Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 29 апреля 2016 года
Георгиевский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО7,
с участием истцов: ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО6,
представителя ответчика администрации <адрес> – ФИО8 на основании доверенности,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО6 к администрации <адрес> края об обязании внести в правоустанавливающие документы нотариально удостоверенные исправления и взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО6 обратились в суд с иском к администрации <адрес> края об обязании внести в правоустанавливающие документы истцов (договоры о приватизации квартир) нотариально удостоверенные исправления, подтверждающие принадлежность их квартир к дому № по <адрес> края и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей в пользу истца ФИО2
В обосновании заявленных требований истцы ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО6 указали, что многоквартирный (178 квартир) жилой дом с встроенно-пристроенной аптекой по <адрес> сдан в эксплуатацию законченным строительством и заселен в 4 квартале 1985 года. По мере застройки 347 квартала нумерация домов по <адрес> проводилась в направлении «северо-запад - юго- восток» и дому был присвоен №. Естественно, во всех правоустанавливающих документах в графе адресных данных значился <адрес>.
На рубеже 1999/2000 годов при невыясненных обстоятельствах. Постановлением главы <адрес> направление нумерации домов по <адрес> было изменено на противоположное («юго-восток - северо-запад») и под номером 4 оказался 60-и квартирный дом в другом конце улицы. Дому истцов был присвоен новый адрес: <адрес>.
К этому времени группа жильцов дома, включая семьи истцов, уже приватизировали квартиры. Во всех договорах о приватизации номера квартир были указаны по принадлежности к дому №, и пока перенумерация была ещё свежа в памяти, вопросов нигде не возникало.
Согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации с момента приватизации первой квартиры в многоквартирном доме муниципальное образование утрачивает право собственности на весь дом. При таком обстоятельстве Глава <адрес> был не вправе проводить в одностороннем порядке таковую перенумерацию, поскольку квартира, после её приватизации, выступает самостоятельным объектом гражданских прав.
Во всяком случае, надлежало распорядительным порядком внести исправления в правоустанавливающие документы граждан, приватизировавших квартиры.
Так истцы лишились права владения жилыми помещениями -квартирами, приобретёнными ими в собственность в порядке приватизации, поскольку в 60-квартирном <адрес> нет квартир под номерами 121 и 126.
Как показали события последнего времени, истцы лишились и права распоряжения своей собственностью, поскольку в 60-квартирном <адрес> нет квартир под номерами 121 и 126, лишены возможности прописать (зарегистрировать) на свою жилплощадь своих детей или оформить завещательное распоряжение (завещание).
Обращения истцов в администрацию <адрес> с просьбами об исправлениях правоустанавливающих документов, подтверждающих принадлежность квартир №№ и 126 (бывшего <адрес>) к многоквартирному дому №, были отклонены встречным неправомерным требованием представления в администрацию <адрес> сведений и документов, предусмотренных п.п. 27 и 29 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно имеющейся информации, специалистами ГУП «Крайтехинвентаризация» были внесены изменения в инвентарные дела объектов, в связи с чем, в настоящий момент структура адреса многоквартирного <адрес> не соответствует п. 44 упомянутых выше Правил.
Устранить эти несоответствия обязана администрация <адрес> не перекладывая бремя расходов на эти цели на ограниченный круг собственников шести квартир многоквартирного <адрес>, приватизировавших квартиры ещё до перенумерации дома, поскольку в соответствии с п.27 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" эти вопросы отнесены к вопросам местного значения городского округа, каковым и является <адрес>.
Истцы полагают, что положения упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации о переадресации на требования истцов исправить правоустанавливающие документы (договор о приватизации квартиры) не распространяются, поскольку по смыслу подпункта «в» пункта 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, переадресация осуществляется в отношении помещений в случаях:
-подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение;
-подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.
Требования истцов целиком и полностью сводятся к исправлению правоустанавливающих документов - договоров о приватизации квартир. На основании вышеизложенного, просят суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО6 поддержали заявленные исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> – ФИО8 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать и представила письменные возражения, где указала, что ФИО6 ранее обращалась в администрацию <адрес> для рассмотрения вопроса уточнения адреса многоквартирного дома, расположенного в <адрес> (ранее <адрес>), ей давались разъяснения и рекомендации по данному вопросу.
Также администрацией города были направлены разъяснения о присвоении адреса объекту недвижимости.
В 1998 - 1999 годах полномочия городской администрации были предусмотрены Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Так в соответствии с п.5 ст. 73 указанного закона городская администрация «присваивает наименования улицам и другим частям города, устанавливает нумерацию домов».
Заявителю было разъяснено, что постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перенумерации домов отдельных улиц города и присвоении улицам новых наименований» нумерация многоквартирного дома по <адрес> была изменена на <адрес> в <адрес>.
На основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменениях и дополнениях в приложение к постановлению Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№» произведена повторная перенумерация домов по <адрес>, по результатам которой специалистами ГДУП «Крайтехинвентаризация» были внесены изменения в инвентарные дела объектов.
В результате перенумерации многоквартирного <адрес> в <адрес> номер дома изменен на №.
В соответствии с кадастровым паспортом, в реестре недвижимости имеется информация об объектах: <адрес>, кадастровый №.
В целях осуществления кадастрового учета объекта недвижимости необходимые документы представляются собственником такого объекта недвижимости, в соответствии с ч. 2 ст. 20 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Учитывая, что собственниками <адрес> являются супруги ФИО5 и ФИО6, а <адрес> - ФИО2 и ФИО4, следовательно, администрация <адрес> не имеет законных оснований выступать в качестве заявителя при внесении изменений в кадастр недвижимости имущества.
На основании ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственная постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости проводится на основании заявления правообладателя.
Однако, в настоящее время указанному многоквартирному дому необходимо присвоение адреса, так как структура адреса дома не соответствует п. 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 27 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса подается в администрацию <адрес> собственником объекта адресации по собственной инициативе.
В соответствии с п. 29 Правил от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением вправе обратиться представитель таких собственников, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке решением общего собрания указанных собственников. В связи, с чем считают не подлежащими удовлетворению требования истцов.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО6 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Аннулирование адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании информации органа, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, а также об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", предоставляемой в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
Из пп. «б» п. 8 Правил следует, что присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с предоставлением необходимых для кадастрового учета документов, указанных в ч.1 ст. 22 настоящего закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и <адрес> и ФИО3 и ФИО6 заключен договор о приватизации квартиры общей площадью 63,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Указанный договор приватизации квартиры был удостоверен и.о. нотариуса Георгиевской государственной нотариальной конторы ФИО10 и зарегистрирован в реестре за №.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и <адрес> и ФИО2 и ФИО4 заключен договор о приватизации квартиры общей площадью 52,95 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Указанный договор приватизации квартиры был удостоверен начальником агентства ФИО11 и зарегистрирован в реестре за №.
На основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перенумерации домов отдельных улиц города и присвоении улицам новых наименований» изменена нумерация многоквартирного дома по <адрес>.
Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменениях и дополнениях в приложение к постановлению Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№» произведена повторная перенумерация многоквартирного дома по <адрес>, что подтверждается кадастровым паспортом помещения на <адрес>, где указан адрес: <адрес>.
На обращение ФИО6 в администрацию <адрес> для рассмотрения вопроса уточнения адреса многоквартирного дома, расположенного в <адрес> (ранее <адрес>), получен ответ, где указано, что в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, заявление о присвоении объекту адресации адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе.
В соответствии с п. 27 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе.
Согласно пп. «в» п.19 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ при присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса уполномоченный орган обязан принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.
В соответствии с п. 9 указанных Правил при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Из п.10 этих же Правил следует, что если зданию или сооружению не присвоен адрес, присвоение адреса помещению, расположенному в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременного присвоения адреса такому зданию или сооружению.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> края рассмотрено заявление ФИО12, уполномоченной от имени собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, о присвоении адреса земельному участку площадью 3747 кв.м, с кадастровым номером 26:26:011303:9, по <адрес> в <адрес>, и многоквартирному дому (квартиры №№), общей площадью 7036, 2 кв.м, с кадастровым номером 26:26:011304:71, по <адрес>, расположенному на указанном земельном участке, и постановлением главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ указанному земельному участку и многоквартирному дому присвоен адрес: <адрес>.
Согласно п.11 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в случае присвоения адреса многоквартирному дому осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.
Ст. 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного кодекса способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. Однако, как установлено в судебном заседании факт нарушения прав истцов не установлен.
На момент заключения истцами договоров приватизации квартир, адрес указанный в договорах соответствовал действительности, в связи с чем у ответчика не имеется оснований вносить какие-либо изменения в договоры, кроме того Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрен порядок внесения изменений в правоустанавливающие документы.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Соответственно, у истцов не имеется каких-либо препятствий для осуществления их прав по распоряжению своей собственностью.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с отказом в удовлетворении требования истцов об обязании внести в правоустанавливающие документы нотариально удостоверенные исправления, требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО6 к администрации <адрес> края об обязании внести в правоустанавливающие документы нотариально удостоверенные исправления и взыскании расходов по уплате государственной пошлины– отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд через Георгиевский городской суд.
Судья Георгиевского городского суда Т.С.Ивашина