71 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения был определен в детский дом, и поставлен в льготную очередь на получение жилья в Администрации Троицкого сельсовета.

Приказом Государственного общеобразовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении в детский дом», ФИО5, 1989 г.р., с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в списочный состав воспитанников детского дома, на основании путевки Департамента образования 4-9-2003 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки директора детского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за , ФИО72ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являлся воспитанником государственного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детского <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился на полном государственном обеспечении.

Из справки директора МОУ Крестовоздвиженская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО73 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ, был зачислен в 7 класс Муниципального общеобразовательного учреждения Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа (МОУ Крестовоздвиженская СОШ) <адрес>.С 01.09.2004г. по 30.05.2007г. ФИО5 не приступал к занятиям в МОУ Крестовоздвиженская СОШ, так как не находился на территории <адрес> (побег из детского дома), по заявлению директора детского дома был отчислен из образовательной организации 30.05.2007г. на основании приказа об отчислении от ДД.ММ.ГГГГ. Основное общее образование не получил.

Как видно из справки о судимости ФБУ ИК-8 от ДД.ММ.ГГГГг., Ерёмко П.А. отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ Освобожден по отбытию срока наказания.

Согласно свидетельства об уровне квалификации 28 СКА 0004324, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО74 обучался в Государственном образовательном автономном учреждении начального профессионального образования <адрес> «Профессиональный технический лицей » <адрес>. Решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. присвоена квалификация штукатур 3 разряда, маляр (строительный) 3 разряда, облицовщик – плиточник 3 разряда.

Таким образом, как следует из вышеприведенных документов и было установлено судом, у ФИО75 в возрасте до 18 лет умерла мать, которая являлась единственным родителем. После отмены опеки и освобождении его бабушки ФИО3 от обязанностей опекуна истец был определен в МРСП <данные изъяты> а затем был направлен в Государственное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский <адрес>, откуда он сбежал. Впоследствии был осужден и с 18 до 22 лет отбывал наказание в местах лишения свободы. По освобождении из ФБУ ИК-8, ФИО76 поступил в Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования <адрес> «Профессиональный технический лицей » <адрес>, который окончил ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 23 лет.

На учёте в качестве лицаиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в получении жилого помещения ФИО77 не состоит, что подтверждается справкой Муниципального учреждения Отдел образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пакет документов и заявление на предоставление жилья от ФИО78 в отдел образования администрации <адрес> не предоставлялся, Журналом учета входящей корреспонденции (заявлений граждан из числа детей сирот) начатым ДД.ММ.ГГГГ, Реестром учета лиц из числа детей-сирот и детей, претендующих на получение жилья по договорам социального найма с 2010 г., а также было подтверждено в ходе судебного заседания истцом и представителем ответчика.

Вместе с тем, отсутствие ФИО79 на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа ему в реализации права на жилое помещение.

ФИО80 обратился в суд, полагая, что свое право на обращение с заявлением об обеспечении жилым помещением с 18 лет до 23 лет он не реализовал по уважительным причинам, поскольку ему должностными лицами или уполномоченными органами не было разъяснено право на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанными лицами не были приняты меры к отмене закрепления за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания, а также к отмене незаконного закрепления за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.Органами местного самоуправления не был установлен факт невозможности его проживания в закрепленном за ним жилье, несмотря на то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы, в закрепленном жилье проживают опекуны, освобожденные от выполнения возложенных обязанностей.

Рассматривая доводы истца судом установлено следующее.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст. 40 Конституции РФ).

Статьей 2 ЖК РФ установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В силу п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, Жилищный кодекс Российской Федерации, а на уровне Амурской области, как субъекта Российской Федерации, – Закон Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма (относительно внеочередного обеспечения жильем указанной категории граждан) содержалась и в п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.).

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абз. 4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

ЖК РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований таких лиц, связанных с предоставлением им вне очереди жилого помещения.

Как было установлено судом, и не оспаривалось участниками процесса, до достижения 23 лет, то есть до 22.10.2012 г. истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не обращался.

Согласно объяснений ФИО81 с 18 до 22 лет он отбывал наказание в местах лишения свободы, затем поступил в Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования <адрес> «Профессиональный технический лицей » <адрес>, которое окончил в июне 2013 г. в возрасте 23 лет. О своем праве встать на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как «ребенку-сироте» он не знал, о существовании срока для реализации права на обеспечение жильем педагогами лицея в известность поставлен не был. Перед самым окончанием лицея, когда ему уже было 23 года, от социального педагога он узнал, что за ним закреплено жилье в <адрес>, в котором он никогда не проживал.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г., то есть до достижения Ерёмко П.А. 23 лет), возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения.

С 01.01.2013 г. такое условие исключено из закона. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из справки администрации Троицкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО82 – 1989 г.р. был зарегистрирован в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по месту регистрации матери (мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, после смерти матери в доме никто не проживал). В дальнейшем сведений о регистрации ФИО83. в <адрес> нет.

Изначально согласно постановления главы администрации Троицкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья», ФИО84 П.А., 1989 г.р. поставлен в льготную очередь на получение жилья по достижению совершеннолетия, так как родители собственного жилья не имели(Сведения об отмене данного постановления материалы дела не содержат).

На основании постановления главы администрации Троицкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья», в связи с тем, что ФИО3 лишена опекунства над внуком ФИО85ФИО9 и он передается на воспитание в детский дом, за ним была закреплена жилая площадь 42 кв.м. в доме по <адрес>.

Из акта обследования жилья от 20.10.2003г. видно, что комиссия в составе председателя женсовета ФИО16, специалиста 2 категории администрации Троицкого сельсовета, члена женсовета ФИО17, обследовали жилье ФИО3. При проверке выяснилось, что деревянный одноквартирный дом по <адрес>, находится в ветхом состоянии (чердачные перекрытия сгнили, половое покрытие в ветхом состоянии, оконные проемы сгнили, фундамент рушится). Комиссия пришла к заключению, что дом не пригоден для дальнейшего проживания в нем.

Актом проверки сохранности жилья, расположенного по адресу: <адрес>, от 28.10.2005г. установлено, что жилье, закреплено за ФИО86ФИО7, находящимся в детском <адрес>. Дом деревянный, без удобств (нет водопровода, канализации, горячей и холодной воды), отопление в доме печное. В доме никто не проживает, так как дом не приспособлен для жилья. В заключении указано, что дом не приспособлен для жилья, так как подоконники прогнили, чердачные перекрытия сгнили, фундамен трушится, половое покрытие в ветхом состоянии.

Несмотря на то, что указанное жилье было признано не пригодным для проживания ещё в 2003 году, а затем повторно в 2005 году, постановление от ДД.ММ.ГГГГ о его закреплении за ФИО87 было отменено только ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Троицкого сельсовета (в связи с тем, что дом по <адрес> разрушен).

Не отменяя постановление от ДД.ММ.ГГГГ, глава администрации Троицкого сельсовета <адрес> своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ закрепил за ФИО5 жилье по месту проживания его бабушки -ФИО3, по <адрес>, в связи с тем, что дом, который ранее был закреплен за ФИО88ФИО7 по <адрес>, не пригоден для проживания.

Постановлением главы администрации Троицкого сельсовета <адрес>-б от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья», дом, расположенный по <адрес>, общей площадью 41 кв.м., в котором проживает ФИО6 закреплен за его внуком - ФИО89ФИО7, 1989 года рождения.

Перед окончанием обучения ФИО90 администрацией ГОАУ НПО «Профессиональный технический лицей » был сделан запрос от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Отделаобразования администрации <адрес>, в котором указывалось на то, что в июне 2013 г., в том числе заканчивает обучение учащийся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО91 имеющий закрепленное жилье на территории <адрес>, и содержалась просьба, сообщить в каком состоянии находится закрепленное жилье и выслать акты сохранности жилья. В заключении акта обследования сохранности жилья от ДД.ММ.ГГГГ, приложенного к ответу на запрос, было указано на то, что <адрес>, закрепленная за ФИО92 1989 года рождения пригодна для проживания.

Вместе с тем, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было закреплено за ФИО93 в нарушение действующего законодательства. В указанном жилом помещении ФИО94 не проживал ни совместно с матерью до её смерти, ни совместно с бабушкой ФИО3 в период нахождения под её опекой, право пользования данным жилым помещением у него никогда не возникало. На момент закрепления указанного жилого помещения за несовершеннолетним постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, в нем проживала ФИО3, бабушка ФИО95 которая на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от обязанностей опекуна за ненадлежащее воспитание подопечного, аморальное поведение в быту, злоупотребление алкоголем.

О нарушении действующего законодательства при закреплении за ФИО96 постановлением главы Троицкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-б жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по месту регистрации его бабушки, указано и в ответе Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО97 адрес Президента Российской Федерации ФИО14, рассмотренное Министерством социальной защиты населения <адрес> совместно с администрациями <адрес> и <адрес>.

Более того по основанию незаконности принятия постановлением главы администрации Троицкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенные постановления от ДД.ММ.ГГГГ и -б от ДД.ММ.ГГГГ.были признаны утратившими силу.

Наличие принятых в нарушение действующего законодательства постановлений главы администрации Троицкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и -б от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ФИО98 жилого помещения по адресу: <адрес>, являлось препятствием для постановки его на учет нуждающихся в получении жилья в целях реализации права на обеспечение жилым помещением.

Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, являлось муниципальной собственностью, и собственник имел право распоряжаться своим имуществом, в связи с чем, указанное жилое помещение было закреплено за ФИО99. на законных основаниях, является не состоятельным.

На момент закрепления за ФИО100 спорного жилого помещения постановлениями главы администрации Троицкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и -б от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, не являлось муниципальной собственностью, поскольку было принято на баланс администрации Троицкого сельсовета позднее момента закрепления, о чём свидетельствуют акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и решение Троицкого сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суд усматривает, что со стороны учебного заведения не были своевременно совершены действия по установлению обстоятельств, дающих основание для реализации ФИО101 принадлежащих ему, как лицу из числа детей-сирот права на обеспечение государством жилым помещением, поскольку запрос администрацией ГОАУ НПО «Профессиональный технический лицей » о состоянии жилья, закрепленного за Ерёмко П.А., был сделан ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения последним 23 лет, что уже исключало бы постановку его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и лишало бы его права на обеспечение жилым помещением в случае получения ответа об утрате закрепленного за ним жилья или невозможности проживания в нем.

В силу п.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

В тоже время суду не представлено, и материалы дела не содержат доказательств того, что до достижения ФИО102 23 лет указанными органами проводилась работа по обеспечению реализации предусмотренного законодательством права на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде обеспечения его жильем.

С учетом установленного, суд приходит к выводу, что то обстоятельство, что ФИО103 своевременно не обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вызвано уважительными причинами.

Более того, в соответствии с принятием Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 01.01.2013 г., ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», была изложена в новой редакции.

Таким образом, на момент завершения Ерёмко П.А. профессионального образования (июнь 2013 г.), условием возникновения права на обеспечение жильём детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, стало являться не отсутствие закрепленного за ними жилого помещения, а то обстоятельство, что они не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, либо в случае невозможности проживания в жилом помещении, занимаемом ими ранее как нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Как следует из материалов дела, ФИО104 нанимателем жилого помещения в <адрес>, по договору социального найма либо членом семьи нанимателя указанного жилого помещения по договору социального найма не являлся, как и не являлся собственником данного жилого помещения, ранее по указанному адресу не проживал (о чем свидетельствуют копии лицевых счетов за период с1986-1990, 1991 -1995, 1997-2001, 2002-2006 г., 2007-2011, 2012-2016),в связи с чем, вопреки доводам представителя ответчика оснований для вселения в данное жилое помещение у него не имелось.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу ст. 4 Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Закон вступил в силу с 1.01.2013 г. Действие положений ст.8 Закона и ЖК РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Кроме того согласно ч.10 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как следует из материалов дела в настоящее время ФИО105 нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является; постановления от ДД.ММ.ГГГГ и -б от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ним жилого помещения по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ признаны утратившими силу; постановление о закреплении за ним жилого помещения по адресу: <адрес>, отменено ДД.ММ.ГГГГ; доказательств о наличии у ФИО106 жилого помещения на праве собственности не имеется, согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах ФИО107ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, отсутствует. Согласно ксерокопии паспорта 10 12 339030, выданного ДД.ММ.ГГГГ МО УФМС России по <адрес> в городе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени ФИО109 зарегистрирован в <адрес> (по месту нахождения Детского дома).Аналогичные сведения о регистрации ФИО108 содержатся в адресной справке УВМ УМВД России по <адрес> (вх. от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно адресной справки ОВМ ОМВД России по <адрес> (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО110. зарегистрированным не значится. Согласно справки вр.и.о. главы администрации Среднебельского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО111ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения фактически проживает по адресу: <адрес>. Как пояснил истец, данная квартира принадлежит его прабабушке ФИО19, помимо него в указанной квартире проживают его бабушка ФИО3, и её дочка с мужем.

Таким образом, учитывая, что причины пропуска срока обращения истца с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями судом признаны уважительными, ФИО112 на дату вынесения решения объективно нуждается в жилом помещении, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле, суд в целях соблюдения гарантированного и нереализованного им права на предоставление жилья, находит его исковые требования о включении его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением, подлежат удовлетворению.

В силу ст.5 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ, органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 4 настоящего Закона, устанавливается данным законом и Правительством Амурской области.

Таким образом, обязанность по восстановлению нарушенных прав ФИО113 подлежит возложению на администрацию <адрес>.

Требования истца о признании уважительными причины пропуска обращения с заявлением о включении в список данной категории лиц и восстановлении данного срока суд расценивает в качестве основания иска о возложении на ответчика обязанности по включению ФИО114 в список, в связи с чем указание на удовлетворение этих требований в резолютивной части решения не требуется.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно исковому заявлению, ФИО115 просит суд взыскать с ответчика судебные расходы.

Факт несения ФИО116 судебных расходов подтверждается чеком-ордером Благовещенского отделения Филиал от ДД.ММ.ГГГГ на оплату государственной пошлины на сумму <данные изъяты> рублей.

В силу ст.98 ГПК РФ, суд находит подлежащим удовлетворению требование ФИО117 о возврате ему уплаченной при подаче иска государственной пошлины в полном объеме, то есть в размере <данные изъяты> рублей.

При таких обстоятельствах, с администрации <адрес>, как надлежащего ответчика по делу, подлежат взысканию в пользу истца ФИО118 понесенные им судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО119ФИО7 к администрации <адрес> о признании причин пропуска срока на подачу заявления о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением уважительными, восстановлении срока подачи заявления, обязании включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением и взыскании судебных расходов,- удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> включить ФИО120ФИО7 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением.

Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО121ФИО7 понесенные им судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: ФИО122

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ