ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-764/2017 от 30.06.2017 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-764/2017 копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по заявлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Лысьвы о возложении обязанности внести сведения об особо охраняемых природных территориях местного значения в государственный реестр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации г. Лысьвы о возложении обязанности внести сведения об особо охраняемых природных территориях местного значения: историко-природный комплекс «Бабьего луга пещера», охраняемый ландшафт «Исток реки Барда», охраняемый ландшафт «Исток реки Кумыш», охраняемый ландшафт «Исток реки Лысьва», охраняемый ландшафт «Клюквенное болото», историко-природный комплекс «Кыновская пещера», природный резерват «Лысьвенский сосняк», охраняемый ландшафт «Лысьвенский южный пригородный лесной парк», охраняемый ландшафт «Матвеевское болото», охраняемый ландшафт «река Обманка», охраняемый ландшафт «Сосняк-черничник», охраняемый ландшафт «Шаквинский сосняк» в государственный реестр недвижимости.

В обоснование иска указал, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства администрацией г. Лысьвы установлено, что на территории Лысьвенского городского округа решением Лысьвенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ созданы 14 особо охраняемых природных территорий местного значения (далее – ООПТ). В государственный реестр недвижимости не внесены сведения о следующих ООПТ: историко-природный комплекс «Бабьего луга пещера», охраняемый ландшафт «Исток реки Барда», охраняемый ландшафт «Исток реки Кумыш», охраняемый ландшафт «Исток реки Лысьва», охраняемый ландшафт «Клюквенное болото», историко-природный комплекс «Кыновская пещера», природный резерват «Лысьвенский сосняк», охраняемый ландшафт «Лысьвенский южный пригородный лесной парк», охраняемый ландшафт «Матвеевское болото», охраняемый ландшафт «река Обманка», охраняемый ландшафт «Сосняк-черничник», охраняемый ландшафт «Шаквинский сосняк». В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр вносятся сведения об ООПТ. В соответствии с п. 10.ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ ООПТ. Отсутствие сведений об ООПТ в государственном реестре недвижимости может привести к осуществлению на их территории деятельности, которая приведет к повреждению, уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной. Указанное нарушение законодательства напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать администрацию г. Лысьвы в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать внесение сведений в государственный реестр недвижимости о следующих особо охраняемых природных территориях местного значения: историко-природный комплекс «Бабьего луга пещера», охраняемый ландшафт «Исток реки Барда», охраняемый ландшафт «Исток реки Кумыш», охраняемый ландшафт «Исток реки Лысьва», охраняемый ландшафт «Клюквенное болото», историко-природный комплекс «Кыновская пещера», природный резерват «Лысьвенский сосняк», охраняемый ландшафт «Лысьвенский южный пригородный лесной парк», охраняемый ландшафт «Матвеевское болото», охраняемый ландшафт «река Обманка», охраняемый ландшафт «Сосняк-черничник», охраняемый ландшафт «Шаквинский сосняк».

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании признала обязанность администрации г. Лысьвы по внесению сведений об особо охраняемых территориях местного значения в государственный кадастр недвижимости, просила продлить срок для организации внесения данных сведений до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку постановка на учет особо охраняемых природных территориях местного значения запланирована поэтапно и требует финансовых затрат.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах особо охраняемых природных территорий.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 32 указанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В силу ч. 18 ст. 32 вышеназванного закона обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица (ч. 20 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно Устава муниципального образовании «Лысьвенский городской округ» к полномочиям администрации относятся обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа по реализации вопросов местного значения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Лысьвенского городского округа (п.п.1, 18 ст. 40).

Решением Лысьвенской городской Думы от 25.07.2013 утверждено Положение об организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий местного значения Лысьвенского городского округа (л.д. 4-5).

Решением Лысьвенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень 14 особо охраняемых природных территорий местного значения.

Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) установлен срок – до ДД.ММ.ГГГГ предоставить информацию о сроках постановки на учет особо охраняемых природных территорий местного значения в единый государственный реестр недвижимости как зон с особыми условиями использования территорий.

Из протокола рабочего совещания по вопросу о постановке на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий местного значения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) видно, что из 14 ООПТ на учет поставлены только три территории.

Из ответа администрации г. Лысьвы на письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) следует, что в ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Лысьвы планируется выполнение работ по установлению границ и постановке на государственный кадастровый учет одной ООПТ местного значения. В связи с затруднительным финансовым положением работы по постановке на учет остальных 10 ООПТ местного значения планируется проводить поэтапно: ДД.ММ.ГГГГ – 3 ООПТ, ДД.ММ.ГГГГ – 3 ООПТ, ДД.ММ.ГГГГ – 4 ООПТ.

То обстоятельство, что на администрации г. Лысьвы возложена обязанность по внесению сведений об особо охраняемых природных территориях местного значения в государственный кадастр недвижимости представителем ответчика не оспаривается.

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах и положениях законодательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению

В соответствии с ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, поскольку обязанность по внесению сведений об особо охраняемых природных территориях местного значения в государственный реестр недвижимости может быть исполнена только ответчиком, то суд считает возможным удовлетворить требования прокурора об установлении срока исполнения судебного решения.

Доводы представителя ответчика относительно продления срока для постановки на учет особо охраняемых природных территориях до ДД.ММ.ГГГГ, судом подлежат отклонению, поскольку достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика исключительных обстоятельств, затрудняющих или делающих невозможным исполнение судебного решения в установленный срок, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Лысьвы о возложении обязанности внести сведения об особо охраняемых природных территориях местного значения в государственный реестр недвижимости удовлетворить.

Обязать администрацию города Лысьвы в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать внесение сведений в государственный реестр недвижимости о следующих особо охраняемых природных территориях местного значения: историко-природный комплекс «Бабьего луга пещера», охраняемый ландшафт «Исток реки Барда», охраняемый ландшафт «Исток реки Кумыш», охраняемый ландшафт «Исток реки Лысьва», охраняемый ландшафт «Клюквенное болото», историко-природный комплекс «Кыновская пещера», природный резерват «Лысьвенский сосняк», охраняемый ландшафт «Лысьвенский южный пригородный лесной парк», охраняемый ландшафт «Матвеевское болото», охраняемый ландшафт «река Обманка», охраняемый ландшафт «Сосняк-черничник», охраняемый ландшафт «Шаквинский сосняк».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Верно. Судья Н.Р. Войтко